Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )
Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )
Комментарии преподавателя
Разряды частиц. Формообразующие частицы
Цели: дать понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; закрепить умение отличать частицы от других частей речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, тренировочные упражнения, выразительное чтение.
Ход урока
I. Лингвистическая разминка
- Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, выясните роль частицы в предложении. Ответьте на вопрос: «К тексту какого стиля может относиться это предложение?»
Пр...н...мающая сторона (не)была (во)еремя поставлена в из-вес.ность о сокр...щени... сроков пр...быванш иностра(н, нн)ых
туристов.
Комментарий. Частица не придает отрицательное значение предложению официально-делового стиля. Если ее убрать, смысл изменится, а в данной речевой ситуации потеря частицы из документа может иметь нежелательные последствия, в том числе политические и финансовые.
Принимающая сторона не была вовремя поставлена в известность о сокращении сроков пребывания иностранных туристов.
П. Проверка домашнего задания
1. Беседа по вопросам.
-
-
2. Упражнение ...: проверка по цепочке.
В это время двое учеников выполняют на доске фонетический и синтаксический разбор.
III. Изучение темы «Формообразующие частицы»
1. Эвристическая беседа.
- У частиц всего два разряда: формообразующие и смысловые.
Понятно, что формообразующие частицы служат для образования форм слов. Какие формообразующие частицы вам знакомы? Для чего они служат? (Частица бы служит для образования условного наклонения глагола, частица пусть
(пускай) — для образования повелительного наклонения глагола.) - Попробуем определить значения других формообразующих частиц:
1) Ребята, давайте жить дружно.
(Частица давайте (давай) служит для образования повелительного наклонения глагола.)
2) В этой ситуации надо действовать более решительно.
(Частица более служит для образования превосходной степени наречия.)
2. Самостоятельное изучение теоретического материала учебника- § .., с. ..
IV. Выполнение упражнений
1. Упражнение ...: устно: выразительное чтение, беседа по вопросам. Словообразовательный разбор, разбор слова по составу и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тетрадях.
Комментарий. Стиль речи -разговорный (диалог). Формообразующая частица бы служит для образования условного наклонения глаголов.
2. Упражнение ...: комментированное письмо; различение
частиц и союзов.
Фонетический и морфологический разбор выполняем письменно на доске и в тетрадях.
3. Упражнение ...: комментированное письмо; различение частиц и других частей речи.
Комментарий. Каждая пара предложений начинается с частиц. В первой и второй парах предложений частица совпадает по облику с глаголом давай-ка, пускай; в третьей - с союзом да в значении но.
Домашнее задание
Смысловые частицы
Цель: показать разнообразие и функции смысловых частиц, их функционирование в определенных стилях речи.
Методические приемы: беседа по вопросам, объяснения учителя, лингвистический разбор, выразительное чтение, тренировочные упражнения, словарная работа.
Ход урока 1
I. Лингвистическая разминка
- Запишите куплет песни, объяснить орфограммы и пунктограммы, определите роль и значение частиц. (Можно включить аудиозапись песни.)
Давайте понимать друг друга с полуслова, Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова. Давайте жить, во всем друг другу потакая, -Тем более что жизнь короткая такая.
БШ. Окуджава
П. Проверка домашнего задания
Чтение и обсуждение нескольких творческих работ по упражнению ....
III. Изучение темы «Смысловые частицы»
1. Слово учителя.
Ознакомимся со вторым разрядом частиц. Он гораздо шире, функции частиц этого разряда разнообразнее. Чтобы правильно определить значение частицы, надо, как вы догадываетесь, вдуматься в смысл предложения, в котором данная частица «работает».
Сегодня коснемся лишь некоторых значений смысловых частиц. Кстати, в только что произнесенном предложении тоже есть смысловая частица -лишь, она вносит ограничительное значение.
- Самостоятельное изучение теоретического материала учебника-§ .., с. ....
- Беседа по вопросам.
-
-
-частицы?
IV. Выполнение упражнений
- Упражнение ...: устно.
- Упражнение ...: выразительное чтение, определение частиц. Комментарий. В восклицательном предложении частица что
за служит для усиления восклицания. Глаголы в условном наклонении: было б, поскакал бы. В предложениях со смысловыми частицами очень важна верная интонация, выразительность речи.
- Упражнение ...: выразительное чтение, комментированное письмо; морфологический разбор слова чуть выполняем на доске и в тетрадях.
4.письменное выполнение.
V. Словарная работа
- Запишите слова, помещенные в рамках на с. ....., в словарики, составьте с ними предложения с использованием
смысловых частиц:
Чемпион, предварительный.
Домашнее задание
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.