9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.

9 класс. Алгебра. Рациональные неравенства и их системы.

Комментарии преподавателя

Урок: Ре­ше­ние ра­ци­о­наль­ных нера­венств ме­то­дом ин­тер­ва­лов

 

 1. Тема урока. Введение

На­по­ми­на­ние: Мы ре­ша­ем нера­вен­ство вида  На про­шлом уроке мы рас­смот­ре­ли функ­цию 

На при­ме­ре по­доб­ной функ­ции мы рас­смот­ре­ли метод ин­тер­ва­лов для ре­ше­ния ра­ци­о­наль­ных нера­венств и схе­ма­ти­че­ско­го по­стро­е­ния гра­фи­ка функ­ции.

 2. Решение дробно-квадратичного неравенства

Вме­сто  могут быть дру­гие функ­ции, на­при­мер, дроб­но-ли­ней­ные или дроб­но-квад­ра­тич­ные. Ре­ше­ние нера­венств та­ко­го рода яв­ля­ет­ся нашей целью.

1. Ре­шить нера­вен­ство 

Это же нера­вен­ство может быть пред­став­ле­но в виде  тогда нужно вна­ча­ле раз­ло­жить на мно­жи­те­ли чис­ли­тель и зна­ме­на­тель дроби.

1. Рас­смот­рим функ­цию 

2. Об­ласть опре­де­ле­ния: 

3. Най­дем нули функ­ции 

4. Вы­де­лим ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства.

5. На­хо­дим знак функ­ции на каж­дом ин­тер­ва­ле.

Можно про­ве­рить знаки по ме­то­ду проб­ной точки. На­при­мер, на про­ме­жут­ке   На осталь­ных про­ме­жут­ках ана­ло­гич­но.(Рис.1)

Те­перь воз­вра­ща­ем­ся к нера­вен­ству  

Ответ: 

Рас­смот­рим неко­то­рые со­пут­ству­ю­щие за­да­чи.

Найти наи­мень­шее ре­ше­ние нера­вен­ства.

Ответ: 

Найти число на­ту­раль­ных ре­ше­ний нера­вен­ства 

Ответ: 2.

Найти длину ин­тер­ва­лов, со­став­ля­ю­щих мно­же­ство ре­ше­ний нера­вен­ства.

Ответ:2.

 3. Решение дробно-линейных неравенств

Мы рас­смот­ре­ли метод ин­тер­ва­лов на при­ме­ре дроб­но-квад­ра­тич­но­го ра­ци­о­наль­но­го нера­вен­ства. Ре­ко­мен­ду­ет­ся са­мо­сто­я­тель­но по­стро­ить эскиз гра­фи­ка функ­ции для дан­но­го при­ме­ра.

2. Ре­шить нера­вен­ство: 

Эк­ви­ва­лент­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­я­ми при­ве­дем нера­вен­ство к нуж­но­му виду.

Мно­же­ство ре­ше­ний этого нера­вен­ства сов­па­да­ет со мно­же­ством ре­ше­ний ис­ход­но­го нера­вен­ства

Нера­вен­ство та­ко­го вида мы уже умеем ре­шать ме­то­дом ин­тер­ва­лов.

1. 

2. Об­ласть до­пу­сти­мых зна­че­ний  

3. Нули функ­ции 

4. Опре­де­ля­ем ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства.

4 – вы­ко­ло­тая точка, т.к. при  функ­ция не су­ще­ству­ет, изоб­ра­зим это на гра­фи­ке пунк­тир­ной ли­ни­ей.

5. Рас­ста­вим знаки на про­ме­жут­ках. Са­мо­сто­я­тель­но можно про­ве­рить знаки ме­то­дом проб­ной точки (Рис.2).

Те­перь можно вер­нуть­ся к нера­вен­ству и вы­брать ин­тер­ва­лы, удо­вле­тво­ря­ю­щие за­дан­ным усло­ви­ям.

Ответ: 

Мы при­ве­ли ис­ход­ное нера­вен­ство к дроб­но-ли­ней­но­му виду. Са­мо­сто­я­тель­но можно по­стро­ить эскиз гра­фи­ка функ­ции.

3. Ре­шить нера­вен­ство 

При ре­ше­нии дан­но­го нера­вен­ства может быть до­пу­ще­на гру­бая ошиб­ка. Ре­шать его ме­то­дом умно­же­ния обеих ча­стей на  ка­те­го­ри­че­ски нель­зя, будет по­те­ря­но мно­же­ство ре­ше­ний!

Можно умно­жить обе части нера­вен­ства на по­ло­жи­тель­ное число, тогда знак нера­вен­ства оста­нет­ся преж­ним. Можно умно­жить на от­ри­ца­тель­ное число, тогда знак нера­вен­ства по­ме­ня­ет­ся. Но умно­жать на  мы не можем, т.к. не знаем его знака.

По­это­му ре­ша­ем нера­вен­ство ме­то­дом эк­ви­ва­лент­ных пре­об­ра­зо­ва­ний.

1. Рас­смот­рим функ­цию 

2. Об­ласть опре­де­ле­ния 

3. Нули функ­ции 

4. Опре­де­лим ин­тер­ва­лы зна­ко­по­сто­ян­ства.

Точка 0 вы­ко­ло­тая, в ней функ­ция не су­ще­ству­ет, от­ме­тим это на гра­фи­ке пунк­тир­ной ли­ни­ей.

5. Рас­ста­вим знаки на ин­тер­ва­лах (Рис. 3).

Воз­вра­ща­ем­ся к нера­вен­ству. 

Ответ:

 4. Вывод

Мы рас­смот­ре­ли ре­ше­ние нера­венств ме­то­дом ин­тер­ва­лов. В ка­че­стве функ­ции вы­сту­па­ла дробь, в чис­ли­те­ле и зна­ме­на­те­ле либо ли­ней­ная, либо квад­ра­тич­ная функ­ция.

Источник конспекта: 

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-racionalnyh-neravenstv/reshenie-ratsionalnyh-neravenstv-metodom-intervalov?konspekt&chapter_id=22

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=LzeHjOSE-Ho

Файлы