9 класс. География. Природно-хозяйственные регионы России. Северо - Запад, географическое положение, население и хозяйство.
9 класс. География. Природно-хозяйственные регионы России. Северо - Запад, географическое положение, население и хозяйство.
Комментарии преподавателя
Северо-Запад. Население и хозяйство
Население
Население Северо-Запада начиная с 1992 г. постоянно сокращается. За последние 10 лет оно сократилось почти на полмиллиона человек и составило более 8,3 млн чел. Особенно неприятная демографическая ситуация наблюдается в Новгородской и Псковской областях. Естественная убыльнаселения отражается и на возрастной структуре в пользу лиц старшего возраста и сокращением доли лиц молодого возраста. Население Северо-Запада размещено неравномерно: почти 72 % населения проживает в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Район отличается довольно высокой плотностью: 41 чел/км2, при этом в Ленинградской области этот показатель достигает 73 чел/км2, в Калининградской – 63 чел/км2, а в Псковской и Новгородской областях – соответственно 14 и 13 чел/км2.
Район отличается самым высоким в стране уровнем урбанизации: в городах проживает около 87 % жителей. На территории района расположены 78 городов и 71 поселок городского типа, в том числе самый большой нестоличный город Европы – Санкт-Петербург (рис. 1).
Рис. 1. Санкт-Петербург (Источник)
Основу городской сети составляют старые города, особенно в Новгородской, Псковской и Калининградской областях, но 2/5 городов сосредоточено на территории Ленинградской области.
Калининград
Калининград (рис. 2) (в прошлом Кенигсберг) – самый западный центр России, который расположен при впадении реки Преголи в Калининградский залив.
Рис. 2. Калининград (Источник)
Население – более 430 тыс. чел. Это крупный транспортный узел. Здесь есть железные и шоссейные дороги, морской и речной порты, международный аэропорт (Храброво).
Примерно с 1999 г. можно говорить о небольшом экономическом подъеме Калининградской области. Здесь восстановленопроизводство на важных предприятиях области: вагоностроительном заводе, судостроительном заводе «Янтарь» (рис. 3), «Калининградгазавтоматика».
Рис. 3. Судостроительный завод «Янтарь» (Источник)
В области созданы новые предприятия, например, автомобилестроительное предприятие «Автотор» (рис. 4), собирающее автомобили по лицензиям концернов БМВ (Германия), КИА (Корея), «Дженерал моторс» (США).
Рис. 4. Автомобилестроительное предприятие «Автотор» (Источник)
Промышленность
После присоединения к централизованному русскому государству городов Новгорода и Пскова они потеряли свою важную роль в международной торговле, а после основания Санкт-Петербурга жизнь в этих городах постепенно притихла. Сам жеСанкт-Петербург стал развиваться бурно, используя свое выгодное географическое положение. Первоначально промышленность Санкт-Петербурга была связана с созданием судостроительных верфей и производства для царского двора предметов роскоши: шелка, базаментов и др. Дореволюционная промышленность Санкт-Петербурга была основана на привозном сырье: английском угле, американском хлопке и др. Российское сырье поступало из других регионов, поэтому вся промышленность Санкт-Петербурга была привязана к побережью (рис. 5).
Рис. 5. Дореволюционный Санкт-Петербург (Источник)
В XIX – начале ХХ вв. на территории создавались предприятия по производству различных судов, особенно военных, а также артиллерийских орудий и паровозов. Создавались кожевенные, текстильные и чугунно-литейные фабрики. Главную роль в хозяйстве региона играет обрабатывающая промышленность, лидером же является машиностроение. Выделяют два основных направления развития этой области:
1. отрасли, ориентированные на высококвалифицированные трудовые ресурсы: радиоэлектроника, приборостроение и т. д.;
2. отрасли, которые возникли в процессе хозяйственного становления комплексного строения страны, например судостроение.
Кроме обрабатывающей и машиностроительной отраслей, выделяют еще химическую, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную, цветную металлургию и электроэнергетику. Традиционные специализации Северо-Западного экономического региона – точное сложное машиностроение. Санкт-Петербург является вторым после Москвы промышленным машиностроительным центром. В Санкт-Петербурге расположены предприятия оборонной промышленности, производство ракетно-космической техники (завод «Арсенал»), авиационных двигателей (завод имени В. Климова), энергетического и электротехнического машиностроения (Металлический завод, «Электросила»), а также тяжелого машиностроения (Невский завод (рис. 6), Ижорский завод), судостроения (Адмиралтейские верфи и Балтийский завод), локомотивов и вагоностроения (Кировский завод), станко- и приборостроения (заводы ЛОМО, «Океанприбор»), электронной промышленности (завод «Светлана»).
Рис. 6. «Невский завод» (Источник)
Центром судостроения является город Выборг (рис. 7), речного судостроения и судоремонта – города Новая Ладога, Подпорожье, Петрокрепость.
Рис. 7. Выборг (Источник)
Ряд предприятий, кооперирующих с заводом Санкт-Петербурга, расположены в городах Новгород, Псков, Великие Луки, Старая Русса, Тихвин. Машиностроительным предприятиям требуется широкий ассортимент стали и проката, поэтому металлы приходится завозить из различных мест: из центра или Урала. Собственная металлургическая база представлена прокатными цехами машиностроительных предприятий (Волховский алюминиевый завод). Топливно-энергетическая база региона недостаточно мощная. Добыч сланцев и торфа покрывает лишь часть затрат на электроресурсы ТЭС. Мощности нефтепереработки в Киришах нефти, поступающей с территории Западной Сибири, тоже не хватает. В качестве топлива на электростанциях используют газ, который идет по газопроводу «Сияние Севера». Часть проблемы в недостатке топлива удалось решить после строительства Ленинградской АЭС. Несмотря на ее мощность, электроэнергии все равно не хватает.
Важное значение в Северо-Западном экономическом регионе имеют также химические предприятия, производящие синтетические смолы, резинотехнические изделия и шины (завод «Красный треугольник»), удобрения, кислотные реактивы (Невский углекислотный завод), лакокрасочные изделия (завод «Невская палитра»), химико-фармацевтические препараты. В городе Киришах на Волге построен крупный нефтеперерабатывающий комбинат – «Киришинефтеоргсинтез» (рис. 8).
Рис. 8. «Киришинефтеоргсинтез» (Источник)
В Новгороде есть завод «Акрон», производящий на поступающем газе азотные удобрения и химикаты. Фосфорные удобрения производят в Кингисеппе, Волхове и Санкт-Петербурге.
К числу отраслей специализации района также относятся деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Местная лесосырьевая база удовлетворяет потребности отраслей лишь частично, поэтому большая часть древесины поступает из соседнего Северного экономического региона. Целлюлозно-бумажные предприятия расположены в основном в Ленинградской области на Карельском перешейке: в Приозерске, Светогорске, Советском, Каменногорске, Коммунаре, Сясьстрое, а также Окуловке (Новгородская обл.). Значительное количество бумаги и картона производится в Санкт-Петербурге (бумажная фабрика «Гознак»), Светогорске (Целлюлозно-бумажный комбинат), Сясьстрое (Целлюлозно-бумажный комбинат) и Приозерске (Целлюлозно-бумажный комбинат), а в Чудово (Новгородская область) размещается спичечная фабрика «Солнце» (рис. 9).
Рис. 9. Спичечная фабрика «Солнце» (Источник)
Известны стекольные заводы в Ленинградской, Новгородской, Псковской областях. Одним из известных является Ломоносовский фарфоровый завод.
Адмиралтейские верфи
Адмиралтейские верфи – старейшие судостроительные предприятия Санкт-Петербурга (рис. 10).
Рис. 10. Адмиралтейские верфи (Источник)
Основанный Петром І в 1704 г. завод за три века своей истории построил для отечественного флота более 2000 кораблей и судов самого различного класса и назначения. В 1709 г. здесь был заложен и спущен на воду в 1712 г. первый линейный корабль – 54-пушечная «Полтава» (рис. 11).
Рис. 11. Линейный корабль «Полтава» (Источник)
В 1725 г. на верфях Адмиралтейства была построена первая подводная лодка «Потаенное судно» крестьянина Ефима Никонова (рис. 12).
Рис. 12. «Потаенное судно» (Источник)
Кингисепп
Город Кингисепп – один из важных экономических и культурных районных центров Ленинградской области. Расположен на юго-западе региона в 110 км от Санкт-Петербурга и 25 км от государственной границы с Эстонией. Кингисепп пересекаетжелезнодорожная магистраль, связывающая два главных российских города, Москву и Санкт-Петербург, со столицей Эстонии, и автомобильная трасса Санкт-Петербург – Таллинн. В 60 км от города строится один из крупнейших морских транспортных объектов особой стратегической важности России – порт Усть-Луга (рис. 13).
Рис. 13. Порт Усть-Луга (Источник)
Население города – более 50 тыс. чел. Промышленность Кингисеппа представлена пищевой, химической, легкой, деревообрабатывающей отраслями.
Известно, что в 1770 г. в этом городе родился К.И. Бистром – русский военачальник, герой Бородинского сражения (рис. 14).
Рис. 14. К.И. Бистром. (Источник)
С 1982 по 1989 гг. здесь родились 4 известных российских футболиста: А. Ионов, И. Шпаков, братья Кержаковы.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство и пищевая промышленность достаточно разнообразны, но ориентированы в первую очередь на удовлетворение потребностей городского населения в продуктах питания. Сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве, свиноводстве и птицеводстве, а также выращивании картофеля и овощей.
ИСТОЧНИК
http://interneturok.ru/ru/school/geografy/9-klass/prirodno-hozjajstvennye-regiony-rossii/severo-zapad-naselenie-i-hozyaystvo
http://www.youtube.com/watch?v=umFX6pTxJqU
http://www.youtube.com/watch?v=kKV1BuvZGqM
http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/9/9_geog_t.pdf
http://11book.ru/images/shcoolbook_ru/9_geo_d_2013.pdf
http://www.uchportal.ru/load/0-0-0-48739-20