9 класс. Алгебра. Системы уравнений.

9 класс. Алгебра. Системы уравнений.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы рассмотрим последний метод решения систем уравнений – метод введения новых переменных. Сформулируем суть метода и будем рассматривать его применение на конкретных задачах.

 

Тема: Си­сте­мы урав­не­ний

Урок: Метод вве­де­ния новых пе­ре­мен­ных

 1. Тема урока, введение

На преды­ду­щих уро­ках для ре­ше­ния си­стем урав­не­ний при­ме­ня­лись гра­фи­че­ский метод, метод под­ста­нов­ки и метод ал­геб­ра­и­че­ско­го сло­же­ния. Сей­час будет рас­смот­рен метод вве­де­ния новых пе­ре­мен­ных.

 2. Пример на введение новых переменных

Вве­де­ние новых пе­ре­мен­ных поз­во­ля­ет упро­стить ис­ход­ную си­сте­му. Рас­смот­рим в ка­че­стве при­ме­ра си­сте­му, ко­то­рая пред­ла­га­лась на всту­пи­тель­ном эк­за­мене в 1979 г. в МГУ на ме­ха­ни­ко-ма­те­ма­ти­че­ский фа­куль­тет.

При­мер 1. Ре­шить си­сте­му 

Ре­ше­ние.

По­лез­но вве­сти новые пе­ре­мен­ные  

 

До­воль­но слож­ная ис­ход­ная си­сте­ма све­лась к более про­стой. Это си­сте­ма двух ли­ней­ных урав­не­ний от­но­си­тель­но a и b. Решим ее ме­то­дом ал­геб­ра­и­че­ско­го сло­же­ния, вы­чтем из пер­во­го урав­не­ния вто­рое.

   

Мы ввели новые пе­ре­мен­ные и ре­ши­ли си­сте­му от­но­си­тель­но этих пе­ре­мен­ных. Воз­вра­ща­ем­ся к ста­рым пе­ре­мен­ным.

 

Мы по­лу­чи­ли вто­рую си­сте­му двух ли­ней­ных урав­не­ний от­но­си­тель­но x и y.

Решим си­сте­му ме­то­дом под­ста­нов­ки.

 

Ответ: 

 3. Основные сведения о квадратных уравнениях

Часто при за­мене пе­ре­мен­ных мы по­лу­ча­ем квад­рат­ное урав­не­ние. На­пом­ним ос­нов­ные све­де­ния о них:

Квад­рат­ное урав­не­ние в общем виде: 

Фор­му­ла кор­ней квад­рат­но­го урав­не­ния через дис­кри­ми­нант:

Если b – чет­ное число, имеем фор­му­лу: 

На­пом­ним тео­ре­му Виета: Если  корни квад­рат­но­го урав­не­ния , то 

Верно и об­рат­ное: Если числа  удо­вле­тво­ря­ют си­сте­ме  , то они яв­ля­ют­ся кор­ня­ми квад­рат­но­го урав­не­ния.

На­пом­ним прием, ко­то­рый поз­во­ля­ет упро­стить на­хож­де­ние кор­ней квад­рат­но­го урав­не­ния. Умно­жим квад­рат­ное урав­не­ние на  По­лу­чим  

По­лу­чи­ли новое урав­не­ние от­но­си­тель­но новой пе­ре­мен­ной  

 

Мы по­лу­чи­ли при­ве­ден­ное квад­рат­ное урав­не­ние с це­лы­ми ко­эф­фи­ци­ен­та­ми (если они были це­лы­ми в ис­ход­ном урав­не­нии).

 4. Примеры приведенных квадратных уравнений с заменой переменных

При­мер 2. Ре­шить урав­не­ние 

Ре­ше­ние:

 

 

;

 

Это при­ве­ден­ное урав­не­ние, ко­эф­фи­ци­ен­ты – целые числа.

По тео­ре­ме Виета  

 

Ответ: 

При­мер 3. Ре­шить урав­не­ние 

Ре­ше­ние:

 

  

 

 

По­лу­чи­ли при­ве­ден­ное квад­рат­ное урав­не­ние от­но­си­тель­но z.

По тео­ре­ме Виета 

 

Ответ: 

Мы рас­смот­ре­ли еще один прием, ко­то­рый поз­во­ля­ет упро­стить на­хож­де­ние кор­ней квад­рат­но­го урав­не­ния.

 5. Решение систем уравнений

После сде­лан­ных на­по­ми­на­ний для квад­рат­ных урав­не­ний решим си­сте­му:

При­мер 4. Ре­шить си­сте­му 

Ре­ше­ние: Про­из­ве­дем за­ме­ну: 

 

 

 

 

 

 

Вер­нем­ся к ис­ход­ной си­сте­ме:

   

Ответ:

При­мер 5. Ре­шить си­сте­му: 

Ре­ше­ние:

Вве­дем новую пе­ре­мен­ную:  По­лу­ча­ем квад­рат­ное урав­не­ние от­но­си­тель­но новой пе­ре­мен­ной.

 

 

 

Ис­ход­ная си­сте­ма све­лась к со­во­куп­но­сти двух си­стем:

Каж­дую си­сте­му ре­ша­ем ме­то­дом под­ста­нов­ки.

1. 

 

 

 

 

2. 

 

 

 

 

На­хо­дим y при из­вест­ных x.

  

Ответ: 

 6. Пример симметрической системы

Сле­ду­ю­щая си­сте­ма – сим­мет­ри­че­ская. Сим­мет­ри­че­ской на­зы­ва­ет­ся такая си­сте­ма, ко­то­рая не из­ме­нит­ся, если пе­ре­мен­ные по­ме­нять ме­ста­ми.

 

Ре­ше­ние: Про­из­ве­дем за­ме­ну 

По­лу­ча­ем си­сте­му:

 

Мы ввели новые пе­ре­мен­ные, и нашли их.

Вер­нем­ся к ста­рым пе­ре­мен­ным. По­лу­ча­ем две си­сте­мы:

 

1. 

 

 

 

2.  

 

нет ре­ше­ний.

Ответ:  

За­ме­тим, что ре­ше­ни­ем сим­мет­ри­че­ской си­сте­мы яв­ля­ют­ся сим­мет­рич­ные пары чисел.

 

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/sistemy-uravneniy/metod-vvedeniya-novyh-peremennyh?konspekt&chapter_id=26

 

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=hMUW7O1rPZE

Файлы