Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )
Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )
Комментарии преподавателя
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-посещение картинной галереи
Технология: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения
Цель: показать различие частиц НЕ и НИ
Знать: условия выбора частиц НЕ и НИ
Уметь: различать и правильно писать частицы НЕ и НИ
Попутное повторение пунктуации: знаки препинания при однородных членах предложения, в сложном предложении, при причастных и деепричастных оборотах.
Оборудование: дидактические карточки, репродукции картин Н.Рериха, опорные схемы, мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы “Различение частиц НЕ и НИ”, вспомним пунктуацию в простом предложении с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами, в сложных предложениях.
II. Актуализация опорных знаний
Цель: восстановить в памяти учащихся некоторые фрагменты прошлого урока
Обратиться к опорным конспектам (приложение 1)
НЕ с причастиями, деепричастиями ,глаголами группа “А”
НЕ и НИ с местоимениями группа “В”
НЕ и НИ с существительными, прилагательными и наречиями группа “С”
Проверить дифференцированное домашнее задание
“А” - составить текст из 5-6 предложений с риторическими вопросами и восклицательными предложениями с использованием частиц НЕ и НИ на тему “Летние забавы”;
“В” - составить словарную работу на тему “Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи” по главе из повести М.Горького “Детство”;
“С” – упражнение № 1052 по “Сборнику заданий по русскому языку” для 6-7 кл. Л.Д.Беднарской, В.В.Бабайцевой.
1. Словарная работа
Неопытный стажёр, ещё не использованные резервы, неисправный прибор, далеко не единственный, не способен лгать, неподдельный восторг, не исчезая надолго, неосуществимая мечта, не сиреневый туман, не прошлогодний снег, не смотря ни на кого; не яркий, а бледный; конверт не запечатан; неясный, но тёплый день; очень необычный, несмотря на пургу, не видящий в темноте, непиленые дрова, одет не по-модному, отнюдь не скромный.
А) Работа с пятью первыми примерами на доске
Б) Проверяем у группы “С” домашнее задание (по сборнику)
2. Шуточный диктант (комментированно, по “цепочке”)
Вовсе (не)сложно решить задачу с (не)сколькими неизвестными. (Не)вероятно трудно написать диктант с бесчисленным количеством (ни)кем (не)изученных орфограмм и никогда (не)преподаваемых пунктограмм. (Не)поддающиеся проверке ударением слова так и хочется написать (не)правильно, все союзы (не)пременно нужно разделить отнюдь (не)ровной чертой или никак (не)объяснимым дефисом. При этом, как бы учитель ни пытался подсказать интонацией необходимые запятые, (ни)кто (не)собирался прислушиваться.
Дополнительный материал:
- Вовсе (не)большой остров посетить отнюдь (не)просто.
- (Ни)кем (не)исследованный маршрут мы (не)сможем пройти за (н?)сколько минут.
- (Не)громкую песню (не)удастся сыграть далеко (не)маленькому оркестру.
- (Не)ожиданное появление (не)поддаётся объяснению.
- Человек, (не)стремящийся к общению, начал ценить уединение.
- Ваш (не)возмутимый вид (н?)кого (не)удивит.
- Долго (не)прекращающийся дождь продолжает причинять массу (не)удобств.
- (Не)любимый урок (не)сможет пойти впрок.
- (Не)навидящий людей сосед себе сумеет принести только вред.
Прокомментировать знаки или их отсутствие во 2, 5, 7, 9 предложениях.
3. Творческая работа (на экране текст, ученики работают устно, обсуждают варианты, учитель или консультант вставляет предложенные прилагательные).Учитель читает этот отрывок в подлинном виде из рассказа А.П.Чехова, отмечаем различие.
Отрывок из рассказа А.П.Чехова. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные с НЕ. Объяснить постановку или отсутствие запятой перед союзом И.
Старая усадьба.
Я возвращался домой и забрел в какую-то .......(незнакомую) усадьбу. (Неяркое) ........ солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись .........(неровные) вечерние тени. Два ряда старых, очень высоких елей стояли, как две сплошные .......(непроходимые) стены. Я легко перелез через .... (небольшую) изгородь и пошёл по этой ......(необычной) алее. Еловые иглы на вершок покрывали землю.
Было тихо, темно, и только высоко на ......(недосягаемых) вершинах кое - где дрожал ......(неяркий) золотой свет и переливал радугой в ......(невидимых) сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут ....(небывалое) запустение и старость; прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались .... (неподвижные) тени.
4. Из группы “А” один ученик рассказывает по опорному конспекту “Различение частиц НЕ и НИ” (приложение 2, приложение 3)
5. Всем раздаю листы с такими примерами:
СПП (придаточная часть)
- Где он ни был, все о нём помнили. (Могла ли остаться память, если он там не был?)
- Не получалось ничего, что бы он ни делал! (Он делал, но не получалось)
- И куда он ни обращался, он везде получал отказ. (Мог ли он получить отказ, если бы не обращался?)
НИ в придаточном предложении - “довесок” к относительным местоимениям, его можно убрать (читаем предложения без НИ).
6. Определи: НЕ или НИ? (устно)
- Куда бы путник ( не, ни) спешил, всегда усердную молитву он у часовни приносил. (М.Ю.Лермонтов)
- И кого (не, ни) спросит он, всем вопрос его мудрён. (А.С.Пушкин)
- А если спросит кто-нибудь...... ну кто бы (не, ни) спросил, скажи им, что навылет в грудь я пулей ранен был.
7. Учитель обращает внимание детей на то, что такое риторическое восклицание, вопрос.
Риторический вопрос, восклицание - это стилистические фигуры, с помощью которых усиливается выразительность текста. Риторический вопрос не требует ответа. Например:
Кто не ошибался в юности? (т.е. всякий ошибался)
Риторика(греч.)- наука красноречия, изящесловие.
Ритор – учитель красноречия; красноречивый, речистый человек.
Риторить – говорить или писать речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно.
Закрепление.
А) Из повести Пушкина “Станционный смотритель”:
Кто не знает станционных смотрителей?
.... Кто ж и не знал её?
Уж я ли не любил моей Дуни!
Где он только не был!
Чего он только не делал!
Куда он только не обращался!(вопросительные и восклицательные предложения) НО!!! Бывало, кто ни приедет, всякий похвалит, никто не осудит. (т.е. всякий, кто приедет, похвалит )
Б) Из статьи В.Г. Белинского об И.А. Крылове (устно объяснить постановку НЕ и НИ, указать предложения с причастными и деепричастными оборотами и объяснить знаки при них, найти сложноподчинённое предложение, определить виды придаточных, найти устаревший союз).
Не был ли он и при жизни своей живым памятником Петербурга? Кто из петербургских жителей не знал его по крайней мере с виду? Кто не имел случая любоваться этим открытым широким лицом, на коем отпечатлевалась сила мысли и отсвечивалась искра возвышенного дарования? Кто не любовался этою могучею, обросшею седыми волосами львиною головою, недаром приданной баснописцу, который также повелитель зверей- этим монументальным, богатырским дородством, напоминающим нам запамятованные времена, воспетого им Ивана Богатыря? Кто, и незнакомый с ним, встретя его, и не говорил: вот “дедушка” Крылов! И мысленно не поклонился поэту, который был близок каждому русскому?
8. Задание: давайте перенесемся мысленно в картинную галерею на выставку картин Николая Рериха. Перед нами “картинка с выставки”. Представьте себя гидом. Прочтем текст(на доске – иллюстрации картин Н.Рериха “Гималаи”)
- Докажите, что перед вами текст.
- Определите тему текста, придумайте заголовок.
- Найдите средства связи предложений и охарактеризуйте их. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
- Выполните предложенные задания.
Кто (н...)слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием “Гималаи”?
Кто (н...) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. Не раз замечено что горы изображенные на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя н... разу не проводилось н...каких исследований. Н... один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но н... запретить н... спрятать искусство не удастся н... кому.
- Ученики из группы “А” – молча проверяют, объясняют по знаку учителя;
- ученики из группы “С” – рассказывают о постановке НИ-НЕ;
- ученики из группы “В” – комментируют постановку знаков препинания.
Эта работа не оценивается, дети проверяют себя, а на следующем уроке будет дифференцированная работа по подобному тексту .
Проверить домашнее задание у группы “А” (сочинить рассказ) .
9. Учитель: “А теперь продолжим знакомство с картинами Н.Рериха и заполним перфокарты, которые позволят очень быстро выявить уровень усвоения темы “Различение частиц НЕ и НИ”(раздаю карточки для каждой из групп).
I вариант – группа В
Горы производят незабываемое впечатление. Н... один переход нужно совершить, чтобы достичь вершины.
Н... одного мгновения не хочется терять. Кто н... хотел бы оказаться в этом фантастическом месте?
Что н... говори, горы всегда прекрасны. Сколько н... смотри на это чудо, оно никогда не надоест.
Эту вершину пытались покорить н... раз. И н... разу восхождение не было легким. Вокруг н... души.
Равнодушно относиться к горам не могут н.. начинающие, н... опытные альпинисты.
II вариант – группа С
В предрассветной тишине не слышно н.. шороха.
Ощутить себя частичкой мироздания дано н.. каждому.
Н.. славы, н.. денег не требуют отважные путешественники.
Н.. раз художники пытались изобразить горы.
Но н.. один из них не смог превзойти своим мастерством Рериха.
Разве вы н.. мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
Как н.. трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.
На подготовку к восхождению уходит н.. один день.
Группа “А” по данным ниже опорным словам пишет мини-сочинение.
Работа по составлению текста на основе картины
Цель: формирование умения самостоятельно строить письменное высказывание
Легко ли описать картину, на которой изображены горы? Сейчас каждый из вас сможет ответить на этот вопрос. Допишите текст об этом прекрасном явлении природы, вдохновлявшем и художников, и поэтов.
Когда я вижу горы, то не могу ... .
Не одно столетие ... Ни ветер, ни солнце не властны ... . Даже человек, сколько бы ни пытался , не способен ... . Горы – это непостижимая тайна, и ни один из нас не ... .
Сама пробую составить текст:
... не могу оторвать свой взгляд от этих снежных исполинов. ... возвышаются они, устремив остроконечные вершины в бездонное голубое небо ... над могучими созданиями, хранящими в себе много тайн и загадок природы. ... не способен покорить эти таинственные (сфинксы) творения природы ... . ... не сможет сказать, что, встретившись с ними, остался равнодушным.
10. Работа по развитию речи
Цель: научить видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением слов.
- Нельзя не восхититься восторжествованием красоты.
- Ни один из альпинистов не перестанут стремиться к неизведанному.
- Рассматривая картины Н.К.Рериха, нас не покидает желание оказаться рядом с окутанными туманом вершинами.
11.. Цель задания: объяснить правило написания НЕ и НИ с различными частями речи на текстовом, напечатанном материале; организовать поиск, т.е. увидеть, как написано, понять, почему написано так, а не иначе, увидеть, какому пункту конспекта соответствует тот или иной пример.
Из повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”.Объяснить правописание НЕ и НИ.
- И уже было не пятнышко.
- Только разве .... по небольшим рожкам ....... можно было догадаться, что он не немец, и не губернский стряпчий, а просто чёрт.
- И несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ.
- Я совсем не хороша.
- Кумова жена была такого рода сокровище, каких немало на белом свете.
- Государыня не могла не улыбнуться, слыша такой комплимент из уст простодушного кузнеца.
- Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат.
- Где ни показывалось пятнышко, там звезды, одна за другою, пропадали на небе.
- Не хочу ..... ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства.
- Пацюк – ни слова и доедал остальные галушки.
- Тут заметил Вакула, что ни галушек, ни кадушки перед ним не было; но вместо того на полу стояли две деревянные миски.
- Наконец поспешно спрятал в кармане и, как будто ни в чём не бывало, побежал дальше.
- В Диканьке никто не слышал, как чёрт украл месяц.
12. Материал для самостоятельной работы(на карточках либо через проектор)
А) Укажите номера предложений, где пропущена буква И.
- Недочитанная книга что (н)пройденный путь.
- С тех пор нам были уже не опасны (н)хищный зверь, (н)птица.
- Кругом (н)деревца.
- (Н)какая работа не страшна.
- Щенок уселся как (н) в чем не бывало.
- Утром мы (н)ждали ни дождя, ни грома.
- Что (н)спроси, растолкует, научит.
- (Н )когда печалиться, надо работать.
- Куда ворона (н)полетела, везде она будет хуже сокола.
- В зависти нет (н)проку, (н )радости.
“Правописание частиц”
Б) Отметьте строки, в которых пропущена частица НИ.
- В предрассветной тишине не слышно н... шороха.
- Ощутить себя частичкой мироздания дано н... каждому.
- Н... славы, н... денег не требуют отважные путешественники.
- Н... раз художники пытались изобразить горы.
- Но н... один из них не мог превзойти своим мастерством Н.Рериха.
- Разве вы н... мечтали хотя бы на миг оказаться на вершине?
- Как н... трудно приходится альпинистам, но никто из них не отчаивается.
- На подготовку к восхождению уходит н... один день.
- Тот, кто побывал в горах, н... разу не пожалеет о проведенном времени.
- Мы должны добраться во что бы то н... стало.
В) Укажите номера предложений, где пропущена буква И.
- Н... стыдно н... знать, стыдно н... учиться.
- Н... брани и н... хвали того, кто н... испытан тобой н.. в деле, н.. в пути.
- Сад н..большой, но яблоки в нем крупные.
- Мальчик н..чаянно разбил стекло.
- По небу, н..сколько не торопясь, движутся облака.
- Анна была н.. в чем н.. виновата.
- Н.. разу я не был в туманном краю.
- Н..чего н..кому не скажу, так как н..кому говорить.
- Н.. раз пытался он постичь эту науку.
13. Дидактический сундучок.
Тестовая работа.
- Сколько утка н.. бодрись, а лебедем не быть.
- Она н..чего н.. делает.
- Он все делает хорошо, что н.. поручи.
- Если б я только н..когда не жил, н..когда не пел и не любил.
- Н.. раз в бездонность рушились миры, н.. раз труба архангела трубила, но н.. была добычей для игры его великолепная могила.
- Нежно небывалая отрада прикоснулась к моему плечу, и теперь мне н..чего не надо, н.. тебя, н.. счастья не хочу.
- Н..смотря на трудности, мы сделали эту работу.
- Борис н.. о чем не думал, н.. на что не обращал внимания.
- Ружье оказалось (н..)заряженным.
- Печаль беде н.. помощник.
14. Вставьте пропущенные буквы, пользуясь блоком-таблицей и подсказками, данными в скобках.
Иногда люди хотят, чтобы их н.. узнавали (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) н.. родственники, н.. соседи, н.. чужие (частицу можно опустить и заменить союзом И). Раньше в Чехии существовал обычай, согласно которому в день Масленицы горожане, встав н.. свет н.. заря (фразеологизм), отправлялись к деревообделочнику за карнавальными масками.
Кто только н.. хотел примерить красивый деревянный капюшон! (простое восклицательное предложение) Кто н.. приходил в этот день в домик к мастеру, всякий получал чудесное облачение (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится). Но как н.. старался (предложение сложное, частицу можно опустить, и смысл не изменится) этот скромный труженик, н.. одна (ничто) из его работ н.. доживала (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) до следующего праздника, потому что, по обычаю, все сгорало в огромном костре. Н.. раз (много раз) обижался мастер на эту традицию, но н.. разу (никогда) никому н.. жаловался (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный), ведь он дарил людям радость.
(По Е. Пономареву)
Использованная литература
1. Е.А.Полежаева “Современные открытые уроки русского языка” 7 класс - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002 г.
2. В.В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская. “Русский язык. Сборник заданий. 6-7 класс” к учебнику В.В.Бабайцевой “Русский язык.Теория.5-11 классы” - Москва: “Дрофа”, 2000 г.
3. С.А.Романова “Тематическая разработка уроков русского языка. 7 класс”. - Москва: “Школьная пресса”, 2004 г.
4. Учебник для ОУ под редакцией С.Н.Пименовой “Русский язык. Практика.7 класс”. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 13-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.
5. В.В.Бабайцева “Русский язык.Теория.5-11 классы. Учебник для ОУ. 4-е издание. - Москва: “Дрофа”, 2002 г.
6. Д.Э.Розенталь “Практическое пособие по русскому языку для поступающих в вузы”. – Москва: “Просвещение”, 1990 г.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.