8 класс. Обществознание. Распределение доходов

8 класс. Обществознание. Распределение доходов

Комментарии преподавателя

 1. Доход

Доход – общая сумма денег, по­лу­чен­ная за опре­де­лен­ное время и пред­на­зна­чен­ная для при­об­ре­те­ния благ и услуг.

Вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие формы до­хо­да, со­от­вет­ству­ю­щие ос­нов­ным трем фак­то­рам про­из­вод­ства:

1. за­ра­бот­ная плата – доход от фак­то­ра «труд», ко­то­рый до­ста­ет­ся на­ем­ным ра­бот­ни­кам;

2. рента – доход от ис­поль­зо­ва­ния при­род­ных ре­сур­сов и земли, иду­щий соб­ствен­ни­кам ре­сур­сов;

3. про­цент – доход от ка­пи­та­ла, пе­ре­дан­но­го во вре­мен­ное поль­зо­ва­ние.

 Пред­при­ни­ма­тель, ор­га­ни­зу­ю­щий про­из­вод­ство, также пре­тен­ду­ет на свою долю, ко­то­рая на­зы­ва­ет­ся пред­при­ни­ма­тель­ским до­хо­дом и вы­ра­жа­ет­ся в при­бы­ли, ко­то­рую рас­счи­ты­ва­ют в виде раз­ни­цы между общим до­хо­дом и раз­лич­ны­ми вы­че­та­ми из него. До­пол­ни­тель­ной фор­мой до­хо­дов для неко­то­рой части на­се­ле­ния вы­сту­па­ют транс­фер­ты – од­но­сто­рон­ние пла­те­жи го­су­дар­ства на­се­ле­нию – пен­сии, по­со­бия по без­ра­бо­ти­це, по­мощь мно­го­дет­ным се­мьям и др.

 2. Социальное неравенство

Уро­вень до­хо­дов на­се­ле­ния опре­де­ля­ют с по­мо­щью по­ка­за­те­лей но­ми­наль­но­го и ре­аль­но­го до­хо­дов.

Но­ми­наль­ный (де­неж­ный) доход – сумма денег, по­лу­чен­ная че­ло­ве­ком в те­че­ние опре­де­лен­но­го пе­ри­о­да вре­ме­ни.

Ре­аль­ный доход – то ко­ли­че­ство то­ва­ров и услуг, ко­то­рое может при­об­ре­сти по­ку­па­тель на свой но­ми­наль­ный де­неж­ный доход. Ре­аль­ный доход из­ме­ря­ет­ся не аб­со­лют­ной ве­ли­чи­ной, а из­ме­не­ни­ем во вре­ме­ни но­ми­наль­но­го до­хо­да через ин­декс цен. Для этого в ис­ход­ном ба­зо­вом пе­ри­о­де пред­по­ла­га­ет­ся сов­па­де­ние но­ми­наль­но­го и ре­аль­но­го до­хо­дов; затем опре­де­ля­ет­ся из­ме­не­ние цен за опре­де­лен­ный пе­ри­од вре­ме­ни, учет ко­то­ро­го при­во­дит к рас­хож­де­нию зна­че­ний но­ми­наль­но­го и ре­аль­но­го до­хо­дов в те­ку­щем пе­ри­о­де.

На про­тя­же­нии жизни че­ло­ве­ка его до­хо­ды из­ме­ня­ют­ся: в мо­ло­до­сти они неве­ли­ки, к 40-50-ти годам до­сти­га­ют пика, после 60-ти лет, в связи с вы­хо­дом на пен­сию, резко со­кра­ща­ют­ся. Такое по­сле­до­ва­тель­ное из­ме­не­ние до­хо­дов в те­че­ние жизни че­ло­ве­ка при­ня­то на­зы­вать жиз­нен­ным цик­лом до­хо­да. В со­вет­ское время бы­то­ва­ла идея того, что бо­га­тым быть плохо. Ведь так ты вы­де­ля­ешь­ся из ос­нов­ной массы об­ще­ства. Было при­ня­то, чтобы люди жили оди­на­ко­во.

Сей­час же об­ще­ство силь­но диф­фе­рен­ци­ро­ва­но по при­зна­ку бла­го­со­сто­я­ния. Ны­неш­няя эко­но­ми­че­ская си­сте­ма из­на­чаль­но пред­по­ла­га­ет, что люди нерав­ны в своих воз­мож­но­стях, в том числе и ма­те­ри­аль­ных. Кто-то богат, а кто-то беден.

Социальное неравенство 

Рис. 1. Со­ци­аль­ное нера­вен­ство (Ис­точ­ник)

При этом черта бед­но­сти опре­де­ля­ет­ся до­воль­но про­сто. Су­ще­ству­ет так на­зы­ва­е­мый про­жи­точ­ный ми­ни­мум, по­тре­би­тель­ская кор­зи­на. По­тре­би­тель­ская кор­зи­на – это набор тех про­дук­тов пи­та­ния, непро­до­воль­ствен­ных то­ва­ров, а также услуг, ко­то­рые че­ло­век дол­жен по­лу­чать в любом слу­чае.

 3. Вставка 1 (потребительская корзина)

По­тре­би­тель­ская кор­зи­на – это со­во­куп­ный набор необ­хо­ди­мых для че­ло­ве­ка про­дук­тов пи­та­ния и быта и услуг. В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции эта кор­зи­на вклю­ча­ет в себя около 150 то­ва­ров и услуг. Для срав­не­ния, в США такая кор­зи­на со­сто­ит при­мер­но из 300 то­ва­ров и услуг, а в Гер­ма­нии – свыше 470. То есть Рос­сия на­хо­дит­ся на пути фор­ми­ро­ва­ния со­ци­аль­но и эко­но­ми­че­ски бла­го­по­луч­но­го об­ще­ства.

 С дру­гой сто­ро­ны, по­тре­би­тель­ская кор­зи­на яв­ля­ет­ся эко­но­ми­че­ским фак­то­ром, ко­то­рый лежит в ос­но­ве дру­го­го эко­но­ми­че­ско­го по­ка­за­те­ля, на­зы­ва­е­мо­го ми­ни­маль­ный уро­вень жизни. Уро­вень жизни — это уро­вень бла­го­со­сто­я­ния на­се­ле­ния, по­треб­ле­ния благ и услуг, со­во­куп­ность усло­вий и по­ка­за­те­лей, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих меру удо­вле­тво­ре­ния ос­нов­ных жиз­нен­ных по­треб­но­стей людей. Таким об­ра­зом, ве­ли­чи­на про­жи­точ­но­го ми­ни­му­ма в РФ пред­став­ля­ет собой сто­и­мост­ную оцен­ку по­тре­би­тель­ской кор­зи­ны.

С те­че­ни­ем вре­ме­ни уро­вень жизни на­се­ле­ния по­вы­ша­ет­ся. Его можно оха­рак­те­ри­зо­вать раз­лич­ны­ми ко­ли­че­ствен­ны­ми и ка­че­ствен­ны­ми по­ка­за­те­ля­ми: общим по­треб­ле­ни­ем благ на душу на­се­ле­ния, уров­нем ре­аль­ных до­хо­дов, струк­ту­рой по­треб­ле­ния, обес­пе­чен­но­стью жи­льем, ме­ди­цин­ским об­слу­жи­ва­ни­ем, уров­нем об­ра­зо­ва­ния и др. ООН раз­ра­бо­тал спе­ци­аль­ную си­сте­му по­ка­за­те­лей, све­ден­ных в две­на­дцать групп, по ко­то­рым можно срав­ни­вать уро­вень жизни в раз­лич­ных стра­нах.

Меж­ду­на­род­ные стан­дар­ты по уров­ню жизни до­воль­но низки. До недав­не­го вре­ме­ни меж­ду­на­род­ный стан­дарт гла­сил, что че­ло­ве­ку для ми­ни­маль­но­го обес­пе­че­ния себя всем необ­хо­ди­мым нужен всего один дол­лар в день. Недав­но этот порог был по­вы­шен до од­но­го дол­ла­ра два­дца­ти пяти цен­тов в день, хотя любой че­ло­век по­ни­ма­ет, что за эти день­ги про­жить в со­вре­мен­ном мире невоз­мож­но.

Потребительская корзина в Чаде 

Рис. 2. По­тре­би­тель­ская кор­зи­на в Чаде (Ис­точ­ник)

 

Потребительская корзина в Германии 

Рис. 3. По­тре­би­тель­ская кор­зи­на в Гер­ма­нии (Ис­точ­ник)

Ми­ни­маль­ный уро­вень жизни в РФ, ко­неч­но, выше и со­став­ля­ет в сред­нем шесть с по­ло­ви­ной тысяч руб­лей на че­ло­ве­ка. И в за­ви­си­мо­сти от ре­ги­о­на про­жи­ва­ния этот по­ка­за­тель ва­рьи­ру­ет­ся. На­при­мер, в Москве эта план­ка выше де­ся­ти тысяч руб­лей, а в дру­гих ре­ги­о­нах она может опус­кать­ся до пяти тысяч руб­лей. В любом слу­чае, это до­воль­но низ­кий по­ка­за­тель, ведь на эти день­ги вести се­год­ня пол­но­цен­ную жизнь невоз­мож­но.

Но  общая эко­но­ми­че­ская си­ту­а­ция в нашей стране вы­гля­дит го­раз­до более бла­го­по­луч­ной, чем ка­жет­ся на пер­вый взгляд. Ста­тист­ка го­во­рит о том, что до­воль­но су­ще­ствен­ный про­цент на­се­ле­ния на­хо­дит­ся за чер­той бед­но­сти и доход людей на­счи­ты­ва­ет мень­ше тех самых шести с по­ло­ви­ной тысяч руб­лей. И так живёт почти 20% на­се­ле­ния стра­ны. С дру­гой сто­ро­ны, мы можем го­во­рить  о том, что этот про­цент по­сто­ян­но сни­жа­ет­ся, а зна­чит, су­ще­ству­ет тен­ден­ция по уве­ли­че­нию до­хо­дов на­се­ле­ния.

Про­цес­сы в эко­но­ми­ке дей­стви­тель­но очень слож­ны, и ре­шить сразу все эко­но­ми­че­ские про­бле­мы невоз­мож­но. Но если будет чётко по­став­лен­ная цель, то рано или позд­но она будет до­стиг­ну­та.

 

Если же че­ло­век не в со­сто­я­нии ку­пить себе эти про­дук­ты и услу­ги, счи­та­ет­ся, что че­ло­век беден. Этот порог бед­но­сти в РФ до­ста­точ­но высок, хотя сама по себе по­тре­би­тель­ская кор­зи­на до­воль­но неве­ли­ка, в неё за­не­се­но не так много услуг и то­ва­ров, как в более раз­ви­тых стра­нах.

 4. Социальное неравенство

Бед­ность – это эко­но­ми­че­ская край­ность. И го­су­дар­ство долж­но из­бав­лять­ся от этого по­ро­ка всеми эко­но­ми­че­ски­ми пу­тя­ми, чтобы люди могли за­ра­бо­тать день­ги и по­вы­сить своё бла­го­со­сто­я­ние. С дру­гой сто­ро­ны, дис­со­нанс в об­ще­стве, то есть раз­ни­ца между бо­га­ты­ми и бед­ны­ми, всё равно су­ще­ству­ет. Пра­виль­нее даже ска­зать о раз­ни­це между более со­сто­я­тель­ны­ми лю­дь­ми и менее со­сто­я­тель­ны­ми.

Если че­ло­век за­ра­ба­ты­ва­ет опре­де­лён­ные сред­ства, ко­то­рые поз­во­ля­ют жить ему вполне при­лич­но, то по уров­ню до­хо­дов он всё равно может су­ще­ствен­но от­ста­вать от опре­де­лён­ной ка­те­го­рии граж­дан, ко­то­рые имеют сверх­до­хо­ды.

Автомобиль среднего класса 

Рис. 4. Ав­то­мо­биль сред­не­го клас­са (Ис­точ­ник)

Автомобиль премиум-класса 

Рис. 5. Ав­то­мо­биль пре­ми­ум-клас­са (Ис­точ­ник)

Но это нера­вен­ство в до­хо­дах не яв­ля­ет­ся неспра­вед­ли­вым. Во­об­ще, все люди не равны: ин­тел­лек­ту­аль­но, по фи­зи­че­ским воз­мож­но­стям и т. д. Но от этого люди хуже или лучше не ста­но­вят­ся, это во­прос воз­мож­но­сти. Имен­но по­это­му фи­нан­со­вое нера­вен­ство – аб­со­лют­но спра­вед­ли­вая вещь. Про­сто кто-то ока­зал­ся более удач­ли­вым, из­во­рот­ли­вым, уме­ю­щим за­ра­ба­ты­вать день­ги. И это его воз­мож­но­сти. И хо­ро­шо, что такие люди су­ще­ству­ют. Глав­ное, чтобы со­ци­аль­ный дис­со­нанс был наи­мень­ший. Ведь слиш­ком боль­шой раз­рыв между очень бо­га­ты­ми и менее бо­га­ты­ми лю­дь­ми, тем выше сте­пень со­ци­аль­но­го на­пря­же­ния, тем менее это об­ще­ство при­спо­соб­ле­но к мир­но­му су­ще­ство­ва­нию внут­ри себя. Ино­гда это на­пря­же­ние вы­ли­ва­ет­ся в от­кры­тые знаки про­те­ста. Так, на­при­мер, в 2011 году на­ча­лась акция «За­хва­ти Уо­лл-Стрит». Мо­ти­ва­ми по­слу­жи­ло рас­хож­де­ние в до­хо­дах, бо­гат­стве и по­ли­ти­че­ской вла­сти между эли­той (1%) и всеми осталь­ны­ми граж­да­на­ми США (99%). 

Акция «Захвати Уолл-стрит»  

Рис. 6. Акция «За­хва­ти Уо­лл-стрит» (Ис­точ­ник)

Также в Егип­те в 2011 году про­шла серия улич­ных де­мон­стра­ций и про­те­стов. Среди ос­нов­ных при­чин на­зы­ва­лись тре­бо­ва­ния борь­бы с без­ра­бо­ти­цей, уве­ли­че­ние ми­ни­маль­ной за­ра­бот­ной платы, ре­ше­ние про­блем нехват­ки жилья, роста цен на про­до­воль­ствие.

Во мно­гом нера­вен­ство до­хо­дов среди на­се­ле­ния свя­за­но с тем, что цена про­из­во­ди­мо­го то­ва­ра или услу­ги не оди­на­ко­ва. До­пу­стим, про­дукт со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти – об­ра­зо­ва­ние. Оно дей­стви­тель­но очень важно, ведь без об­ра­зо­ва­ния невоз­мож­но нор­маль­ное су­ще­ство­ва­ние и раз­ви­тие об­ще­ства. С дру­гой сто­ро­ны, цен­ность об­ра­зо­ва­тель­ной услу­ги во мно­гих стра­нах мень­ше, чем, на­при­мер, сто­и­мость того или иного то­ва­ра, ко­то­рый рас­про­стра­ня­ет­ся в роз­ни­цу для удо­вле­тво­ре­ния ка­ких-то сию­ми­нут­ных по­треб­но­стей че­ло­ве­ка. Это про­ис­хо­дит по­то­му, что об­ра­зо­ва­ние – это чаще всего зона го­су­дар­ствен­ной от­вет­ствен­но­сти, а зна­чит, го­су­дар­ство вы­де­ля­ет на об­ра­зо­ва­ние те суммы, ко­то­рое в со­сто­я­нии вы­де­лить. При этом го­су­дар­ствен­ные ре­сур­сы за­ча­стую очень огра­ни­чен­ны. От­сю­да, по­ни­мая со­ци­аль­ную зна­чи­мость и боль­шую цен­ность об­ра­зо­ва­ния в целом, го­су­дар­ство не в со­сто­я­нии опла­чи­вать эту услу­гу в долж­ной мере. Люди на­хо­дят пути ре­ше­ния и этой про­бле­мы. Су­ще­ству­ют него­су­дар­ствен­ные об­ра­зо­ва­тель­ные учре­жде­ния, плат­ные со­ци­аль­ные про­грам­мы, ка­кие-то спе­ци­фи­че­ские об­ра­зо­ва­тель­ные услу­ги, ко­то­рые че­ло­век может ре­а­ли­зо­вать и, со­от­вет­ствен­но, по­вы­сить свой доход за счёт этой сферы.

Если об­ще­ство раз­ви­ва­ет­ся ор­га­нич­но, если эко­но­ми­че­ская си­сте­ма ра­бо­та­ет нор­маль­но, то и услу­ги при­но­сят при­лич­ный доход тем людям, ко­то­рые их ока­зы­ва­ют.

 5. Принцип Шарикова

Но, тем не менее, со­ци­аль­ный раз­рыв всё равно су­ще­ству­ет. И у опре­де­лён­ной ка­те­го­рии граж­дан пе­ри­о­ди­че­ски воз­ни­ка­ет во­прос о том, не стоит ли пе­ре­рас­пре­де­лить ма­те­ри­аль­ные цен­но­сти. Вы на­вер­ня­ка пом­ни­те зна­ме­ни­тую фразу По­ли­гра­фа По­ли­гра­фо­ви­ча из по­ве­сти М.А. Бул­га­ко­ва «Со­ба­чье серд­це»: «А чего там ду­мать? У од­но­го че­ло­ве­ка семь шта­нов, а у дру­го­го ни одних нет. Взять всё, да и по­де­лить». 

Полиграф Полиграфович Шариков

Рис. 7. По­ли­граф По­ли­гра­фо­вич Ша­ри­ков (Ис­точ­ник)

Эта про­стая фор­му­ла Ша­ри­ко­ва дей­ствен­на толь­ко на пер­вый взгляд. Если мы об­ра­тим­ся к ре­аль­ной дей­стви­тель­но­сти, то ока­жет­ся, что по­доб­ным об­ра­зом рас­пре­де­лив ма­те­ри­аль­ные блага, мы на­ру­шим чьи-то ин­те­ре­сы. При­чём, на­ру­шим ин­те­ре­сы людей неза­кон­но и неспра­вед­ли­во. До­пу­стим, у че­ло­ве­ка дей­стви­тель­но семь пар шта­нов, на ко­то­рые он за­ра­бо­тал соб­ствен­ным тру­дом. Воз­ни­ка­ет ре­зон­ный во­прос,  по­че­му же он дол­жен от­да­вать эти штаны ко­му-то, кто их не имеет и не за­ра­бо­тал на них. Такая по­ста­нов­ка во­про­са неиз­беж­но при­ве­дёт к крови.

Так в ис­то­рии было все­гда. Если кто-то пы­тал­ся от­нять что-то  у дру­гих людей, это неиз­беж­но при­во­ди­ло к со­ци­аль­ным кон­флик­там, ре­во­лю­ци­ям, граж­дан­ским вой­нам. На­при­мер, Ве­ли­кая фран­цуз­ская ре­во­лю­ция 1789—1799 годов яв­ля­лась, по сути, все­на­род­ным вос­ста­ни­ем про­тив ари­сто­кра­тии, её при­ви­ле­гий и её ме­то­дов угне­те­ния на­род­ных масс.

Жан-Поль Уэль «Взятие Бастилии»

Рис. 8. Жан-Поль Уэль «Взя­тие Ба­сти­лии» (Ис­точ­ник)

Робин Гуд, к при­ме­ру, гра­бил бо­га­тых, неза­кон­но на­жив­ших свои со­сто­я­ния, и раз­да­вал всё бед­ным. Но про­бле­ма в том, что это ми­фо­ло­ги­че­ский пер­со­наж, сказ­ка. Воз­мож­но, такой че­ло­век су­ще­ство­вал и делал нечто по­доб­ное.

Робин Гуд 

Рис. 9. Робин Гуд (Ис­точ­ник)

Но, со­гла­си­тесь, само об­ще­ство в целом таким об­ра­зом су­ще­ство­вать не может. Мы не можем су­ще­ство­вать за счёт ко­го-то, кто ока­зал­ся пред­при­им­чи­вее нас. Ско­рее, мы долж­ны сами стро­ить об­ще­ство, ос­но­ван­ное на со­ци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской спра­вед­ли­во­сти. И если мы смог­ли по­стро­ить го­су­дар­ство, ко­то­рое ра­бо­та­ет на благо об­ще­ства, то это го­су­дар­ство смо­жет по­мочь граж­да­нам, ока­зав­шим­ся в труд­ном ма­те­ри­аль­ном по­ло­же­нии по тем или иным при­чи­нам. Эту зону со­ци­аль­ной от­вет­ствен­но­сти с го­су­дар­ства никто ни­ко­гда не сни­мал. Какое бы го­су­дар­ство ни было (ка­пи­та­ли­сти­че­ское ли, ком­му­ни­сти­че­ское), оно долж­но по­мо­гать своим граж­да­нам, обес­пе­чи­вать их опре­де­лён­ны­ми льго­та­ми. Воз­мож­но, это люди, име­ю­щие ка­кие-то про­бле­мы со здо­ро­вьем, и по этой при­чине не вы­пол­ня­ю­щие свои тру­до­вые обя­зан­но­сти в пол­ном объ­ё­ме. Либо это могут быть льго­ты осо­бым ка­те­го­ри­ям граж­дан. Воз­мож­но, это ма­те­ри­аль­ная под­держ­ка бюд­жет­ной сферы, то есть уве­ли­че­ние уров­ня за­ра­бот­ных плат и про­чее. Го­су­дар­ство, ко­то­рые мы с вами кон­тро­ли­ру­ем, в том числе и как на­ло­го­пла­тель­щи­ки, долж­но за­бо­тить­ся о своих граж­дан. Но речь не долж­на идти о том, чтобы мы как граж­дане своей стра­ны про­сто брали и за­би­ра­ли у тех, кто чест­но их за­ра­бо­тал.

Иными сло­ва­ми, ис­то­рия на­ше­го Оте­че­ства полна при­ме­ров того, что бы­ва­ет, если об­ще­ство идёт по пути таких без­от­вет­ствен­ных экс­пе­ри­мен­тов.

Раскулачивание крестьян 

Рис. 10. Рас­ку­ла­чи­ва­ние кре­стьян (Ис­точ­ник)

Когда люди на­чи­на­ют жить по прин­ци­пу По­ли­гра­фа По­ли­гра­фо­ви­ча Ша­ри­ко­ва и по­ла­га­ют, что если они за­бе­рут у со­се­да и у них с ним ста­нет по­ров­ну иму­ще­ства, то они оба будут счаст­ли­вы. Так не слу­чи­лось ранее, так вряд ли слу­чит­ся в бу­ду­щем. Будет лучше, если мы по­стро­им об­ще­ство, где каж­дый смо­жет за­ра­бо­тать столь­ко средств, сколь­ко ему хо­чет­ся. А если удаст­ся за­ра­бо­тать сверх того,  то и пе­ре­дать эти день­ги во благо слу­же­ния об­ще­ству, как это де­ла­ют мно­гие бо­га­тые люди за ру­бе­жом.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/8-klass/tema-2/raspredelenie-dohodov

источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/2588-raspredelenie-neravenstvo-dohodov-pereraspredelenie-dohodov.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=gPB__brs4Tw

Файлы