4 класс. Русский язык. Изменение имён существительных по падежам (склонение)

4 класс. Русский язык. Изменение имён существительных по падежам (склонение)

Комментарии преподавателя

§1. Для чего служит падеж

На данном уроке мы вспомним, что такое падеж имени существительного, определим его роль в тексте, а также повторим падежные вопросы.

Для чего служит падеж? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина. В этом отрывке пропущены окончания существительных, но мы можем легко их восполнить.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: „Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!“

Падеж – категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения.

Чтобы имя существительное в разговоре (или на письме) могло правильно соединяться с другими словами, образовывая предложения, оно может менять свои окончания. Такое изменение существительного называется изменением по падежам.

§2. Падежи русского языка

В русском языке их шесть. Каждый падеж имеет своё значение и отвечает на какой-нибудь вопрос, при помощи которого легко определить этот падеж.

Именительный падеж — кто? что?

Родительный падеж — (нет) кого? чего?

Дательный падеж — (дать) кому? чему?

Винительный падеж — (вижу) кого? что?

Творительный падеж — (творю) кем? чем?

Предложный падеж — (думать) о ком? о чём?

В скобках указаны вспомогательные слова. Они не являются частью вопроса, но могут помочь в определении падежа.

Чтобы проще запомнить последовательность падежей, существуют шуточные «запоминалки».

Например:

Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.  

Названия падежей соответствуют первой букве каждого слова.

§3. Изменение имен существительных по падежам


По падежам имена существительные изменяются как в единственном, так и во множественном числе.

§4. Как определять падеж существительных

На примере предложения «Даша учится играть на скрипке» рассмотрим, как правильно определять падеж существительного.

Чтобы определить падеж слова (на) скрипкевыполним следующую последовательность действий:

  1. Найдем слово, от которого мы можем задать вопрос к существительному. Такое слово мы назовем главными на письме будем отмечать крестиком.

Главное слово – играть.

  1. Поставим вопрос от главного слова к существительному (по-другому – к зависимому слову, к которому задается вопрос).
  2.  
  3. По вопросу определим падеж.
 
 


Вопрос на чём? – вопрос предложного падежа.

Нужно запомнить, что вопросы где? куда? откуда? не являются падежными вопросами.

 

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Izmenenie-imen-suschestvitelnykh-po-padezham

http://www.youtube.com/watch?v=5bpmZnHKWR4

http://www.youtube.com/watch?v=rh04Ie1xL9Q

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/26/pravopisanie-padezhnykh-bezudarnykh-okonchaniy-imen

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/16/pravopisanie-bezudarnykh-padezhnykh-okonchaniy-imyon

Файлы