8 класс. Обществознание. Мораль
8 класс. Обществознание. Мораль
Комментарии преподавателя
1. Понятие морали
«Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?»
В.В. Маяковский
Рис. 1. Иллюстрация к стихотворению В. Маяковского (Источник)
На первый взгляд кажется, что понятия морали, нравственности, добра и зла очень просты, ведь мы практически каждый день употребляем эти слова в том или ином контексте. Давайте выясним, что они действительно означают, имеют ли они под собой какое-то серьёзное содержание или это просто бытовые словосочетания, которые люди употребляют, желая приукрасить свою речь.
На самом деле понятие морали не фигурально, это совершенно конкретное человеческое явление. Все учёные, изучающие мораль, сходятся в том, что суть её можно выразить в следующих словах: «Не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе». Это кажется очень логичным и простым, ведь по идее, если мы не будем поступать по отношению к другим людям неправильно, то и по отношению к себе мы не вправе ждать таких действий. Однако на практике данное утверждение подтверждается не всегда.
Мораль – нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др. Подчеркнём, что данные правила, безусловно, не письменные, так как не так уж и важно записывать то, что кажется для человека совершенно естественным и обыденным. Однако несоблюдение правил морали вызывает дезорганизацию всей работы и структуры общества. Например, для человека совершенно естественно здороваться, когда он видит знакомого человека, вставать в присутствии старшего, уступать место старшему либо женщине в общественном транспорте. Мы называем подобные действия правилами хорошего поведения, правилами хорошего тона, они для нас привычны и считаются нормальным отношением к другим членам общества. Но по большому счёту это всё моральные правила.
2. Моральные поступки
Другими словами, мораль начинается там, где один человек делает добро другому человеку. Приведём небольшой пример. Вы делаете себе бутерброд. С точки зрения науки это поступок не моральный, а обыденный. Это входит в рамки естественного поведения человека: вы хотите есть и делаете для себя бутерброд, то есть готовите себе пищу. Но если этим же бутербродом вы поделитесь со своим товарищем, причём поделитесь правильно, отдав ему большую половину, тогда этот поступок будет моральным. Ведь вы сделали другому человеку добро, тем самым посеяв в нём светлое начало. В конце концов, вы имеете право рассчитывать на то, что в будущем люди так же будут относиться и к вам.
Когда мы говорим о том, что имеем право на добрые поступки со стороны других людей, если сами демонстрируем хорошее отношение к ним, это не является корыстью или эгоизмом. Каждый человек постоянно оценивает себя, он должен оценивать себя, в том числе и с точки зрения моральности его поступков, с точки зрения того, насколько правильно он повёл себя в той или иной ситуации. Самооценка, самоанализ, самоконтроль и самокритика – это обязательные условия жизни человека. В этом наша особенность.
3. Происхождение морали
Люди действительно особенные и отличаются от всех иных живых существ, обитающих на нашей планете. Очень трудным вопросом является то, откуда в человеческом обществе появилась мораль. Некоторые учёные считают, что мораль – это специфическая форма взаимодействия между людьми, которая выработалась в результате того, что люди выделились из природы и стали сами для себя устанавливать определённые нормы и правила поведения. Вот так и появилась мораль.
Существует также мнение, что мораль была дана нам от Бога, ведь, в конце концов, то самое правило, которое упоминалось выше («Не делай другим того, чего бы ты не хотел по отношению к себе»), – это слова Иисуса Христа из его Нагорной проповеди.
Рис. 2. Нагорная проповедь (Источник)
Каждый из нас волен сам выбирать, какую теорию происхождения морали он для себя примет. Так или иначе, мы должны понимать, что мораль реально существует, это вполне конкретное явление человеческой жизни. И его нельзя путать с иными проявлениями человечности. Например, иногда говорят, что мораль и нравственность – понятия равноценные, хотя это далеко не так.
4. Понятие нравственности, отличие его от морали
Итак, поясним, в чём же заключается разница между моралью и нравственностью. Под термином «мораль» понимают скорее определённые правила поведения, которые характерны для человеческого общества в любой ситуации и растянуты во времени. Понятие нравственности скорее привязано к конкретной исторической эпохе. Это некая совокупность норм и нравов человека в контексте его повседневной жизни сейчас. Понятие нравственности в отличие от понятия морали с течением времени очень сильно видоизменяется. То, что считалось нравственным ещё 100 лет назад, может сейчас быть запрещено, а то, что напротив, считалось век назад безнравственным, сейчас может быть нормальным и обыденным явлением.
5. Изменение нравственных устоев общества (примеры)
Например, можно обратиться к классической русской литературе и посмотреть, каким языком написаны произведения классиков конца XIX – начала XX века. Этот язык серьёзно отличается от того, которым мы общаемся сейчас. Причина в том, что изменились нравственные устои общества, изменилась одежда, изменилось отношение в быту по отношению друг к другу. В конце концов, сейчас не принято называть своих родителей на «Вы», хотя в дореволюционной России, в конце XIX века это было совершенно нормальной формой обращения. Сейчас мы всё чаще, говоря о ком-то, называем только имя и фамилию (по аналогии с американской субкультурой), не называя его отчества. Такое допускается даже со стороны дикторов телевидения. А вот в дореволюционной России это было бы совершенно неприемлемо, так как нарушало бы понятие нравственности, понятие основных принципов общения между людьми.
Одежда – также замечательный пример изменения нравственности с течением времени. Скажем, длина юбки или фасон брюк, которые были приняты в XIX веке, совершенно сейчас неупотребимы. В то же самое время невозможно себе даже представить, чтобы человек в XIX веке был одет так же, как одеваются современные люди. Его не просто бы засмеяли, а восприняли бы, как совершенно неприличного человека.
Рис. 3. Костюм XIX века (Источник)
Рис. 4. Современная женская одежда (Источник)
Развивая данную тему, вспомним такое слово как «простоволосая». Ранее «опростоволоситься» для женщины означало выйти на улицу с непокрытой головой. Это было совершенно неприлично в дореволюционной России по христианским канонам.
Можно сделать вывод, что нравственность меняется. Меняется и наше отношение к тому, как понимать добро и зло, как воспринимать хорошее и плохое. Понятия же морали крайне редко претерпевают изменения.
6. Добронравность и злонравность
Некоторые философы утверждают, что нравственность бывает злой или доброй. Подход, безусловно, интересен. В общем-то, он имеет место быть, так как даже в русском языке есть понятия «добронравный» и «злонравный» человек, соответственно приверженец тёмной или светлой стороны силы, если проводить аналогию с известной франшизой «Звёздные войны».
Рис. 5. «Звёздные войны». Противостояние сторон силы (Источник)
В обыденной жизни мы так или иначе сталкиваемся с подобными явлениями. «Злонравные люди» – это совершенно не обязательно злодеи. Но если человек живёт по принципу «Человек человеку волк» (знаменитая римская пословица), то есть ориентирует своё жизненное пространство, исходя из того, что он живёт на этой планете один, а окружающие люди – лишь инструменты, необходимые ему для жизни, то он эгоистичен, злонравен. Такой человек подобен волку, который поедает всё, что встречается ему на пути. Подобный эгоизм в лучшем случае приводит к тому, что человек просто остаётся один, замыкается сам в себе, ведь эгоистичный человек окружающим неинтересен. Ведь если человек заботится только о самом себе, то какие общие интересы могут быть у него с окружающими? Бывает, что эгоизмом страдают целые коллективы. Самым ярким примером, безусловно, является нацистская Германия. Целая нация провозгласила себя лучше и выше остальных народов, основываясь только на неких физических отличиях. Это было совершенно бездоказательно, но вместе с тем люди в это поверили. Всем известно, чем это закончилось: советские войска дошли до Берлина, и наши солдаты на стенах немецкого Рейхстага написали всё, что они думали о нацизме. Именно так люди и поступают с теми, кто считает себя выше других.
Рис. 6. Надписи русских солдат на Рейхстаге (Источник)
7. Последствия аморальных поступков в истории и обыденной жизни
Мария-Антуанетта
Как уже упоминалось, может показаться, что понятия морали и нравственности общие. Однако нам всегда кажется, что в обыденной жизни мы вряд ли можем серьёзно поплатиться за совершенное нами добро и зло. Действительно, разве последует серьёзное наказание за то, что мы обидим кого-то дурным словом? Да, он изменит своё отношение к нам, но не более того. Однако это не совсем так. Знаменитые слова Марии-Антуанетты Австрийской (по крайней мере, они приписываются ей), сказанные во время голода в Париже, «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные», в конечном итоге привели к свержению монархии. Народ Франции по легенде ставил эти слова в вину Марии-Антуанетте, которая была женой Людовика XVI, а самого Людовика вообще казнили.
Трудно сказать, подлинна ли эта история. Есть мнение, что эти слова были сказаны ранее кем-то, однако это и не столь важно. Важно то, что сохранилась историческая легенда. А в истории очень часто бывает так, что подлинные события не настолько правдивы, как правдивы истории и легенды о них.
В данной легенде важен сам смысл: случайно обронённые злые слова могут иногда настолько ранить людей, что это закончится плачевно для того, кто имел неосторожность произнести эти слова. Иногда это плачевно заканчивается для целой династии или целой государственной системы. Поэтому понятия морали и нравственности – совершенно конкретные и очень важные для человека вещи. В конце концов, не стоит забывать и библейскую притчу о Содоме и Гоморре. Эти города были разрушены Господом за то, что позабыли о морали и нравственности. Мы должны оставаться людьми, а мораль и нравственность – неотъемлемая часть человеческой жизни.
Рис. 7. Мария-Антуанетта Австрийская (Источник)
Рис. 8. Казнь Людовика XVI (Источник)
Рис. 9. Содом и Гоморра (Источник)
Хоть, как мы уже и выяснили, мораль и нравственность – разные понятия, они, в общем-то, говорят об одном и том же. Они указывают нам на то, что человек в своей жизни должен следовать путём добра. Мы не должны ущемлять права людей, живущих рядом с нами. Именно тогда отношение других людей к нам будет добрым и светлым.
1. Определение понятий «моральный принцип» и «человеческие ценности»
Моральные принципы и нормы являются медленно устаревающими явлениями в истории общества. В отличие от нравственности.
Моральный принцип – это всякий принцип, который должен определять нравственную волю. Это шкала общечеловеческих ценностей.
Ценность же, в свою очередь, – это важность, значимость чего-либо; то, что индивидуум ценит в окружающем социуме. К ценностям можно отнести всё, что угодно: мысли, переживания, вполне конкретные физические вещи или явления. Иными словами, каждый человек выстраивает себе специфическую пирамиду того, что для него ценно и важно.
Но человек – существо социальное, ведь мы живём в обществе, общаясь с другими людьми. Значит, существует и глобальная система ценностей, ведь если у каждого человека есть своя пирамида ценностей, то такая пирамида есть и у общества в целом.
Очень сложно найти какие-то правила, общие для всех. Правила, которые были бы интересны, понятны, доступны и воспринимаемы всеми или, по крайней мере, большинством. Это действительно сложный процесс, но люди с ним справились.
2. Гуманизм
К по-настоящему общечеловеческим ценностям можно отнести такое явление, как гуманизм. У вас в учебнике приведён хороший пример из Библии: «Возлюби ближнего, как самого себя». Это слова Иисуса Христа. Кажется, что это сделать практически нереально, ведь каждый человек эгоистичен. К тому же, не идти же нам брататься с каждым встречным, не зная и не понимая его, ничего не подозревая о его интересах, мыслях, кругозоре. Для того чтобы полюбить человека или хотя бы найти какое-то поле для взаимодействия, нужно хотя бы с ним пообщаться. Но нельзя воспринимать эту цитату буквально. Любить ближнего – значит, соблюдать его интересы, не нарушать главных принципов взаимодействия между людьми: не убивать себе подобных, не грабить, не лгать, то есть не делать всех тех вещей, которые не хотел бы по отношению к себе. Это, по сути, главный моральный принцип, о котором мы уже говорили.
Гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Идеи гуманизма – это основа гражданского общества. Значит, это и основа патриотического отношения и воспитание в самом себе чувства долга и ответственности.
3. Патриотизм и гражданственность
Гражданственность и патриотизм – это обязательная необходимая составляющая любого человека, живущего в социальном обществе, в государстве. Мы все объединены огромным количеством связей, взаимодействуем друг с другом. И если мы предаём эту систему, значит, по сути, мы предаём и самих себя. Нельзя жить отдельно от общества. О том, к чему приводит личный эгоизм, мы с вами говорили на прошлом уроке. Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Патриотизм не обязательно является стремлением к подвигу. Когда мы говорим о человеке, что он патриот, то у людей сразу возникает мысль, что этот человек совершил некий серьезный поступок, который его прославил в глазах других граждан нашего государства. Это неправильно. Патриотизм – это наша каждодневная работа. Если мы живём во благо нашего Отечества, значит, мы живём во благо самих себя. Мы созидаем, значит, делаем нашу страну лучше. Но, говоря об улучшении государства, не имеется в виду улучшение государственной машины, чиновного аппарата. Мы создаём цивилизацию, отдельную и ни на что не похожую. И, вместе с тем, живущую среди других подобных цивилизаций.
Это не значит, что мы должны выделиться. Мы должны гармонично входить в систему международных отношений, взаимодействовать с другими народами и странами. Тем не менее, мы должны строить собственную цивилизацию так, как это было бы нужно и интересно нам самим.
4. Добро и зло
Народ, который живёт такими идеалами, исповедует такие ценности, вряд ли может причинить вред себе или своим соседям. О таком положении говорят, как о нормальных добрососедских отношениях. Понятия «добро» и «зло» – не такие простые понятия, как можно подумать на первый взгляд.
Рис. 1. Противостояние добра и зла (Источник)
В знаменитой мистерии «Каин и Авель» у лорда Байрона есть такие строки: «Что было бы добро, кабы не знать нам зла?» То есть получается, что добро – это контраст, мы видим плохое отношение, и тогда понимаем, что такое хорошо. Сложно сказать, так ли это в действительности. По крайней мере, мы чётко знаем, что добро – это когда происходит некое созидание, когда люди делают нечто, от чего жизнь становится лучше, светлей.
Если возводится мост через реку, то это хорошее действие, добро, потому что это несёт пользу.
Рис. 2. Мост (Источник)
Ели построен новый дом, то это добро, потому что там будут жить люди, у них появится свой угол.
Рис. 3. Дом (Источник)
Если кто-то кому-то помог – это добро. Если государство помогло тем, кто не справляется в силу тех или иных причин со своими проблемами – это добро. Всё то, что обратно этим явлениям, всё то, что касается разрушения, жестокости, насилия, ‒ это всё зло. И если мы, таким образом, градируем эти понятия, то всё становится ясно. Не может быть подмены добра злом.
Счастье одних людей не может быть основано на несчастье других. Мы всегда должны понимать: если кто-то находится в беде, ему, безусловно, необходимо помочь.
Рис. 4. Волонтёры раздают помощь пострадавшим при наводнении в Крымске (Источник)
5. Мораль и нравственность
Это будет нормальным, гуманным отношением человека к себе подобным. Так жили люди испокон веков, именно так формировалась наша цивилизация. Нет примеров, когда бы государство, человеческое общество, основанное на зле и на насилии, выживало бы сколько-нибудь долго. Да, иногда злу (в силу его коварности и умении скрываться под маской добра) удавалось на определённый исторический период захватить власть в той или иной стране, руководить тем или иным обществом. Но, в конце концов, история всегда ставила таким обществам вполне конкретную оценку: они не выживали. Никакое общество не может выжить на основе насилия, на основе унижения одних другими. Так было всегда и можно надеяться, что так и будет.
Понятия морали и нравственности – это вполне конкретные и очень важные понятия для человеческого общества. Правила морали совершенно необходимы. Они гармонично сочетаются с законами. Но об этом мы с вами будем говорить позднее. А на следующем уроке мы поговорим о долге, о том, почему у каждого человека есть обязанности перед обществом и самим собой.
6. «Преступление и наказание»
Зло действительно довольно коварно. Как говорят, «очень часто добрыми делами выстлана дорога в ад». Это очень справедливые слова. Человеку, к сожалению, не всегда удаётся правильно спланировать и понять, что он будет иметь в конце, когда он только начинает какой-то свой путь. Хороший пример есть у великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского – роман «Преступление и наказание».
Рис. 5. Родион Раскольников (Источник)
Родион Раскольников убивает ужасную старуху, отвратительного человека, процентщицу, которая тиранит всех окружающих, даёт людям деньги и берёт с них варварские проценты. Убив эту старуху, Раскольников хочет завладеть её средствами, чтобы потом тысячью добрых дел искупить свою вину и стать приличным человеком, добиться положения в обществе. Он считает, что так будет правильно. В итоге оказывается, что это не так. К сожалению, цель никогда не оправдывает средств. Тому в истории множество примеров: любая революция, которая хочет улучшить жизнь людей, при этом считая, что нужно будет немного пролить человеческой крови тех, кого считает ненужными, плохими, сделав жизнь остальных хорошей и счастливой. Практика показывает, что эта кровь никогда не останавливается. Как только мы начинаем думать, что, как только мы убьём кого-то плохого, у нас будет хорошая жизнь, рождаются тирании, общества, где убийства себе подобных, насилие и хамство, ложь и обман становятся нормальным явлением. В истории множество этому примеров.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/moral
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=cg-LopOVByg
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=B8VBJjTJr9o
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=37OAuuJK7xg
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=zC78qeJ4L7I
источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/2745-moral.html
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/normy-morali