3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов

3 класс. Русский язык. Неопределённая форма глаголов

Комментарии преподавателя

 Какая форма глаголов называется неопределённой?

Тема урока: «Неопре­де­лён­ная форма гла­го­лов».

Она на­зы­ва­ет­ся неопре­де­лён­ной, по­то­му что по ней нель­зя опре­де­лить ни время, ни число, ни лицо, ни род  гла­го­ла.

По­слу­шай­те сти­хо­тво­ре­ние, най­ди­те гла­го­лы.

Как хо­ро­шо, дру­зья, ша­гать

По троп­ке с  рюк­за­ком.

Чу­дес­но по полю ска­кать

На ло­ша­ди вер­хом.

При­ят­но также сесть в экс­пресс –

Мельк­нёт в окош­ке луг и лес.

Сколь­зить непло­хо по вол­нам

На ко­раб­ле  мор­ском.

Но лучше мчать­ся в небе­сах

На лай­не­ре сталь­ном. (И. Холин)

Ша­гать, ска­кать (что де­лать?),

сесть (что сде­лать?),

сколь­зить (что де­лать), мчать­ся (что де­лать?).

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать? Это на­чаль­ная форма гла­го­ла. Её осо­бен­ность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не опре­де­ля­ют­ся.

Гла­гол мельк­нёт  (что сде­ла­ет?) упо­треб­лён в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни, един­ствен­но­го числа, 3-го лица. Лицо гла­го­лов вы на­учи­тесь опре­де­лять в 4 клас­се.

 Как отличить глаголы, которые стоят в неопределённой форме

Узнай сказ­ки Пуш­ки­на, из ко­то­рых  взяли от­рыв­ки, и найди в них гла­го­лы, ко­то­рые стоят в неопре­де­лён­ной форме. Как от­ли­чишь их?

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать?

Свой­ство зер­каль­це имело:

Го­во­рить оно умело…

«Ты, ца­ри­ца, всех милее,

Всех ру­мя­ней и белее».

И ца­ри­ца хо­хо­тать,

И пле­ча­ми по­жи­мать,

И под­ми­ги­вать гла­за­ми,

И при­щёл­ки­вать пер­ста­ми…

«Сказ­ка о мёрт­вой ца­ревне и о семи бо­га­ты­рях».

Гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме:

что де­лать?  

го­во­рить

хо­хо­тать

по­жи­мать

под­ми­ги­вать 

при­щёл­ки­вать

Царь Дадон под ста­рость за­хо­тел

От­дох­нуть от рат­ных дел

И покой себе устро­ить.

Тут со­се­ди бес­по­ко­ить

Стали ста­ро­го царя,

Страш­ный вред ему творя.

Чтоб концы своих вла­де­ний

Охра­нять от на­па­де­ний,

Дол­жен был он со­дер­жать

Мно­го­чис­лен­ную рать.

«Сказ­ка о зо­ло­том пе­туш­ке».

что де­лать?  

бес­по­ко­ить

охра­нять

со­дер­жать

что сде­лать?

от­дох­нуть

устро­ить

Хо­чешь - за­пом­ни.

Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать?, яв­ля­ют­ся гла­го­ла­ми несо­вер­шен­но­го вида. Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­прос что сде­лать?,  яв­ля­ют­ся гла­го­ла­ми со­вер­шен­но­го вида.

 Почему важно при поиске неопределённой формы не перейти с одного глагола на другой

Гла­го­лы, ко­то­рые от­ве­ча­ют на во­про­сы что де­лать? и что сде­лать?, счи­та­ют­ся раз­ны­ми сло­ва­ми, даже если они од­но­ко­рен­ные. Они от­ли­ча­ют­ся друг от друга ка­ки­ми-то ча­стя­ми ос­но­вы и по­то­му раз­лич­ны по зна­че­нию.

Что де­лать?

хо­хо­тать

пожимать

го­во­рить

Что сде­лать?

захо­хо­тать

пожать

дого­во­рить             

хо­хо­тать – за­хо­хо­тать

Слова от­ли­ча­ют­ся при­став­кой за- (при­став­ка за- имеет зна­че­ние  «на­чать дей­ствие»).

по­жи­мать (ко­рень жим -) – по­жать (ко­рень жа-)

Гла­гол по­жи­мать на­зы­ва­ет дей­ствие, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся часто (неод­но­крат­но), гла­гол  по­жать на­зы­ва­ет дей­ствие, ко­то­рое со­вер­ша­ет­ся один раз (од­но­крат­но).

го­во­рить – до­го­во­рить

Слова от­ли­ча­ют­ся при­став­кой до - (при­став­ка до- имеет зна­че­ние «за­кон­чить дей­ствие»).

Чтобы не пе­рей­ти с од­но­го гла­го­ла на дру­гой, нужно сле­дить за при­став­кой в во­про­се.

 Как правильно действовать, чтобы найти неопределённую форму глагола

1. По­ставь во­прос к форме гла­го­ла и узнай, есть в во­про­се при­став­ка С - или нет.

2. Задай во­прос неопре­де­лён­ной формы с при­став­кой С- или без неё.

3. На­зо­ви неопре­де­лён­ную форму нуж­но­го гла­го­ла.

                    1? к форме гл.      2 ? неопр.ф.          3 неопр.ф.

до­го­ня­ли     Что де­ла­ли?          Что де­лать?           До­го­нять.

до­гна­ли       Что сде­ла­ли?        Что сде­лать?         До­гнать

на­ка­зы­ва­ет  Что де­ла­ет?           Что де­лать?          На­ка­зы­вать

на­ка­жет       Что сде­ла­ет?         Что сде­лать?        На­ка­зать

остав­ля­ла    Что де­ла­ла?           Что де­лать?          Остав­лять

оста­ви­ла      Что сде­ла­ла?         Что сде­лать?        Оста­вить

 несу             Что делаю?           Что де­лать?          Нести

по­не­су          Что сде­лаю?         Что сде­лать?        По­не­сти

 По каким приметам в самόм слове можно отличить начальную форму глагола от других?

Неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла чаще всего окан­чи­ва­ет­ся на –ть или –ти (идти, выйти, найти, везти, ползти). О том, как на­зы­вать эту часть слова, учё­ные ещё не до­го­во­ри­лись. Одни счи­та­ют её окон­ча­ни­ем, а дру­гие – суф­фик­сом.

Ино­гда неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла окан­чи­ва­ет­ся на –чь, но эти буквы –часть корня:

сте­ре­гут –сте­речь (ко­рень сте­рег-, сте­речь-), при­ля­гу –при­лечь (ко­рень ляг-, лечь-).

В неопре­де­лён­ной форме гла­го­лов, если она окан­чи­ва­ет­ся не на –ти, все­гда пи­шет­ся ь. Пи­шет­ся он и после буквы ч (-чь) – это ор­фо­грам­ма на пра­ви­ло: ь в неопре­де­лён­ной форме гла­го­ла.

Опре­де­лим время гла­го­лов и най­дём неопре­де­лён­ную форму.

по­тек­ла – что сде­ла­ла?, прош.в., что сде­лать?, по­течь (ко­рень тек-течь)

стри­гу – что делаю?, наст.в., что де­лать?,  стричь (ко­рень стриг-стричь)

сбе­ре­гу – что сде­лаю?, буд.в.,  что сде­лать?, сбе­речь (ко­рень бе­рег-бе­речь)

увле­ку – что сде­лаю?, буд.в., что сде­лать?, увлечь (ко­рень влек-влечь)

 Какие суффиксы в неопределённой форме глаголов

Буквы глас­ных в неопре­де­лён­ной форме гла­го­лов перед –ть – это чаще всего суф­фик­сы. Они могут быть раз­ны­ми: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они без­удар­ные, то на их месте все­гда есть ор­фо­грам­ма. Эти бук­вы-суф­фик­сы опре­де­лить по пра­ви­лу нель­зя, их можно толь­ко узнать по сло­ва­рю и за­пом­нить.

Суф­фикс –а: услы­шать, пла­вать, пры­гать, слу­шать

Суф­фикс –е: уви­деть, оби­деть, за­ви­сеть

Суф­фикс –и: по­стро­ить, гла­дить, го­то­вить, кле­ить, ста­вить, стро­ить

Суф­фикс –я: за­ла­ять, таять, веять, сеять

 Что такое постфикс?

Най­дём гла­гол в неопре­де­лён­ной форме.

Ветер чуть слыш­но поёт,

Липа взды­ха­ет у сада…

Чут­кая му­зы­ка всюду жи­вёт-

В ше­ле­сте трав,

В шуме дуб­рав,

Толь­ко при­слу­шать­ся надо. (В. Се­мер­нин)

Что де­ла­ет?, поёт, взды­ха­ет, живёт - гла­го­лы в на­сто­я­щем вре­ме­ни.

Что сде­лать?, при­слу­шать­ся – гла­гол в неопре­де­лён­ной форме.

В гла­го­лах часто встре­ча­ет­ся осо­бый суф­фикс –ся или –сь. Осо­бый он по­то­му, что на­хо­дит­ся после -ТЬ. Чтобы от­ли­чать его от дру­гих суф­фик­сов, учё­ные дали ему своё на­зва­ние – пост­фикс («при­креп­лён­ный после»).

 Тренируемся в образовании глаголов неопределённой формы

Об­ра­зуй­те гла­го­лы неопре­де­лён­ной формы с по­мо­щью дан­ных суф­фик­сов и при­ста­вок.

При­став­ки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-.

Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-.

Суф­фик­сы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – при­став­ка вз-, суф­фикс –ну-,

подремать – при­став­ка по-, суф­фикс –а,

покашлять – при­став­ка по-, суф­фикс –я-,

откашляться – при­став­ка от-, суф­фикс –я-,

поплясать – при­став­ка по-, суф­фикс –а-,

приплясывать – при­став­ка при-, суф­фикс –ыва-,

отплясывать – при­став­ка от-, суф­фикс –ыва-.

 Ищем в тексте глаголы в неопределённой форме

Кто как пи­та­ет­ся.

Муха хо­бот­ком может вса­сы­вать толь­ко жид­кую пищу. У неко­то­рых ба­бо­чек  на конце хо­бот­ка - по­хо­жие на резцы зубы, ко­то­ры­ми они могут про­гры­зать ко­жу­ру фрук­тов и пить их сок! Во­семь гиб­ких щу­па­лец с при­сос­ка­ми по­мо­га­ют ось­ми­но­гухва­тать и очень креп­ко дер­жать любую до­бы­чу. Длин­ной шеей спо­со­бен до­ста­вать жираф по­бе­ги де­ре­вьев. Улит­ка, жи­ву­щая в ра­ко­вине, своим язы­ком спо­соб­на сре­зать  и пе­ре­ма­лы­вать  пищу. Паук может вы­ра­ба­ты­вать лип­кий шёлк для па­у­ти­ны, в ко­то­рую долж­ны по­па­дать­ся на­се­ко­мые. Бы­ва­ют па­у­ти­ны с крыш­ка­ми, тогда  до­бы­че не ускольз­нуть от него.

Может (что де­лать?) вса­сы­вать,

могут (что де­лать?) про­гры­зать и пить,

по­мо­га­ют (что де­лать?) хва­тать и  дер­жать,

спо­со­бен (что де­лать?) до­ста­вать,

спо­соб­на (что де­лать?) сре­зать и  пе­ре­ма­лы­вать,

может (что де­лать?) вы­ра­ба­ты­вать,

долж­ны (что де­лать?) по­па­дать­ся,

что сде­лать? не ускольз­нуть.

 Подбираем подходящие по смыслу глаголы в неопределённой форме

Во время ка­ни­кул.

Хо­ро­шо летом рано ….и …к озеру. При­ят­но ….на солн­це, …в про­зрач­ной воде, …в лесу грибы, ягоды, ….пение птиц. Ин­те­рес­но ….за по­ве­де­ни­ем на­се­ко­мых, ….с дру­зья­ми в фут­бол. По­лез­но …в саду и на ого­ро­де, …стар­шим по хо­зяй­ству.

Во время ка­ни­кул.

Хо­ро­шо летом рано (что сде­лать?) встать и (что сде­лать?) пойти к озеру. При­ят­но (что де­лать?) за­го­рать на солн­це, (что де­лать?) ку­пать­ся в про­зрач­ной воде, (что де­лать?) со­би­рать в лесу грибы, ягоды, (что де­лать?) слу­шать пение птиц. Ин­те­рес­но (что сде­лать?) по­на­блю­дать за по­ве­де­ни­ем на­се­ко­мых, (что сде­лать?) по­иг­рать с дру­зья­ми в фут­бол. По­лез­но (что сде­лать?) по­ра­бо­тать в саду и на ого­ро­де, (что сде­лать?) по­мочь стар­шим по хо­зяй­ству.

 Ставим глаголы в неопределённую форму

Как при­го­то­вить ола­душ­ки.

Надо (возь­мём) пол-лит­ра ке­фи­ра, (при­ба­вим) немно­го соли, са­ха­ра и соды, (взо­бьём) одно яйцо и (вы­льем) в эту массу, (до­ба­вим) муку и всё (пе­ре­ме­ша­ем). Можно (печём).

По­ста­вим гла­го­лы в неопре­де­лён­ную форму.

возь­мём - что сде­ла­ем?, что сде­лать?, взять

при­ба­вим - что сде­ла­ем?, что сде­лать?, при­ба­вить

взо­бьём - что сде­ла­ем?, что сде­лать?, взбить

вы­льем - что сде­ла­ем?, что сде­лать?, вы­лить

до­ба­вим - что сде­ла­ем?, что сде­лать?, до­ба­вить

пе­ре­ме­ша­ем - что сде­ла­ем?, что сде­лать?, пе­ре­ме­шать

печём - что де­ла­ем?, что де­лать?, печь

Как при­го­то­вить ола­душ­ки.

Надо взять пол-лит­ра ке­фи­ра, при­ба­вить немно­го соли, са­ха­ра и соды, взбить одно яйцо и вы­лить в эту массу, до­ба­витьмуку и всё пе­ре­ме­шать. Можно печь.

 Какое значение имеют глаголы одеть и надеть?

(Что сде­лать?) Одеть или на­деть? Эти два слова часто пу­та­ют.

Гла­го­лы одеть и на­деть по­хо­жи, но у них раз­ное зна­че­ние.

Одеть можно ко­го-то, а на­деть толь­ко что-то на себя.

По­это­му пра­виль­но го­во­рить так:

на­деть (что-ни­будь)

форму

паль­то

туфли

пла­тье

ко­стюм

одеть (ко­го-ни­будь)

ре­бён­ка

куклу

де­воч­ку

боль­но­го

ма­лы­ша

 Заключение

На уроке вы узна­ли, что гла­го­лы в неопре­де­лён­ной форме от­ве­ча­ют на во­прос что де­лать? или что сде­лать? Это на­чаль­ная форма гла­го­ла. Её осо­бен­ность в том, что ни время, ни число, ни лицо, ни род у неё не опре­де­ля­ют­ся.

Неопре­де­лён­ная форма гла­го­ла чаще всего окан­чи­ва­ет­ся на –ть или –ти, ино­гда на –чь. В неопре­де­лён­ной форме гла­го­лов, если она окан­чи­ва­ет­ся не на –ти, все­гда пи­шет­ся ь.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/glagol/neopredelyonnaya-forma-glagolov?seconds=0&chapter_id=2223

http://www.youtube.com/watch?v=FSPZHWBZxl8

http://novyurok.ru/?fdm=aHR0cDovL2ZzMS5wcHQ0d2ViLnJ1L3VwbG9hZHMvcHB0LzE3OTg1Lzk2ODgwNDk3MGRkNTUyOTViMDIxNDU0YTU5NTAzOTBlLnBwdA==

http://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-ponyatie-o-neopredelyonnoy-for.html

https://vimeo.com/113601857

Файлы