3 класс. Русский язык. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам

3 класс. Русский язык. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам

Комментарии преподавателя

В речи нам часто при­хо­дит­ся из­ме­нять гла­го­лы по вре­ме­нам. Мы за­да­ём друг другу во­про­сы: «Что ты де­ла­ешь в на­сто­я­щий мо­мент? Что ты де­ла­ла вчера? Что бу­дешь де­лать зав­тра? Или что сде­ла­ешь»

 Знакомимся со значениями времён

На кар­тин­ке изоб­ра­же­ны дети во время их раз­го­во­ра по те­ле­фо­ну. (см. Рис. 1)

 

Рис. 1. Зна­че­ние вре­мён

Когда мы го­во­рим о дей­стви­ях, про­ис­хо­дя­щих во время раз­го­во­ра (в мо­мент речи), то ста­вим гла­го­лы в на­сто­я­щее время.Что де­ла­ет? Слу­ша­ет, го­во­рит.

Когда го­во­рим о дей­стви­ях, ко­то­рые про­ис­хо­ди­ли до на­ча­ла раз­го­во­ра (до мо­мен­та речи), мы поль­зу­ем­ся гла­го­ла­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни. Что делал? Слу­шал, го­во­рил.

А когда го­во­рит­ся о дей­стви­ях, ко­то­рые ещё толь­ко про­изой­дут после раз­го­во­ра (после мо­мен­та речи), гла­го­лы ста­вят в бу­ду­щее время. Что будет де­лать? Будет слу­шать, будет го­во­рить. Что сде­ла­ет? По­слу­ша­ет, по­го­во­рит.

 Объясняем названия времён

Объ­яс­ним на­зва­ния вре­мён. Форма на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ука­зы­ва­ет на то, что дей­ствие про­ис­хо­дит сей­час, в на­сто­я­щий мо­мент, форма про­шед­ше­го вре­ме­ни - на то, что дей­ствие про­ис­хо­ди­ло в про­шлом, форма бу­ду­ще­го - на то, что дей­ствие ещё толь­ко будет про­ис­хо­дить в бу­ду­щем.

Из­ме­ним гла­го­лы по вре­ме­нам.

со­ло­вей

что де­ла­ет сей­час? поёт

что делал рань­ше? пел

что будет де­лать? будет петь

ху­дож­ник

что де­ла­ет сей­час? ри­су­ет

что делал рань­ше? ри­со­вал

что будет де­лать? будет ри­со­вать

дети

что де­ла­ют сей­час? чи­та­ют

что де­ла­ли рань­ше? чи­та­ли

что будут де­лать? будут чи­тать

 Ищем глаголы в стихотворении

Ап­рель.

Долго шла весна тай­ком

От вет­ров и стужи,

А се­год­ня - пря­ми­ком

Шлё­па­ет по лужам.

Гонит талые снега

С го­мо­ном и зво­ном,

Будет  вы­сти­лать луга

Бар­ха­том зе­лё­ным.  (Л.Аким)

Дей­ствие про­ис­хо­ди­ло до мо­мен­та речи: (что де­ла­ла?) шла (прош.вр.)

Дей­ствие про­ис­хо­дит в мо­мент речи: (что де­ла­ет?) шлё­па­ет, гонит (наст.вр.)

Дей­ствие будет про­ис­хо­дить после мо­мен­та речи: (будет что де­лать?) будет вы­сти­лать (будущ.вр.)

 Ищем приметы времён

Гла­го­лы каж­до­го вре­ме­ни от­ве­ча­ют на свои во­про­сы. По­ищем при­ме­ты вре­мён.

В про­шед­шем вре­ме­ни:

ед.ч.                                                                  мн.ч.

(он) что делал? что сделал?             (они) что делали? что сделали?

(она) что делала? что сделала?

(оно) что делало? что сделало?

По ка­ко­му суф­фик­су в во­про­се можно от­ли­чить гла­го­лы про­шед­ше­го вре­ме­ни? 

Если есть в во­про­се суф­фикс -Л, гла­гол в про­шед­шем вре­ме­ни.

В на­сто­я­щем вре­ме­ни:

ед.ч.

(я) что делаю?

(ты) что делаешь?

(он) что делает?

мн.ч.

(мы) что делаем?

(вы) что делаете?

(они) что делают?

В бу­ду­щем вре­ме­ни:

ед.ч.

(я) что сделаю?

(ты) что сделаешь?

(он) что сделает?

мн.ч.

(мы) что сделаем?

(вы) что сделаете?

(они) что сделают?

ед.ч.

(я) что буду де­лать?

(ты) что будешь де­лать?

(он) что будет де­лать?

мн.ч.

(мы) что будем де­лать?

(вы) что будете де­лать?

(они) что будут де­лать?

Какие окон­ча­ния де­ла­ют по­хо­жи­ми во­про­сы на­сто­я­ще­го и бу­ду­ще­го вре­ме­ни?

-у, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Если есть в во­про­се при­став­ка С- или слова буду, бу­дешь, будут…, то это гла­гол бу­ду­ще­го вре­ме­ни.

В во­про­сах на­сто­я­ще­го вре­ме­ни нет при­став­ки С-.

 

 ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/glagol/ponyatie-o-vremennyh-formah-glagola-izmenenie-glagolov-po-vremenam?seconds=0&chapter_id=2223

http://www.youtube.com/watch?v=80sA3aFfhS8

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/10/14/razrabotka-uroka-russkogo-yazyka-3-klass-ponyatie-o

http://www.youtube.com/watch?v=K1yhcAcGHoo

Файлы