3 класс. Русский язык. Разбор простого и сложного предложения
3 класс. Русский язык. Разбор простого и сложного предложения
Комментарии преподавателя
§1. Синтаксический разбор простого предложения
В этом уроке познакомимся с порядком синтаксического разбора предложения и рассмотрим отличие разбора простого и сложного предложения.
Синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Предложение является основной единицей синтаксиса. Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (подлежащего и сказуемого). Оно образуется из слов и словосочетаний. Поэтому при разборе предложения мы выделяем в нём словосочетания из главного слова и зависимого, связанных друг с другом по смыслу.
Мы различаем предложения по нескольким признакам. Вспомним их.
Предложения бывают:
по цели высказывания – повествовательные, вопросительные, побудительные;
по интонации – восклицательные и невосклицательные;
по количеству грамматических основ – простые и сложные;
по наличию второстепенных членов – распространённые и нераспространённые.
Рассмотрим порядок синтаксического разбора на примере предложения:
Утреннее солнце ярко осветило маленькую деревню.
1. Сначала выделяем грамматическую основу и указываем, словами каких частей речи выражены главные члены.
Грамматическая основа данного предложения – «солнце осветило».
Подлежащее «солнце», подчёркиваем одной чертой. Подлежащее выражено именем существительным, подпишем кратко название части речи над словом «солнце». Сказуемое «осветило», подчёркиваем двумя чертами. Сказуемое выражено глаголом, также подпишем название части речи над словом «осветило».
2. Теперь найдём все словосочетания в предложении и укажем связь между главным словом и зависимым. Над второстепенными членами так же, как и над главными, не забудьте написать названия частей речи. Сначала вопросы задаём от подлежащего.
Солнце (какое?) утреннее. Это второстепенный член предложения, выраженный именем прилагательным.
Теперь задаём вопросы от сказуемого.
Осветило (как?) ярко. Это второстепенный член предложения, выраженный наречием.
Осветило (что?) деревню. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.
Деревню (какую?) маленькую. Это второстепенный член предложения, выраженный прилагательным.
Мы нашли все словосочетания в предложении. Вспомним, что грамматическая основа предложения не является словосочетанием, так как в ней нет главного и зависимого слова, она уже по сути своей нераспространённое предложение.
3. Теперь приступим к характеристике предложения.
1) Назовём вид предложения по цели высказывания. Это предложение повествовательное.
2) Определим вид предложения по эмоциональной окраске (по интонации): невосклицательное.
3) Укажем наличие грамматических основ. Это предложение простое, в нём одна грамматическая основа.
4) Так как предложение простое, определяем распространённое оно или нераспространённое. В данном предложении есть второстепенные члены, значит, оно распространённое.
Характеристика предложения записывается в скобках. Слова в скобках сокращаются:
(Повеств., невоскл., прост., распр.)
4. Последний шаг – составим схему предложения:
При разборе простого предложения, осложненного однородными членами, укажем это в характеристике и на схеме.
Например:
Но как раз стрела запела, в шею коршуна задела. (А. Пушкин)
Данное предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации –невосклицательное, простое, распространённое, с однородными сказуемыми.
(Повеств., невоскл., прост., распр., с однор. сказ.)
§2. Синтаксический разбор сложного предложения
Разбор сложного предложения отличается тем, что в характеристике предложения мы не указываем, распространённое это предложение или нераспространённое, так как одна его часть может иметь второстепенные члены, а другая нет. Кроме того, мы указываем, из скольких частей состоит предложение; если в предложении есть союзы, то при помощи каких союзов соединяются части.
Старик ловил неводом рыбу, старуха пряла свою пряжу. (А. Пушкин)
1. В этом предложении две грамматические основы. Первая – «старик ловил». Подлежащее «старик» выражено именем существительным. Сказуемое «ловил» выражено глаголом. Вторая грамматическая основа – «старуха пряла». Подлежащее «старуха» выражено именем существительным. Сказуемое «пряла» выражено глаголом.
2. Найдём словосочетания в каждой части:
Ловил (чем?) неводом. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.
Ловил (что?) рыбу. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.
Пряла (что?) пряжу. Это второстепенный член предложения, выраженный именем существительным.
Пряжу (чью?) свою. Это второстепенный член предложения, выраженный местоимением.
3. Составим характеристику предложения: предложение по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невосклицательное, сложное, состоит из двух частей.
(Повест., невоскл., слож., сост. из 2 ч.)
Составим схему предложения:
§3. Краткие итоги урока
Подведём итоги урока:
Порядок разбора предложения:
1. Выделить грамматическую основу, найти второстепенные члены с указанием частей речи, составить характеристику предложения, начертить схему.
2. В характеристике предложения определяется вид предложения по цели высказывания и интонации, по количеству грамматических основ (простое или сложное), по наличию второстепенных членов (распространенное или нераспространённое), а также указывается наличие однородных членов предложения.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/3-klass/russian/Razbor-prostogo-i-slozhnogo-predlozheniya
https://www.youtube.com/watch?v=ISGo1r2dx_k