Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )
Частица. Междометие. 7 класс ( урок 115-135 )
Комментарии преподавателя
Тема: «Междометие как часть речи». 7 класс.
Золото добывают из земли, а знания из книги.
Цели.
Образовательные: познакомить учащихся с новой частью речи – междометием и её особенностями; показать роль междометия в речи; формировать умения находить междометия в предложениях.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать внимание, память, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, дружелюбие, сотрудничество.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Активизация имеющихся знаний. Сказка.
Учитель: Это было много лет тому назад, лет сто, а может, чуточку меньше. В маленькой избушке на лесной опушке жили старик Словарь со старухой Грамматикой. Были у них детки – Части речи. Существительное, Прилагательное, Глагол, Местоимение, Наречие, Числительное, Причастие, Деепричастие постарше были и вместе со Словарем и Грамматикой в школу ходили, ребят уму-разуму учили.
- Как вы думаете, почему им было доверено такое важное дело “ребят уму-разуму учить”?
- Верно, все они – самостоятельные (или знаменательные) части речи. Докажем это.
Задание: придумать и записать на доске примеры названных частей речи. Каковы особенности этих частей речи? (Отвечают на вопросы, что-то обозначают, имеют морфологические и синтаксические признаки)
Продолжаем сказку.
Учитель: Были у Словаря и Грамматики детишки поменьше: Предлог, Союз и Частица.
- Почему эти три части речи выделены в отдельную группу? (Это служебные части речи.)
Задание: придумать и записать на доске примеры названных частей речи. Каковы особенности этих частей речи?
Учитель: Предлог, Союз и Частица дома оставались по хозяйству хлопотать. Пока родители и старшие братья с работы придут, они все в доме приберут, обед приготовят. По вечерам все собирались дома, пили чай с вареньем, мирно беседовали о том о сем. Дружная была семья.
- Изучение нового материала.
Учитель: Однажды вечером к ним постучались в дверь.
Частица: Чу! Кто-то стучит.
Глагол: Ох! Пойду отворю.
Учитель: На пороге появилось маленькое существо, грязное, непричесанное, в лохмотьях.
Существо: Здравствуйте! Хожу я по свету уже давно, родню ищу. Проходил мимо, узнал, что тут части речи живут, решил зайти посмотреть. Хорошо у вас, дружно живете. Примите меня в свою семью.
Предлог (удивленно): Вот тебе на!
Наречие (возмущенно): Тьфу! Ерунда какая!
Существительное: Батюшки! Ужас! Беда! Что мы с ним делать будем?
Прилагательное: У-у-у, страшное такое и к нам в семью захотело?!
Учитель: Ребята, а как вы считаете, правильно ли повели себя части речи? Ведь они мудрые и так много всего умеют? (Надо бы сначала разобраться, а не кричать).Может, вы уже догадались, что это за существо?
Итак, какова тема нашего урока? (Запись темы в тетрадь)
Какие задачи мы можем поставить перед собой? (узнать, что такое междометие; научиться находить междометие в предложениях).
Учитель: давайте поможем частям речи ответить на вопрос, могут ли они взять междометие в свою компанию. Кто должен взять к себе в группу междометие: самостоятельные части речи или служебные? (Возникла проблема). Посмотрите ещё раз на эпиграф урока. Сейчас вы будете добывать необходимые знания из книги.
Работа в парах.
Задание: изучить п.... (стр. ...) и ответить на вопросы:
- Междометие – это самостоятельная или служебная часть речи?
- На какие вопросы отвечают междометия?
- Что выражают междометия?
- На какие группы можно разделить междометия?
- Изменяются ли междометия?
- Являются ли междометия членами предложения?
- Где чаще всего используются междометия?
- Нужны ли нам междометия?
Продолжение сказки.
Грамматика: Придется принять тебя в нашу семью.
Словарь: Сводите, ребятки, его в баню, отмойте хорошенько, а спать мы его за печкой уложим, там свободный уголок есть.
Учитель: Так и живет до сих пор Междометие за печкой, в стороне от других частей речи: и от самостоятельных, и от служебных.
- Закрепление.
1. Упр. №... (устно), .....) (письменно) – разбор по членам.
2. Творческое задание.
-составить пословицу, исключив все междометия.
Ох, кто, ура, много, ой, ау, читает, прочь, много, увы, знает, тот. (Кто много читает, тот много знает)
3. Чтение стихотворения учащимся.
«Мне,- сказало
Междометье,-
Интересно жить на свете:
Выражаю поощренье,
Похвалу, упрёк, запрет,
Благодарность, восхищенье,
Возмущение, привет.
Те, кого охватит страх
Произносят слово «Ах!”
У кого тяжёлый вздох,
Произносит слово «Ох!”
Кто встречается с бедой,
Произносит слово «Ой!”
Кто отстанет от друзей,
Произносит слово «Эй!»
У кого захватит дух,
Произносит слово «Ух!”
Интересно жить на свете,
Если знаешь междометья.
5. Подведение итогов урока.
- Что нового вы узнали на уроке?
-Чему научились?
- Почему же части речи все-таки приняли междометие в свою семью?
6. Домашнее задание.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.