3 класс. Русский язык. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам

3 класс. Русский язык. Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам

Время какого глагола указано неверно?

Комментарии преподавателя

§1. Глагол как часть речи

Давайте вспомним, кто населяет страну Морфологию. Правильно, это различные части речи. В этом уроке мы встретимся с одним из жителей этой страны, узнаем тайну его происхождения и познакомимся с его отличительными признаками.

Сначала сравните два текста:

  1. Раннее утро. Улицы города. Фонари. Одинокие прохожие. Дворник, метущий асфальт. Первый троллейбус.
  2. Наступило раннее утро. Просыпаются улицы города. Гаснут фонари. Появляются одинокие прохожие. Зевнул дворник, метущий асфальт. Дребезжит первый троллейбус.

Оба текста рисуют картину наступающего утра в городе. Слова во втором тексте: наступает, просыпаются, гаснут, появляются, зевает, дребезжит оживили эту картину, помогли нам уточнить то, что названо именами существительными. Эти слова обозначают действия предметов иназываются глаголами.

На какие вопросы может отвечать глагол?

утро что сделало? наступило

улицы (что делают?) просыпаются

дворник (что сделал?) зевнул

Глаголы в русском языке могут обозначать не только реальные действия (идти, танцевать), но и самые разнообразные явления:

- изменение признаков (темнеть, краснеть);

- процесс речи и мысли (думать, решать);

- состояние (спать, веселиться);

- звуковые явления (кричать, лаять);

- взаимоотношения людей (любить, ненавидеть).

Теперь рассмотрим, откуда взялось такое странное слово «глагол». В словаре Владимира Ивановича Даля это слово означает:

 1) слово, речь;

 2) часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние.

Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ - важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Использование слова «глагол» в этом значении мы можем найти в произведениях наших поэтов.

Слово «глаголь» (т.е. говори) было в старославянской азбуке названием буквы Г.

Впервые ввёл в русский язык этот термин для обозначения части речи известный русский языковед А.М. Пешковский. Он утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены». Эту же мысль подчёркивают и другие авторы.

Алексей Толстой сказал: «Движение и его выражение – глагол – является основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

«Глагол – это самая живая часть речи», – так писал Алексей Югов.

Валентина Волина, автор занимательных книг для детей, говорит: «Глагол – живая, деловая и деятельная часть речи, которая никогда не сидит на месте (да и на печи не лежит), вся в движении, суетится, бегает». В её книге «Учимся играя» есть такое стихотворение:

Глагол – это вторая по численности часть речи в нашем языке. Самыми употребительными являются глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть, стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, понимать, сделать, значить.

Теперь рассмотрим морфологические признаки глагола.

Действие, которое обозначает глагол, может происходить в разное время: вчера, позавчера, в прошлом году, сегодня, завтра, послезавтра и так далее. Рассмотрим пример:

Вчера на уроке математики мы выполняли контрольную работу. Сейчас у нас урок русского языка. Мы пишем сочинение. Завтра мы всем классом поедем на экскурсию.

Мы (что делали?) выполняли – это действие совершилось вчера. Глагол «выполняли» стоит в прошедшем времени.

Мы (что делаем?) пишем – это действие совершается сейчас. Глагол «пишем» стоит в настоящем времени.

Мы (что сделаем?) поедем – это действие совершится завтра. Глагол «поедем» стоит в будущем времени.

Время – изменяемый признак глагола:

что делал? писал

что делает? пишет

что будет делать? будет писать

Время – признак, которого нет ни у существительных, ни у прилагательных, ни у местоимений.

Кроме того, как и у других самостоятельных частей речи, мы можем определить у глагола:

- число единственное и множественное (рисует – рисую, думал – думали);

- лицо (я пишу, ты пишешь, он пишет);

- род в прошедшем времени (он ходил, она ходила, оно ходило).

§2. Краткие итоги по теме урока

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действия предметов.

Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

По частоте употребления глагол занимает в нашей речи второе место после имени существительного.

У глагола мы можем определить морфологические признаки: время, лицо, число, а также род в прошедшем времени.

 

ИСТОЧНИ КИ

http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Glagol-kak-chast-rechi

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.