8 класс. Обществознание. Образование

8 класс. Обществознание. Образование

Комментарии преподавателя

 1. Понятие об образовании

Об­ра­зо­ва­ние – это то, чем вы сей­час за­ни­ма­е­тесь, ведь вы учи­тесь. Но всё ли вы зна­е­те об этом про­цес­се? Да­вай­те рас­смот­рим дан­ную тему в этом уроке. Да­вай­те вы­яс­ним, что такое «об­ра­зо­ва­ние» и «об­ра­зо­ва­тель­ный про­цесс».

Все вы учи­тесь в школе, смот­ри­те ин­тер­нет-уро­ки, вы­пол­ня­е­те опре­де­лён­ные до­маш­ние за­да­ния. Но воз­ни­ка­ет во­прос: по­че­му имен­но эти уроки, пред­ме­ты необ­хо­ди­мо изу­чать, так ли они необ­хо­ди­мы в жизни? Также оста­ёт­ся неяс­ным, кто имен­но фор­ми­ру­ет опре­де­лён­ный базис зна­ний для че­ло­ве­ка, счи­тая, что имен­но эти зна­ния нужны сей­час об­ще­ству и каж­до­му че­ло­ве­ку в част­но­сти. Во­прос, без­услов­но, непро­стой.

Если рас­смат­ри­вать про­цесс об­ра­зо­ва­ния в ши­ро­ком смыс­ле слова, то тогда об­ра­зо­ва­ние – это осво­е­ние всех тех зна­ний и че­ло­ве­че­ско­го опыта о мире и жизни людей, ко­то­рый был на­коп­лен мно­ги­ми по­ко­ле­ни­я­ми до нас. Но, фи­гу­раль­но вы­ра­жа­ясь, в этом оке­ане зна­ний можно уто­нуть. Тем не менее, объём зна­ний, ко­то­рые на­ко­пи­ло че­ло­ве­че­ство за про­шед­шие де­ся­ти­ле­тия, огро­мен. Вы учи­тесь в школе 11 лет, и этого со­вер­шен­но недо­ста­точ­но, так как даль­ше идёт выс­шая школа, вы мо­же­те по­лу­чить спе­ци­аль­ное об­ра­зо­ва­ние, остать­ся в сфере науки и за­щи­тить дис­сер­та­цию. Таким об­ра­зом, об­ра­зо­ва­ние – это про­цесс на всю жизнь. И всё равно вре­ме­ни не хва­тит.

Учиться нужно всю жизнь

Рис. 1. Учить­ся нужно всю жизнь (Ис­точ­ник)

Итак, как же вы­де­ля­ют­ся те кон­крет­ные пред­ме­ты, ко­то­рые необ­хо­ди­мо изу­чить в рам­ках школь­ной про­грам­мы? По­нят­но, что с те­че­ни­ем вре­ме­ни те или иные при­о­ри­те­ты в об­ра­зо­ва­нии ме­ня­ют­ся. В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, на­при­мер, одним из самых важ­ных пред­ме­тов был закон Божий. Сей­час этот пред­мет в школе прак­ти­че­ски не изу­ча­ет­ся, по­то­му что у нас свет­ское го­су­дар­ство. По­лу­ча­ет­ся, что то, каким дол­жен быть че­ло­век, что он дол­жен знать о мире, – это во­прос го­су­дар­ствен­ный.

По­сколь­ку го­су­дар­ство – это некий ап­па­рат, ко­то­рый за­бо­тит­ся о жизни об­ще­ства, то, без­услов­но, он за­бо­тит­ся и о том, чтобы сле­ду­ю­щие по­ко­ле­ния граж­дан от­ве­ча­ли ин­те­ре­сам дан­но­го го­су­дар­ства. И от­нюдь не по­то­му, что это ка­кая-то ма­ши­на по по­дав­ле­нию граж­дан; это про­сто необ­хо­ди­мость со­хра­не­ния жиз­не­спо­соб­но­сти об­ще­ства, его кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти по срав­не­нию с дру­ги­ми го­су­дар­ства­ми.

 2. Образовательная реформа в РФ

В нашей стране при­нят при­о­ри­тет в об­ра­зо­ва­нии. Это озна­ча­ет, что в го­су­дар­стве при­нят ряд за­ко­нов, ко­то­рые опре­де­ля­ют об­ра­зо­ва­тель­ную си­сте­му Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции как ос­но­во­по­ла­га­ю­щую си­сте­му в жизни об­ще­ства. Это очень важ­ный мо­мент. Эти до­ку­мен­ты могут быть де­кла­ра­тив­ны­ми и, если по­смот­реть на нашу недав­нюю ис­то­рию, то, в об­щем-то, так и было. Ещё несколь­ко лет назад об­ра­зо­ва­ние (хотя оно и де­кла­ри­ро­ва­лось как на­ци­о­наль­ный при­о­ри­тет), не по­лу­ча­ло в пол­ной мере го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки. Об­ра­зо­ва­ние на­хо­ди­лось в за­гоне: недо­ста­точ­ное фи­нан­си­ро­ва­ние, го­су­дар­ствен­ные ВУЗы за­кры­ва­лись, от­кры­ва­лось много ВУЗов с со­мни­тель­ным со­дер­жа­ни­ем об­ра­зо­ва­ния. В ко­неч­ном итоге си­ту­а­ция сей­час по­сте­пен­но ме­ня­ет­ся. У нас в стране ак­тив­но про­во­дит­ся новая об­ра­зо­ва­тель­ная ре­фор­ма. С ней можно спо­рить или не со­гла­шать­ся, но, так или иначе, видны объ­ек­тив­ные её ре­зуль­та­ты. Об­ра­зо­ва­тель­ная среда в Рос­сии ожи­ва­ет. Это зна­чит, что наше бу­ду­щее га­ран­ти­ро­ва­но.

Образование – это наше будущее

Рис. 2. Об­ра­зо­ва­ние – это наше бу­ду­щее (Ис­точ­ник)

Важ­ным мо­мен­том яв­ля­ет­ся то, по­че­му го­су­дар­ство так тре­бо­ва­тель­но и так чутко смот­рит на об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты и на си­сте­му об­ра­зо­ва­ния в целом. Дело в том, что, если об­ра­зо­ва­ние со­вре­мен­но, если оно от­ве­ча­ет ны­неш­ним усло­ви­ям раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции, зна­чит, наше бу­ду­щее га­ран­ти­ро­ва­но, как уже упо­ми­на­лось выше. Если об­ра­зо­ва­ние от­ста­ёт, если оно не от­ве­ча­ет тре­бо­ва­ни­ям об­ще­ства и его вы­зо­вам, зна­чит, со­от­вет­ствен­но, и ре­зуль­тат та­ко­го об­ра­зо­ва­ния будет крайне мал. Ны­неш­няя Рос­сия пе­ре­жи­ва­ет оче­вид­ный подъ­ём. Мы на­хо­дим­ся в по­ло­се эко­но­ми­че­ско­го подъ­ёма, ко­то­рый рано или позд­но за­кон­чит­ся. И тогда, когда за­кон­чат­ся ре­сур­сы (пре­жде всего энер­ге­ти­че­ские), нашим глав­ным кон­ку­рент­ным пре­иму­ще­ством может стать об­ра­зо­ван­ное на­се­ле­ние. Об этом неод­но­крат­но го­во­рил наш Пре­зи­дент. Во­об­ще это при­ня­то в рам­ках на­ци­о­наль­ной по­ли­ти­ки: об­ра­зо­ван­ное, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ное на­се­ле­ние может стать глав­ным на­ци­о­наль­ным ре­сур­сом, куда более цен­ным, чем про­сто топ­лив­ные по­лез­ные ис­ко­па­е­мые.

Можно за­дать­ся во­про­сом: по­че­му такой по­ли­ти­ки не было рань­ше, по­че­му го­су­дар­ство так не смот­ре­ло на об­ра­зо­ва­ние? Но нет, оно смот­ре­ло на об­ра­зо­ва­ние имен­но так. Во­об­ще, если го­су­дар­ство хочет, чтобы на­се­ле­ние, и в ко­неч­ном итоге само го­су­дар­ство, было успеш­ным, оно все­гда уде­ля­ет боль­шое вни­ма­ние об­ра­зо­ва­нию. В со­вет­ский пе­ри­од ис­то­рии на­ше­го го­су­дар­ство об­ра­зо­ва­ние было в цен­тре вни­ма­ния вла­сти. Но немно­го из­ме­ни­лось время. Дело в том, что Со­вет­ский Союз из­на­чаль­но стро­ил­ся в общих чер­тах как ин­ду­стри­аль­ное го­су­дар­ство, со­вет­ская про­мыш­лен­ность была до­ста­точ­но хо­ро­шо раз­ви­та. Со­от­вет­ствен­но, вос­тре­бо­ван­ным было спе­ци­аль­ное об­ра­зо­ва­ние, то, ко­то­рое от­ве­ча­ло ин­те­ре­сам и за­да­чам раз­ви­тия го­су­дар­ства того вре­ме­ни.

 3. Образование в постиндустриальном обществе

Сей­час же из­ме­нил­ся ис­то­ри­че­ский пе­ри­од. На дан­ный мо­мент мы пе­ре­жи­ва­ем пе­ри­од так на­зы­ва­е­мо­го «пост­ин­ду­стри­аль­но­го об­ще­ства» или «об­ще­ства ин­фор­ма­ци­он­ных тех­но­ло­гий». Вы сами каж­дый день стал­ки­ва­е­тесь с ин­фор­ма­ци­он­ны­ми тех­но­ло­ги­я­ми: ком­пью­те­ра­ми, мо­биль­ны­ми те­ле­фо­на­ми, но­ут­бу­ка­ми и т. д. Уже есть тех­ни­ка, на ко­то­рой вы долж­ны ра­бо­тать, но очень мало людей, ко­то­рые умеют на ней ра­бо­тать пол­но­цен­но. Имен­но этому и по­свя­ще­на ны­неш­няя си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния, а также ре­фор­ма об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. Можно вы­де­лить сле­ду­ю­щие на­прав­ле­ния раз­ви­тия об­ра­зо­ва­ния в со­вре­мен­ном мире:

1. Гу­ма­ни­за­ция пред­по­ла­га­ет боль­шое вни­ма­ние к лич­но­сти, её пси­хо­ло­гии, ин­те­ре­сам. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ет­ся нрав­ствен­но­му вос­пи­та­нию че­ло­ве­ка. Гу­ма­ни­за­ция об­ра­зо­ва­ния при­зва­на по­мочь че­ло­ве­ку раз­вить свои спо­соб­но­сти и да­ро­ва­ния, ис­поль­зо­вать твор­че­ский по­тен­ци­ал.

2. Гу­ма­ни­та­ри­за­ция озна­ча­ет уси­ле­ние вни­ма­ния к изу­че­нию об­ще­ствен­ных и гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­плин.

3. Ин­тер­на­ци­о­на­ли­за­ция об­ра­зо­ва­ния по­ни­ма­ет­ся по-раз­но­му. Ино­гда пред­ла­га­ет­ся мак­си­маль­но сбли­зить на­ци­о­наль­ные об­ра­зо­ва­тель­ные си­сте­мы (Бо­лон­ский про­цесс).

Дру­гие спе­ци­а­ли­сты счи­та­ют, что такой под­ход сни­жа­ет цен­ность на­ци­о­наль­ных куль­тур и ме­ха­ни­че­ски пе­ре­но­сит чужой опыт в дру­гую со­ци­о­куль­тур­ную среду.

4. Ком­пью­те­ри­за­ция (ис­поль­зо­ва­ние новых со­вре­мен­ных тех­но­ло­гий обу­че­ния).

5. Де­мо­кра­ти­за­ция об­ра­зо­ва­ния: об­ра­зо­ва­ние стало до­ступ­ным для ши­ро­ких слоёв на­се­ле­ния.

6. Тен­ден­ция к росту про­дол­жи­тель­но­сти об­ра­зо­ва­ния, что су­ще­ствен­но ме­ня­ет образ жизни людей.

7. Об­ра­зо­ва­ние стало непре­рыв­ным, ибо в усло­ви­ях НТР ра­бот­ник дол­жен быть спо­соб­ным к быст­рым пе­ре­клю­че­ни­ям на новые виды работ, на новые тех­но­ло­гии.

Нынешняя система образования должна подстраиваться под требования информационного общества

Рис. 3. Ны­неш­няя си­сте­ма об­ра­зо­ва­ния долж­на под­стра­и­вать­ся под тре­бо­ва­ния ин­фор­ма­ци­он­но­го об­ще­ства (Ис­точ­ник)

 4. Утечка мозгов

Си­ту­а­ция на самом деле не пла­чев­ная. При­мер­но такая же си­ту­а­ция сло­жи­лась и в круп­ных ев­ро­пей­ских стра­нах, в раз­ви­тых стра­нах, на ко­то­рые обыч­но при­ня­то рав­нять­ся. Если по­смот­реть дан­ные по Ев­ро­пей­ско­му Союзу, мы уви­дим, что в Ев­ро­пе сей­час не хва­та­ет около 700 тыс. со­труд­ни­ков и вы­со­ко­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных спе­ци­а­ли­стов. Имен­но по­это­му эти стра­ны с удо­воль­стви­ем при­вле­ка­ют кадры извне. Вы на­вер­ня­ка слы­ша­ли тер­мин «утеч­ка моз­гов». Это озна­ча­ет, что об­ра­зо­ван­ные люди, об­ла­да­ю­щие опре­де­лён­ным на­уч­ным по­тен­ци­а­лом, уез­жа­ют на ра­бо­ту за гра­ни­цу. Там им предо­став­ля­ют со­от­вет­ству­ю­щие усло­вия ве­де­ния на­уч­ной де­я­тель­но­сти, над­ле­жа­щее ма­те­ри­аль­ное обес­пе­че­ние, и эти люди охот­но ра­бо­та­ют на опре­де­лён­ные част­ные ком­па­нии, дру­гие го­су­дар­ства, но не на свою Ро­ди­ну. Чтобы этого из­бе­жать, необ­хо­ди­мо со­здать ка­че­ствен­ную си­сте­му об­ра­зо­ва­ния, и, самое глав­ное, со­здать воз­мож­но­сти для ре­а­ли­за­ции об­ра­зо­ван­ных людей у нас в го­су­дар­стве. Толь­ко тогда наше го­су­дар­ство будет кон­ку­рен­то­спо­соб­ным.

           

Утечка мозгов

Рис. 4. Утеч­ка моз­гов (Ис­точ­ник)

 5. Образование и конкуренция

Слово «кон­ку­рен­ция» – эко­но­ми­че­ский тер­мин, ко­то­рый озна­ча­ет воз­мож­ность вы­иг­ры­вать спор в самом общем по­ни­ма­нии. Это не спор бук­валь­ный, здесь нет двух людей, ко­то­рые пы­та­ют­ся до­ка­зать друг другу что-ли­бо. Кон­ку­рен­ция – это спо­соб­ность предо­ста­вить более вы­год­ные усло­вия, луч­шую услу­гу, более ка­че­ствен­ный про­дукт. Го­во­ря об об­ра­зо­ва­нии, име­ет­ся в виду, что люди, по­лу­ча­ю­щие об­ра­зо­ва­ние в нашей стране, долж­ны быть го­раз­до более под­го­тов­лен­ны­ми, неже­ли дру­гие. Наш об­ра­зо­ва­тель­ный стан­дарт дол­жен быть на по­ря­док выше, чем об­ра­зо­ва­тель­ные стан­дар­ты в дру­гих стра­нах. И если дети, обу­ча­ясь, вос­при­ни­ма­ют весь ин­фор­ма­ци­он­ный поток, учат­ся им пра­виль­но поль­зо­вать­ся, то в ко­неч­ном итоге они ока­зы­ва­ют­ся в более вы­год­ных усло­ви­ях, чем их кон­ку­рен­ты. То есть они по­лу­ча­ют луч­шие места, го­раз­до более вы­со­кую зар­пла­ту, они более вос­тре­бо­ва­ны.

На­при­мер, в США, где пост­ин­ду­стри­аль­ное об­ще­ство – это уже ре­аль­ность (соб­ствен­ная про­мыш­лен­ность не яв­ля­ет­ся флаг­ма­ном, США тор­гу­ет пре­иму­ще­ствен­но услу­га­ми), между тем, на­сколь­ко че­ло­век об­ра­зо­ван, и тем, каков его уро­вень жизни, су­ще­ству­ет пря­мая связь. В бу­ду­щем это со­вер­шен­но неиз­беж­ный про­цесс и в осталь­ных стра­нах, в том числе, и в Рос­сии. Если че­ло­век по­лу­чил ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние и яв­ля­ет­ся от­вет­ствен­ным спе­ци­а­ли­стом, зна­чит, он себя при­ме­нит и будет жить на по­ря­док выше, чем че­ло­век, ко­то­рый по­лу­чил менее ка­че­ствен­ное об­ра­зо­ва­ние или не смог осво­ить об­ра­зо­ва­тель­ный стан­дарт. Имен­но по­это­му об­ра­зо­ва­ние – это бу­ду­щее.

Если под­ве­сти общий итог, то можно ска­зать, что об­ра­зо­ва­ние – это важ­ней­шая часть об­ще­ствен­ной де­я­тель­но­сти. Обу­ча­ясь в школе, вы не про­сто вос­при­ни­ма­е­те ин­фор­ма­цию, а ре­ша­е­те, в том числе, го­су­дар­ствен­ную за­да­чу. Вы ре­а­ли­зу­е­те те при­о­ри­те­ты, ко­то­рые были опре­де­ле­ны для вас, вы со­зда­ё­те бу­ду­щее на­ше­го го­су­дар­ства и на­ше­го об­ще­ства.

 6. Вставка 1. Образовательный процесс

Можно ска­зать, что то, чему вас учат в школе, – это набор пред­ме­тов: ис­то­рия, ли­те­ра­ту­ра, рус­ский язык, гео­гра­фия и т. д. Од­на­ко на самом деле вас учат не этим пред­ме­там: вас учат учить­ся. По сути, по окон­ча­нии школы вы долж­ны на­учить­ся трем эле­мен­там:

1. пра­виль­но вос­при­ни­мать учеб­ный про­цесс. Вы долж­ны на всю свою остав­шу­ю­ся жизнь вос­при­ни­мать новое как необ­хо­ди­мость для себя.

2. про­яв­лять ини­ци­а­ти­ву. Это зна­чит, что быть пас­сив­ным ис­пол­ни­те­лем – в ка­кой-то сте­пе­ни хо­ро­шо, но для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти об­ще­ства нужны ак­тив­ные люди, ко­то­рые про­яв­ля­ют ини­ци­а­ти­ву, несут собой нечто новое.

3) вос­при­ни­мать до­сти­же­ния куль­ту­ры. Как оте­че­ствен­ной, так и ми­ро­вой. Это со­вер­шен­но необ­хо­ди­мо, по­то­му что со­вре­мен­ный че­ло­век – это че­ло­век муль­ти­куль­тур­ный, то есть че­ло­век, ко­то­рый живёт жиз­ня­ми очень мно­гих себе по­доб­ных. Мы ходим в япон­ские ре­сто­ра­ны, оде­ва­ем­ся в ин­тер­на­ци­о­наль­ную одеж­ду, но это толь­ко вер­ши­на айс­бер­га. Необ­хо­ди­мо по­ни­мать, что все люди, жи­ву­щие на пла­не­те, рав­но­цен­ны, каж­дый из них при­но­сит поль­зу об­ще­му делу. Че­ло­век куль­тур­ный вос­при­ни­ма­ет аб­со­лют­но всё, что со­зда­но че­ло­ве­ком.

Недав­но был так на­зы­ва­е­мый бум в об­ра­зо­ва­нии, ка­сав­ший­ся под­го­тов­ки спе­ци­а­ли­стов в об­ла­сти ме­недж­мен­та и юрис­пру­ден­ции. Прак­ти­че­ски все ВУЗы в стране вы­пус­ка­ли юри­стов и ме­не­дже­ров. В итоге воз­ник­ла про­бле­ма с тру­до­устрой­ством этих мно­го­чис­лен­ных спе­ци­а­ли­стов. По­это­му об­ра­зо­ва­ние долж­но со­от­вет­ство­вать необ­хо­ди­мо­сти. Оно долж­но от­ве­чать тре­бо­ва­ни­ям по тру­до­устрой­ству. Под­рас­та­ю­щее по­ко­ле­ние необ­хо­ди­мо го­то­вить к тому, что в бу­ду­щем будет вос­тре­бо­ва­но в нашей стране.

А на сле­ду­ю­щем уроке мы по­дроб­нее по­го­во­рим об об­ра­зо­ва­тель­ной си­сте­ме Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и её осо­бен­но­стях.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/obrazovanie

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GcnB8UGyyk8

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/5127-obrazovanie.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=KZIiuaES8RY

Файлы