9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.
9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.
Комментарии преподавателя
Решение дробно-линейных неравенств
Мы рассмотрели метод интервалов на примере дробно-квадратичного рационального неравенства. Рекомендуется самостоятельно построить эскиз графика функции для данного примера.
2. Решить неравенство:
Эквивалентными преобразованиями приведем неравенство к нужному виду.
Множество решений этого неравенства совпадает со множеством решений исходного неравенства
Неравенство такого вида мы уже умеем решать методом интервалов.
1.
2. Область допустимых значений
3. Нули функции
4. Определяем интервалы знакопостоянства.
4 – выколотая точка, т.к. при функция не существует, изобразим это на графике пунктирной линией.
5. Расставим знаки на промежутках. Самостоятельно можно проверить знаки методом пробной точки (Рис.2).
Теперь можно вернуться к неравенству и выбрать интервалы, удовлетворяющие заданным условиям.
Ответ:
Мы привели исходное неравенство к дробно-линейному виду. Самостоятельно можно построить эскиз графика функции.
3. Решить неравенство
При решении данного неравенства может быть допущена грубая ошибка. Решать его методом умножения обеих частей на категорически нельзя, будет потеряно множество решений!
Можно умножить обе части неравенства на положительное число, тогда знак неравенства останется прежним. Можно умножить на отрицательное число, тогда знак неравенства поменяется. Но умножать на мы не можем, т.к. не знаем его знака.
Поэтому решаем неравенство методом эквивалентных преобразований.
1. Рассмотрим функцию
2. Область определения
3. Нули функции
4. Определим интервалы знакопостоянства.
Точка 0 выколотая, в ней функция не существует, отметим это на графике пунктирной линией.
5. Расставим знаки на интервалах (Рис. 3).
Возвращаемся к неравенству.
Ответ:
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-racionalnyh-neravenstv/reshenie-ratsionalnyh-neravenstv-metodom-intervalov?konspekt&chapter_id=22
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=4NAxK3K22Uk