4 класс. Русский язык. Знакомство со сложными предложениями

4 класс. Русский язык. Знакомство со сложными предложениями

Комментарии преподавателя

§1. Понятия сложного предложения и союза

В этом уроке дадим определение сложному предложению, вспомним, что такое союз, и определим, какую роль в сложном предложении играют союзы и, а, но.

Сложное предложение – это предложение, в которое входят две и более грамматические основы. Другими словами, сложное предложение – это несколько соединенных между собой простых предложений, связанных по смыслу. Простые предложения в составе сложного могут быть соединены или интонацией, или интонацией и союзами. В зависимости от этого, сложные предложения делятся на бессоюзные и союзные.

Вспомним, что союз – это служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения или однородные члены предложения.

§2. Запятые в сложном предложении

На письме части сложного предложения разделяются запятой. Если части сложного предложения соединяют союзы (и, а, но), то запятая ставится перед союзом.

 
 


Например:

Это предложение сложное, потому что имеет две грамматические основы:

1. звезды мерцают;

2. пушинки искрятся.

Части этого предложения соединены не только интонационно, но и союзом И. Данное предложение – союзное, потому что между частями сложного предложения стоит союз. Обратите внимание на то, что, хотя в предложении стоит одиночный союз И, перед ним ставится запятая. Это касается и союзов А, НО.

§3. Отличия сложного предложения от простого с однородными членами


Следует отличать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и правильно расставлять в них знаки препинания. Перед союзами А, НО всегда ставится запятая. А постановка запятой перед союзом и часто вызывает затруднения. Для того чтобы разобраться, в чем разница, давайте рассмотрим примеры:

Это простое предложение с одной грамматической основой. В этом случае запятая разделяет однородные члены и ставится перед союзом но.


Рассмотрим следующие предложения:

В каком из случаев нам следует поставить запятую? Чтобы не ошибиться, найдем в каждом предложении грамматические основы.

В первом предложении одна грамматическая основа: я сидел и боялся. А во втором предложении две грамматические основы: 1. ласточки жили; 2. мы ждали.

В первом случае союз и разделяет однородные сказуемые, поэтому запятая не нужна.  Второе предложение является сложным, состоит из двух частей, соединенных союзом И. Следовательно, перед союзом И ставится запятая.

Можно сделать вывод, что запятая в сложном и простом предложениях может играть разные роли. В простом предложении она разделяет однородные члены предложения, а в сложном, в первую очередь, разделяет его части.

Важно запомнить, что в сложном предложении может быть как запятая, разделяющая части сложного предложения, так и однородные члены. Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, надо найти грамматические основы предложения.

********************************************************

 1. Сложное предложение

Про­чи­тай­те пред­ло­же­ния:

1) Ночью ветер злит­ся и сту­чит в окно. (А.Фет.)

2) В ярком зо­ло­те день уто­па­ет, и ручьи по овра­гам шумят. (И.Ни­ки­тин)

На­зо­ви­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву этих пред­ло­же­ний.

(Что?) ветер – это под­ле­жа­щие.

Ветер (что де­ла­ет?) злит­ся и сту­чит – это од­но­род­ные ска­зу­е­мые свя­зан­ные со­ю­зом и.

(Что?) день – это под­ле­жа­щие.

День (что де­ла­ет?) уто­па­ет – это ска­зу­е­мое.

(Что?) ручьи – это под­ле­жа­щие.

Ручьи (что де­ла­ют?) шумят – это ска­зу­е­мое.

Чем от­ли­ча­ют­ся эти пред­ло­же­ния?

Пер­вое – про­стое. Вто­рое – слож­ное (союз и со­еди­ня­ет два про­стых пред­ло­же­ния в одно).

Слож­ные пред­ло­же­ния – это два  (или более) пред­ло­же­ний, со­еди­нён­ных в одно.

Про­стые пред­ло­же­ния, ко­то­рые вхо­дят в со­став слож­но­го, могут свя­зы­вать­ся со­ю­за­ми а, Но, и, что, когда, где, по­то­му что, чтобы и др. или ин­то­на­ци­ей.

Части слож­но­го пред­ло­же­ния раз­де­ля­ют­ся за­пя­той.

Слож­ные пред­ло­же­ния де­лят­ся на со­юз­ные и бес­со­юз­ные. Со­юз­ные пред­ло­же­ния, в свою оче­редь, де­лят­ся на слож­но­со­чи­нён­ные и слож­но­под­чи­нён­ные. Таким об­ра­зом, су­ще­ству­ет три ос­нов­ных вида слож­ных пред­ло­же­ний: слож­но­со­чи­нён­ные, слож­но­под­чи­нён­ные и бес­со­юз­ные.

Да­вай­те вы­де­лим ос­но­вы пред­ло­же­ний и опре­де­лим их вид.

1. Пу­ши­стый рыжий хвост со­всем при­крыл спину, а глаза впи­лись в страш­но­го зверя. 

(Что?) хвост – это под­ле­жа­щие.

Хвост (что сде­лал?) при­крыл – это ска­зу­е­мое.

(Что?) глаза – это под­ле­жа­щие.

Глаза (что сде­ла­ли?) впи­лись – это ска­зу­е­мое.

Перед нами две грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы – хвост при­крыл, глаза впи­лись –зна­чит, это слож­ное пред­ло­же­ние. Его части со­еди­не­ны в одно со­ю­зом А ,а раз­де­ле­ны за­пя­той.

2. Он уви­дел, что глаза рыси плот­но за­кры­ты.

 

Рис. 1. (Ис­точ­ник)

(Кто?) он – это под­ле­жа­щие.

Он (что сде­лал?) уви­дел – это ска­зу­е­мое.

(Что?) глаза – это под­ле­жа­щие.

Глаза (что сде­ла­ны?) за­кры­ты – это ска­зу­е­мое.

Перед нами две грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы, ко­то­рые со­еди­не­ны со­ю­зом ЧТО, а раз­де­ле­ны за­пя­той.

3. Раз­дал­ся шорох с того места, где ле­жа­ли вещи.

(Что?) шорох – это под­ле­жа­щие.

Шорох (что сде­лал?) раз­дал­ся – это ска­зу­е­мое.

(Что?) вещи – это под­ле­жа­щие.

Вещи (что де­ла­ли?) ле­жа­ли – это ска­зу­е­мое.

Перед нами две грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы, со­еди­нён­ные в одно пред­ло­же­ние со­ю­зом ГДЕ и раз­де­лён­ные за­пя­той.

4. Сол­неч­ным утром на­ла­жи­ва­ет свою нехит­рую пе­сен­ку ве­сё­лая си­ни­ца, пус­ка­ет звон­кую дробь по тайге дятел.

 

Рис. 2. (Ис­точ­ник)

(Кто?) си­ни­ца – это под­ле­жа­щие.

Си­ни­ца (что де­ла­ет?) на­ла­жи­ва­ет – это ска­зу­е­мое.

(Кто?) дятел – это под­ле­жа­щие.

 

Рис. 3. (Ис­точ­ник)

Дятел (что де­ла­ет?) пус­ка­ет – это ска­зу­е­мое.

Перед нами две грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы слож­но­го пред­ло­же­ния, раз­де­лён­ные за­пя­той.

 2. Сложносочиненные предложения

Слож­но­со­чи­нен­ным на­зы­ва­ет­ся слож­ное пред­ло­же­ние, части ко­то­ро­го свя­за­ны между собой со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми. В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях чаще всего вы­ра­жа­ют­ся от­но­ше­ния со­еди­ни­тель­ные, про­ти­ви­тель­ные и раз­де­ли­тель­ные. Кроме того, слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния могут вы­ра­жать от­но­ше­ния со­по­ста­ви­тель­ные, при­со­еди­ни­тель­ные, по­яс­ни­тель­ные с раз­лич­ны­ми до­ба­воч­ны­ми от­тен­ка­ми зна­че­ний.

Со­еди­ни­тель­ные от­но­ше­ния. В слож­но­со­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях, вы­ра­жа­ю­щих со­еди­ни­тель­ные от­но­ше­ния, сред­ством связи ча­стей еди­но­го це­ло­го слу­жат союзы и, да, ни (по­вто­ря­ю­щий­ся), также, тоже (по­след­ние два с при­со­еди­ни­тель­ным от­тен­ком зна­че­ния). Слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с со­ю­зом и чаще всего вы­ра­жа­ют вре­мен­ные от­но­ше­ния. Для вы­ра­же­ния этих от­но­ше­ний слу­жат гла­голь­ные формы (вре­мен­ные и ви­до­вые), по­ря­док ча­стей в со­ста­ве слож­но­го, ин­то­на­ция, союз, до­ба­воч­ные лек­си­че­ские сред­ства.

Слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми (а, но, да, од­на­ко, зато, же и др.) вы­ра­жа­ют от­но­ше­ния про­ти­во­по­став­ле­ния или со­по­став­ле­ния, ино­гда с раз­лич­ны­ми до­ба­воч­ны­ми от­тен­ка­ми (несо­от­вет­ствия, огра­ни­че­ния, уступ­ки и др.) Это зна­че­ние дан­но­го типа слож­ных пред­ло­же­ний вли­я­ет на их по­стро­е­ние: по­ря­док слов во вто­рой части обу­слов­лен ха­рак­те­ром ее про­ти­во­по­став­ле­ния пер­вой части. Ши­ро­ко ис­поль­зу­ет­ся в слож­ных пред­ло­же­ни­ях с ука­зан­ны­ми зна­че­ни­я­ми союз а, на­при­мер: Еще земли пе­ча­лен вид, а воз­дух уж вес­ною дышит (Тютч.); Уче­нье - свет, а неуче­нье - тьма (посл.)

Раз­де­ли­тель­ные от­но­ше­ния. Слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с раз­де­ли­тель­ны­ми со­ю­за­ми (или, либо, ли...ли, то...то и др.) ука­зы­ва­ют на че­ре­до­ва­ние со­бы­тий, по­сле­до­ва­тель­ную их смену, несов­ме­сти­мость и т.п.

 3. Сложноподчиненные предложения

Слож­но­под­чи­нен­ное пред­ло­же­ние - это пред­ло­же­ние, части ко­то­ро­го свя­за­ны между собою под­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми или со­юз­ны­ми сред­ства­ми. Под­чи­ни­тель­ная связь между ча­стя­ми слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния вы­ра­жа­ет­ся в син­так­си­че­ской за­ви­си­мо­сти одной части (при­да­точ­ной) от дру­гой (глав­ной).

Союзы и со­юз­ные слова в слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии:

Под­чи­ни­тель­ные союзы

Со­юз­ные слова
Про­стые Со­став­ные

что

чтобы

ибо

когда

пока

как

слов­но

если

и др.

по­то­му что

от­то­го что

так как

лишь толь­ко

как будто

с тех пор как

в связи с тем что

и др.

ко­то­рый

какой

кто

что

как

где

куда

когда

и др.

Не яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. 

При­со­еди­ня­ют при­да­точ­ное пред­ло­же­ние к глав­но­му или дру­го­му при­да­точ­но­му.

 

Яв­ля­ют­ся чле­на­ми пред­ло­же­ния. 

При­со­еди­ня­ют при­да­точ­ное пред­ло­же­ние к глав­но­му или дру­го­му при­да­точ­но­му.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/4-klass/predlozhenie/znakomstvo-so-slozhnosochinyonnymi-i-slozhnopodchinyonnymi-predlozheniyami?seconds=0&chapter_id=1949

https://www.youtube.com/watch?v=_z4-E9e1JO8

Файлы