8 класс. Обществознание. Быть личностью

8 класс. Обществознание. Быть личностью

Комментарии преподавателя

 1. Отличия в значении терминов

 

У всех людей есть общие черты, ко­то­рые их объ­еди­ня­ют. В первую оче­редь, это оди­на­ко­вая фи­зио­ло­гия: го­ло­ва, руки, ноги и др. – т. е. те при­зна­ки, ко­то­рые за­ча­стую оди­на­ко­вы у всех людей. 

Общие физиологические признаки

Рис. 1. Общие фи­зио­ло­ги­че­ские при­зна­ки (Ис­точ­ник)

 2. Индивид

Несмот­ря на это, оди­на­ко­вых людей не бы­ва­ет. По­это­му все те при­зна­ки, ко­то­рые есть у всех пред­ста­ви­те­лей че­ло­ве­че­ско­го вида, яв­ля­ют­ся ин­ди­вид­ны­ми. Каж­дый че­ло­век – ин­ди­вид от рож­де­ния, по­это­му по­ня­тие «ин­ди­вид» – это фи­зио­ло­ги­че­ское по­ня­тие.

 

Рис. 2. Ин­ди­вид (Ис­точ­ник)

Мы пом­ним, что че­ло­век – это био­со­ци­аль­ное су­ще­ство, био­ло­ги­че­ская ос­но­ва че­ло­ве­ка – это имен­но его ин­ди­вид­ные при­зна­ки. Но найти двух оди­на­ко­вых людей невоз­мож­но, даже если люди участ­ву­ют в кон­кур­се двой­ни­ков.

 http://www.master-obraza.ru/forum/MGalleryItem.php?id=10033 

Рис. 3. Ра­бо­та с кон­кур­са двой­ни­ков (Ис­точ­ник)

Есть дей­стви­тель­но по­хо­жие люди, на­при­мер, близ­не­цы или двой­няш­ки, ко­то­рые очень по­хо­жи друг на друга.

http://zadira.info/gallery/photos/17744_m.jpg

Рис. 4. Близ­не­цы (Ис­точ­ник)

Од­на­ко все эти люди раз­ные. У людей есть мно­же­ство таких при­зна­ков, ко­то­рые от­ли­ча­ют нас друг от друга. Самый эле­мен­тар­ный при­знак опо­зна­ва­ния лич­но­сти и вы­яв­ле­ния уни­каль­ных черт в че­ло­ве­ке – это не так давно став­ший из­вест­ным че­ло­ве­ку при­знак – дак­ти­ло­ско­пия (изу­че­ние стро­е­ния кож­ных линий на внут­рен­ней сто­роне паль­цев рук, а также метод уста­нов­ле­ния лич­но­сти по от­пе­чат­кам паль­цев).

http://nyzhnoznat.ru/wp-content/uploads/2012/10/12.gif

Рис. 5. От­пе­чат­ки паль­цев (Ис­точ­ник)

Но это не един­ствен­ный от­ли­чи­тель­ный при­знак че­ло­ве­ка, уни­каль­ны­ми также яв­ля­ют­ся ро­го­ви­ца глаз, стро­е­ние ушной ра­ко­ви­ны, ро­ди­мые пятна, ро­дин­ки и др. 

http://www.patee.ru/r/x4/53/80/520.jpg 

Рис. 6. Глаз (Ис­точ­ник)

 

Рис. 7. Ухо (Ис­точ­ник)

Рис. 8. Ро­ди­мое пятно (Ис­точ­ник)

http://womantalks.ru/uploads/post-122170-1270557348.jpg 

Рис. 9. Ро­дин­ка. (Ис­точ­ник)

 3. Личность

 Все при­зна­ки, яв­ля­ю­щи­е­ся уни­каль­ны­ми и от­ли­ча­ю­щие нас от осталь­ных, на­зы­ва­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми при­зна­ка­ми. Од­на­ко фи­зио­ло­ги­че­ская часть ин­ди­ви­ду­аль­но­сти – это толь­ко внеш­нее про­яв­ле­ние тех при­зна­ков, ко­то­рых нет у дру­гих людей. По­ми­мо всего про­че­го, че­ло­век вы­де­ля­ет себя от осталь­ных еще и со­ци­аль­но. Он может по-сво­е­му оде­вать­ся, вы­ра­бо­тав свой ин­ди­ви­ду­аль­ный стиль;

Стиль одежды 

Рис. 10. Стиль одеж­ды (Ис­точ­ник)

может слу­шать ка­кую-то му­зы­ку, непри­ем­ле­мую для осталь­ных;

Выбор музыки 

Рис. 11. Выбор му­зы­ки

может при­над­ле­жать ка­ко­му-то те­че­нию куль­ту­ры;

Представитель панк-культуры 

Рис. 12. Пред­ста­ви­тель панк-куль­ту­ры (Ис­точ­ник)

может что-то чи­тать, чем-то увле­кать­ся.

Увлечение: рисование 

Рис. 13. Увле­че­ние: ри­со­ва­ние

 4. Индивидуальность

 Так в со­во­куп­но­сти био­ло­ги­че­ские и со­ци­аль­ные при­зна­ки со­зда­ют ин­ди­ви­ду­аль­ность лич­но­сти. Может по­ка­зать­ся, что между по­ня­ти­я­ми «лич­ность» и «ин­ди­ви­ду­аль­ность» нет раз­ни­цы: ин­ди­ви­ду­аль­ность – это внеш­нее про­яв­ле­ние своей осо­бен­но­сти, сво­е­го от­ли­чия, своей уни­каль­но­сти, что, по сути, и есть лич­ност­ные ка­че­ства. Од­на­ко по­ня­тие лич­но­сти часто вос­при­ни­ма­ет­ся как ис­клю­чи­тель­но об­ще­ствен­ное яв­ле­ние или как ин­ди­ви­ду­аль­ность, во­вле­чен­ная в об­ще­ствен­ные про­цес­сы. Не стоит за­бы­вать, что лич­ность – это че­ло­ве­че­ский ин­ди­вид, яв­ля­ю­щий­ся субъ­ек­том со­зна­тель­ной де­я­тель­но­сти, об­ла­да­ю­щий со­во­куп­но­стью со­ци­аль­но зна­чи­мых черт, свойств и ка­честв, ко­то­рые он ре­а­ли­зу­ет в об­ще­ствен­ной жизни.

 

Личность 

Рис. 14. Лич­ность (Ис­точ­ник)

Имен­но во­вле­чен­ность че­ло­ве­ка в об­ще­ствен­ную жизнь и об­ще­ствен­ные про­цес­сы по­мо­га­ют ему сфор­ми­ро­вать­ся как лич­ность. Это не все­гда обя­за­тель­ное яв­ле­ние. Ино­гда люди бы­ва­ют за­мкну­ты­ми (ин­тро­верт­ны­ми – на­прав­лен­ны­ми на свой внут­рен­ний мир),

 Интроверт 

Рис. 15. Ин­тро­верт (Ис­точ­ник)

или об­щи­тель­ны­ми и от­кры­ты­ми (экс­тра­верт­ны­ми – на­прав­лен­ны­ми на окру­жа­ю­щий мир),

Экстраверт 

Рис. 16. Экс­тра­верт (Ис­точ­ник)

тем не менее, по­ня­тие лич­но­сти – это то уни­каль­ное, осо­бен­ное, что от­ли­ча­ет нас от осталь­ных живых су­ществ на Земле.

 5. Поиск себя и смысла жизни

Че­ло­век сфор­ми­ро­вал­ся как яркая ин­ди­ви­ду­аль­ность, имеет опре­де­лен­ные черты ха­рак­те­ра и зна­ния о струк­ту­ре и жизни об­ще­ства (зна­ния могут быть как на­уч­ны­ми, так и бы­то­вы­ми), сфор­ми­ро­вал в себе ка­кой-то набор зна­ний и по­ни­ма­ний, про­яв­ля­ет себя в об­ще­ствен­ной жизни, хочет это де­лать. И рано или позд­но перед каж­дым че­ло­ве­ком воз­ни­ка­ют во­про­сы: кто я и зачем я? Имен­но эти два во­про­са яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми для лю­бо­го че­ло­ве­ка. Каж­дый хочет знать: пра­виль­но ли он по­сту­па­ет, хо­ро­ший ли он че­ло­век, до­ста­точ­но ли у него зна­ний, уме­ний, на­вы­ков для того, чтобы вос­при­ни­мать себя с по­ло­жи­тель­ной сто­ро­ны, всего ли он до­бил­ся из того, чего хотел, кто он?..

 Размышления 

Рис. 17. Раз­мыш­ле­ния (Ис­точ­ник)

Все эти во­про­сы от­ча­сти свя­за­ны и с та­ки­ми по­ня­ти­я­ми, как сча­стье и смысл жизни. Поиск смыс­ла жизни, поиск сча­стья, удачи и во­об­ще поиск по­ни­ма­ния этих смыс­лов – это также часть че­ло­ве­че­ской сущ­но­сти. Самое слож­ное – это осо­знать, когда и от чего мы счаст­ли­вы. Может, мы счаст­ли­вы, когда съели шо­ко­лад­ку?

 

Шоколад 

Рис. 18. Шо­ко­лад

Или, может, мы счаст­ли­вы, когда удач­но спас­лись из ка­кой-то экс­тре­маль­ной си­ту­а­ции?

Спасение из экстремальной ситуации 

Рис. 19. Спа­се­ние из экс­тре­маль­ной си­ту­а­ции (Ис­точ­ник)

Может, мы видим смысл жизни в том, чтобы про­си­деть за ком­пью­тер­ной игрой

Увлечение компьютерной игрой 

Рис. 20. Увле­че­ние ком­пью­тер­ной игрой (Ис­точ­ник)

или в том, чтобы по­мочь дру­гим людям?

Помощь другим людям 

Рис. 21. По­мощь дру­гим людям (Ис­точ­ник)

На все эти во­про­сы каж­дый че­ло­век от­ве­ча­ет по-сво­е­му. У каж­до­го есть свои воз­мож­но­сти, свои же­ла­ния, и по­это­му каж­дый че­ло­век в со­сто­я­нии ре­а­ли­зо­вать эти воз­мож­но­сти и до­бить­ся этих же­ла­ний. Нет таких людей, ко­то­рые уже от рож­де­ния по­лу­ча­ют пол­ный набор зна­ний. Вне за­ви­си­мо­сти от ма­те­ри­аль­но­го по­ло­же­ния и со­ци­аль­но­го ста­ту­са каж­дый че­ло­век на­хо­дит­ся в со­сто­я­нии по­ис­ка.

 Богатство не дает всего 

Рис. 22. Бо­гат­ство не дает всего (Ис­точ­ник)

Это и есть осо­бен­ность че­ло­ве­че­ской жизни. Вот так каж­дый день, от­ве­чая на глав­ные жиз­нен­ные во­про­сы, каж­дый из нас сво­и­ми по­ступ­ка­ми фор­ми­ру­ет себя. Став ин­ди­ви­да­ми от рож­де­ния, в те­че­ние всей остав­шей­ся жизни че­ло­век фор­ми­ру­ет себя как ин­ди­ви­ду­аль­ность и как лич­ность.

В этом и за­клю­ча­ет­ся глав­ная ра­бо­та че­ло­ве­ка – ра­бо­та над собой!

На сле­ду­ю­щем уроке мы по­го­во­рим о фак­то­рах, опре­де­ля­ю­щих выбор про­фес­сии, и вли­я­нии со­ци­аль­но­го окру­же­ния на фор­ми­ро­ва­ние лич­но­сти.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/1197b9be/byt-lichnostyu?seconds=0&chapter_id=345

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=ica-xMYpHPs

источнк видео - http://www.youtube.com/watch?v=ngtIYVVDiGI

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=XXA36ztsgKs

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=dQhh6wYNSzM

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9920-byt-lichnostyu.html

Файлы