8 класс. Обществознание. Религия

8 класс. Обществознание. Религия

Комментарии преподавателя

 1. Понятие о религии

На­чать дан­ный урок хо­те­лось бы с того, чтобы ре­шить, что такое ре­ли­гияведь су­ще­ству­ет мно­же­ство её опре­де­ле­ний. Со­цио­лог Эмиль Дюрк­гейм опре­де­ля­ет ре­ли­гию как«си­сте­му ве­ро­ва­ний и прак­тик, от­но­ся­щих­ся к вещам свя­щен­ным, обособ­лен­ным, за­прет­ным, ко­то­рая объ­еди­ня­ет в одну мо­раль­ную общ­ность, на­зы­ва­е­мую цер­ко­вью, всех, кто их при­ни­ма­ет». Ре­ли­гия – это одна из наи­бо­лее зна­чи­мых форм че­ло­ве­че­ской куль­ту­ры, по­явив­ша­я­ся ещё в глу­бо­кой древ­но­сти. Она имеет на­столь­ко боль­шое зна­че­ние по­то­му, что фак­ти­че­ски неве­ру­ю­щих людей на Земле нет. Од­на­ко всех людей можно раз­де­лить на две части: одни верят в то, что Бог есть, а дру­гие верят в то, что Бога нет. По боль­шо­му счёту их вера оди­на­ко­во­го по­ряд­ка, по­то­му что че­ло­ве­че­ство не в со­сто­я­нии как до­ка­зать су­ще­ство­ва­ние Бога, так и опро­верг­нуть его.

Так или иначе, все мы ко­гда-ли­бо стал­ки­ва­лись с про­яв­ле­ни­я­ми ре­ли­ги­оз­но­го куль­та. Ре­ли­ги­оз­ный культ – это раз­но­об­раз­ная ре­ли­ги­оз­ная де­я­тель­ность, на­прав­лен­ная на по­чи­та­ние объ­ек­та по­кло­не­ния. На­вер­ня­ка каж­дый из вас видел церк­ви, воз­мож­но, даже по­се­щал их. При этом со­вер­шен­но не имеет зна­че­ния, к какой имен­но ре­ли­гии вы от­но­си­тесь. Су­ще­ству­ет такое по­ня­тие, как ми­ро­вые ре­ли­гии. Ми­ро­вая ре­ли­гия — ре­ли­гия, рас­про­стра­нив­ша­я­ся среди на­ро­дов раз­лич­ных стран и кон­ти­нен­тов. Как из­вест­но, ми­ро­вых ре­ли­гий всего 5 (хри­сти­ан­ство, ислам, иуда­изм, ин­ду­изм, буд­дизм); в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пред­став­ле­ны они все. Со­от­вет­ствен­но, в нашем го­су­дар­стве есть хра­мо­вые ком­плек­сы каж­дой из ми­ро­вых ре­ли­гий, впро­чем, пред­став­ле­ны храмы и не ми­ро­вых ре­ли­гий. По­ми­мо церк­вей и хра­мов вы на­вер­ня­ка ви­де­ли книги ре­ли­ги­оз­но­го со­дер­жа­ния, иконы и дру­гие пред­ме­ты ре­ли­ги­оз­но­го куль­та.

Иконы – элементы религиозного культа 

Рис. 1. Иконы – эле­мен­ты ре­ли­ги­оз­но­го куль­та (Ис­точ­ник)

Воз­мож­но, вы не ве­ри­те в Бога и даже не по­ни­ма­е­те азов ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния, но всё равно вы име­е­те ка­кое-то суж­де­ние о Боге. В конце кон­цов, каж­дый из нас хоть раз в жизни на­вер­ня­ка что-то про­сил у Выс­ших сил в той или иной форме. На­вер­ня­ка, если вы по­па­да­ли в ка­кую-ли­бо слож­ную си­ту­а­цию, остав­шись без по­мо­щи по­сто­рон­них людей, вы ис­ка­ли этой по­мо­щи у Выс­ших сил.

В сложной ситуации многие люди просят о помощи Высшие силы 

Рис. 2. В слож­ной си­ту­а­ции мно­гие люди про­сят о по­мо­щи Выс­шие силы (Ис­точ­ник)

 2. Истоки веры в Высшие Силы

Имен­но в этом, по сути, и за­клю­ча­ет­ся ос­нов­ной смысл ре­ли­гии и ре­ли­ги­оз­но­го ми­ро­воз­зре­ния: ве­ру­ю­щий че­ло­век пред­по­ла­га­ет су­ще­ство­ва­ние нераз­рыв­ной связи между собой и Выс­ши­ми си­ла­ми. На­зва­ние для этих Выс­ших сил можно дать раз­ное, в за­ви­си­мо­сти от той кон­крет­ной ре­ли­гии, к ко­то­рой че­ло­век об­ра­ща­ет­ся, но сам факт такой вза­и­мо­свя­зи для ве­ру­ю­щих людей непре­ло­жен.

Од­на­ко оста­ёт­ся не вполне по­нят­ным, по­че­му че­ло­век во­об­ще верит в воз­мож­ность су­ще­ство­ва­ния этой связи. Это, по­жа­луй, самый слож­ный из всех во­про­сов, ка­са­ю­щих­ся ре­ли­гии. Ведь если мы по­пы­та­ем­ся пред­ста­вить с на­уч­ной или ло­ги­че­ской точки зре­ния те сю­же­ты, ко­то­рые фи­гу­ри­ро­ва­ли в Свя­тых Пи­са­ни­ях самых раз­ных ре­ли­гий, то мы об­на­ру­жим, что с ра­ци­о­наль­ной по­зи­ции они не вы­дер­жи­ва­ют ни­ка­кой кри­ти­ки. Дей­стви­тель­но, очень слож­но себе пред­ста­вить вос­кре­ше­ние че­ло­ве­ка после смер­ти. Ра­ци­о­на­ли­сты недо­уме­ва­ют, по­че­му во сне к ка­ко­му-то кон­крет­но­му че­ло­ве­ку при­хо­дит ар­хан­гел и имен­но ему со­об­ща­ет некие са­краль­ные вещи, а осталь­ные долж­ны сле­до­вать этим свя­щен­ным пред­пи­са­ни­ям. Вы­зы­ва­ет со­мне­ния и ис­то­рия о том, как ка­ко­му-то кон­крет­но­му че­ло­ве­ку Гос­подь пе­ре­да­ёт скри­жа­ли с за­по­ве­дя­ми, ко­то­рые долж­ны стать ру­ко­вод­ством к дей­ствию для всех людей на Земле. Боль­шин­ство чудес, опи­са­ния ко­то­рых при­ве­де­ны в раз­ных Свя­тых Пи­са­ни­ях, можно опро­верг­нуть, но, тем не менее, люди в них верят.

Можно найти тому несколь­ко объ­яс­не­ний. Самое про­стое из них: люди бо­ят­ся яв­ле­ний при­ро­ды, ка­та­строф и страш­ных на­па­стей. Людей стра­шат зем­ле­тря­се­ния, ура­га­ны, нечто необъ­яс­ни­мое. Стал­ки­ва­ясь с непо­знан­ным, но оче­вид­но су­ще­ству­ю­щим, че­ло­век пы­та­ет­ся это для себя ка­ким-то об­ра­зом обо­зна­чить. Тогда он при­хо­дит к вы­во­ду, что это тво­ре­ние Божье, это Его вме­ша­тель­ство в нашу жизнь, ко­то­рое слу­жит для нас неким предо­сте­ре­га­ю­щим или же, на­о­бо­рот, обод­ря­ю­щим зна­ком. На самом деле это крайне при­ми­тив­ное объ­яс­не­ние. Если бы это объ­яс­не­ние было един­ствен­ным, то ре­ли­гии в наше время уже не су­ще­ство­ва­ло бы. Но она су­ще­ству­ет, и, по офи­ци­аль­ным дан­ным, более по­ло­ви­ны жи­те­лей нашей пла­не­ты яв­ля­ют­ся при­вер­жен­ца­ми той или иной ре­ли­гии.

Карл Лёве. Воскрешение Лазаря

 Рис. 3. Карл Лёве. Вос­кре­ше­ние Ла­за­ря (Ис­точ­ник)

Смерч 

Рис. 4. Смерч (Ис­точ­ник)

 3. Значение термина «вера»

Сле­ду­ет также от­ме­тить, что тер­мин «вера» имеет двой­ствен­ное зна­че­ние. С одной сто­ро­ны вера – это лич­ност­ное, эмо­ци­о­наль­ное от­но­ше­ние че­ло­ве­ка к ре­ли­ги­оз­ным прин­ци­пам. С дру­гой сто­ро­ны вера – это со­блю­де­ние куль­та, об­ря­до­вой сто­ро­ны ре­ли­гии. Когда мы го­во­рим о том, что на Земле более по­ло­ви­ны жи­те­лей верит, мы под­ра­зу­ме­ва­ем, что они со­блю­да­ют со­от­вет­ству­ю­щие куль­ты, при­чём со­блю­да­ют ак­тив­но. На­при­мер, на Земле при­мер­но мил­ли­ард хри­сти­ан-ка­то­ли­ков и около 300 мил­ли­о­нов пра­во­слав­ных, около мил­ли­ар­да му­суль­ман, около мил­ли­ар­да ин­ду­и­стов. Ра­зу­ме­ет­ся, не все эти люди яв­ля­ют­ся ак­тив­ны­ми ве­ру­ю­щи­ми, то есть лю­дь­ми, ко­то­рые чётко со­блю­да­ют все куль­ты, твёр­до по­ни­ма­ют смысл раз­лич­ных ре­ли­ги­оз­ных празд­ни­ков и дей­ствий. Но мно­гие из этих людей по-на­сто­я­ще­му верят в су­ще­ство­ва­ние Гос­по­да. Лю­бо­пыт­но, что же спо­дви­га­ет их на это. Очень мно­гие фи­ло­со­фы и учё­ные пы­та­лись вы­явить Бытие Божие, самое ин­те­рес­ное обос­но­ва­ние того, что Бог дей­стви­тель­но су­ще­ству­ет, можно све­сти всего лишь к одной ре­пли­ке: «Для того чтобы нечто воз­ник­ло, необ­хо­ди­мо, чтобы уже нечто су­ще­ство­ва­ло». Иными сло­ва­ми, для того чтобы воз­ник пер­во­на­чаль­ный тол­чок к су­ще­ство­ва­нию всего, необ­хо­ди­мо, чтобы уже что-то было из­на­чаль­но; воз­мож­но эта из­на­чаль­но и есть Бог. Но всё же это лишь пред­по­ло­же­ние, по­то­му что с на­уч­ной точки зре­ния об­сто­я­тель­но до­ка­зать су­ще­ство­ва­ние Бога невоз­мож­но.

Существование Бога – лишь предположение 

Рис. 5. Су­ще­ство­ва­ние Бога – лишь пред­по­ло­же­ние (Ис­точ­ник)

 4. Сущность религии

Для ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка на­уч­ное обос­но­ва­ние Бога не тре­бу­ет­ся, ведь он верит в Его су­ще­ство­ва­ние, и этой веры вполне до­ста­точ­но. Ве­рить – озна­ча­ет бес­пре­ко­слов­но по­ла­гать­ся на су­ще­ство­ва­ние Выс­ших Сил, на их Разум. «Я верю, по­то­му что это невоз­мож­но, по­то­му что так не бы­ва­ет», - любят го­во­рить ве­ру­ю­щие. Имен­но в этом и кро­ет­ся смысл ре­ли­гии. Выс­шие Силы тво­рят невоз­мож­ное; если бы это было воз­мож­но, речь шла бы о силах че­ло­ве­че­ских. Если ка­кое-то дей­ствие со­вер­ша­ет­ся сверх наших воз­мож­но­стей, зна­чит, это Бог, и на этом ба­зи­ру­ют­ся все ми­ро­вые ре­ли­гии.

Ко­неч­но, ми­ро­вые ре­ли­гии струк­ту­ри­ру­ют­ся. Су­ще­ству­ют об­ря­до­вая сто­ро­на любой ре­ли­гии и спе­ци­аль­ные слу­жи­те­ли куль­тов, также су­ще­ству­ют спе­ци­аль­ные ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции.

 5. Значение религии в обществе

Роль ре­ли­гии в жизни че­ло­ве­че­ства очень слож­но пе­ре­оце­нить. На про­тя­же­нии всей ис­то­рии че­ло­ве­че­ства че­ло­век шел с ре­ли­ги­оз­ным ми­ро­воз­зре­ни­ем бок о бок. Мы так или иначе ин­тер­пре­ти­ро­ва­ли идею о су­ще­ство­ва­нии Бога. В итоге ре­ли­гия вы­ра­бо­та­ла очень дей­ствен­ные мо­раль­но-эти­че­ские нормы по­ве­де­ния че­ло­ве­ка. Сле­дуя этим нор­мам, че­ло­век фор­ми­ро­вал­ся как куль­тур­ное су­ще­ство, рос в своём ми­ро­воз­зре­нии и ми­ро­по­ни­ма­нии. И сей­час, дойдя до до­ста­точ­но вы­со­ко­го уров­ня ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия, на­ко­пив огром­ный объём зна­ний в об­ла­сти тех­ни­ки и ин­фор­ма­ти­ки, до­воль­но глу­бо­ко по­знав окру­жа­ю­щий мир, мы не от­ка­зы­ва­ем­ся от идеи Бога. Это про­ис­хо­дит по­то­му, что те нрав­ствен­ные ме­ри­ла, ко­то­рые за­ло­же­ны в ре­ли­ги­оз­ном ми­ро­воз­зре­нии, невоз­мож­но за­ме­нить чем-то ис­кус­ствен­ным. Они по­мо­га­ют че­ло­ве­че­ству оста­вать­ся лю­дь­ми в пол­ном смыс­ле этого слова.

Можно вы­де­лить ос­нов­ные 4 функ­ции ре­ли­гии:

1. ин­те­гра­тив­ная. Ин­те­гра­тив­ная функ­ция ре­ли­гии была до­ста­точ­но полно рас­кры­та Э. Дюрк­гей­мом, ко­то­рый, изу­чая пер­во­быт­ные ре­ли­гии або­ри­ге­нов Ав­стра­лии, об­ра­тил вни­ма­ние на то, что ре­ли­ги­оз­ные сим­во­лы, цен­но­сти, об­ря­ды и обы­чаи спо­соб­ству­ют спло­чен­но­сти, обес­пе­чи­ва­ют устой­чи­вость и ста­биль­ность пер­во­быт­ных об­ществ.

2. ре­гу­ля­тив­ная. Ре­гу­ля­тив­ная функ­ция ре­ли­гии за­клю­ча­ет­ся в том, что она под­дер­жи­ва­ет и уси­ли­ва­ет дей­ствие при­ня­тых в об­ще­стве со­ци­аль­ных норм  по­ве­де­ния, осу­ществ­ля­ет со­ци­аль­ный кон­троль, как фор­маль­ный – через де­я­тель­ность цер­ков­ных ор­га­ни­за­ций, так и нефор­маль­ный, осу­ществ­ля­е­мый са­ми­ми ве­ру­ю­щи­ми как но­си­те­ля­ми мо­раль­ных норм по от­но­ше­нию к окру­жа­ю­щим людям.

3. пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская. Сфе­рой де­я­тель­но­сти пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской функ­ции ре­ли­гии вы­сту­па­ет само ре­ли­ги­оз­ное со­об­ще­ство через от­прав­ле­ние ре­ли­ги­оз­но­го куль­та - бо­го­слу­же­ния, мо­лит­вы, ри­ту­а­лы, об­ря­ды и т. п., име­ю­щие успо­ко­и­тель­ное, уте­ши­тель­ное воз­дей­ствие на пси­хи­ку че­ло­ве­ка.

4. ком­му­ни­ка­тив­ная. Ком­му­ни­ка­тив­ная функ­ция про­яв­ля­ет­ся, пре­жде всего, по от­но­ше­нию к самим ве­ру­ю­щим. Об­ще­ние раз­вер­ты­ва­ет­ся для ве­ру­ю­щих в двух пла­нах: об­ще­ние с Богом и об­ще­ние друг с дру­гом. Бо­го­об­ще­ние яв­ля­ет­ся выс­шим видом об­ще­ния, и, со­от­вет­ствен­но, об­ще­ние с ближ­ни­ми при­об­ре­та­ет вто­ро­сте­пен­ный ха­рак­тер.

В мире су­ще­ству­ет до­воль­но боль­шое ко­ли­че­ство ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций; мы имеем воз­мож­ность вы­би­рать между ре­ли­ги­я­ми. По­ми­мо пяти ми­ро­вых ре­ли­гий су­ще­ству­ет огром­ное ко­ли­че­ство от­ветв­ле­ний, раз­лич­ные секты. По сути неваж­но, при­вер­жен­цем какой ре­ли­гии яв­ля­ет­ся че­ло­век. Глав­ное, чтобы он по­ни­мал: мы все очень раз­ные, но хотим добра для себя и своих ближ­них.

На сле­ду­ю­щем уроке мы узна­ем о том, какие су­ще­ству­ют ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции и ми­ро­вые ре­ли­гии на Земле.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-3/religiya

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JbY15jIh9so

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=PTDIOROfMCo

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы