9 класс. География. Общая характеристика хозяйства России. Инфраструктурный комплекс. Транспорт, связь, отрасли социальной инфраструктуры.

9 класс. География. Общая характеристика хозяйства России. Инфраструктурный комплекс. Транспорт, связь, отрасли социальной инфраструктуры.

Комментарии преподавателя

Водный и другие виды транспорта

К вод­но­му транс­пор­ту от­но­сят мор­ской и реч­ной. Мор­ской транс­порт обыч­но об­слу­жи­ва­ет внеш­нюю тор­гов­лю. А пла­ва­ние по внут­рен­ним пор­там стра­ны на­зы­ва­ют ка­бо­таж­ным. Его доля в пе­ре­воз­ках обыч­но неве­ли­ка. Мор­ской транс­порт об­ла­да­ет рядом осо­бен­но­стей: во-пер­вых, он де­ше­вый из-за вы­со­кой гру­зо­подъ­ём­но­сти, во-вто­рых, об­ла­да­ет пря­мы­ми бес­плат­ны­ми мор­ски­ми пу­тя­ми, но, к со­жа­ле­нию, за­ви­сит от по­год­ных усло­вий: ветер, шторм. Боль­шая часть морей Рос­сии в се­вер­ной части за­мер­за­ет. В мор­ской транс­порт вхо­дит: флот, порты и су­до­вер­фи. По числу тор­го­вых судов (около 5000 шт) Рос­сия вхо­дит в пя­тер­ку стран-ли­де­ров мира. Но более 60% судов имеют воз­раст более 15 лет и не могут за­хо­дить во мно­гие ино­стран­ные порты. Доля мо­ло­дых судов в воз­расте до пяти лет всего 10%. В со­ста­ве мор­ско­го флота Рос­сии есть ры­бо­лов­ные суда – трау­ле­ры, сей­не­ры (45%), спе­ци­аль­ные суда – ле­до­ко­лы, бук­си­ры (24%), су­хо­гру­зы – кон­тей­не­ро­во­зы, ле­со­во­зы (23%), на­лив­ные суда – тан­ке­ры (5%), пас­са­жир­ские суда (3%). Круп­ные порты Рос­сии: Санкт-Пе­тер­бург, Но­во­рос­сийск, Мур­манск, Ар­хан­гельск, Вла­ди­во­сток. Неф­те­на­лив­ные грузы идут через Но­во­рос­сийск, Ту­ап­се, Ма­хач­ка­лу, Аст­ра­хань (рис. 1).

Порты, через которые идут нефтеналивные грузы

Рис. 1. Порты, через ко­то­рые идут неф­те­на­лив­ные грузы

Лес­ные грузы идут через Игар­ку, Ар­хан­гельск, Вы­борг (рис. 2).

Порты, через которые идут лесные грузы

Рис. 2. Порты, через ко­то­рые идут лес­ные грузы

Раз­ные грузы идут через Санкт-Пе­тер­бург, Вла­ди­во­сток, На­ход­ку, Во­сточ­ный. 60% пор­тов мел­ко­вод­ны и не могут при­ни­мать круп­ные суда. Необ­хо­ди­ма ре­кон­струк­ция дей­ству­ю­щих пор­тов и стро­и­тель­ство новых. Роль бас­сей­нов в мор­ском транс­пор­те неоди­на­ко­ва. 1-е место по гру­зо­подъ­ем­но­сти за­ни­ма­ют порты Ти­хо­го оке­а­на: Вла­ди­во­сток, Во­сточ­ный, На­ход­ка, но они уда­ле­ны от раз­ви­тых ре­ги­о­нов Рос­сии, то есть от цен­тра. На вто­ром месте порты Бал­тий­ско­го бас­сей­на. Они имеют вы­год­ное гео­гра­фи­че­ское по­ло­же­ние и рас­по­ло­же­ны неда­ле­ко от цен­тра стра­ны. Среди этих пор­тов Санкт-Пе­тер­бург – вто­рой по зна­чи­мо­сти город Рос­сии, круп­ней­ший порт Бал­ти­ки. Через порты Чер­но­го моря (Но­во­рос­сийск, Ту­ап­се) про­хо­дит ос­нов­ной экс­порт нефти из Рос­сии, Азер­бай­джа­на и Ка­зах­ста­на. По морям Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на про­хо­дит Се­вер­ный Мор­ской путь – это крат­чай­шая до­ро­га между Ев­ро­пой и Азией. Про­хо­дит он через Мур­манск, Дик­сон, Тикси, бухту Певек, Бе­рин­гов про­лив, Пет­ро­пав­ловск-Кам­чат­ский, Вла­ди­во­сток. Это един­ствен­ная до­ро­га для снаб­же­ния на­се­ле­ния Край­не­го Се­ве­ра про­до­воль­стви­ем, строй­ма­те­ри­а­ла­ми, топ­ли­вом и дру­ги­ми то­ва­ра­ми (рис. 3).

Северный Морской путь

Рис. 3. Се­вер­ный Мор­ской путь

Реч­ной транс­порт

Реч­ной транс­порт – это де­ше­вый вид вод­но­го транс­пор­та, ко­то­рый об­слу­жи­ва­ет, в ос­нов­ном, внут­рен­ние пе­ре­воз­ки. Су­до­ход­ны­ми ре­ка­ми Рос­сии яв­ля­ют­ся: Волга с Камой, Обь, Се­вер­ная Двина, Пе­чо­ра, Лена, Ени­сей, Амур (рис. 4).

Судоходные реки России

Рис. 4. Су­до­ход­ные реки Рос­сии

В се­вер­ной части стра­ны реки ино­гда яв­ля­ют­ся един­ствен­ной воз­мож­но­стью пе­ре­пра­вить грузы. При­чем, это долж­ны быть такие грузы, ко­то­рые не тре­бу­ют быст­рой до­став­ки, на­при­мер: лес, руды, топ­ли­во, стро­и­тель­ные ма­те­ри­а­лы. Глав­ные про­бле­мы реч­но­го транс­пор­та – это об­ме­ле­ние рек, боль­шой срок экс­плу­а­та­ции шлю­зов, ка­на­лов, пло­тин.

Ос­нов­ной вод­ный путь Рос­сии – Вол­го-Кам­ский (рис. 5). Из Волги по си­сте­ме ка­на­лов дви­же­ние про­хо­дит в Белое, Бал­тий­ское, Чер­ное и Азов­ское моря.

Основной водный путь в России – Волго-Камский

Рис. 5. Ос­нов­ной вод­ный путь в Рос­сии – Вол­го-Кам­ский

Авиа­ци­он­ный (воз­душ­ный) транс­порт

К дру­гим видам транс­пор­та от­но­сит­ся авиа­ци­он­ный. Это один из самых до­ро­гих видов транс­пор­та. На са­мо­ле­тах и вер­то­ле­тах можно до­ста­вить грузы в любую точку стра­ны. Авиа­ци­он­ным транс­пор­том обыч­но от­прав­ля­ют грузы в труд­но­до­ступ­ные места, а также ско­ро­пор­тя­щи­е­ся и сроч­ные грузы. Спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся авиа­ци­он­ный транс­порт на пе­ре­воз­ке пас­са­жи­ров на даль­ние рас­сто­я­ния. В Рос­сии дей­ству­ют 800 аэро­пор­тов, их них 50 счи­та­ют­ся меж­ду­на­род­ны­ми. Глав­ная про­бле­ма авиа­ци­он­но­го транс­пор­та – это боль­шой срок экс­плу­а­та­ции са­мо­ле­тов. Необ­хо­ди­мо об­но­вить парк са­мо­ле­тов. К тому же, воз­душ­ный транс­порт яв­ля­ет­ся се­рьез­ным за­гряз­ни­те­лем ат­мо­сфе­ры. За 1 час по­ле­та са­мо­лет сжи­га­ет 15 тонн топ­ли­ва, для этого рас­хо­ду­ет­ся 625 тонн воз­ду­ха, и вы­брос про­дук­тов сго­ра­ния при этом со­став­ля­ет 66 тонн. К тому же, в рай­о­нах аэро­пор­тов жи­те­ли стра­да­ют еще и от шу­мо­во­го за­гряз­не­ния.

Тру­бо­про­вод­ный транс­порт

Тру­бо­про­вод­ный транс­порт по гру­зо­обо­ро­ту вышел на 1-е место. Про­клад­ка тру­бо­про­во­да в несколь­ко раз де­шев­ле, чем стро­и­тель­ство же­лез­ной до­ро­ги (рис. 6).

Строительство трубопровода

Рис. 6. Стро­и­тель­ство тру­бо­про­во­да

От­прав­ка нефти или газа по тру­бо­про­во­ду об­хо­дит­ся в 2–3 раза де­шев­ле, чем же­лез­но­до­рож­ным транс­пор­том. По тру­бо­про­вод­но­му транс­пор­ту на­сос­ные стан­ции пе­ре­прав­ля­ют газ, нефть, бен­зин, ке­ро­син, то есть жид­кие или га­зо­об­раз­ные про­дук­ты. Самые длин­ные неф­те- и га­зо­про­во­ды про­ло­же­ны из За­пад­ной Си­би­ри в Ев­ро­пей­скую часть Рос­сии, а также за пре­де­лы го­су­дар­ства. В Рос­сии по неф­те­про­во­дам пе­ре­прав­ля­ют 95% нефти, по га­зо­про­во­дам почти весь до­бы­ва­е­мый газ. Ра­бо­та тру­бо­про­во­дов кон­тро­ли­ру­ет­ся ав­то­ма­та­ми, ко­то­рые управ­ля­ют­ся несколь­ки­ми лю­дь­ми. Тру­бо­про­вод­ный транс­порт не имеет вы­бро­сов в ат­мо­сфе­ру, не за­гряз­ня­ет при­ро­ду. Но 50% тру­бо­про­во­дов имеют вы­со­кую сте­пень из­но­са. В стране еже­год­но про­ис­хо­дит около 700 раз­ры­вов тру­бо­про­во­дов. Если про­ис­хо­дит утеч­ка нефти на таком раз­ры­ве, то, есте­ствен­но, за­гряз­ня­ет­ся окру­жа­ю­щая среда: почва, вода (рис. 7).

Ликвидация аварии на нефтепроводе

Рис. 7. Лик­ви­да­ция ава­рии на неф­те­про­во­де

Если про­ис­хо­дит утеч­ка газа, то воз­мож­но воз­ник­но­ве­ние взры­вов, по­жа­ров и даже ги­бе­ли людей.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/9-klass/bobwaya-harakteristika-hozyajstva-rossiib/vodnyy-i-drugie-vidy-transporta

http://www.youtube.com/watch?v=3oARQ87P9Lo

http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/9/9_geog_t.pdf

http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/9_geo_d_2013.pdf

http://geoslides.ru/vodnyiy-i-drugie-vidyi-transporta/

 

Файлы