9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.

9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы рассмотрим квадратные неравенства. Вначале вспомним свойства квадратичных функций и решение квадратных уравнений: дискриминант, теорему Виета, разложение на множители. Решим несколько примеров на рассмотренные темы.

Тема: Ра­ци­о­наль­ные нера­вен­ства и их си­сте­мы

Урок: Ре­ше­ние квад­рат­ных нера­венств

 1. Определение квадратного неравенства

Опре­де­ле­ние: Квад­рат­ное нера­вен­ство – это нера­вен­ство вида 

В слу­чае если a=0, мы по­лу­ча­ем ли­ней­ное нера­вен­ство.

Вспом­ним тер­ми­но­ло­гию.

x - неза­ви­си­мая пе­ре­мен­ная. Необ­хо­ди­мо найти мно­же­ство всех x, при ко­то­рых нера­вен­ство вы­пол­ня­ет­ся.

a,b,c – кон­крет­ные числа, па­ра­мет­ры;

 квад­рат­ный трех­член;

квад­ра­тич­ная функ­ция.

Ре­ше­ние квад­рат­но­го нера­вен­ства це­ли­ком ос­но­ва­но на свой­ствах квад­ра­тич­ной функ­ции.

Вспом­ним и изу­чим эти свой­ства на при­ме­рах.

 2. Решение квадратного неравенства, когда трехчлен не имеет корней

Ре­шить нера­вен­ства:

a.    

Рас­смот­рим функ­цию  По­стро­им и про­чтем ее гра­фик.

Гра­фи­ком квад­ра­тич­ной функ­ции яв­ля­ет­ся па­ра­бо­ла, шаб­лон - па­ра­бо­ла  сдви­ну­тая от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат.

Опре­де­лим ко­ор­ди­на­ты вер­ши­ны.

 

Схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­зим гра­фик функ­ции. Ветви па­ра­бо­лы на­прав­ле­ны вверх, т.к. .

Те­перь про­чтем по­лу­чен­ный гра­фик.

Функ­ция опре­де­ле­на при . Ос­нов­ное свой­ство дан­ной функ­ции за­клю­ча­ет­ся в том, что  при всех  Более того, 

Ответ: 

Мы рас­смот­ре­ли слу­чай, когда гра­фик функ­ции не пе­ре­се­ка­ет ось ox.

 3. Решение квадратного неравенства, когда трехчлен имеет один корень

b.  

Рас­смот­рим функ­цию 

Най­дем корни квад­рат­но­го трех­чле­на 

D=8-8=0, зна­чит 

Схе­ма­ти­че­ски по­стро­им гра­фик функ­ции 

Ко­рень x=1;

гра­фи­ком яв­ля­ет­ся па­ра­бо­ла, зна­чит ветви на­прав­ле­ны вверх.

Про­чи­та­ем гра­фик.

На про­ме­жут­ке  функ­ция по­ло­жи­тель­на. На про­ме­жут­ке  функ­ция также по­ло­жи­тель­на. При 

Ответ:  

Мы рас­смот­ре­ли слу­чай, когда кри­вая ка­са­ет­ся оси ox в одной точке.

 4. Решение квадратного неравенства, когда трехчлен имеет два корня

c. 

Най­дем корни квад­рат­но­го трех­чле­на  Вос­поль­зу­ем­ся тео­ре­мой Виета.

 

 

Схе­ма­ти­че­ски изоб­ра­зим гра­фик функ­ции 

Это па­ра­бо­ла, ветви на­прав­ле­ны вверх, т.к. 

Про­чи­та­ем гра­фик. На про­ме­жут­ке  функ­ция по­ло­жи­тель­на.

На про­ме­жут­ке  функ­ция от­ри­ца­тель­на.

В точ­ках пе­ре­се­че­ния с осью ox функ­ция равна нулю.

Ответ:  

 

 5. Свойство квадратичной функции с двумя корнями

Мы про­де­мон­стри­ро­ва­ли ме­то­ди­ку ре­ше­ния квад­рат­ных нера­венств для трех слу­ча­ев:

1. Со­от­вет­ству­ю­щий квад­рат­ный трех­член не имеет кор­ней.

2. Квад­рат­ный трех­член имеет один ко­рень.

3. Квад­рат­ный трех­член имеет два корня.

Сфор­му­ли­ру­ем важ­ней­шее свой­ство квад­ра­тич­ной функ­ции для слу­чая, когда со­от­вет­ству­ю­щий квад­рат­ный трех­член имеет два корня.

Функ­ция со­хра­ня­ет свой знак вне ин­тер­ва­ла кор­ней трех­чле­на. Функ­ция со­хра­ня­ет свой знак внут­ри ин­тер­ва­ла кор­ней трех­чле­на. Функ­ция ме­ня­ет свой знак при пе­ре­хо­де ар­гу­мен­та через ко­рень.

Эти про­стей­шие свой­ства, ко­то­рые мы по­вто­ри­ли, лежат в ос­но­ве ре­ше­ния квад­рат­ных нера­венств.

 6. Решение задач

Про­дол­жим ре­ше­ние нера­венств.

1.  

Рас­смот­рим функ­цию 

Най­дем корни трех­чле­на  Один из кор­ней легко опре­де­лить ме­то­дом под­бо­ра. Возь­мем  Про­ве­ря­ем:  ко­рень под­хо­дит.

Вто­рой ко­рень най­дем по тео­ре­ме Виета.

 

По­стро­им эскиз гра­фи­ка функ­ции. Гра­фи­ком яв­ля­ет­ся па­ра­бо­ла, ветви на­прав­ле­ны вверх.

От­ме­тим знаки на ин­тер­ва­лах зна­ко­по­сто­ян­ства и вы­бе­рем ин­тер­ва­лы, удо­вле­тво­ря­ю­щие нашим усло­ви­ям.

Ответ:  

 

Мы про­де­мон­стри­ро­ва­ли на при­ме­ре при­ме­не­ние ме­то­ди­ки ре­ше­ния квад­рат­ных нера­венств. Один из кор­ней мы нашли ме­то­дом под­бо­ра, рас­смот­рим еще один по­доб­ный при­мер.

2. 

Рас­смот­рим урав­не­ние  Можно ли уга­дать ко­рень та­ко­го урав­не­ния? Оче­вид­но, что один из кор­ней  Вто­рой ко­рень най­дем по тео­ре­ме Виета. 

Гра­фи­ком функ­ции яв­ля­ет­ся па­ра­бо­ла, ветви на­прав­ле­ны вверх. По­стро­им эскиз гра­фи­ка.

Вне ин­тер­ва­ла кор­ней функ­ция по­ло­жи­тель­на, внут­ри ин­тер­ва­ла – от­ри­ца­тель­на. На­ше­му усло­вию удо­вле­тво­ря­ет про­ме­жу­ток внут­ри ин­тер­ва­ла кор­ней.

Ответ:  

Рас­смот­рим со­пут­ству­ю­щую за­да­чу: найти все це­ло­чис­лен­ные ре­ше­ния нера­вен­ства.

Точки пе­ре­се­че­ния гра­фи­ка с осью ox вы­ко­ло­тые, не яв­ля­ют­ся ре­ше­ни­я­ми. В рас­смат­ри­ва­е­мом ин­тер­ва­ле толь­ко одно це­ло­чис­лен­ное ре­ше­ние, 

Ответ: 

Бы­ва­ют непол­ные квад­рат­ные нера­вен­ства, вот одно из них:

3.

 

Рас­смот­рим функ­цию 

По­стро­им гра­фик, ветви па­ра­бо­лы на­прав­ле­ны вверх.

На­ше­му усло­вию удо­вле­тво­ря­ет ин­тер­вал вне кор­ней.

Ответ:  

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-racionalnyh-neravenstv/reshenie-kvadratnyh-neravenstv-2?konspekt&chapter_id=22

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=5b4kAAsOXXs

Файлы