3 класс. Русский язык. Чередование согласных в корне слова
3 класс. Русский язык. Чередование согласных в корне слова
Комментарии преподавателя
§1. Однокоренные и родственные слова
В этом уроке поговорим о том, как происходит чередование согласных звуков в корне слова. Чтобы перейти к рассмотрению этой темы, вспомним, какие слова являются родственными.
Прочитайте загадку:
Я у дуба,
Я у зуба,
Я у слов
И у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.
Правильно. Это корень.
Корень бывает у растений, бывает корень у зуба, а мы с вами поговорим о корне слова.
Сад, посадили, рассада, садовод, садовник – родственные слова.
У них есть общая часть – корень -сад-.
Он выделяется специальным значком (см.рисунок).
Корень – это главная часть слова.
В нём заключено общее лексическое значение, смысл всех родственных слов.
Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят. В корне -боль- заключено общее значение слов больница, болеть, больной. Такие родственные слова называются однокоренными.
|
А теперь прочитайте слова: светильник, лампа, люстра. Что означает каждое слово?
Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.
Эти слова также имеют общее лексическое значение - называют осветительные приборы, но не являются однокоренными потому, что они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.
Следует помнить, что бывают слова с одинаковыми корнями, но разным лексическим значением.
Например:
Вода, водичка, водяной, водитель.
Слово водитель не является однокоренным, т.к. имеет другое лексическое значение и с водой никак не связано.
Можно сделать вывод, что однокоренные слова обязательно должны иметь два существенных признака – во-первых, это слова, которые близки по смыслу, во-вторых, написание корня в этих словах совпадает. В корне заключён общий смысл всех родственных слов.
§2. Чередование согласных звуков в корне слова
Далее рассмотрим следующую группу родственных слов: Свет, свеча, освещение.
Найдем корень. В слове свет корень -свет-, в слове свеча корень -свеч-, в слове освещениекорень -свещ-.
Буквы т-ч-щ находятся в корне. Обычно корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда происходит чередование звуков. Постараемся это выяснить.
Снежок, снежинка, снежный, снеговик, снег – чередование г/ж.
Родоначальником всех слов было слово снег. Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег. Снегок, снегинка, снегный, снеговик, снег. Первые три слова звучат грубо и некрасиво. Возьмем другой ряд родственных слов.
|
Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг – чередование г//ж//з.
Все эти слова родились от слова друг.
Исходным, основным был звук [г]. Он заменился звуками [ж//з].
Постараемся произнести все эти слова с корнем друг.
Другок, подруга, другный, другить, другья, друг.
Звучит смешно, не по-русски.
На основе этих наблюдений можно сделать вывод, что последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах изменяются для удобства произношения.
Замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов называется чередованием.
Записывается это так:
берега – бережок [г/ж]
ухо – уши [х/ш]
свет, свеча, освещение [т//ч//щ]
Чередование согласных помогает согласным звучать красиво, ровно, согласно. Чередоваться могут 2 или 3 звука. Подберем к каждому слову однокоренные слова с чередующимися согласными звуками:
Река: речной, речка [к/ч].
Дорога: дорожка, подорожник [г/ж].
Сад: садить, сажу, саженцы [д/ж].
Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:
1) г/ж/з (друг – дружить – друзья);
2) д/ж/жд (труд – тружусь – утруждать);
3) б/бл (любовь – люблю);
4) в/вл (ловить – ловля).
§3. Краткие итоги урока
Подведем итоги урока.
Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков.
Чередование – это замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов. Чередоваться могут 2 или 3 звука.
Чередование согласных помогает согласным звучать красиво, ровно, согласно.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Ponyatie-o-cheredovanii-soglasnykh-zvukov-v-korne
https://www.youtube.com/watch?v=cwPuBVI4GQY