9 класс. География. Общая характеристика хозяйства России. Инфраструктурный комплекс. Транспорт, связь, отрасли социальной инфраструктуры.

9 класс. География. Общая характеристика хозяйства России. Инфраструктурный комплекс. Транспорт, связь, отрасли социальной инфраструктуры.

Комментарии преподавателя

Инфраструктурный комплекс состав, значение. Виды транспорта.

Ин­фра­струк­ту­ра – это со­во­куп­ность со­ору­же­ний, зда­ний, си­стем и служб, необ­хо­ди­мых для нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и обес­пе­че­ния по­все­днев­ной жизни на­се­ле­ния.

Без ин­фра­струк­тур­но­го ком­плек­са невоз­мож­но пред­ста­вить себе ра­бо­ту пред­при­я­тий или жизни на­се­ле­ния. Чем лучше осво­е­на тер­ри­то­рия, тем боль­ше на ней учре­жде­ний, ока­зы­ва­ю­щих раз­но­об­раз­ные услу­ги. В го­ро­де ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс раз­вит лучше, чем в сель­ской мест­но­сти. Ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс под­раз­де­ля­ет­ся на две от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ные части: ком­му­ни­ка­ци­он­ную си­сте­му, в ко­то­рую вхо­дят транс­порт, связь, а также сферу об­слу­жи­ва­ния, в ко­то­рую вхо­дят: тор­гов­ля и пи­та­ние (ма­га­зи­ны, кафе, сто­ло­вые), бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние (ре­монт­ные ма­стер­ские, ате­лье, па­рик­ма­хер­ские, бани), ЖКХ (жи­лищ­но-ком­му­наль­ное хо­зяй­ство – предо­став­ле­ние жилья, с его бла­го­устрой­ством), куль­ту­ра и ис­кус­ство (кон­церт­ные, вы­ста­воч­ные залы, те­ат­ры, биб­лио­те­ки, радио и те­ле­ви­де­ние), наука и об­ра­зо­ва­ние (выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния, школы), здра­во­охра­не­ние и физ­куль­ту­ра (по­ли­кли­ни­ки, боль­ни­цы, спорт­ком­плек­сы, ста­ди­о­ны), со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние (со­дер­жа­ние домов для пре­ста­ре­лых, дет­ских домов, ин­тер­на­тов, ор­га­ни­за­ция пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния и стра­хо­ва­ния), фи­нан­со­во-кре­дит­ная сфера (банки, стра­хо­вые и фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции, ин­ве­сти­ци­он­ные фонды), го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние (обо­ро­на, охра­на пра­во­по­ряд­ка).

Услу­ги. Их виды

Ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс со­сто­ит из от­рас­лей, про­из­во­дя­щих услу­ги.

Услу­га – это осо­бый вид про­дук­ции. Она по­треб­ля­ет­ся не в виде вещи, а в ка­че­стве де­я­тель­но­сти.

По ха­рак­те­ру услу­ги де­лят­ся на две груп­пы: ма­те­ри­аль­ные (тор­гов­ля, об­ще­ствен­ное пи­та­ния и бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние) инема­те­ри­аль­ные (об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, здра­во­охра­не­ние) (рис. 1). По пе­ри­о­дич­но­сти по­треб­ле­ния услу­ги де­лят­ся тоже на две груп­пы: по­сто­ян­ные (жи­лищ­но-ком­му­наль­ное об­слу­жи­ва­ние, тор­гов­ля, транс­порт) и пе­ри­о­дич­ные, т. е. нуж­ные ино­гда(здра­во­охра­не­ние, па­рик­ма­хер­ские или ре­кре­а­ци­он­ные услу­ги).

Ха­рак­тер услуг

Виды услуг

Ма­те­ри­аль­ные

Ма­те­ри­а­ли­зу­е­мые в пред­ме­тах сво­е­го воз­дей­ствия

Тор­гов­ля, об­ще­ствен­ное пи­та­ние, жи­лищ­но-ком­му­наль­ное, бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние

Нема­те­ри­а­ли­зу­е­мые в пред­ме­тах сво­е­го воз­дей­ствия

Транс­порт и связь

Нема­те­ри­аль­ные

Необ­хо­ди­мые

Об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, здра­во­охра­не­ние, фи­зи­че­ская куль­ту­ра

Вы­нуж­ден­но необ­хо­ди­мые

Го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние, обо­ро­на, охра­на об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка

Рис. 1. Клас­си­фи­ка­ция услуг по их ха­рак­те­ру и видам

Услу­ги обес­пе­чи­ва­ют нор­маль­ную ра­бо­ту сель­ско­го хо­зяй­ства, про­мыш­ле­но­сти и дру­гих зве­ньев эко­но­ми­ки, обес­пе­чи­вая ка­че­ствен­ный уро­вень жизни людей.

Транс­порт. Транс­порт­ная си­сте­ма

Ос­нов­ная за­да­ча транс­пор­та – обес­пе­чить на­дёж­ную связь между от­рас­ля­ми хо­зяй­ства, ре­ги­о­на­ми го­су­дар­ства, а также между Рос­си­ей и дру­ги­ми стра­на­ми. Для этого су­ще­ству­ют раз­ные виды транс­пор­та, между собой они долж­ны быть вза­и­мо­свя­за­ны, об­ра­зуя транс­порт­ную си­сте­му. Транс­порт­ная си­сте­ма со­сто­ит из всех видов транс­пор­та, объ­еди­нён­ных транс­порт­ны­ми уз­ла­ми.

Транс­порт­ный узел – это центр, в ко­то­ром схо­дят­ся несколь­ко видов транс­пор­та, и про­ис­хо­дит обмен гру­зов между ними.

Круп­ны­ми транс­порт­ны­ми уз­ла­ми яв­ля­ют­ся Москва, Санкт-Пе­тер­бург, Мур­манск, Вла­ди­во­сток, Ниж­ний Нов­го­род и дру­гие го­ро­да (рис. 2).

Крупные транспортные узлы России

Рис. 2. Круп­ные транс­порт­ные узлы Рос­сии

Вы­де­ля­ют несколь­ко видов транс­пор­та: су­хо­пут­ный (же­лез­но­до­рож­ный, ав­то­мо­биль­ный), вод­ный (мор­ской и реч­ной), воз­душ­ный, а также осо­бый вид транс­пор­та – тру­бо­про­вод­ный. Еди­ная транс­порт­ная си­сте­ма Рос­сии – это около 160 000 км же­лез­но­до­рож­ных путей, 680 000 км ав­то­мо­биль­ных дорог с твер­дым по­кры­ти­ем, 100 000 км внут­рен­них вод­ных путей и более 210 000 км тру­бо­про­во­дов. В это от­рас­ли за­ня­то около 4,5 млн че­ло­век. Ра­бо­та транс­пор­та оце­ни­ва­ет­ся та­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми как гру­зо­обо­рот и пас­са­жи­ро­обо­рот.

Гру­зо­обо­рот – эко­но­ми­че­ский по­ка­за­тель ра­бо­ты транс­пор­та (по­ка­за­тель объ­е­ма пе­ре­воз­ки гру­зов), рав­ный про­из­ве­де­нию массы пе­ре­во­зи­мо­го за опре­де­лен­ное время груза на рас­сто­я­ние пе­ре­воз­ки.

Ве­ду­щее место по гру­зо­обо­ро­ту при­над­ле­жит вод­но­му и тру­бо­про­вод­но­му транс­пор­ту, ко­то­рый транс­пор­ти­ру­ет боль­шие объ­ё­мы гру­зов на даль­ние рас­сто­я­ния. По объ­ё­му пе­ре­во­зи­мых гру­зов вы­де­ля­ют­ся же­лез­но­до­рож­ный, тру­бо­про­вод­ный, а также ав­то­мо­биль­ный транс­порт. Быст­ро рас­тёт удель­ный вес ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та.

Пас­са­жи­ро­обо­рот – по­ка­за­тель от­ра­же­ния объ­ё­ма пе­ре­во­за пас­са­жи­ров в пас­са­жи­ро­ки­ло­мет­рах, ко­то­рый ис­чис­ля­ет­ся как про­из­ве­де­ние ко­ли­че­ства пас­са­жи­ров на рас­сто­я­ние пе­ре­воз­ки по каж­до­му виду транс­пор­та.

В пас­са­жи­ро­обо­ро­те его удель­ный вес при­бли­жа­ет­ся к 60%, а в объ­ё­ме пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров он пре­об­ла­да­ет (около 90%).

Виды транс­пор­та от­ли­ча­ют­ся по сле­ду­ю­щим по­ка­за­те­лям:

  • Се­бе­сто­и­мость (скла­ды­ва­ет­ся из сто­и­мо­сти транс­порт­ных сред­ства, транс­порт­но­го пути и сто­и­мо­сти по­гру­зоч­но-раз­гру­зоч­ных стан­ций). Самый до­ро­гой вид транс­пор­та авиа­ци­он­ный, а самый де­ше­вый – мор­ской.
  • Ско­рость пе­ре­во­зок. Самый быст­рый – авиа­ци­он­ный транс­порт, самый мед­лен­ный – мор­ской и реч­ной.
  • На­деж­ность
  • Ком­форт­ность
  • Вли­я­ние при­род­ных усло­вий. Этот фак­тор ха­рак­те­рен для авиа­ци­он­но­го, мор­ско­го и реч­но­го видов транс­пор­та.

 

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/9-klass/bobwaya-harakteristika-hozyajstva-rossiib/infrastrukturnyy-kompleks-sostav-znachenie-vidy-transporta

http://www.youtube.com/watch?v=TPCdFUk1Eho

http://www.youtube.com/watch?v=F43BTQ9VEpo

http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/9/9_geog_t.pdf

 

Файлы