4 класс. Русский язык. Изменение имён существительных по падежам (склонение)
4 класс. Русский язык. Изменение имён существительных по падежам (склонение)
Комментарии преподавателя
§1. Для чего служит падеж
На данном уроке мы вспомним, что такое падеж имени существительного, определим его роль в тексте, а также повторим падежные вопросы.
Для чего служит падеж? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к «Сказке о золотом петушке» А.С. Пушкина. В этом отрывке пропущены окончания существительных, но мы можем легко их восполнить.
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: „Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!“
Падеж – категория слова, показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения.
Чтобы имя существительное в разговоре (или на письме) могло правильно соединяться с другими словами, образовывая предложения, оно может менять свои окончания. Такое изменение существительного называется изменением по падежам.
В русском языке их шесть. Каждый падеж имеет своё значение и отвечает на какой-нибудь вопрос, при помощи которого легко определить этот падеж.
Именительный падеж — кто? что?
Родительный падеж — (нет) кого? чего?
Дательный падеж — (дать) кому? чему?
Винительный падеж — (вижу) кого? что?
Творительный падеж — (творю) кем? чем?
Предложный падеж — (думать) о ком? о чём?
В скобках указаны вспомогательные слова. Они не являются частью вопроса, но могут помочь в определении падежа.
Чтобы проще запомнить последовательность падежей, существуют шуточные «запоминалки».
Например:
Иван рубил дрова, Василиса таскала поленья.
Названия падежей соответствуют первой букве каждого слова.
§3. Изменение имен существительных по падежам
По падежам имена существительные изменяются как в единственном, так и во множественном числе.
§4. Как определять падеж существительных
На примере предложения «Даша учится играть на скрипке» рассмотрим, как правильно определять падеж существительного.
Чтобы определить падеж слова (на) скрипке, выполним следующую последовательность действий:
- Найдем слово, от которого мы можем задать вопрос к существительному. Такое слово мы назовем главным, и на письме будем отмечать крестиком.
Главное слово – играть.
- Поставим вопрос от главного слова к существительному (по-другому – к зависимому слову, к которому задается вопрос).
- По вопросу определим падеж.
Вопрос на чём? – вопрос предложного падежа.
Нужно запомнить, что вопросы где? куда? откуда? не являются падежными вопросами.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Izmenenie-imen-suschestvitelnykh-po-padezham
http://www.youtube.com/watch?v=5bpmZnHKWR4
http://www.youtube.com/watch?v=rh04Ie1xL9Q
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/26/pravopisanie-padezhnykh-bezudarnykh-okonchaniy-imen
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2012/03/16/pravopisanie-bezudarnykh-padezhnykh-okonchaniy-imyon