8 класс. Обществознание. Социальные роли и статусы

8 класс. Обществознание. Социальные роли и статусы

Комментарии преподавателя

 1. Примеры социальных статусов

Если по­пы­тать­ся опи­сать сло­ва­ми то, кем вы яв­ля­е­тесь, то по­лу­чит­ся сле­ду­ю­щее: вы уче­ник вось­мо­го клас­са, маль­чик или де­воч­ка. Вы спортс­мен и, на­при­мер, иг­ра­е­те в фут­бол либо пла­ва­е­те. Вы сын или дочь, внук или внуч­ка. Яв­ля­е­тесь граж­да­на­ми Рос­сии. Эта це­поч­ка по ана­ло­гии уже ясна. Для себя можно опре­де­лить огром­ную че­ре­ду ста­ту­сов, ведь каж­дый из пе­ре­чис­лен­ных нами ста­ту­сов под­ра­зу­ме­ва­ет под собой ка­кую-то ин­фор­ма­цию и некий об­ра­зец по­ве­де­ния, некие дей­ствия и некие ожи­да­ния по от­но­ше­нию к вам.

 2. Актер

Мно­гие из вас на­вер­ня­ка любят кино. Как ми­ни­мум каж­дый из вас видел хотя бы один фильм. Во всех из них сни­ма­ют­ся ак­тё­ры. И воз­ни­ка­ет во­прос, по­че­му один и тот же че­ло­век в раз­ных филь­мах может так легко пе­ре­во­пло­щать­ся в раз­ных людей. В одном филь­ме он иг­ра­ет по­ло­жи­тель­но­го пер­со­на­жа, в дру­гом – от­ри­ца­тель­но­го, а в тре­тьем филь­ме это во­об­ще ней­траль­ный пер­со­наж, иг­ра­ю­щий эпи­зо­ди­че­скую роль, про­сто по­ка­зы­ва­ю­щий себя, но с со­вер­шен­но дру­гой сто­ро­ны.

 Евгений Леонов в роли Егора Залетаева в фильме «Не горюй!» 

Рис. 1. Ев­ге­ний Лео­нов в роли Егора За­ле­та­е­ва в филь­ме «Не горюй!» (Ис­точ­ник)

Евгений Леонов в роли «Доцента» Белого в фильме «Джентльмены удачи»

Рис. 2. Ев­ге­ний Лео­нов в роли «До­цен­та» Бе­ло­го в филь­ме «Джентль­ме­ны удачи» (Ис­точ­ник)

Евгений Леонов в роли Короля в фильме «Обыкновенное чудо» 

Рис. 3. Ев­ге­ний Лео­нов в роли Ко­ро­ля в филь­ме «Обык­но­вен­ное чудо» (Ис­точ­ник)

В те­ат­раль­ном ис­кус­стве счи­та­ет­ся, что иде­аль­ным ак­тё­ром будет тот че­ло­век, ко­то­рый лишён са­мо­сто­я­тель­ной лич­но­сти. Такой че­ло­век не имеет соб­ствен­ных взгля­дов на жизнь, он никак не ас­со­ци­и­ру­ет себя среди окру­жа­ю­щих людей. Этот че­ло­век берёт про­из­ве­де­ние или сце­на­рий, чи­та­ет о пер­со­на­же, во­вле­ка­ет себя в этот образ, про­пус­ка­ет его через себя и потом иг­ра­ет жизнь этого че­ло­ве­ка. И тогда по­лу­ча­ет­ся эф­фект аб­со­лют­но­го вос­при­я­тия, зри­тель верит этому пер­со­на­жу, пе­ре­жи­ва­ет за него, со­пе­ре­жи­ва­ет ему, пла­чет и сме­ёт­ся вме­сте с ним и даже на­чи­на­ет ве­рить в его ре­аль­ность. Но это всего лишь игра. В этом, с одной сто­ро­ны, за­клю­ча­ет­ся сча­стье про­фес­си­о­наль­но­го ак­тё­ра. С дру­гой же сто­ро­ны несча­стье за­клю­ча­ет­ся в том, что че­ло­век, ли­шен­ный лич­но­сти, ин­ди­ви­ду­аль­но­сти, ‒ это, по сути, никто.

На самом деле, все люди иг­ра­ют. Весь мир – театр. Про­бле­ма че­ло­ве­ка за­клю­ча­ет­ся в том, что ему необ­хо­ди­мо для себя опре­де­лить ка­кую-то роль и со­ци­аль­ный ста­тус, ко­то­рый при­дёт­ся нести всю жизнь, а не в те­че­ние по­лу­то­ра часов филь­ма или трёх часов спек­так­ля. Вот по­это­му выбор че­ло­ве­ка в жизни дол­жен быть мудр. В нашей жизни во­про­сы са­мо­иден­ти­фи­ка­ции и по­ис­ка смыс­ла жизни яв­ля­ют­ся са­мы­ми важ­ны­ми.

 

 3. Виды социальных статусов

Жиз­нен­ная по­зи­ция, ко­то­рую за­ни­ма­ет че­ло­век, со­гла­су­ясь с опре­де­лен­ным ему ста­ту­сом, на­зы­ва­ет­ся со­ци­аль­ным ста­ту­сом. Со­ци­аль­ных ста­ту­сов у че­ло­ве­ка на про­тя­же­нии жизни ве­ли­кое мно­же­ство и в ка­кой-то опре­де­лён­ный мо­мент тот или иной со­ци­аль­ный ста­тус вы­хо­дит на пер­вый план. На­при­мер, когда вы при­хо­ди­те в школу, наи­бо­лее важ­ным яв­ля­ет­ся ваш ста­тус уче­ни­ка. А по при­хо­ду домой вы ста­но­ви­тесь, в первую оче­редь, ре­бён­ком в семье. Таким об­ра­зом, со­ци­аль­ные ста­ту­сы че­ло­ве­ка – это не ка­кая-то чёт­кая фик­си­ро­ван­ная вещь, ко­то­рая при­вя­зы­ва­ет и обя­зы­ва­ет к опре­де­лён­но­му об­раз­цу по­ве­де­ния раз и на­все­гда. Это из­ме­ня­ю­ща­я­ся си­ту­а­ция и из­ме­ня­ю­щи­е­ся по­зи­ции. При этом со­ци­аль­ные ста­ту­сы можно раз­де­лить на два типа: пред­пи­сан­ный и до­сти­га­е­мый. Пред­пи­сан­ные ста­ту­сы – это те ста­ту­сы, ко­то­рые че­ло­век по­лу­ча­ет по рож­де­нию. И их из­ме­нить прак­ти­че­ски  невоз­мож­но. На­при­мер, ро­див­шись маль­чи­ком, че­ло­век опре­де­ля­ет для себя этот со­ци­аль­ный ста­тус. Ещё с дет­ства окру­жа­ю­щие го­то­вят ре­бён­ка к тому, что он на­де­лён опре­де­лён­ны­ми ста­ту­са­ми. На­при­мер, маль­чик упал, по­ра­нил­ся, на что взрос­лые го­во­рят: «Не плачь, ты же муж­чи­на. А муж­чи­ны не пла­чут». Это вле­чёт за собой фор­ми­ро­ва­ние спе­ци­фи­че­ско­го сте­рео­ти­па по­ве­де­ния.

До­сти­га­е­мые ста­ту­сы – это жиз­нен­ные по­зи­ции, вы­ра­ба­ты­ва­е­мые са­а­мам че­ло­ве­ком. К при­ме­ру, ре­бё­нок-уче­ник. Это один ста­тус. Но если он учит­ся хо­ро­шо, то он уче­ник-от­лич­ник, а это опре­де­ля­ет спе­ци­фи­че­ское по­ло­же­ние в со­ци­аль­ной струк­ту­ре школы или малой груп­пы.

Отличник 

Рис. 4. От­лич­ник  (Ис­точ­ник)

Малая груп­па уче­ни­ка – это класс. Это фор­маль­ная груп­па, по­сколь­ку класс – это фор­маль­ное де­ле­ние. Со­от­вет­ствен­но, в рам­ках этого фор­маль­но­го де­ле­ния мы гра­ди­ру­ем уче­ни­ков по их со­ци­аль­ным ста­ту­сам. То есть су­ще­ству­ет ста­тус от­лич­ни­ков, ко­то­рых ино­гда неспра­вед­ли­во на­зы­ва­ют бо­та­на­ми; есть ста­тус дво­еч­ни­ков, неспра­вед­ли­во на­зы­ва­е­мых бо­ло­том. Но жизнь тем и хо­ро­ша, что любой со­ци­аль­ный ста­тус можно по­ме­нять. От­лич­ни­ком быть хо­ро­шо: это озна­ча­ет, что уче­ник много знает и очень тру­до­лю­бив. Если же уче­ник волею судеб или из-за своей ле­но­сти попал в стан бо­ло­та, то он может пре­одо­леть этот со­ци­аль­ный ста­тус, под­нять­ся, по­то­му что у че­ло­ве­ка есть ин­стру­мен­та­рий для того, чтобы это сде­лать.

Су­ще­ству­ет ши­ро­кий диа­па­зон ста­ту­сов: пред­пи­сан­ные, до­сти­га­е­мые, сме­шан­ные, лич­ные, про­фес­си­о­наль­ные, эко­но­ми­че­ские, по­ли­ти­че­ские, де­мо­гра­фи­че­ские, ре­ли­ги­оз­ные и кров­но­род­ствен­ные, ко­то­рые от­но­сят­ся к раз­но­вид­но­сти ос­нов­ных ста­ту­сов.

Кроме них су­ще­ству­ет огром­ное мно­же­ство эпи­зо­ди­че­ских, неоснов­ных ста­ту­сов. Та­ко­вы ста­ту­сы пе­ше­хо­да, про­хо­же­го, па­ци­ен­та, сви­де­те­ля, участ­ни­ка де­мон­стра­ции, за­ба­стов­ки или толпы, чи­та­те­ля, слу­ша­те­ля, те­ле­зри­те­ля и т. д. Как пра­ви­ло, это вре­мен­ные со­сто­я­ния. Права и обя­зан­но­сти но­си­те­лей таких ста­ту­сов часто никак не ре­ги­стри­ру­ют­ся. Они во­об­ще труд­но­опре­де­ли­мы, ска­жем, у про­хо­же­го. Но они есть, хотя вли­я­ют не на глав­ные, а на вто­ро­сте­пен­ные черты по­ве­де­ния, мыш­ле­ния и чув­ство­ва­ния. Так, ста­тус про­фес­со­ра опре­де­ля­ет очень мно­гое в жизни дан­но­го че­ло­ве­ка. А его вре­мен­ный ста­тус про­хо­же­го или па­ци­ен­та, ко­неч­но, нет. Итак, че­ло­век имеет ос­нов­ные (опре­де­ля­ю­щие его жиз­не­де­я­тель­ность) и неоснов­ные (вли­я­ю­щие на де­та­ли по­ве­де­ния) ста­ту­сы. Пер­вые су­ще­ствен­но от­ли­ча­ют­ся от вто­рых.

Люди об­ла­да­ют мно­же­ством ста­ту­сов и при­над­ле­жат к мно­же­ству со­ци­аль­ных групп, пре­стиж ко­то­рых в об­ще­стве неоди­на­ков: ком­мер­сан­ты це­нят­ся выше сан­тех­ни­ков или раз­но­ра­бо­чих; муж­чи­ны об­ла­да­ют боль­шим со­ци­аль­ным «весом», чем жен­щи­ны; при­над­леж­ность к ти­туль­но­му эт­но­су в го­су­дар­стве не одно и то же, что при­над­леж­ность к на­ци­о­наль­но­му мень­шин­ству, и т. д.

Со вре­ме­нем в об­ще­ствен­ном мне­нии вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся, пе­ре­да­ет­ся, под­дер­жи­ва­ет­ся, но, как пра­ви­ло, ни в каких до­ку­мен­тах не ре­ги­стри­ру­ет­ся иерар­хия ста­ту­сов и со­ци­аль­ных групп, где одних ценят и ува­жа­ют боль­ше дру­гих.

Место в такой незри­мой иерар­хии на­зы­ва­ет­ся ран­гом, ко­то­рый бы­ва­ет вы­со­ким, сред­ним или низ­ким. Иерар­хия может су­ще­ство­вать между груп­па­ми в рам­ках од­но­го об­ще­ства (ин­тер­груп­по­вая) и между ин­ди­ви­да­ми в рам­ках одной груп­пы (интр­агруп­по­вая). И место че­ло­ве­ка в них вы­ра­жа­ют также тер­ми­ном «ранг».

Несов­па­де­ние ста­ту­сов вы­зы­ва­ет про­ти­во­ре­чие в ин­тер­груп­по­вой и интр­агруп­по­вой иерар­хии, ко­то­рое воз­ни­ка­ет при двух об­сто­я­тель­ствах:

- когда ин­ди­вид за­ни­ма­ет в одной груп­пе вы­со­кий ранг, а во вто­рой — низ­кий;

- когда права и обя­зан­но­сти ста­ту­са од­но­го че­ло­ве­ка про­ти­во­ре­чат или ме­ша­ют вы­пол­не­нию прав и обя­зан­но­стей дру­го­го.

Вы­со­ко­опла­чи­ва­е­мый чи­нов­ник (вы­со­кий про­фес­си­о­наль­ный ранг), ско­рее всего, будет об­ла­да­те­лем также вы­со­ко­го се­мей­но­го ранга как че­ло­век, обес­пе­чи­ва­ю­щий ма­те­ри­аль­ный до­ста­ток семьи. Но от­сю­да ав­то­ма­ти­че­ски не сле­ду­ет, что у него будут вы­со­кие ранги в дру­гих груп­пах — среди дру­зей, род­ствен­ни­ков, со­слу­жив­цев.

Хотя ста­ту­сы всту­па­ют в со­ци­аль­ные от­но­ше­ния не прямо, а толь­ко кос­вен­но (через их но­си­те­лей), они глав­ным об­ра­зом опре­де­ля­ют со­дер­жа­ние и ха­рак­тер со­ци­аль­ных от­но­ше­ний.

Че­ло­век смот­рит на мир и от­но­сит­ся к дру­гим людям в со­от­вет­ствии со своим ста­ту­сом. Бед­ные пре­зи­ра­ют бо­га­тых, а бо­га­тые с пре­не­бре­же­ни­ем от­но­сят­ся к бед­ным. Вла­дель­цы собак не по­ни­ма­ют людей, лю­бя­щих чи­сто­ту и по­ря­док на га­зо­нах. Про­фес­си­о­наль­ный сле­до­ва­тель, хотя и бес­со­зна­тель­но, делит людей на по­тен­ци­аль­ных пре­ступ­ни­ков, за­ко­но­по­слуш­ных и сви­де­те­лей. Рус­ский ско­рее про­явит со­ли­дар­ность с рус­ским, чем с ев­ре­ем или та­та­ри­ном, и на­о­бо­рот.

По­ли­ти­че­ские, ре­ли­ги­оз­ные, де­мо­гра­фи­че­ские, эко­но­ми­че­ские, про­фес­си­о­наль­ные ста­ту­сы че­ло­ве­ка опре­де­ля­ют ин­тен­сив­ность, про­дол­жи­тель­ность, на­прав­лен­ность и со­дер­жа­ние со­ци­аль­ных от­но­ше­ний людей.

Об­ще­ство все­гда вкла­ды­ва­ет опре­де­лен­ные ожи­да­ния в тот ли иной со­ци­аль­ный ста­тус. Все люди ка­ким-то об­ра­зом по­зи­ци­о­ни­ру­ют себя в жизни. Если вер­нуть­ся к при­ме­ру об уче­ни­ке-от­лич­ни­ке, то он хо­ро­шо учит­ся, по­лу­ча­ет вы­со­кие оцен­ки, вы­пол­ня­ет все до­маш­ние за­да­ния. На самом деле есть от­лич­ник, ко­то­рый по­лу­ча­ет толь­ко пя­тёр­ки, а есть че­ло­век, ко­то­рый по­зи­ци­о­ни­ру­ет себя как от­лич­ник, то есть как че­ло­век, об­ла­да­ю­щий ши­ро­ким спек­тром зна­ний.

 4. Социальная роль

Ино­гда уче­ник может по­лу­чить в чет­вер­ти или се­мест­ре не все пя­тёр­ки, но от­но­ше­ние к нему после этого не по­ме­ня­ет­ся, ведь он уже опре­де­лил для себя со­ци­аль­ную роль. То есть со­ци­аль­ная роль от со­ци­аль­но­го ста­ту­са от­ли­ча­ет­ся тем, что роль – это ожи­да­ния окру­жа­ю­щих от того со­ци­аль­но­го ста­ту­са, ко­то­ро­го до­стиг че­ло­век. Ос­нов­ные ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной роли вы­де­ле­ны аме­ри­кан­ским со­цио­ло­гом Тол­ко­том Пар­сон­сом. Он пред­ло­жил сле­ду­ю­щие че­ты­ре ха­рак­те­ри­сти­ки любой роли.

а) По мас­шта­бу. Часть ролей может быть стро­го огра­ни­че­на, в то время как дру­гая — раз­мы­та.

б) По спо­со­бу по­лу­че­ния. Роли де­лят­ся на пред­пи­сан­ные и за­во­е­ван­ные (еще их на­зы­ва­ют до­сти­га­е­мы­ми).

в) По сте­пе­ни фор­ма­ли­за­ции. Де­я­тель­ность может про­те­кать как в стро­го уста­нов­лен­ных рам­ках, так и про­из­воль­но.

д) По видам мо­ти­ва­ции. В ка­че­стве мо­ти­ва­ции могут вы­сту­пать лич­ная при­быль, об­ще­ствен­ное благо и т. д.

Мас­штаб роли за­ви­сит от диа­па­зо­на меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний. Чем боль­ше диа­па­зон, тем боль­ше мас­штаб. Так, на­при­мер, со­ци­аль­ные роли су­пру­гов имеют очень боль­шой мас­штаб, по­сколь­ку между мужем и женой уста­нав­ли­ва­ет­ся ши­ро­чай­ший диа­па­зон от­но­ше­ний. С одной сто­ро­ны, это от­но­ше­ния меж­лич­ност­ные, ба­зи­ру­ю­щи­е­ся на мно­го­об­ра­зии чувств и эмо­ций; с дру­гой — от­но­ше­ния ре­гу­ли­ру­ют­ся нор­ма­тив­ны­ми ак­та­ми и в опре­де­лен­ном смыс­ле яв­ля­ют­ся фор­маль­ны­ми. Участ­ни­ки дан­но­го со­ци­аль­но­го вза­и­мо­дей­ствия ин­те­ре­су­ют­ся са­мы­ми раз­ны­ми сто­ро­на­ми жизни друг друга, их от­но­ше­ния прак­ти­че­ски не огра­ни­че­ны. В дру­гих слу­ча­ях, когда от­но­ше­ния стро­го опре­де­ля­ют­ся со­ци­аль­ны­ми ро­ля­ми (на­при­мер, от­но­ше­ния про­дав­ца и по­ку­па­те­ля), вза­и­мо­дей­ствие может осу­ществ­лять­ся толь­ко по кон­крет­но­му по­во­ду (в дан­ном слу­чае — по­куп­ки). Здесь мас­штаб роли сво­дит­ся к уз­ко­му кругу спе­ци­фи­че­ских во­про­сов и яв­ля­ет­ся неболь­шим.

Спо­соб по­лу­че­ния роли за­ви­сит от того, на­сколь­ко неиз­беж­ной яв­ля­ет­ся дан­ная роль для че­ло­ве­ка. Так, роли мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, ста­ри­ка, муж­чи­ны, жен­щи­ны ав­то­ма­ти­че­ски опре­де­ля­ют­ся воз­рас­том и полом че­ло­ве­ка и не тре­бу­ют осо­бых уси­лий для их при­об­ре­те­ния. Здесь может быть толь­ко про­бле­ма со­от­вет­ствия своей роли, ко­то­рая уже су­ще­ству­ет как дан­ность. Дру­гие роли до­сти­га­ют­ся или даже за­во­е­вы­ва­ют­ся в про­цес­се жизни че­ло­ве­ка и в ре­зуль­та­те це­ле­на­прав­лен­ных спе­ци­аль­ных уси­лий. На­при­мер, роль сту­ден­та, на­уч­но­го со­труд­ни­ка, про­фес­со­ра и т. д. Это прак­ти­че­ски все роли, свя­зан­ные с про­фес­си­ей и лю­бы­ми до­сти­же­ни­я­ми че­ло­ве­ка.

Фор­ма­ли­за­ция как опи­са­тель­ная ха­рак­те­ри­сти­ка со­ци­аль­ной роли опре­де­ля­ет­ся спе­ци­фи­кой меж­лич­ност­ных от­но­ше­ний но­си­те­ля дан­ной роли. Одни роли пред­по­ла­га­ют уста­нов­ле­ние толь­ко фор­маль­ных от­но­ше­ний между лю­дь­ми с жест­кой ре­гла­мен­та­ци­ей пра­вил по­ве­де­ния; дру­гие, на­про­тив, — толь­ко нефор­маль­ных; тре­тьи могут со­че­тать в себе как фор­маль­ные, так и нефор­маль­ные от­но­ше­ния. Оче­вид­но, что от­но­ше­ния пред­ста­ви­те­ля ГИБДД с на­ру­ши­те­лем пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния долж­ны опре­де­лять­ся фор­маль­ны­ми пра­ви­ла­ми, а от­но­ше­ния между близ­ки­ми лю­дь­ми — чув­ства­ми. Фор­маль­ные от­но­ше­ния часто со­про­вож­да­ют­ся нефор­маль­ны­ми, в ко­то­рых про­яв­ля­ет­ся эмо­ци­о­наль­ность, ведь че­ло­век, вос­при­ни­мая и оце­ни­вая дру­го­го, про­яв­ля­ет к нему сим­па­тию либо ан­ти­па­тию. Это про­ис­хо­дит, когда люди вза­и­мо­дей­ству­ют неко­то­рое время и от­но­ше­ния ста­но­вят­ся от­но­си­тель­но устой­чи­вы­ми.

Мо­ти­ва­ция за­ви­сит от по­треб­но­стей и мо­ти­вов че­ло­ве­ка. Раз­ные роли обу­слов­ле­ны раз­лич­ны­ми мо­ти­ва­ми. Ро­ди­те­ли, за­бо­тясь о благе сво­е­го ре­бен­ка, ру­ко­вод­ству­ют­ся, пре­жде всего, чув­ством любви и за­бо­ты; ру­ко­во­ди­тель тру­дит­ся во имя дела и т. д.

 5. Типичные социальные роли и статусы

Са­мы­ми яр­ки­ми и ти­пич­ны­ми со­ци­аль­ны­ми ро­ля­ми и ста­ту­са­ми яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие:

1. Со­ци­аль­ные роли и ста­ту­сы, опре­де­лён­ные воз­рас­том. С воз­рас­том идёт ста­нов­ле­ние че­ло­ве­ка, его осо­зна­ние себя в окру­жа­ю­щем мире, его из­ме­не­ния по от­но­ше­нию к окру­жа­ю­щим. Воз­раст­ная лест­ни­ца от­кла­ды­ва­ет очень ве­со­мый от­пе­ча­ток на том со­ци­аль­ном ста­ту­се, ко­то­рый че­ло­век несёт в себе.

 Представители трёх поколений 

Рис. 5. Пред­ста­ви­те­ли трёх по­ко­ле­ний (Ис­точ­ник)

С дру­гой сто­ро­ны, че­ло­век и ре­а­ли­зу­ет себя в окру­жа­ю­щем мире, со­гла­су­ясь имен­но с этим ста­ту­сом и со­от­вет­ству­ю­щей со­ци­аль­ной ролью. От ре­бён­ка ожи­да­ют дей­ствий, со­гла­су­ю­щих­ся с его со­ци­аль­ной ролью: он сын, уче­ник, фут­бо­лист, к при­ме­ру. И он живёт, со­гла­су­ясь со своим со­ци­аль­ным опы­том: если он вы­хо­дит на фут­боль­ный матч со взрос­лы­ми лю­дь­ми, то он может про­иг­рать. Но это будет хо­ро­ший урок на бу­ду­щее, ведь ре­бё­нок будет ви­деть, как надо иг­рать лучше, и будет на­кап­ли­вать опыт. Но когда про­иг­рыш слу­ча­ет­ся с более взрос­лым, опыт­ным иг­ро­ком, то он вос­при­ни­ма­ет­ся со­вер­шен­но по-ино­му с точки зре­ния того, каков эмо­ци­о­наль­ный эф­фект. По­лу­ча­ет­ся, что воз­раст­ная гра­да­ция – это очень важ­ный мо­мент в опре­де­ле­нии со­ци­аль­ной роли и ста­ту­са че­ло­ве­ка.

2. Дру­гой тип со­ци­аль­ной гра­да­ции опре­де­ля­ет­ся полом. Если че­ло­век ро­дил­ся маль­чи­ком, то его с дет­ства при­уча­ют к тому, чтобы быть муж­чи­ной: ему дарят не кукол, а ма­шин­ки, сол­да­ти­ков, кон­струк­тор, то есть так на­зы­ва­е­мые «муж­ские по­дар­ки».  Маль­чик дол­жен вы­рас­ти муж­чи­ной-за­щит­ни­ком, муж­чи­ной-до­быт­чи­ком се­мей­но­го бла­го­по­лу­чия в бу­ду­щем.

Отец с сыном 

Рис. 6. Отец с сыном (Ис­точ­ник)

То же самое по от­но­ше­нию к де­воч­ке, но в этом слу­чае су­ще­ству­ет несколь­ко иная гра­да­ция. Де­воч­ка – бу­ду­щая мать, хра­ни­тель­ни­ца до­маш­не­го очага и, со­от­вет­ствен­но, ей де­ла­ют по­дар­ки, ко­то­рые по­мо­гут в бу­ду­щем успеш­но вы­пол­нять свою со­ци­аль­ную роль.

Мать с дочерью 

Рис. 7. Мать с до­че­рью (Ис­точ­ник)

Пред­пи­сан­ные и до­сти­га­е­мые ста­ту­сы прин­ци­пи­аль­но раз­лич­ны, но вза­и­мо­дей­ству­ют и вза­и­мо­до­пол­ня­ют­ся. На­при­мер, муж­чине зна­чи­тель­но легче до­стичь ста­ту­са пре­зи­ден­та или главы фирмы, чем жен­щине. Можно утвер­ждать о раз­ных воз­мож­но­стях до­сти­же­ния вы­со­ких ста­ту­сов сыном круп­но­го ру­ко­во­ди­те­ля, с одной сто­ро­ны, и сыном кре­стья­ни­на - с дру­гой. Ос­нов­ное со­ци­аль­ное по­ло­же­ние субъ­ек­та в об­ще­стве яв­ля­ет­ся ча­стич­но пред­пи­сан­ным, а ча­стич­но до­сти­га­е­мым с по­мо­щью спо­соб­но­стей и устрем­ле­ний са­мо­го субъ­ек­та. Во мно­гих от­но­ше­ни­ях гра­ни­ца между пред­пи­сан­ны­ми и до­сти­га­е­мы­ми ста­ту­са­ми услов­на, но кон­цеп­ту­аль­ное их раз­де­ле­ние необ­хо­ди­мо для изу­че­ния и управ­ле­ния.

По­сколь­ку каж­дый че­ло­век имеет ши­ро­кий набор ста­ту­сов, зна­чит и ролей, со­от­вет­ству­ю­щих тому или иному ста­ту­су, у него также много. По­это­му в ре­аль­ной жизни неред­ко воз­ни­ка­ют ро­ле­вые кон­флик­ты. В самом общем виде можно вы­де­лить два типа по­доб­ных кон­флик­тов: между ро­ля­ми или в пре­де­лах одной роли, когда она вклю­ча­ет в себя несов­ме­сти­мые, кон­флик­ту­ю­щие обя­зан­но­сти лич­но­сти. Со­ци­аль­ный опыт по­ка­зы­ва­ет, что лишь немно­гие роли сво­бод­ны от внут­рен­них на­пря­же­ний и кон­флик­тов, что может при­ве­сти к от­ка­зу от вы­пол­не­ния ро­ле­вых обя­за­тельств, к пси­хо­ло­ги­че­ско­му стрес­су. Су­ще­ству­ет несколь­ко видов за­щит­ных ме­ха­низ­мов, с по­мо­щью ко­то­рых ро­ле­вую на­пря­жен­ность можно сни­зить. К ним от­но­сят­ся:

- «ра­ци­о­на­ли­за­ция ролей», когда че­ло­век бес­со­зна­тель­но ищет нега­тив­ные сто­ро­ны же­ла­е­мой, но недо­сти­жи­мой роли с целью соб­ствен­но­го успо­ко­е­ния;

- «раз­де­ле­ние ролей» - пред­по­ла­га­ет вре­мен­ное изъ­я­тие из жизни, вы­клю­че­ние из со­зна­ния ин­ди­ви­да неже­ла­тель­ных ролей;

- «ре­гу­ли­ро­ва­ние ролей» - пред­став­ля­ет собой осо­знан­ное, пред­на­ме­рен­ное осво­бож­де­ние от от­вет­ствен­но­сти за вы­пол­не­ние той или иной роли.

Таким об­ра­зом, в со­вре­мен­ном об­ще­стве каж­дый ин­ди­вид ис­поль­зу­ет ме­ха­низ­мы бес­со­зна­тель­ной за­щи­ты и осо­знан­но­го под­клю­че­ния об­ще­ствен­ных струк­тур во из­бе­жа­ние нега­тив­ных по­след­ствий ро­ле­вых кон­флик­тов.

Даже если мы осо­зна­ём себя как людей, иг­ра­ю­щих ту или иною со­ци­аль­ную роль, по­ни­ма­ем, каков наш со­ци­аль­ный ста­тус в опре­де­лён­ные пе­ри­о­ды жизни, всё равно поиск себя оста­ёт­ся глав­ным в жизни.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema/sotsialnye-roli-i-statusy

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=Jmjc6vP2MSM

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=EGGXtggzypE

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/3861-socialnye-statusy-i-roli.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=5YZD8t3EQAA

Файлы