3 класс. Русский язык. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

3 класс. Русский язык. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

Комментарии преподавателя

§1. Понятие одушевленных и неодушевленных существительных

Давайте вспомним, что слова в русском языке делятся на большие группы – части речи.

Слово может обозначать предмет, признак или действие предмета. Важно научиться находить у слова признаки, по которым части речи отличаются друг от друга.

Такие признаки называются морфологическими, ведь изучает слово как часть речи наукаморфология. В этом уроке поговорим об одном из морфологических признаков имени существительного.

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». А как понять, когда следует задавать вопрос «кто?», а когда – вопрос «что?»

http://www.wallpapersct.com/wallpapers/2013/05/Beagle-Cute-1536x2048.jpg

 

На вопрос «кто?» отвечают имена существительные, которые обозначают живых существ: людей и животных.

 

Например:

кто? – собака, муравей, строитель, дедушка.

Эти имена существительные называются одушевлёнными.

 

Остальные имена существительные отвечают на вопрос «что?» и называются неодушевлёнными.

 

Например:

что? камень, автомобиль, город, ромашка.

§2. Названия растений – неодушевленные имена существительные

Следует заметить, что деление имён существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делением всего существующего в природе на живое и неживое.

http://www.beautyta.ru/UserFiles/Image/img729_21187.jpg

 

Так, в природе растения относятся к живым организмам, но мы задаём к ним вопрос «что?».

Дело в том, что наши далекие предки живым считали только то, что бегает, плавает, летает, хватает пищу, а растения не передвигаются и не поедают себе подобных.

Наука шагнула вперёд, а вопрос «что?» у растений остался.

Поэтому имена существительные, которые обозначают названия растений, являются неодушевлёнными.

§3. Одушевленность/неодушевленность – постоянный морфологический признак

Следует запомнить, что в русском языке к одушевлённым именам существительным относятся слова, которые обозначают:

– богов и мифических существ, похожих на человека:

кто? – леший, домовой, русалка;

– названия шахматных и карточных фигур:

кто? – туз, валет, ферзь, ладья, пешка.

А как правильно поставить вопрос к названиям игрушек? Ведь это неживые предметы.

Кто это? – мишка, кукла, петрушка, слонёнок.

Что это? – мячик, домик, кубик. 

Наверное, Вы догадались, почему вопросы были заданы подобным образом. Ведь кукла, петрушка, плюшевый мишка и слонёнок очень похожи на настоящих живых существ. Они относятся к одушевлённым именам существительным.

А вот имена существительные, обозначающие группы живых существ, являются неодушевлёнными:

Что? – стая, стадо;

Что? – народ, войско, толпа, батальон, полк;

Что? – детвора, молодёжь.

Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный морфологический признак каждого имени существительного.

Постоянный – это значит, что он не меняется, т.е. имя существительное может быть только одушевлённым или только неодушевлённым. Правда, есть в нашей речи слова, которые могут обозначать как живые, так и неживые предметы.

Например:

  1. Под деревом мы увидели глубокую норку.
  2. В зоопарке мы видели пушистую норку.

В первом предложении слово норка отвечает на вопрос «что?» и является неодушевлённым именем существительным.

Во втором предложении слово норка отвечает на вопрос «кто?» и является одушевлённым именем существительным.

Поэтому нужно быть внимательным и вдумываться в смысл слова.

В художественной литературе часто используется приём олицетворения – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых.

Приём олицетворения мы можем видеть в стихах русского поэта Сергея Александровича Есенина:

http://img-fotki.yandex.ru/get/5600/genaspesivtsev.4/0_5b74d_73c417ca_L.jpg

 

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы.

Дремлет взрытая дорога,

Ей сегодня примечталось…

 

Имена существительные «зима», «берёзки», «дорога» относятся к неодушевлённым, хотя в этих стихах изображаются, как люди.

§4. Краткие итоги урока

Подведем итоги урока:

  1. Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
  2. Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «кто?» и обозначают  людей, животных, а также существ, похожих на человека.
  3. Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос «что?» и обозначают названия неживых предметов и названия групп  живых существ.
  4. Одушевлённость и неодушевлённость – это постоянный морфологический признак каждого имени существительного.

ИСТОЧНИКИ

https://www.youtube.com/watch?v=P8kADKxOE98

http://www.youtube.com/watch?v=dJkE7-o2o4s

Файлы