9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.

9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.

Комментарии преподавателя

Ре­шить нера­вен­ство 2 – 2 >4.

1. Любой член нера­вен­ства можно пе­ре­не­сти в дру­гую сто­ро­ну с про­ти­во­по­лож­ным зна­ком, рав­но­силь­ность, эк­ви­ва­лент­ность не на­ру­шит­ся.

2 – 2 > 4 <=> -2 > 4 – 2 <=> -2 > 2

Эк­ви­ва­лент­ность не на­ру­ши­лась, о чем мы го­во­рим вот таким зна­ком <=>.

2. Вто­рое пра­ви­ло нам го­во­рит, что обе части нера­вен­ства можно умно­жить или раз­де­лить на одно и то же от­ри­ца­тель­ное число, при этом знак нера­вен­ства из­ме­нит­ся на про­ти­во­по­лож­ный.

3. И еще одно пра­ви­ло: обе части нера­вен­ства можно умно­жить или раз­де­лить на одно и то же по­ло­жи­тель­ное число, и знак нера­вен­ства не из­ме­нит­ся.

Те­перь ис­ход­ное нера­вен­ство имеет вид: -2x > 2. Да­вай­те обе части нера­вен­ства раз­де­лим на (-2):

-2 >2 <=>  <-1. Знак нера­вен­ства из­ме­нит­ся, т.к. мы делим на (-2) и поль­зу­ем­ся со­от­вет­ству­ю­щим пра­ви­лом.

Мы поль­зо­ва­лись рав­но­силь­ны­ми, эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми и по­лу­чи­ли пра­виль­ный ответ:  < -1.

Еще один при­мер, ре­шить нера­вен­ство a(a – 2) – a2 > 5 – 3a. Де­ла­ем стан­дарт­ные пре­об­ра­зо­ва­ния: рас­кры­ва­ем скоб­ки, по­лу­ча­ем рав­но­силь­ное нера­вен­ство, ко­то­рое потом упро­ща­ем, т.е. при­во­дим по­доб­ные члены – a2 уни­что­жа­ет­ся, -3a пе­ре­но­сим, меняя знак.

a(a – 2) – a2 > 5 – 3a <=> a2 – 2a - a2 > 5 – 3a <=> 3a – 2a > 5 <=> a > 5.

Итак, a(a – 2) – a2 > 5 – 3a – ис­ход­ное нера­вен­ство, a > 5 – его ре­ше­ние. Мы поль­зо­ва­лись толь­ко эк­ви­ва­лент­ны­ми, рав­но­силь­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми и по­лу­чи­ли ответ, ко­то­рый не надо про­ве­рять.

Сле­ду­ю­щий при­мер, ре­шить нера­вен­ство 5y2 – 5y(y + 4) ≥ 100.

Любые нера­вен­ства, в том числе и про­стей­шие, ко­то­рые мы сей­час рас­смат­ри­ва­ем, ре­ша­ют­ся толь­ко эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми. Вы­пол­ня­ем их:   скоб­ки, при­во­дим по­доб­ные члены:

5y2 – 5y(y + 4) ≥ 100 <=> 5y2 – 5y2 – 20y ≥ 100 <=> -20y ≥ 100 <=> 20y ≤ -100 <=> y ≤-5.

Ис­ход­ное нера­вен­ство 5y2 – 5y(y + 4) ≥ 100, его ответ y ≤-5.

Таким об­ра­зом, мы рас­смот­ре­ли ос­нов­ные по­ня­тия, связ­ные с нера­вен­ством, вспом­ни­ли, что зна­чит «ре­шить нера­вен­ство», что такое «общее ре­ше­ние нера­вен­ства», вспом­ни­ли, что нера­вен­ства можно ре­шать толь­ко эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, и вы­яс­ни­ли, что же это за эк­ви­ва­лент­ные пре­об­ра­зо­ва­ния.

Еще один при­мер, ре­шить нера­вен­ство a(a – 2) – a2 > 5 – 3a. Де­ла­ем стан­дарт­ные пре­об­ра­зо­ва­ния: рас­кры­ва­ем скоб­ки, по­лу­ча­ем рав­но­силь­ное нера­вен­ство, ко­то­рое потом упро­ща­ем, т.е. при­во­дим по­доб­ные члены – a2 уни­что­жа­ет­ся, -3a пе­ре­но­сим, меняя знак.

a(a – 2) – a2 > 5 – 3a <=> a2 – 2a - a2 > 5 – 3a <=> 3a – 2a > 5 <=> a > 5.

Итак, a(a – 2) – a2 > 5 – 3a – ис­ход­ное нера­вен­ство, a > 5 – его ре­ше­ние. Мы поль­зо­ва­лись толь­ко эк­ви­ва­лент­ны­ми, рав­но­силь­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми и по­лу­чи­ли ответ, ко­то­рый не надо про­ве­рять.

Сле­ду­ю­щий при­мер, ре­шить нера­вен­ство 5y2 – 5y(y + 4) ≥ 100.

Любые нера­вен­ства, в том числе и про­стей­шие, ко­то­рые мы сей­час рас­смат­ри­ва­ем, ре­ша­ют­ся толь­ко эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми. Вы­пол­ня­ем их:   скоб­ки, при­во­дим по­доб­ные члены:

5y2 – 5y(y + 4) ≥ 100 <=> 5y2 – 5y2 – 20y ≥ 100 <=> -20y ≥ 100 <=> 20y ≤ -100 <=> y ≤-5.

Ис­ход­ное нера­вен­ство 5y2 – 5y(y + 4) ≥ 100, его ответ y ≤-5.

Таким об­ра­зом, мы рас­смот­ре­ли ос­нов­ные по­ня­тия, связ­ные с нера­вен­ством, вспом­ни­ли, что зна­чит «ре­шить нера­вен­ство», что такое «общее ре­ше­ние нера­вен­ства», вспом­ни­ли, что нера­вен­ства можно ре­шать толь­ко эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, и вы­яс­ни­ли, что же это за эк­ви­ва­лент­ные пре­об­ра­зо­ва­ния.

Сле­ду­ю­щий при­мер. Ре­шить нера­вен­ство:

 

Ре­ша­ем толь­ко эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми: пе­ре­не­сем все в одну сто­ро­ну и при­ве­дем все к об­ще­му зна­ме­на­те­лю, далее обе части можно умно­жить на зна­ме­на­тель и по­лу­чить толь­ко чис­ли­тель. Далее нам при­хо­дит­ся раз­де­лить на от­ри­ца­тель­ное число. Это сде­лать можно, если знак нера­вен­ства из­ме­нить на про­ти­во­по­лож­ный:

 

 

Итак, мы про­де­мон­стри­ро­ва­ли ре­ше­ние неко­то­ро­го ко­ли­че­ства при­ме­ров эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми, и толь­ко ими можно ре­шать нера­вен­ства.

Ли­ней­ные нера­вен­ства – это нера­вен­ства вида ax + b > 0. Ли­ней­ное нера­вен­ство тесно свя­за­но с ли­ней­ной функ­ци­ей. В левой части нера­вен­ства стоит ли­ней­ная функ­ция y = ax + b. Мы знаем гра­фик ли­ней­ной функ­ции, мы знаем, где она по­ло­жи­тель­ная, где от­ри­ца­тель­ная, и по­это­му с по­мо­щью гра­фи­ка ли­ней­ной функ­ции мы можем ре­шить нера­вен­ство. На­при­мер, ре­шить нера­вен­ство: 2x + 1 > 0. Рас­смот­рим ли­ней­ную функ­цию y = 2x + 1, со­ста­вим таб­ли­цу:

x

0

y

1

0

Эта функ­ция по­ло­жи­тель­на при всех зна­че­ни­ях x боль­ше . Ответ: x > .

Таким об­ра­зом, вы­яс­ня­ет­ся, что ли­ней­ная функ­ция раз­би­ва­ет всю об­ласть опре­де­ле­ния на два боль­ших луча. В одном луче она от­ри­ца­тель­на, в дру­гом луче она по­ло­жи­тель­на, и, сле­до­ва­тель­но, ре­ше­ние нера­вен­ства очень про­сто.

При­ве­дем еще один при­мер. Ре­шить нера­вен­ство: -3x + 6 > 0. Снова ре­ша­ем с по­мо­щью ли­ней­ной функ­ции. Рас­смот­рим функ­цию y = -3x + 6 и по­стро­им ее гра­фик с по­мо­щью таб­ли­цы:

x

0

y

6

 

0

 

 

Нулем этой функ­ции яв­ля­ет­ся 2. Эта функ­ция со­хра­ня­ет свой знак при (-∞; 2), и она по­ло­жи­тель­на. И она также со­хра­ня­ет свой знак при  (2; ∞), и при всех этих зна­че­ни­ях функ­ция от­ри­ца­тель­на. Нам нужны те x, при ко­то­рых функ­ция по­ло­жи­тель­на. По­лу­чим ответ , за­пи­шем его в виде про­ме­жут­ка (-∞; 2).

 

Итак, мы рас­смот­ре­ли ос­нов­ные по­ло­же­ния, ко­то­рые нужны для ре­ше­ния нера­венств, вспом­ни­ли, что такое нера­вен­ство, что такое част­ное ре­ше­ние, что такое общее ре­ше­ние, что такое эк­ви­ва­лент­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, и рас­смот­ре­ли ре­ше­ние ли­ней­ных нера­венств с по­мо­щью эк­ви­ва­лент­ных пре­об­ра­зо­ва­ний или с по­мо­щью гра­фи­ка ли­ней­ной функ­ции.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-racionalnyh-neravenstv/osnovnye-ponyatiya-reshenie-lineynyh-neravenstv?konspekt&chapter_id=22

Источник теста: http://testedu.ru/test/matematika/9-klass/linejnyie-i-kvadratnyie-neravenstva.html

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=0NU3Qvs1Wuw

Файлы