3 класс. Русский язык. Чередование согласных в корне слова

3 класс. Русский язык. Чередование согласных в корне слова

Комментарии преподавателя

§1. Однокоренные и родственные слова

В этом уроке поговорим о том, как происходит чередование согласных звуков в корне слова. Чтобы перейти к рассмотрению этой темы, вспомним, какие слова являются родственными.

Прочитайте загадку:

Я у дуба,

Я у зуба,

Я у слов

И у цветов.

Я упрятан в темноту,

Я не вверх, а вниз расту.

Правильно. Это корень.

Корень бывает у растений, бывает корень у зуба, а мы с вами поговорим о корне слова.

Сад, посадили, рассада, садовод, садовник – родственные слова.

У них есть общая часть – корень -сад-.

Он выделяется специальным значком (см.рисунок).

 

Корень – это главная часть слова.

В нём заключено общее лексическое значение, смысл всех родственных слов.

Например, в корне -воз- заключено общее лексическое значении слов возить, извозчик, подвозят.

В корне -боль- заключено общее значение слов больница, болеть, больной.

Такие родственные слова называются однокоренными.

 

А теперь прочитайте слова: светильник, лампа, люстра. Что означает каждое слово?

Светильник – любой осветительный прибор; люстра – светильник с несколькими плафонами; лампа – небольшой светильник, может быть с абажуром.

Эти слова также имеют общее лексическое значение - называют осветительные приборы, но не являются однокоренными потому, что они по-разному называют сходные предметы, у них разные корни.

 

Следует помнить, что бывают слова с одинаковыми корнями, но разным лексическим значением.

 

Например:

Вода, водичка, водяной, водитель. 

Слово водитель не является однокоренным, т.к. имеет другое лексическое значение и с водой никак не связано.

Можно сделать вывод, что однокоренные слова обязательно должны иметь два существенных признака – во-первых, это слова, которые близки по смыслу, во-вторых, написание корня  в этих словах совпадает. В корне заключён общий смысл всех родственных слов.

§2. Чередование согласных звуков в корне слова

Далее рассмотрим следующую группу родственных слов: Свет, свеча, освещение.

Найдем корень. В слове свет корень -свет-, в слове свеча корень -свеч-,  в слове освещениекорень -свещ-.

Буквы т-ч-щ находятся в корне. Обычно корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда происходит чередование звуков. Постараемся это выяснить.

Снежок, снежинка, снежный, снеговик, снег – чередование г/ж.

 

Родоначальником всех слов было слово снег.

Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег.

Снегок, снегинка, снегный, снеговик, снег.

Первые три слова звучат грубо и некрасиво.

Возьмем другой ряд родственных слов.

 

Дружок, подруга, дружный, дружить, друзья, друг – чередование г//ж//з.

Все эти слова родились от слова друг.

Исходным, основным был звук [г]. Он заменился звуками [ж//з].

Постараемся произнести все эти слова с корнем друг.

Другок, подруга, другный, другить, другья, друг.

Звучит смешно, не по-русски.

На основе этих наблюдений можно сделать вывод, что последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах изменяются для удобства произношения.

Замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов называется чередованием.

Записывается это так:

берега – бережок [г/ж]    

ухо – уши [х/ш]

свет, свеча, освещение [т//ч//щ]

Чередование согласных помогает согласным звучать красиво, ровно, согласно. Чередоваться могут 2 или 3 звука. Подберем к каждому слову однокоренные слова с чередующимися согласными звуками:

Река: речной, речка [к/ч].

Дорога: дорожка, подорожник [г/ж].

Сад: садить, сажу, саженцы [д/ж].

Следует запомнить некоторые исторические чередования, чтобы уметь правильно найти корень в слове:

1) г/ж/з (друг – дружить – друзья);

2) д/ж/жд (труд – тружусь – утруждать);

3) б/бл (любовь – люблю);

4) в/вл (ловить – ловля).

§3. Краткие итоги урока

Подведем итоги урока.

Как правило, корень в родственных словах всегда одинаков, за исключением тех случаев, когда в слове происходят чередования звуков.

Чередование – это замена одного согласного звука другим в корне однокоренных слов. Чередоваться могут 2 или 3 звука.

Чередование согласных помогает согласным звучать красиво, ровно, согласно.

 

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Ponyatie-o-cheredovanii-soglasnykh-zvukov-v-korne

https://www.youtube.com/watch?v=cwPuBVI4GQY

Файлы