9 класс. Алгебра. Системы уравнений.

9 класс. Алгебра. Системы уравнений.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы вспомним и обсудим метод подстановки на примере линейных систем, а потом перейдем к решению нелинейных систем

 

 

 Метод подстановки в линейных системах

Дана ли­ней­ная си­сте­ма двух урав­не­ний с двумя неиз­вест­ны­ми х и у, ре­ша­ем ме­то­дом под­ста­нов­ки:

Вы­ра­жа­ем у через х, под­став­ля­ем это вы­ра­же­ние в пер­вое урав­не­ние:

           

Видим, что пер­вое урав­не­ние за­ви­сит толь­ко от х, ре­ша­ем пер­вое урав­не­ние от­дель­но:

Зная х, на­хо­дим зна­че­ние у:

 Суть метода подстановки

Суть ме­то­да под­ста­нов­ки:

Вы­ра­зить одну пе­ре­мен­ную через дру­гую из лю­бо­го урав­не­ния си­сте­мы.

Под­ста­вить по­лу­чен­ное вы­ра­же­ние в дру­гое урав­не­ние си­сте­мы и ре­шить как одно урав­не­ние с одной неиз­вест­ной пе­ре­мен­ной.

Зная одну пе­ре­мен­ную, найти дру­гую из ис­ход­но­го урав­не­ния.

Метод поз­во­ля­ет све­сти ре­ше­ние си­сте­мы к ре­ше­нию од­но­го урав­не­ния с одним неиз­вест­ным.

 Специфика линейных систем

Си­сте­ма ли­ней­ных урав­не­ний может иметь одно ре­ше­ние, иметь бес­ко­неч­ное мно­же­ство ре­ше­ний и может не иметь ре­ше­ний.

Метод под­ста­нов­ки все это по­ка­зы­ва­ет.

При­мер 1

Ре­шить си­сте­му урав­не­ний: 

Ре­ше­ние:

На­хо­дим х, вы­ра­жая его через у. В этой си­сте­ме это удоб­но сде­лать в пер­вом урав­не­нии. Под­став­ля­ем его во вто­рое урав­не­ние, рас­кры­вая скоб­ки в нем, при­во­дим по­доб­ные члены и при­хо­дим к про­ти­во­ре­чию. То есть дан­ная си­сте­ма не имеет ре­ше­ний.

Ответ: ре­ше­ний нет.

Можно по­ка­зать про­ти­во­ре­чи­вость этой си­сте­мы по-дру­го­му.

Пер­вое урав­не­ние оста­ет­ся без из­ме­не­ний, а вто­рое делим почлен­но на -2. По­лу­чим, что  

 

Си­сте­ма про­ти­во­ре­чи­ва, по­то­му что каж­дое ли­ней­ное урав­не­ние имеет гео­мет­ри­че­ский образ – пря­мую линию. Пря­мые линии могут пе­ре­се­кать­ся в одной точке, быть па­рал­лель­ны­ми или же сов­па­дать.

 Метод подстановки в нелинейных системах

При­мер 1

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний: 

Урав­не­ние х+3у=5 – это ли­ней­ное урав­не­ние, вто­рое урав­не­ние – ху=2 – нели­ней­ное. Зна­чит, вся си­сте­ма нели­ней­ная.

Ре­ше­ние:

Удоб­но вы­ра­зить х через у в пер­вом урав­не­нии, под­став­ля­ем по­лу­чен­ное урав­не­ние во вто­рое. Ре­ша­ем вто­рое урав­не­ние, рас­кры­ва­ем скоб­ки, при­во­дим к стан­дарт­но­му виду и по­лу­ча­ем квад­рат­ное урав­не­ние. По­лу­чив корни квад­рат­но­го урав­не­ния, на­хо­дим х1 через у1, также х2 через у2.

Ре­ше­ние по­лу­чи­лось с двумя па­ра­ми чисел. Пер­вые числа в скоб­ках – это х, вто­рые числа – у.

Ответ: (2;1); (3;).

 Решение методом подстановки в нелинейных системах

При­мер 1

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний:

Урав­не­ние  – это ли­ней­ное урав­не­ние, вто­рое урав­не­ние –  – нели­ней­ное. Зна­чит, си­сте­ма вся нели­ней­ная.

Ре­ше­ние:

Вы­би­ра­ем, что удоб­нее вы­ра­зить, х или у. Под­став­лять нужно во вто­рое урав­не­ние, удоб­нее будет ре­шать со зна­че­ни­ем в пер­вой сте­пе­ни, зна­чит, вы­ра­зим у через х. Под­ста­вим пер­вое урав­не­ние  во вто­рое, имеем урав­не­ние с одной неиз­вест­ной х, ре­ша­ем его от­дель­но. Вы­пи­сы­ва­ем тео­ре­му Виета и по­лу­ча­ем корни x1 и x2. Под­став­ля­ем по­лу­чен­ные зна­че­ния х в пер­вое урав­не­ние.

 

Ответ: (6;5); (-4;-5).

 – знак эк­ви­ва­лент­но­сти мно­же­ства ре­ше­ний си­стем.

При­мер 2

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний:

Ре­ше­ние:

Из вто­ро­го урав­не­ния вы­ра­жа­ем у. Под­став­ля­ем в пер­вое урав­не­ние, по­лу­чен­ное урав­не­ние с одним неиз­вест­ным ре­ша­ем от­дель­но. Упро­ща­ем урав­не­ние, раз­де­ля­ем обе части урав­не­ния почлен­но на 2. Рас­кры­ва­ем скоб­ки, при­во­дим по­доб­ные члены, по­лу­ча­ем квад­рат­ное урав­не­ние. Для удоб­ства из­бав­ля­ем­ся от знака минус перед х2, умно­жив обе части урав­не­ния на-1. Видно, что корни этого урав­не­ния можно найти с по­мо­щью тео­ре­мы Виета. По­лу­чив корни дан­но­го урав­не­ния, под­став­ля­ем их в ис­ход­ную си­сте­му, зная х1, на­хо­дим у1, а через х2 на­хо­дим у2.

Ответ: (12;16); (4;0).

При­мер 3

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний: 

Ре­ше­ние:

Из вто­ро­го урав­не­ния на­хо­дим х через у. По­лу­чен­ное вы­ра­же­ние под­став­ля­ем в пер­вое урав­не­ние, ре­ша­ем его от­дель­но. Рас­кры­ва­ем скоб­ки, при­во­дим по­доб­ные члены, затем со­кра­ща­ем на 5. По­лу­чен­ное про­стое урав­не­ние можно ре­шить и через тео­ре­му Виета, и через дис­кри­ми­нант. По­лу­чив корни дан­но­го урав­не­ния, под­став­ля­ем их в ис­ход­ную си­сте­му, зная у1, на­хо­дим х1, а через у2 на­хо­дим х2.

Ответ: (3;1); (-3;-2)

При­мер 4

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний: 

Ре­ше­ние:

В этом урав­не­нии сна­ча­ла необ­хо­ди­мо из­ба­вить­ся от дроби, учи­ты­вая, что у+1≠0 т. е. у≠-1. Из­ба­вив­шись от дроби, по­лу­ча­ем ли­ней­ное урав­не­ние, в ко­то­ром х вы­ра­жен через у, под­став­ля­ем его в пер­вое урав­не­ние. Затем по­лу­чен­ное урав­не­ние со­кра­ща­ем, для удоб­ства ре­ше­ния, на и на­хо­дим у. Под­став­ля­ем их в ис­ход­ную си­сте­му, зная у1, на­хо­дим х1, а через у2 на­хо­дим х2.

Ответ: (8;1); (-8;-3).

При­мер 5

Ре­ши­те си­сте­му урав­не­ний:  

Ре­ше­ние:

Для того чтобы ре­шить си­сте­му, нужно упро­стить вто­рое урав­не­ние, при этом учесть ху≠0. При­во­дим все к об­ще­му зна­ме­на­те­лю 4ху, дробь будет равна нулю, если зна­ме­на­тель не равен нулю, а чис­ли­тель равен нулю.

--=0

Вме­сто вто­ро­го урав­не­ния с дро­бя­ми, ста­вим его вы­ра­же­ние в виде, по­лу­чен­ном после при­ве­де­ния к об­ще­му зна­ме­на­те­лю. А из пер­во­го урав­не­ния вы­ра­жа­ем у через х. Под­став­ля­ем во вто­рое урав­не­ние, рас­кры­ва­ем скоб­ки, при­во­дим по­доб­ные члены, ре­ша­ем с по­мо­щью тео­ре­мы Виета. По­лу­чив корни дан­но­го урав­не­ния, под­став­ля­ем их в ис­ход­ную си­сте­му, зная х1, на­хо­дим у1, а через х2 на­хо­дим у2.

Ответ: (2;4); (12;6).

 Квадратное уравнение

ах2+bx+c=0 – стан­дарт­ный вид

a ≠ 0

Тео­ре­ма Виета:

   

 – раз­ло­же­ние на мно­жи­те­ли

Под­бор кор­ней квад­рат­но­го урав­не­ния с по­мо­щью тео­ре­мы Виета

Очень часто можно по­до­брать ре­ше­ние урав­не­ния, рас­смот­рим на при­ме­ре преды­ду­ще­го урав­не­ния:

 –ко­эф­фи­ци­ен­ты 3 и 2 урав­но­ве­ше­ны, в сумме дают 5, зна­чит

– под­ста­вив пер­вый ко­рень в тео­ре­му Виета, по­лу­ча­ем вто­рой ко­рень урав­не­ния.

Ответ: 

Чтобы убе­дить­ся в эф­фек­тив­но­сти тео­ре­мы, рас­смот­рим еще такое квад­рат­ное урав­не­ние:

 – ко­эф­фи­ци­ен­ты тоже урав­но­ве­ше­ны, сле­до­ва­тель­но

  из тео­ре­мы Виета на­хо­дим вто­рой ко­рень.

Ответ:                   

Ре­ше­ние с по­мо­щью тео­ре­мы Виета поз­во­ли­ло из­бе­жать гро­мозд­ко­го ре­ше­ния через дис­кри­ми­нант.

 Заключение

Мы рас­смот­ре­ли метод под­ста­нов­ки и ре­ши­ли им серию ли­ней­ных и нели­ней­ных си­стем. На сле­ду­ю­щем уроке мы рас­смот­рим метод ал­геб­ра­и­че­ско­го сло­же­ния для ре­ше­ния си­стем.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-uravneniy/metod-podstanovki?konspekt&chapter_id=26

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=9yHV1_gRwhQ

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.