8 класс. Обществознание. Отклоняющееся поведение

8 класс. Обществознание. Отклоняющееся поведение

Комментарии преподавателя

 1. Отклоняющееся (девиантное) поведение

Из на­зва­ния по­нят­но, что речь идёт о наших по­ве­ден­че­ских фак­тах и сте­рео­ти­пах, ко­то­рые не со­от­вет­ству­ют со­ци­аль­ным нор­мам мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти либо пра­во­вым нор­мам, вле­ку­щих за собой тот или иной уро­вень от­вет­ствен­но­сти.

 2. Пример девиантного поведения

Так или иначе, мы го­во­рим о си­ту­а­ци­ях, ко­то­рые воз­ни­ка­ют в че­ло­ве­че­ской жизни по­сто­ян­но. К при­ме­ру, мо­ло­дая де­вуш­ка вошла в об­ще­ствен­ный транс­порт и села на сво­бод­ное место. Она здо­ро­ва и полна сил, про­сто её за­хо­те­лось по­си­деть. Тут за­хо­дит по­жи­лой че­ло­век, но де­вуш­ке не хо­чет­ся усту­пать место. Она за­кры­ла глаза и сде­ла­ла вид, что спит. В дей­стви­тель­но­сти, ко­неч­но, это обман и в ка­кой-то сте­пе­ни са­мо­об­ман. Де­вуш­ка де­ла­ет вид, что спит, для окру­жа­ю­щих, и ду­ма­ет, что этот сон ка­жет­ся есте­ствен­ным. Ко­неч­но, окру­жа­ю­щие по­ни­ма­ют, что де­вуш­ка по­сту­па­ет не очень кра­си­во. Она и сама это по­ни­ма­ет. Она на­ру­ша­ет со­ци­аль­ные нормы мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти. Но так де­ла­ют мно­гие. Не усту­пить место в об­ще­ствен­ном транс­пор­те – это ме­лочь, но фран­цу­зы го­во­рят: «Бог – в ме­ло­чах». Вот из таких ме­ло­чей по­сте­пен­но скла­ды­ва­ет­ся вся се­ман­ти­ка жизни. Кто-то пе­ре­бе­жал до­ро­гу в непо­ло­жен­ном месте, а кто-то пре­вы­сил ско­рость и т. д. Это вроде бы ме­ло­чи, не опас­ные для жизни, но если взять все эти ме­ло­чи вме­сте, то наша жизнь ока­жет­ся неудоб­ной. Маль­чик не усту­пал место в транс­пор­те. Те­перь он стал стар­ше, у него болят ноги, но места ему никто не усту­па­ет. Люди, вос­пи­тан­ные в этих тра­ди­ци­ях, не будут усту­пать место по­жи­ло­му че­ло­ве­ку, они не будут веж­ли­во вести себя с окру­жа­ю­щи­ми, не будут при­дер­жи­вать­ся неглас­ных мо­раль­ных прин­ци­пов.

 3. Уровни отклоняющегося поведения

Такой мир будет неудо­бен, и так ска­жет каж­дый нор­маль­ный че­ло­век. Уров­ней от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния можно вы­де­лить до­воль­но много. Наи­бо­лее яр­ки­ми из них яв­ля­ют­ся лич­ное, груп­по­вое и го­су­дар­ствен­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние. Лич­ное от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние граж­да­ни­на – это когда ка­кой-то че­ло­век са­мо­сто­я­тель­но ведёт асо­ци­аль­ную жизнь. Может быть, не це­ли­ком, ведь найти че­ло­ве­ка аб­со­лют­но пло­хо­го, не впи­сы­ва­ю­ще­го­ся в со­ци­ум, до­воль­но слож­но. Так или иначе, но неко­то­рые дей­ствия та­ко­го че­ло­ве­ка будут со­гла­со­вы­вать­ся с прин­ци­па­ми мо­ра­ли и нрав­ствен­но­сти. По край­ней мере, осталь­ные люди будут ис­кать это в по­ве­де­нии асо­ци­аль­но­го че­ло­ве­ка. Но ино­гда для неко­то­рых людей такая жизнь яв­ля­ет­ся нор­мой.

Если мы го­во­рим о груп­по­вом от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии, то мы можем при­ве­сти в при­мер спор­тив­ных бо­лель­щи­ков, ко­то­рые ведут себя про­ти­во­прав­но, кри­чат, за­те­ва­ют драки.

Агрессивные футбольные болельщики 

Рис. 1. Агрес­сив­ные фут­боль­ные бо­лель­щи­ки (Ис­точ­ник)

Неко­то­рым бо­лель­щи­кам, за­ме­чен­ным за раз­жи­га­ни­ем кон­флик­тов во время или после игры, за­пре­ще­но по­ки­дать свою стра­ну. К при­ме­ру, ан­глий­ские фут­боль­ные фа­на­ты – страш­ное яв­ле­ние, зна­ме­ни­тое во всём мире.

Самый опас­ный тип от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния – го­су­дар­ствен­ное. Пред­ста­вим си­ту­а­цию, когда некий го­су­дар­ствен­ный орган ведёт себя, не со­гла­со­вы­ва­ясь с пра­во­вы­ми нор­ма­ми. На­при­мер, до­рож­ная по­ли­ция берёт взят­ки с обыч­ных участ­ни­ков до­рож­но­го дви­же­ния.

Взяточничество в государственных структурах 

Рис. 2. Взя­точ­ни­че­ство в го­су­дар­ствен­ных струк­ту­рах (Ис­точ­ник)

Это самый страш­ный тип от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния, по­то­му что он на­ру­ша­ет нор­маль­ную жиз­не­де­я­тель­ность об­ще­ства в целом.

 4. Чудаки

На уроке мы го­во­ри­ли о том, что от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние – это по­ве­де­ние, не со­гла­су­ю­ще­е­ся с нор­ма­ми мо­ра­ли, этики, то есть с со­ци­аль­ны­ми нор­ма­ми. Как пра­ви­ло, это несёт в себе нега­тив­ный от­те­нок. Мы го­во­рим о вред­ных при­выч­ках, о вред­ном по­ве­де­нии того или иного че­ло­ве­ка или со­ци­аль­ных групп, ко­то­рые вле­кут за собой нега­тив­ные по­след­ствия. Но есть тип от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния, ко­то­рый не толь­ко не несёт в себе от­ри­ца­тель­но­го за­ря­да, но, на­о­бо­рот, за­став­ля­ет нас улыб­нуть­ся. 

Если че­ло­век ведёт некий образ жизни, ко­то­рый не со­всем по­ня­тен окру­жа­ю­щим. Таких людей на­зы­ва­ют стран­ны­ми или чу­да­ка­ми. К при­ме­ру, можно вспом­нить, как жил ве­ли­кий фи­ло­соф, изоб­ре­та­тель, жи­во­пи­сец Лео­нар­до да Винчи.

Леонардо да Винчи

 Рис. 3. Лео­нар­до да Винчи (Ис­точ­ник)

Он спал по пят­на­дцать минут в час, чтобы осталь­ные сорок пять минут ра­бо­тать. Таким об­ра­зом, он ра­бо­тал прак­ти­че­ски два­дцать че­ты­ре часа в сутки.

Можно при­ве­сти мно­же­ство при­ме­ров того, как на про­тя­же­нии ис­то­рии че­ло­ве­че­ства неко­то­рые люди вели себя очень нестан­дарт­ным об­ра­зом. Воз­ни­ка­ет вполне ло­гич­ный во­прос, по­че­му имен­но они так себя ведут, ведь су­ще­ству­ет давно усто­яв­ший­ся сте­рео­тип по­ве­де­ния, со­глас­но ко­то­ро­му живёт боль­шин­ство людей. К при­ме­ру, мы ри­су­ем че­ло­ве­ка стан­дарт­но, а этот необыч­ный че­ло­век со­всем по-дру­го­му.

Рисунок, нарисованный обычным человеком 

Рис. 4. Ри­су­нок, на­ри­со­ван­ный обыч­ным че­ло­ве­ком (Ис­точ­ник)

Рисунок, нарисованный человеком с позитивной девиацией 

Рис. 5. Ри­су­нок, на­ри­со­ван­ный че­ло­ве­ком с по­зи­тив­ной де­ви­а­ци­ей (Ис­точ­ник)

И мы го­во­рим о таком «чу­дак-че­ло­век». Но про­хо­дит время, и мы по­ни­ма­ем, такое по­ве­де­ние было не ка­кой-то глу­по­стью или при­хо­тью стран­но­го че­ло­ве­ка, а яв­ля­лось осо­бым. Со­вер­ше­но уни­каль­ным взгля­дом, те­перь став­шим для всех по­нят­ным.

Чу­да­ки – хо­ро­ший при­мер от­кло­ня­ю­ще­го по­ве­де­ния. Было бы за­ме­ча­тель­но, если бы в мире было боль­ше чу­да­ков. Так сло­жи­лась наша ис­то­рия, что чем силь­нее были доб­рые чу­да­че­ства этих стран­ных людей, тем боль­ший вклад они внес­ли в раз­ви­тие нас как людей.

Де­ви­ант­ное (от позд­не­лат. deviatio — от­кло­не­ние) (от­кло­ня­ю­ще­е­ся) по­ве­де­ние — со­ци­аль­ное по­ве­де­ние, не со­от­вет­ству­ю­щее име­ю­щей­ся норме или на­бо­ру норм, при­ня­тых зна­чи­тель­ной ча­стью людей в груп­пе или со­об­ще­стве.

Про­ти­во­прав­ные дей­ствия, про­ступ­ки и пра­во­на­ру­ше­ния при­ня­то на­зы­вать де­лин­квент­ным по­ве­де­ни­ем. На­при­мер, к де­лин­квент­ным можно от­не­сти ху­ли­ган­ство, нецен­зур­ную брань в об­ще­ствен­ном месте, уча­стие в драке и про­чие дей­ствия, на­ру­ша­ю­щие пра­во­вые нормы, но еще не яв­ля­ю­щи­е­ся се­рьез­ным уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем. Де­лин­квент­ное по­ве­де­ние яв­ля­ет­ся раз­но­вид­но­стью де­ви­ант­но­го.

По­зи­тив­ная де­ви­а­ция – это такое от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние, ко­то­рое хотя и вос­при­ни­ма­ет­ся мно­ги­ми как необыч­ное, стран­ное или даже, воз­мож­но, как «ненор­маль­ное», но в то же время, в ос­нов­ном, не вы­зы­ва­ет неодоб­ре­ния. Это могут быть ге­ро­и­че­ские по­ступ­ки, са­мо­по­жерт­во­ва­ние, сверх­пре­дан­ность че­му-ли­бо или ко­му-ли­бо, чрез­мер­ное усер­дие, обострен­ное чув­ство жа­ло­сти и со­чув­ствие и т. д.

Нега­тив­ная де­ви­а­ция, на­про­тив, пред­став­ля­ет те по­ве­ден­че­ские от­кло­не­ния, ко­то­рые вы­зы­ва­ют у боль­шин­ства людей ре­ак­цию неодоб­ре­ния и/или осуж­де­ния.

Аме­ри­кан­ский со­цио­лог Ро­берт Мер­тон (1910–2003) счи­тал, что при­чи­ной де­ви­а­ций яв­ля­ет­ся не от­сут­ствие норм, а невоз­мож­ность им сле­до­вать. Ано­мия – это раз­рыв между пред­пи­сан­ны­ми куль­ту­рой це­ля­ми и до­ступ­но­стью со­ци­аль­но одоб­ря­е­мых средств для их до­сти­же­ния. Одной из при­знан­ных в со­вре­мен­ной со­цио­ло­гии яв­ля­ет­ся ти­по­ло­гия де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния, раз­ра­бо­тан­ная Р. Мер­то­ном в русле пред­став­ле­ний о де­ви­а­ции как ре­зуль­та­те ано­мии, т. е. про­цес­са раз­ру­ше­ния ба­зо­вых эле­мен­тов куль­ту­ры, пре­жде всего в ас­пек­те эти­че­ских норм.

Ти­по­ло­гия де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния Мер­то­на ос­но­вы­ва­ет­ся на пред­став­ле­ни­ях о де­ви­а­ции как раз­ры­ве между куль­тур­ны­ми це­ля­ми и со­ци­аль­но одоб­ря­е­мы­ми спо­со­ба­ми их до­сти­же­ния. В со­от­вет­ствии с этим он вы­де­ля­ет че­ты­ре воз­мож­ных типа де­ви­а­ции:

- ин­но­ва­ция, пред­по­ла­га­ю­щая со­гла­сие с це­ля­ми об­ще­ства и от­ри­ца­ние об­ще­при­ня­тых спо­со­бов их до­сти­же­ния (к «ин­но­ва­то­рам» от­но­сят­ся про­сти­тут­ки, шан­та­жи­сты, со­зда­те­ли «фи­нан­со­вых пи­ра­мид», ве­ли­кие уче­ные);

- ри­ту­а­лизм, свя­зан­ный с от­ри­ца­ни­ем целей дан­но­го об­ще­ства и аб­сурд­ным пре­уве­ли­че­ни­ем зна­че­ния спо­со­бов их до­сти­же­ния, на­при­мер бю­ро­крат тре­бу­ет, чтобы каж­дый до­ку­мент был тща­тель­но за­пол­нен, два­жды про­ве­рен, под­шит в че­ты­рех эк­зем­пля­рах, но при этом за­бы­ва­ет­ся глав­ное — цель;

- ре­тре­тизм (или бег­ство от дей­стви­тель­но­сти), вы­ра­жа­ю­щий­ся в от­ка­зе и от со­ци­аль­но одоб­рен­ных целей, и от спо­со­бов их до­сти­же­ния (про­пой­цы, нар­ко­ма­ны, бомжи и т. п.);

- бунт, от­ри­ца­ю­щий и цели, и спо­со­бы, но стре­мя­щий­ся к их за­мене на новые (ре­во­лю­ци­о­не­ры, стре­мя­щи­е­ся к ко­рен­ной ломке всех об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний).

При­чи­ны де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния рань­ше пы­та­лись объ­яс­нить, ис­хо­дя из био­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей на­ру­ши­те­лей норм — спе­ци­фи­че­ски­ми фи­зи­че­ски­ми чер­та­ми, ге­не­ти­че­ски­ми от­кло­не­ни­я­ми; на ос­но­ве пси­хо­ло­ги­че­ских осо­бен­но­стей — ум­ствен­ной от­ста­ло­сти, раз­лич­ных про­блем пси­хи­че­ско­го ха­рак­те­ра. При этом пси­хо­ло­ги­че­ским ме­ха­низ­мом фор­ми­ро­ва­ния боль­шин­ства де­ви­а­ций объ­яв­ля­лось ад­дик­тив­ное по­ве­де­ние (ад­дик­ция — па­губ­ное при­стра­стие), когда че­ло­век стре­мит­ся убе­жать от слож­но­стей ре­аль­ной жизни, ис­поль­зуя для этого ал­ко­голь, нар­ко­ти­ки, азарт­ные игры. Ито­гом ад­дик­ции яв­ля­ет­ся раз­ру­ше­ние лич­но­сти.

Неко­то­рые при­чи­ны де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния носят не со­ци­аль­ный ха­рак­тер, а био­пси­хи­че­ский. На­при­мер, склон­ность к ал­ко­го­лиз­му, нар­ко­ма­нии, пси­хи­че­ские рас­строй­ства могут пе­ре­да­вать­ся от ро­ди­те­лей детям. В со­цио­ло­гии де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния вы­де­ля­ет­ся несколь­ко на­прав­ле­ний, объ­яс­ня­ю­щих при­чи­ны его воз­ник­но­ве­ния. Так, Мер­тон, ис­поль­зуя по­ня­тие«ано­мия» (со­сто­я­ние об­ще­ства, в ко­то­ром ста­рые нормы и цен­но­сти уже не со­от­вет­ству­ют ре­аль­ным от­но­ше­ни­ям, а новые еще не утвер­ди­лись), при­чи­ной де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния счи­тал несо­гла­со­ван­ность целей, вы­дви­га­е­мых об­ще­ством, и средств, ко­то­рое оно пред­ла­га­ет для их до­сти­же­ния. В рам­ках на­прав­ле­ния, ба­зи­ру­ю­ще­го­ся на тео­рии кон­флик­та, утвер­жда­ет­ся, что со­ци­аль­ные об­раз­цы по­ве­де­ния яв­ля­ют­ся от­кло­ня­ю­щи­ми­ся, если они ос­но­ва­ны на нор­мах дру­гой куль­ту­ры. На­при­мер, пре­ступ­ник рас­смат­ри­ва­ет­ся как но­си­тель опре­де­лен­ной суб­куль­ту­ры, кон­фликт­ной по от­но­ше­нию к гос­под­ству­ю­ще­му в дан­ном об­ще­стве типу куль­ту­ры. Ряд со­вре­мен­ных оте­че­ствен­ных со­цио­ло­гов счи­та­ет, что ис­точ­ни­ка­ми де­ви­а­ции яв­ля­ют­ся со­ци­аль­ное нера­вен­ство в об­ще­стве, раз­ли­чия в воз­мож­но­стях удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей для раз­ных со­ци­аль­ных групп.

Между раз­лич­ны­ми фор­ма­ми де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния су­ще­ству­ют вза­и­мо­свя­зи, при этом одно нега­тив­ное яв­ле­ние уси­ли­ва­ет дру­гое. На­при­мер, ал­ко­го­лизм спо­соб­ству­ет уси­ле­нию ху­ли­ган­ства.

Мар­ги­на­ли­за­ция яв­ля­ет­ся одной из при­чин де­ви­а­ций. Глав­ным при­зна­ком мар­ги­на­ли­за­ции вы­сту­па­ет раз­рыв со­ци­аль­ных свя­зей, при­чем в «клас­си­че­ском» ва­ри­ан­те вна­ча­ле рвут­ся эко­но­ми­че­ские и со­ци­аль­ные связи, а затем и ду­хов­ные. В ка­че­стве ха­рак­тер­ной черты со­ци­аль­но­го по­ве­де­ния мар­ги­на­лов можно на­звать сни­же­ние уров­ня со­ци­аль­ных ожи­да­ний и со­ци­аль­ных по­треб­но­стей. По­след­стви­ем мар­ги­на­ли­за­ции яв­ля­ет­ся при­ми­ти­ви­за­ция от­дель­ных сег­мен­тов об­ще­ства, про­яв­ля­ю­ща­я­ся в про­из­вод­стве, быту, ду­хов­ной жизни.

Дру­гая груп­па при­чин де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния свя­за­на с рас­про­стра­не­ни­ем раз­лич­но­го рода со­ци­аль­ных па­то­ло­гий, в част­но­сти ро­стом числа пси­хи­че­ских за­бо­ле­ва­ний, ал­ко­го­лиз­ма, нар­ко­ма­нии, ухуд­ше­ни­ем ге­не­ти­че­ско­го фонда на­се­ле­ния.

Бро­дяж­ни­че­ство и по­про­шай­ни­че­ство, пред­став­ля­ю­щие собой осо­бый образ жизни (отказ от уча­стия в об­ще­ствен­но по­лез­ном труде, ори­ен­та­ция толь­ко на нетру­до­вые до­хо­ды), по­лу­чи­ли в по­след­нее время ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние среди раз­лич­ных видов со­ци­аль­ных от­кло­не­ний. Со­ци­аль­ная опас­ность со­ци­аль­ных де­ви­а­ций этого рода со­сто­ит в том, что бро­дя­ги и по­про­шай­ки неред­ко вы­сту­па­ют в роли по­сред­ни­ков в рас­про­стра­не­нии нар­ко­ти­ков, со­вер­ша­ют кражи и дру­гие пре­ступ­ле­ния.

 5. Формы отклоняющегося поведения

Ис­хо­дя из раз­го­во­ра об уров­нях от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния, можно го­во­рить о его фор­мах. Мы можем раз­де­лить его наоб­ще­ствен­но неопас­ное и об­ще­ствен­но опас­ное по­ве­де­ние.

К пер­вой груп­пе можно от­не­сти лич­ное и груп­по­вое от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние, когда на­ру­ше­ние об­ще­ствен­ных норм при­сут­ству­ет, но не угро­жа­ет окру­жа­ю­щим и не при­но­сит им вреда.

С дру­гой сто­ро­ны, есть об­ще­ствен­но опас­ная форма, ко­то­рую мы на­зы­ва­ем пре­ступ­ле­ни­ем. И эта форма несёт за собой меры го­су­дар­ствен­но­го при­нуж­де­ния.

При­чин от­кло­ня­ю­ще­го­ся по­ве­де­ния крайне много. Это могут быть и недо­стат­ки в вос­пи­та­нии, и жиз­нен­ные об­сто­я­тель­ства, и вред­ные при­выч­ки. И самой опас­ной при­чи­ной, как бы ба­наль­но это не зву­ча­ло, яв­ля­ют­ся имен­но вред­ные при­выч­ки. И хоть эта про­бле­мы под­ни­ма­ет­ся по­сто­ян­но, о ней слы­шал каж­дый, но число людей, при­ни­ма­ю­щих ал­ко­голь и нар­ко­ти­ки, по­сто­ян­но рас­тёт. Это озна­ча­ет, что одних раз­го­во­ров мало и об­ще­ство де­ла­ет что-то не так. Ви­ди­мо, так устро­ен че­ло­век: его манит то, что яв­ля­ет­ся за­прет­ным пло­дом.

Алкоголь 

Рис. 6. Ал­ко­голь (Ис­точ­ник)

 6. Вредные привычки

Если че­ло­ве­ку с дет­ства за­пре­ще­но что-то, то он при пер­вой же воз­мож­но­сти будет стре­мить­ся по­про­бо­вать это. Ре­бё­нок, чтобы ка­зать­ся стар­ше, будет ко­пи­ро­вать взрос­лых. А взрос­лые ино­гда курят и вы­пи­ва­ют.

 Пример девиантного поведения 

Рис. 7. При­мер де­ви­ант­но­го по­ве­де­ния  (Ис­точ­ник)

Это очень пло­хой сте­рео­тип по­ве­де­ния. Если че­ло­век ста­но­вит­ся на путь аб­со­лют­но­го ко­пи­ро­ва­ния, зна­чит, он рано или позд­но про­сто по­те­ря­ет себя. На преды­ду­щих за­ня­ти­ях мы го­во­ри­ли, что каж­дый че­ло­век иг­ра­ет некую со­ци­аль­ную роль, со­гла­су­ясь со своим со­ци­аль­ным ста­ту­сом. И пы­та­ясь иг­рать чью-то роль, че­ло­век легко может про­иг­рать свою жизнь. А ал­ко­голь, нар­ко­ти­ки и ку­ре­ние – самый про­стой спо­соб сде­лать это как можно ско­рее.

Любой раз­го­вор об от­кло­ня­ю­щем­ся по­ве­де­нии рано или позд­но при­во­дит к раз­го­во­ру о страш­ной про­бле­ме наших дней – нар­ко­ма­нии. И, опять-та­ки, это про­сто слова. Ви­ди­мо, чтобы че­ло­век понял, на­сколь­ко это опас­но, он дол­жен как-то со­при­кос­нуть­ся, как-то пе­ре­жить это зло. Если че­ло­век раз в жизни попал в по-на­сто­я­ще­му опас­ную си­ту­а­цию, силь­но ис­пу­гал­ся, то к нему при­хо­дит по­ни­ма­ние, что такую си­ту­а­цию в сле­ду­ю­щий раз лучше обой­ти. Но все мы люди. На про­тя­же­нии более трид­ца­ти уро­ков мы го­во­ри­ли о том, кто такой че­ло­век, как он устро­ен и как устро­е­но че­ло­ве­че­ское об­ще­ство. Мы го­во­ри­ли, что мы про­шли очень дол­гий путь от древ­не­го че­ло­ве­ка, по сути, жи­вот­но­го, до слож­но­го струк­ту­ри­ро­ван­но­го об­ще­ства, ко­то­рое во мно­гом сей­час не под­власт­но на­ше­му по­ни­ма­нию (хотя сей­час про­бле­ма­ми об­ще­ства за­ни­ма­ют­ся более углуб­лён­но, чем на заре ста­нов­ле­ния об­ще­ства). И глав­ный вывод, ко­то­рый мы можем сде­лать – мы люди, мы вы­рва­лись из при­ро­ды, так, зна­чит, нужно нести в себе эти че­ло­ве­че­ские ка­че­ства. И если что-то вас пы­та­ет­ся ско­вать, вы долж­ны найти в себе че­ло­ве­че­ские силы, чтобы это пре­одо­леть.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema/otklonyayuscheesya-povedenie?seconds=0&chapter_id=1794

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=CC2bK5mypkE

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=o-WY3Qs5-XM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=iFyXrKrlMHw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=zugmDn6710g

источник видео - https://vimeo.com/128118505

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы