3 класс. Русский язык. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам
3 класс. Русский язык. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам
Комментарии преподавателя
Глагол – это вторая по численности часть речи в нашем языке. Самыми употребительными являются глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, понимать, сделать, значить.
Теперь рассмотрим морфологические признаки глагола.
Действие, которое обозначает глагол, может происходить в разное время: вчера, позавчера, в прошлом году, сегодня, завтра, послезавтра и так далее. Рассмотрим пример:
Вчера на уроке математики мы выполняли контрольную работу. Сейчас у нас урок русского языка. Мы пишем сочинение. Завтра мы всем классом поедем на экскурсию.
Мы (что делали?) выполняли – это действие совершилось вчера. Глагол «выполняли» стоит в прошедшем времени.
Мы (что делаем?) пишем – это действие совершается сейчас. Глагол «пишем» стоит в настоящем времени.
Мы (что сделаем?) поедем – это действие совершится завтра. Глагол «поедем» стоит в будущем времени.
Время – изменяемый признак глагола:
что делал? писал
что делает? пишет
что будет делать? будет писать
Время – признак, которого нет ни у существительных, ни у прилагательных, ни у местоимений.
Кроме того, как и у других самостоятельных частей речи, мы можем определить у глагола:
- число единственное и множественное (рисует – рисую, думал – думали);
- лицо (я пишу, ты пишешь, он пишет);
- род в прошедшем времени (он ходил, она ходила, оно ходило).
Находим глаголы в тексте и определяем время
Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает влагу. Деревья покрылись дождевыми каплями. Они сыплются на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет солнце. Лес будет ярко зеленеть и будет гореть алмазными искрами. (По Д. Мамину-Сибиряку)
Впитывает – что делает?, настоящее время ,
покрылись – что сделали?, есть суффикс –Л, примета глагола прошедшего времени,
сыплются – что делают?, настоящее время,
выглянет – что сделает?, будущее время,
будет зеленеть – что будет делать?, будущее время,
будет гореть – что будет делать?, будущее время.
Знакомимся с двумя формами будущего времени /
В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна – для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, а другая – для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?
Первую форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: буду (будем…) и неопределённой формы глагола.
И в вопросе тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет делать? – будет зеленеть, будет гореть.
Вторую форму называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?...) – что сделает? выглянет.
Будем, ребята, беречь доброту.
Будем, ребята, беречь красоту.
Будем дерзать, будем творить,
Будем дружбой своей дорожить. (В. Викторов)
Будем беречь, будем дерзать (т.е. смело стремиться к чему-нибудь новому), будем творить, будем дорожить – сложная форма будущего времени.
Ищем глаголы в форме будущего времени
Ёж осенью ложится спать. Найдёт колючий кучку опавших листьев, принесёт травы, веточек. Залезет внутрь и будет тамёрзать. Потом свернётся в колючий клубок и будет спать. (По А. Лавровой)
ложится - что делает?, наст.в.,
спать – что делать?, неопр.ф.,
найдёт – что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,
принесёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,
залезет - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,
будет ёрзать – будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола ёрзать,
свернётся - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,
будет спать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола спать.
Какая орфограмма в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы: что делаешь? что сделаешь?
Обратите внимание на глаголы, которые отвечают на вопросы (ты) что делаешь? (ты) что сделаешь?
Деревья.
Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Листья лопочут зелёными язычками.Прислонишь плечо к стволу. Ствол гладкий, скользкий. Это молодая берёзка. А то – всё в пупырышках. Это осина. Или всё в морщинах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу. И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По Н. Сладкову)
Что делаешь? - входишь, гладишь, хлопаешь, живёшь, хочешь – настоящее время.
Что сделаешь? - прислонишь – будущее время.
В окончаниях глаголов -ешь, -ёшь, -ишь всегда пишется Ь.
В 4 классе вы узнаете, что это глаголы 2-ого лица, единственного числа. У одних глаголов окончание -ешь, а у других -ишь, это зависит от спряжения глаголов. Об этом вы тоже узнаете в 4 классе.
Проверь себя
Найдите глаголы в тексте и определите время.
Скрипач – кузнечик.
А он с рассвета до рассвета
Играл на скрипке песню лета.
И пела скрипка вместе с ветром
О солнышке, большом и светлом;
О том, что дни бегут за днями;
О том, что мы взрослеем с вами. (Дж. Чиарди)
Играл – что делал? – прошедшее время.
Пела – что делала? –прошедшее время.
Бегут – что делают? – настоящее время.
Взрослеем – что делаем? – настоящее время.
Заключение
На уроке вы узнали, что глаголы изменяются по временам.
Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент (что делает? спит),
форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом (что делал? спал),
форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем (что будет делать? будет спать). Эту форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола. Вторую форму будущего времени называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделает? поспит.
ИСТОЧНИКИ
http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/glagol/ponyatie-o-vremennyh-formah-glagola-izmenenie-glagolov-po-vremenam?seconds=0&chapter_id=2223
http://www.youtube.com/watch?v=NEZJWP17gO8
http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Glagol-kak-chast-rechi