3 класс. Русский язык. Разбор слова по составу

3 класс. Русский язык. Разбор слова по составу

Состав слова (теоретический материал)

Комментарии преподавателя

 Как узнать строение слова?

1. Из­ме­ни слово по чис­лам или по ко­ман­де од­но­го-двух во­про­сов, вы­де­ли из­ме­ня­е­мую часть – окон­ча­ние. От­меть ос­но­ву слова (это часть слова без окон­ча­ния).

2. Объ­яс­ни зна­че­ние слова с по­мо­щью сло­ва-род­ствен­ни­ка, под­бе­ри ещё од­но-два од­но­ко­рен­ных, вы­де­ли их общую часть – ко­рень.

3. Опре­де­ли и укажи часть слова перед кор­нем – при­став­ку, по­ста­рай­ся объ­яс­нить её ра­бо­ту.

4. Опре­де­ли и укажи часть слова после корня перед окон­ча­ни­ем – суф­фикс, по­ду­май о его ра­бо­те.

5. Про­верь, все ли части слова вы­де­ле­ны.

 Узнаём строение слова:

Ука­жем со­став имени су­ще­стви­тель­но­го под­став­ка.

1. Из­ме­ню слово по чис­лам: под­ставки – под­ставка (из­ме­ни­лось -а, это окон­ча­ние). Ос­но­ва под­ставк-

2. Объ­яс­ню зна­че­ние слова: под­став­ка – под­став­ля­ют, ста­вят под что-то; под­ста­вить. Ко­рень –став.

3. под – при­став­ка

4. -к- – суф­фикс (на­зы­ва­ет су­ще­стви­тель­ное со зна­че­ни­ем дей­ствия) (см. Рис. 1).

Рис. 1. Об­ра­зец

Раз­бе­рём по со­ста­ву имя при­ла­га­тель­ное ра­дост­ный.

1. ра­достный– ра­достная, ра­достные (из­ме­ни­лось -ый, это окон­ча­ние)

Ос­но­ва ра­достн-.

2. ра­дост­ный – пол­ный ра­до­стира­ду­юсь, рад

Ко­рень -рад-.

3. суф­фик­сы -ост-, -н- (см. Рис. 2)

Рис. 2. Об­ра­зец

Ука­жем со­став гла­го­ла по­ду­ма­ем.

1. по­ду­маем – по­ду­маю (из­ме­ни­лось -ем, это окон­ча­ние)

Ос­но­ва по­ду­ма-.

2. од­но­ко­рен­ные слова – дума, раз­ду­мье, ду­мать

Ко­рень дум-.

3. при­став­ка по-

4. суф­фикс -а- (см. Рис. 3)

Рис. 3. Об­ра­зец

 Составляем и записываем слова по схемам:

Со­ставь­те и за­пи­ши­те слова по схе­мам с кор­нем -мор-.

Вам по­мо­гут при­став­ка при-, суф­фикс -ск-.

 

 Море, мор­ской, при­мор­ский, при­мо­рье.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние!

  1. Ос­но­ва может со­сто­ять толь­ко из корня: мор-е.
  2. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, суф­фикс: мор-ск-ой.
  3. В ос­но­ву могут вхо­дить, кроме корня, при­став­ка и суф­фикс: при-мор-ск-ий.
  4. В ос­но­ву может вхо­дить, кроме корня, при­став­ка: при-морь-е.

 Среди пар слов ищем слово с таким же строением:

Раз­бе­рём слово по со­ста­ву. Затем среди пар слов най­дём слово с таким же стро­е­ни­ем.

1. са­ха­рок – ли­сток, мешок      

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: нет са­харкалистка, мешка, по­яви­лось окон­ча­ние -а.

Ос­но­ва са­ха­рок-, ли­сток-, ме­шок-.

Са­ха­рок – ма­лень­кий сахар, ко­рень -са­хар-, ли­сток – ма­лень­кий лист, ко­рень -лист-, мешок – ко­рень -ме­шок-.

Суф­фикс -ок- у слов са­ха­рок, ли­сток (см. Рис. 4).

Рис. 4. Об­ра­зец

2. мест­ный – крас­ный, ли­мон­ный 

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние -ый, из­ме­ним слова: местная, красная, ли­монная, из­ме­ни­лось -ый.

Ос­но­ва местн-, красн-, ли­монн-.

Мест­ный – от­но­ся­щий­ся к опре­де­лён­но­му месту, ко­рень -мест-, крас­ный – крас­но­та, крас­неть, ко­рень -красн-, ли­мон­ная – име­ю­щая от­но­ше­ние к ли­мо­ну, ко­рень -ли­мон-.

Суф­фикс -н- у слов мест­ный, ли­мон­ный (см. Рис. 5).

Рис. 5. Об­ра­зец

3. под­оде­яль­ник – по­до­рож­ник, под­ста­кан­ник

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние ну­ле­вое, из­ме­ним слова: под­оде­яль­ники, по­до­рож­ники, под­ста­кан­ники, по­яви­лось окон­ча­ние -и.

Ос­но­ва­под­оде­яль­ник-, по­до­рож­ник-, под­ста­кан­ник-.

Под­оде­яль­ник – спе­ци­аль­ный чехол, на­де­ва­е­мый на оде­я­ло, ко­рень -оде­ял-. По­до­рож­ник – лу­го­вая трава, обыч­но рас­ту­щая у до­ро­ги, ко­рень -до­рог-. Под­ста­кан­ник – под­став­ка с руч­кой, в ко­то­рую встав­ля­ет­ся ста­кан, ко­рень -ста­кан-.

При­став­ка под- у слов под­оде­яль­ник и под­ста­кан­ник, при­став­ка по- у слова по­до­рож­ник.

Суф­фикс -ник- у всех слов (см. Рис. 6).

Образец

Рис. 6. Об­ра­зец

4. бе­рё­зонь­ки – огонь­ки, гла­зонь­ки

Раз­бе­рём слова по со­ста­ву.

Окон­ча­ние -и, из­ме­ним слова: бе­рё­зонькам, огонькам, гла­зонькам, из­ме­ни­лось -и.

Ос­но­ва бе­рё­зоньк-, огоньк-, гла­зоньк-.

Бе­рё­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют бе­рё­зы, ко­рень -бе­рёз-. Огонь­ки – ма­лень­кие огни, ко­рень -огонь -, -огн-, в корне есть бег­лый глас­ный. Гла­зонь­ки – лас­ко­во на­зы­ва­ют глаза, ко­рень -глаз-.

Суф­фикс -оньк- у слов бе­рё­зонь­ки, гла­зонь­ки, у слова огонь­ки суф­фикс -к (см. Рис. 7).

Образец

Рис. 7. Об­ра­зец

 Находим каждой схеме подходящее слово

Под каж­дой схе­мой под­пи­шем под­хо­дя­щее слово.

Рука, ручка, руч­ной, по­руч­ни, без­ру­кий.

          

Это од­но­ко­рен­ные слова, оди­на­ко­вая часть -рук-, -руч-, в корне есть че­ре­до­ва­ние со­глас­ных к-ч.

Рука – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово по чис­лам: рука – руки, из­ме­ни­лось -а. 2 схема.

Ручка – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово по чис­лам: ручка – ручки, суф­фикс -к. 1 схема.

Руч­ной – окон­ча­ние -ой, из­ме­ним слово: руч­ная, руч­ные, суф­фикс -н-. 1 схема.

По­руч­ни – окон­ча­ние -и, из­ме­ним слово: по­руч­ням, при­став­ка -по, суф­фикс -н-. 4 схема.

Без­ру­кий – окон­ча­ние -ий, из­ме­ним слово: без­ру­кая, при­став­ка -без. 3 схема (см. Рис. 8).

 

Рис. 8. Об­ра­зец

 Что нужно учитывать, чтобы не делать ошибок в разборе слова по составу?

По­смот­ри­те на слова.

На пер­вый взгляд в них есть оди­на­ко­вые части.

Чтобы не де­лать оши­бок в раз­бо­ре слова по со­ста­ву, нужно учи­ты­вать зна­че­ние слова и зна­че­ние части слова.

Мячик – лёт­чик

Окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва лёт­чик-, мя­чик-.

В су­ще­стви­тель­ном мячик вы­де­ля­ем суф­фикс -ик-, ко­то­рый при­да­ёт слову зна­че­ние «ма­лень­кий» (мячик – это ма­лень­кий мяч).

А су­ще­стви­тель­ное лёт­чик не имеет зна­че­ния «ма­лень­кий». В этом слове дру­гой суф­фикс -чик-. Су­ще­стви­тель­ное обо­зна­ча­ет про­фес­сию че­ло­ве­ка. Такое зна­че­ние при­да­ёт суф­фикс -чик- (см. Рис. 9).

Рис. 9. Об­ра­зец

Дру­жок – урок

Окон­ча­ние ну­ле­вое, ос­но­ва дру­жок-, урок-.

В су­ще­стви­тель­ном дру­жок вы­де­ля­ем суф­фикс -ок-, ко­то­рый имеет умень­ши­тель­но-лас­ка­тель­ное зна­че­ние (друг – дру­жок).

А су­ще­стви­тель­ное урок не имеет та­ко­го зна­че­ния, по­то­му что в нём нет та­ко­го суф­фик­са. Ко­рень -урок- (род­ствен­ное словоуроч­ный) (см. Рис. 10).

Рис. 10. Об­ра­зец

По­бе­гу – по­бе­да

По­бе­гу – окон­ча­ние -у, из­ме­ним слово: по­бе­гут. Ос­но­ва по­бег-.

По­бе­да – окон­ча­ние -а, из­ме­ним слово: по­бе­ды. Ос­но­ва по­бед-.

В гла­го­ле по­бе­гу при­став­ка по- ука­зы­ва­ет на на­ча­ло дви­же­ния. Ко­рень -бег-.

В су­ще­стви­тель­ном по­бе­да нет такой при­став­ки, ко­рень -по­бед- (од­но­ко­рен­ные слова: по­бе­дить, по­бе­ди­тель) (см. Рис. 11).

Рис. 11. Об­ра­зец

Сде­лаю – смешу

Сделаю – сделаем, окон­ча­ние -ю. Ос­но­ва сде­ла-.

Од­но­ко­рен­ные слова: дело, по­дел­ка. Ко­рень -дел-, при­став­ка с-, суф­фикс -а-.

Смешу – смешим, окон­ча­ние -у. Ос­но­ва смеш-.

Смешу – вы­зы­ваю смех, ко­рень -смеш-, -смех-, в корне есть че­ре­до­ва­ние со­глас­ных х//ш (см. Рис. 12).

Рис. 12. Об­ра­зец

Ли­сти­ки – ла­сти­ки

Ли­стики – ли­стика, окон­ча­ние -и. Ос­но­ва ли­стик-.

Ли­сти­ки – это ма­лень­кие листы. Ко­рень -лист-, суф­фикс -ик-.

Ла­стики – ла­стикам, окон­ча­ние -и. Ос­но­ва ла­стик-.

В этом су­ще­стви­тель­ном нет суф­фик­са -ик-, ко­рень -ла­стик- (од­но­ко­рен­ное слово ла­сти­ко­вый) (см. Рис. 13).

Рис. 13. Об­ра­зец

Ухожу – ухо

Ухожу – уходим, окон­ча­ние -у. Ос­но­ва ухож-.

Ухо – уха, окон­ча­ние -о, ос­но­ва ух-.

В гла­го­ле ухожу вы­де­ля­ем при­став­ку у-, ко­то­рая имеет зна­че­ние «уда­лять­ся». Ко­рень -хож- (род­ствен­ные слова: ход, ходь­ба, че­ре­до­ва­ние д//ж в корне).

В су­ще­стви­тель­ном ухо нет при­став­ки у-. Од­но­ко­рен­ные слова: уша­стый, ушки, ко­рень -ух-, -уш-, че­ре­до­ва­ние х//ш (см. Рис. 14).

Рис. 14. Об­ра­зец

 Удвоенные согласные на стыке приставки и корня:

По­про­буй­те са­мо­сто­я­тель­но разо­брать слова по со­ста­ву: касса, рас­са­да, рас­соль­ник, рас­сказ.

Чем одно слово от­ли­ча­ет­ся от дру­гих?

В сло­вах рас­сказ, рас­са­да и рас­соль­ник по­след­няя буква при­став­ки и пер­вая буква корня оди­на­ко­вые.

Удво­ен­ные со­глас­ные на стыке при­став­ки и корня

В слове кассаудво­ен­ные со­глас­ные в корне (см. Рис. 15).

Рис. 15. Об­ра­зец

 Заключение:

На уроке вы по­зна­ко­ми­лись со спо­со­бом дей­ствия при раз­бо­ре слова по со­ста­ву.

 

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=aZmvwh19bSg

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/sostav-slova/razbor-slova-po-sostavu?seconds=0&chapter_id=1960

http://novyurok.ru/

Файлы