3 класс. Русский язык. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам

3 класс. Русский язык. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам

Комментарии преподавателя

Глагол – это вторая по численности часть речи в нашем языке. Самыми употребительными являются глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, понимать, сделать, значить.

Теперь рассмотрим морфологические признаки глагола.

Действие, которое обозначает глагол, может происходить в разное время: вчера, позавчера, в прошлом году, сегодня, завтра, послезавтра и так далее. Рассмотрим пример:

Вчера на уроке математики мы выполняли контрольную работу. Сейчас у нас урок русского языка. Мы пишем сочинение. Завтра мы всем классом поедем на экскурсию.

Мы (что делали?) выполняли – это действие совершилось вчера. Глагол «выполняли» стоит в прошедшем времени.

Мы (что делаем?) пишем – это действие совершается сейчас. Глагол «пишем» стоит в настоящем времени.

Мы (что сделаем?) поедем – это действие совершится завтра. Глагол «поедем» стоит в будущем времени.

Время – изменяемый признак глагола:

что делал? писал

что делает? пишет

что будет делать? будет писать

Время – признак, которого нет ни у существительных, ни у прилагательных, ни у местоимений.

Кроме того, как и у других самостоятельных частей речи, мы можем определить у глагола:

- число единственное и множественное (рисует – рисую, думал – думали);

- лицо (я пишу, ты пишешь, он пишет);

- род в прошедшем времени (он ходил, она ходила, оно ходило).

 Находим глаголы в тексте и определяем время

Дожд­ли­вый лет­ний день. В лесу земля жадно впи­ты­ва­ет влагу. Де­ре­вья по­кры­лись дож­де­вы­ми кап­ля­ми. Они сып­лют­ся на землю при каж­дом дви­же­нии. После та­ко­го дождя скоро вы­гля­нет солн­це. Лес будет ярко зе­ле­неть и будет го­реть ал­маз­ны­ми ис­кра­ми. (По Д. Ма­ми­ну-Си­би­ря­ку)

Впи­ты­ва­ет – что де­ла­ет?, на­сто­я­щее время ,

по­кры­лись – что сде­ла­ли?, есть суф­фикс –Л, при­ме­та гла­го­ла про­шед­ше­го вре­ме­ни,

сып­лют­ся – что де­ла­ют?, на­сто­я­щее время,

вы­гля­нет – что сде­ла­ет?, бу­ду­щее время,

будет зе­ле­неть – что будет де­лать?, бу­ду­щее время,

будет го­реть – что будет де­лать?, бу­ду­щее время.

 Знакомимся с двумя формами будущего времени /

В рус­ском языке у гла­го­лов может быть две формы бу­ду­ще­го вре­ме­ни. Одна – для гла­го­лов, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать?, а дру­гая – для гла­го­лов, от­ве­ча­ю­щих на во­прос что сде­лать?

Первую форму на­зы­ва­ют слож­ной, так как она со­сто­ит из двух слов: буду (будем…) и неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла.

И в во­про­се тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет де­лать? – будет зе­ле­неть, будет го­реть.

Вто­рую форму на­зы­ва­ют про­стой, так как она со­сто­ит из од­но­го слова: что сде­лаю? (сде­ла­ем?...) – что сде­ла­ет? вы­гля­нет.

Будем, ре­бя­та, бе­речь доб­ро­ту.

Будем, ре­бя­та, бе­речь кра­со­ту.

Будем дер­зать, будем тво­рить,

Будем друж­бой своей до­ро­жить. (В. Вик­то­ров)

Будем бе­речь, будем дер­зать (т.е. смело стре­мить­ся к че­му-ни­будь но­во­му), будем тво­рить, будем до­ро­жить – слож­ная форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни.

 Ищем глаголы в форме будущего времени

Ёж осе­нью ло­жит­ся спать. Най­дёт ко­лю­чий кучку опав­ших ли­стьев, при­не­сёт травы, ве­то­чек. За­ле­зет внутрь и будет тамёр­зать. Потом свер­нёт­ся в ко­лю­чий клу­бок и будет спать. (По А. Лав­ро­вой)

ло­жит­ся - что де­ла­ет?, наст.в.,

спать – что де­лать?, неопр.ф.,

най­дёт – что сде­ла­ет?, про­стая форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из од­но­го слова,

при­не­сёт - что сде­ла­ет?, про­стая форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из од­но­го слова,

за­ле­зет -  что сде­ла­ет?, про­стая форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из од­но­го слова,

будет ёр­зать – будет что де­лать?, слож­ная форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из двух слов: будет и неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла ёр­зать,

свер­нёт­ся -  что сде­ла­ет?, про­стая форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из од­но­го слова,

будет спать - будет что де­лать?, слож­ная форма бу­ду­ще­го вре­ме­ни, со­сто­ит из двух слов: будет и неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла спать.

 Какая орфограмма в окончаниях глаголов, которые отвечают на вопросы: что делаешь? что сделаешь?

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­про­сы (ты) что де­ла­ешь? (ты) что сде­ла­ешь?

Де­ре­вья.

Вхо­дишь в лес и гла­дишь ла­до­нью де­ре­вья, будто ста­рых дру­зей хло­па­ешь по спине. Ли­стья ло­по­чут зе­лё­ны­ми языч­ка­ми.При­сло­нишь плечо к ство­лу. Ствол глад­кий, скольз­кий. Это мо­ло­дая бе­рёз­ка. А то – всё в пу­пы­рыш­ках. Это осина. Или всё в мор­щи­нах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь жи­вёшь с де­ре­вья­ми пле­чом к плечу. И хо­чешь стис­нуть ла­до­ня­ми их ру­ки-вет­ви и креп­ко по­жать. (По Н. Слад­ко­ву)

Что де­ла­ешь? - вхо­дишь, гла­дишь, хло­па­ешь, жи­вёшь, хо­чешь  – на­сто­я­щее время.

Что сде­ла­ешь? - при­сло­нишь – бу­ду­щее время.

В окон­ча­ни­ях гла­го­лов -ешь, -ёшь, -ишь все­гда пи­шет­ся Ь.

В 4 клас­се вы узна­е­те, что это гла­го­лы 2-ого лица, един­ствен­но­го числа. У  одних гла­го­лов окон­ча­ние -ешь, а у дру­гих -ишь, это за­ви­сит от спря­же­ния гла­го­лов. Об этом вы тоже узна­е­те в 4 клас­се.

 Проверь себя

Най­ди­те гла­го­лы в тек­сте и опре­де­ли­те  время.

Скри­пач – куз­не­чик.

А он с рас­све­та до рас­све­та

Играл на скрип­ке песню лета.

И пела скрип­ка вме­сте с вет­ром

О сол­ныш­ке, боль­шом и свет­лом;

О том, что дни бегут за днями;

О том, что мы взрос­ле­ем с вами. (Дж. Чи­ар­ди)

Играл – что делал? – про­шед­шее время.

Пела – что де­ла­ла? –про­шед­шее время.

Бегут – что де­ла­ют? – на­сто­я­щее время.

Взрос­ле­ем – что де­ла­ем? – на­сто­я­щее время.

 Заключение

На уроке вы узна­ли, что гла­го­лы из­ме­ня­ют­ся по вре­ме­нам.

Форма на­сто­я­ще­го вре­ме­ни ука­зы­ва­ет на то, что дей­ствие про­ис­хо­дит сей­час, в на­сто­я­щий мо­мент (что де­ла­ет? спит),

форма про­шед­ше­го вре­ме­ни - на то, что дей­ствие про­ис­хо­ди­ло в про­шлом (что делал? спал),

форма бу­ду­ще­го - на то, что дей­ствие ещё толь­ко будет про­ис­хо­дить в бу­ду­щем (что будет де­лать? будет спать). Эту форму на­зы­ва­ют слож­ной, так как она со­сто­ит из двух слов: будет и неопре­де­лён­ной формы гла­го­ла. Вто­рую форму бу­ду­ще­го вре­ме­ни на­зы­ва­ют про­стой, так как она со­сто­ит из од­но­го слова: что сде­ла­ет? по­спит.

 

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/glagol/ponyatie-o-vremennyh-formah-glagola-izmenenie-glagolov-po-vremenam?seconds=0&chapter_id=2223

http://www.youtube.com/watch?v=NEZJWP17gO8

http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Glagol-kak-chast-rechi

Файлы