8 класс. Обществознание. Сфера духовной жизни

8 класс. Обществознание. Сфера духовной жизни

Комментарии преподавателя

 1. Понятие «культуры»

Для того чтобы при­сту­пить к изу­че­нию сферы куль­ту­ры, необ­хо­ди­мо вы­яс­нить, что такое «куль­ту­ра». Это до­воль­но ин­те­рес­ный и неод­но­знач­ный во­прос. Ни в науке, ни в нашей по­все­днев­ной жизни невоз­мож­но найти аб­со­лют­но пол­но­цен­ный ответ на во­прос, что пред­став­ля­ет собой куль­ту­ра.

Бы­ту­ют раз­но­об­раз­ные мне­ния на дан­ный счёт. В науке су­ще­ству­ет почти 200 опре­де­ле­ний по­ня­тия «куль­ту­ра», так как прак­ти­че­ски каж­дый бо­лее-ме­нее зна­чи­тель­ный учё­ный ста­рал­ся пред­ло­жить своё ви­де­ние дан­но­го во­про­са. А ведь в науке за­ча­стую ста­ра­ют­ся при­дер­жи­вать­ся си­стем­но­го под­хо­да и глу­бо­ко­го ана­ли­за.

 2. Подмена понятия культуры в быту

В обы­ден­ной жизни си­ту­а­ция ещё более слож­ная; ино­гда по­ня­тие куль­ту­ры по­про­сту под­ме­ня­ет­ся. На­при­мер, о че­ло­ве­ке, ко­то­рый пьёт чай, от­то­пы­ри­вая ми­зи­нец, можно услы­шать такие вы­ска­зы­ва­ния: «Этот че­ло­век куль­тур­ный», « У него очень вы­со­кий уро­вень куль­ту­ры». На самом деле этот че­ло­век оскорб­ля­ет хо­зя­ев дома, ведь так по­сту­пал Лю­до­вик XVI, зна­ме­ни­тый фран­цуз­ский ко­роль, ко­то­рый го­во­рил: «После меня хоть потоп». Он брал фу­же­ры двумя паль­ца­ми, так как к этим фу­же­рам при­ка­са­лась по­су­до­мой­ка, а ко­ро­лю, ра­зу­ме­ет­ся, это было непри­ят­но. Зная это, можно легко по­нять, что, если че­ло­век в Вашем доме и в Вашем при­сут­ствии пьёт чай по­доб­ным об­ра­зом, он де­мон­стри­ру­ет Вам своё неува­же­ние, а не вы­со­кий уро­вень куль­ту­ры.

Людовик XVI

Рис. 1. Лю­до­вик XVI (Ис­точ­ник)

 3. Определение культуры

К со­жа­ле­нию, такие под­ме­ны по­ня­тий слу­ча­ют­ся до­воль­но часто вслед­ствие того, что нет чёт­ко­го по­ни­ма­ния того, что яв­ля­ет­ся куль­ту­рой. И всё-та­ки до­го­во­рить­ся о том, что счи­тать куль­ту­рой, воз­мож­но, если по­дой­ти к этому по­ня­тию с наи­бо­лее ши­ро­кой точки зре­ния. Куль­ту­ра – это всё то, что со­зда­но ру­ка­ми че­ло­ве­ка в про­ти­во­вес тому, что со­зда­ла при­ро­да. При таком под­хо­де все со­пут­ству­ю­щие во­про­сы от­па­да­ют.

Сле­дуя этой ло­ги­ке, можно за­клю­чить, что че­ло­век, ко­то­рый пишет на стене некое ру­га­тель­ство, на самом деле со­вер­ша­ет куль­тур­ный по­сту­пок. Ведь он пишет текст, он шиф­ру­ет ин­фор­ма­цию при по­мо­щи зву­ко­во­го или иеро­гли­фи­че­ско­го пись­ма. Ни­че­го по­доб­но­го в при­ро­де нет. Да, этот че­ло­век плохо вос­пи­тан и со­вер­ша­ет дур­ной по­сту­пок, но по­сту­пок этот куль­тур­ный, по­то­му что куль­ту­ра имен­но та­ко­ва.

Рисунки на стенах

Рис. 2. Ри­сун­ки на сте­нах (Ис­точ­ник)

 4. Духовная сфера общества

Ду­хов­ная жизнь, или ду­хов­ная сфера – крайне важ­ный эле­мент че­ло­ве­че­ской жизни, че­ло­ве­че­ской об­ще­ствен­ной жизни в том числе. Ранее уже го­во­ри­лось о том, что у че­ло­ве­ка есть не толь­ко лишь ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти. Нам по­сто­ян­но необ­хо­ди­мо по­треб­лять некие изоб­ре­те­ния, от­кры­тия, про­из­ве­де­ния, ко­то­рые сде­ла­ны не для улуч­ше­ния ма­те­ри­аль­но­го бла­го­по­лу­чия. Слу­шать му­зы­ку, чи­тать, лю­бо­вать­ся про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства – всё это яв­ля­ет­ся для нас по­треб­но­стью, под­ни­ма­ет наше на­стро­е­ние. Сле­ду­ет разо­брать­ся, из чего со­сто­ит ду­хов­ная сфера.

 5. Структура духовной сферы

Струк­ту­ра ду­хов­ной сферы вклю­ча­ет такие эле­мен­ты об­ще­ствен­ной жизни как ре­ли­гия, наука, ис­кус­ство. Эти три наи­бо­лее важ­ные эле­мен­та об­ще­ствен­ной жизни в ду­хов­ной сфере со­став­ля­ют её ос­но­ву, кар­кас.

Духовная сфера жизни общества

Рис. 3. Ду­хов­ная сфера жизни об­ще­ства (Ис­точ­ник)

Ре­ли­гия – си­сте­ма ве­ро­ва­ний и прак­тик, от­но­ся­щих­ся к вещам свя­щен­ным, обособ­лен­ным, за­прет­ным, ко­то­рая объ­еди­ня­ет в одну мо­раль­ную общ­ность, на­зы­ва­е­мую цер­ко­вью, всех, кто их при­ни­ма­ет.

Наука – это тео­ре­ти­че­ское от­ра­же­ние дей­стви­тель­но­сти: си­сте­ма обоб­щен­ных пред­став­ле­ний об объ­ек­тив­ном мире, яв­ле­ни­ях при­ро­ды и об­ще­ства, за­ко­но­мер­но­стях их воз­ник­но­ве­ния и раз­ви­тия.

Ис­кус­ство – это сфера ду­хов­но-прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти людей, ко­то­рая на­прав­ле­на на ху­до­же­ствен­ное по­сти­же­ние и осво­е­ние мира.

Эле­мен­ты ду­хов­ной сферы вли­я­ют на фор­ми­ро­ва­ние мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти об­ще­ства, на тра­ди­ции, осо­бен­но­сти обы­ча­ев того или иного на­ро­да, а это, в свою оче­редь, уже вли­я­ет на иные сферы об­ще­ствен­ной жизни. Если мо­раль и нрав­ствен­ность того или иного об­ще­ства на­хо­дят­ся на низ­ком уровне, очень низка ве­ро­ят­ность того, что такое об­ще­ство будет эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­ным. Люди будут недоб­ро­со­вест­но от­но­сить­ся к своим обя­зан­но­стям, в такой ат­мо­сфе­ре невоз­мож­но со­здать здо­ро­во функ­ци­о­ни­ру­ю­щую эко­но­ми­ку и об­ще­ство.

 6. Особенности духовной сферы

Важ­ной осо­бен­но­стью ду­хов­ной сферы яв­ля­ет­ся то, что ей невоз­мож­но ко­гда-ли­бо до конца пре­сы­тить­ся. Если че­ло­век го­ло­ден, он может на­есть­ся, если че­ло­ве­ку хо­лод­но из-за от­сут­ствия одеж­ды, он может при­об­ре­сти эту одеж­ду и со­греть­ся. Все эти вещи ис­чер­па­е­мы или, по край­ней мере, эти по­треб­но­сти можно вре­мен­но до конца удо­вле­тво­рить. А вот ду­хов­ная сфера – этот тот эле­мент че­ло­ве­че­ской жизни, ко­то­рым невоз­мож­но до конца на­сы­тить­ся; по сути, ду­хов­ные по­треб­но­сти невоз­мож­но до конца удо­вле­тво­рить. Невоз­мож­но ска­зать: « Я на­слу­шал­ся му­зы­ки до конца жизни» или «Я на­смот­рел­ся на про­из­ве­де­ния ис­кус­ства и боль­ше ни на что не взгля­ну». Эти фразы зву­чат аб­сурд­но.

 7. Хранение продуктов духовной сферы

Очень важ­ным эле­мен­том ду­хов­ной сферы об­ще­ства яв­ля­ет­ся эле­мент со­зда­ния, со­хра­не­ния и вос­про­из­ве­де­ния про­дук­тов ду­хов­но­го твор­че­ства. В дан­ном слу­чае речь идёт об огром­ном ко­ли­че­стве людей спе­ци­аль­ных про­фес­сий (ху­дож­ни­ки, пи­са­те­ли, поэты, учи­те­ля, пре­по­да­ва­те­ли и т. д.), ко­то­рые за­ни­ма­ют­ся тем, что ге­не­ри­ру­ют идеи, пы­та­ют­ся по-ино­му взгля­нуть на обы­ден­ные окру­жа­ю­щие нас вещи. Рож­да­ют­ся новые на­прав­ле­ния в ис­кус­стве, новые кон­цеп­ции. Без­услов­но, не все про­дук­ты ис­кус­ства по­нят­ны, не все­гда можно по­нять, что хотел ска­зать автор сво­и­ми сло­ва­ми или хотел пе­ре­дать ху­дож­ник на своей кар­тине. Но так или иначе че­ло­ве­че­ство пы­та­ет­ся со­хра­нить аб­со­лют­но все эле­мен­ты сво­е­го про­яв­ле­ния, ведь непо­нят­ное сей­час может ока­зать­ся при­знан­ным и ак­ту­аль­ным в бу­ду­щем.

Особ­ня­ком в дан­ной цепи стоит ре­ли­гия и ре­ли­ги­оз­ное ми­ро­воз­зре­ние. Это также очень важ­ная часть ду­хов­ной сферы об­ще­ства и важ­ная часть жизни каж­до­го от­дель­но взя­то­го че­ло­ве­ка. Имен­но по­это­му ре­ли­гия до сих пор жива.

Религии мира

Рис. 4. Ре­ли­гии мира (Ис­точ­ник)

Вся та ин­фор­ма­ция, все до­сти­же­ния в об­ла­сти ду­хов­ной сферы, ко­то­рые были осу­ществ­ле­ны че­ло­ве­ком за огром­ное ко­ли­че­ство вре­ме­ни, про­жи­тое че­ло­ве­че­ской ци­ви­ли­за­ци­ей, где-то хра­нят­ся. Сей­час этим за­ни­ма­ют­ся целые учре­жде­ния: биб­лио­те­ки, ар­хи­вы, все­воз­мож­ные хра­ни­ли­ща, банки дан­ных. Все они со­би­ра­ют ин­фор­ма­цию о про­шлом че­ло­ве­че­ства, в том числе и на­уч­ную ин­фор­ма­цию, и ду­хов­ную ин­фор­ма­цию. Че­ло­век нуж­да­ет­ся во всём, что было со­зда­но им самим.

 8. Значение духовной сферы

Под­во­дя итог, необ­хо­ди­мо от­ме­тить, что ду­хов­ная сфера че­ло­ве­ка будто бы ри­су­ет че­ло­ве­че­ский образ. Эко­но­ми­ка, по­ли­ти­ка, со­ци­аль­ная сфера со­зда­ют наше об­ще­ство с точки зре­ния его жиз­не­де­я­тель­но­сти. Ду­хов­ная сфера не имеет таких гло­баль­ных задач. Вме­сте с тем, воз­мож­но, имен­но ду­хов­ная сфера имеет самую гло­баль­ную за­да­чу – со­хра­ня­ет в нас то, что при­ня­то на­зы­вать «че­ло­ве­че­ской чер­той». А со­хра­не­ние этого, быть может, самая важ­ная за­да­ча для че­ло­ве­че­ства.

На сле­ду­ю­щем уроке мы по­зна­ко­мим­ся с куль­ту­рой лич­но­сти и об­ще­ства, вы­яс­ним, кого можно на­зы­вать «куль­тур­ным че­ло­ве­ком», в чём от­ли­чие между куль­тур­ным и бес­куль­тур­ным че­ло­ве­ком.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/sfera-duhovnoy-zhizni

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=CZTCT4p8PoA

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=3yRI43AYmI0

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/11903-sfera-duhovnoy-zhizni-8-klass.html

источник видео - https://vimeo.com/107449712

Файлы