3 класс. Русский язык. Правописание предлогов и приставок

3 класс. Русский язык. Правописание предлогов и приставок

Комментарии преподавателя

Ино­гда при­став­ки могут быть схожи с пред­ло­га­ми. Их нужно раз­ли­чать. При­став­ка – это часть слова, ко­то­рая слу­жит для об­ра­зо­ва­ния новых слов, она  пи­шет­ся со сло­вом слит­но, а пред­лог – это от­дель­ное слово, по­это­му пред­ло­ги пи­шут­ся  с дру­ги­ми сло­ва­ми раз­дель­но. Пред­ло­ги слу­жат для связи слов в сло­во­со­че­та­нии и в пред­ло­же­нии. 

 Сказка про написание предлогов и приставок

В одной сказ­ке жи­ли-бы­ли в стране Грам­ма­ти­ка пред­ло­ги и при­став­ки. У пред­ло­гов были свои до­ми­ки, в ко­то­рых они жили от­дель­но от дру­гих слов. Пред­ло­ги гор­ди­лись тем, что были са­мо­сто­я­тель­ны­ми.

Кроме того, пред­ло­ги все­гда ука­зы­ва­ли: где нужно на­хо­дить­ся (в, на, под, над, за, у) или куда нужно дви­гать­ся (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4 )

 

Рис. 1. Пред­ло­ги в, на  Рис. 2. Пред­ло­ги под, над
Рис. 3. Пред­ло­ги за, у  Рис. 4. Пред­ло­ги  из, в, через, по, к, от, до

А при­став­ки своих до­ми­ков не имели. Они об­ра­зо­вы­ва­ли новые слова (на­при­мер, на­пи­шу, под­пи­шу, вы­пи­шу, при­пи­шу).

Но мно­гие при­став­ки и пред­ло­ги были по­хо­жи друг на друга, как две капли воды. Стали уче­ни­ки их пу­тать. Ца­ри­ца Грам­ма­ти­ка пред­ло­жи­ла пред­ло­гам ото­дви­нуть­ся от слова, с ко­то­рым они стоят, а сло­ва-при­зна­ки долж­ны встать между ними. Сво­е­го зна­че­ния пред­ло­ги не по­те­ря­ют, а от при­ста­вок от­ли­чать­ся будут. Пред­ло­ги так и сде­ла­ли.

Чтобы от­ли­чить при­став­ку от пред­ло­га, по­про­буй в том месте, где воз­ник во­прос, вста­вить дру­гое слово. Можно вста­вить слово, зна­чит, это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но. Нель­зя вста­вить слово, зна­чит, это при­став­ка, пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

Помни! При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет. Пред­ло­ги  упо­треб­ля­ют­ся с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми и ме­сто­име­ни­я­ми.

 Решаем орфографические задачи

По­тре­ни­ру­ем­ся в на­пи­са­нии пред­ло­гов и при­ста­вок.

(С)крыши (с)бро­си­ли снег.

По­ста­вим во­прос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Крыша – что?, имя су­ще­стви­тель­ное.

С же­лез­ной крыши, можно вста­вить слово, зна­чит, с – это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но.

Сбро­си­ли – что сде­ла­ли?, это гла­гол. При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет. Зна­чит, с - при­став­ка, пи­шет­ся вме­сте со сло­вом.

Пра­виль­ный ответ: С крыши сбро­си­ли снег.

Ре­бя­та (про)пели песню (про)школу.

Про­пе­ли – что сде­ла­ли?, гла­гол. При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет. Зна­чит, про – это при­став­ка, пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

Школа – что?, имя су­ще­стви­тель­ное.  Про лю­би­мую школу, можно вста­вить слово. Зна­чит, про – это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но.

Пра­виль­ный ответ: Ре­бя­та про­пе­ли песню про школу.

 Сравниваем слова

Срав­ни­те слова.

под бе­рё­зой – под­бе­рё­зо­вик

без ра­до­сти – без­ра­дост­ный

на бе­ре­гу – на­бе­реж­ная

на стене – на­стен­ный

Это од­но­ко­рен­ные слова с оди­на­ко­вы­ми пред­ло­га­ми и при­став­ка­ми. Зна­че­ние у них одно и то же. Между пред­ло­гом и су­ще­стви­тель­ным можно по­ста­вить во­прос или вста­вить слово.

под (какой?) куд­ря­вой бе­рё­зой

без (какой?) осо­бой ра­до­сти

на (каком?) мор­ском бе­ре­гу

на (какой?) вы­со­кой стене

 Подбираем однокоренные существительные с предлогом

Под­бе­рём к при­ла­га­тель­ным од­но­ко­рен­ные су­ще­стви­тель­ные с пред­ло­гом.

на­груд­ный (зна­чок)  – на груди (пред­лог на)

за­ра­бот­ная (плата) – за ра­бо­ту (пред­лог за)

до­во­ен­ные (годы) – до войны (пред­лог до)

под­вод­ные (камни) – под водой (пред­лог под)

 Стихотворение-шутка

Про­чи­та­ем сти­хо­тво­ре­ние-шут­ку. До­ка­жем, в каком слове от – при­став­ка, а где – пред­лог.

Вес­нуш­ки.

Я, не жалея мыла,

Нос тер­пе­ли­во мыла, -

За­ви­се­ло б (от) мыла,

Вес­нуш­ки  я б (от) мыла.   (Я. Коз­лов­ский)

За­да­дим во­прос к слову, чтобы узнать, какая это часть речи.

Я (что сде­ла­ла?) от­мы­ла – это гла­гол, от – при­став­ка, пи­шет­ся слит­но.

За­ви­се­ло от (ка­ко­го?) ду­ши­сто­го мыла. Мыло - что?, имя су­ще­стви­тель­ное, от – это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но.

Пра­виль­ный ответ:

За­ви­се­ло б от  мыла,

Вес­нуш­ки  я б от­мы­ла. 

Солн­це ещё об­ла­ков не (за) дело,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плот­ник проснул­ся и взял­ся (за) дело,

Слы­шит­ся, как за­зве­не­ла пила. (Я Коз­лов­ский)

Солн­це (что сде­ла­ло?) за­де­ло, это гла­гол, за­деть, за­де­вать, ко­рень заде-.

Взял­ся за (какое?) труд­ное дело. Дело – что?, имя су­ще­стви­тель­ное,  за – пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но.

Пра­виль­ный ответ:

Солн­це ещё об­ла­ков не за­де­ло,

Трава на лугу ещё росы пила,

А плот­ник проснул­ся и взял­ся за  дело,

Слы­шит­ся, как за­зве­не­ла пила.

 Применяем знания

Рас­крой­те скоб­ки в тек­сте сти­хо­тво­ре­ния.

Шмель.

(В) то­по­ли­ную ме­тель

(По) терял до­ро­гу шмель.

(Про) мельк­нул (над) ого­ро­дом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чаш­кой (с) мёдом

По-хо­зяй­ски (за) гудел.                  (Т. Бе­ло­зё­ров)

Най­дём гла­го­лы. Что сде­лал? По­те­рял, про­мельк­нул, за­ле­тел, за­гу­дел. Зна­чит, по-, про-, за – это при­став­ки, так как пред­ло­ги с гла­го­ла­ми не упо­треб­ля­ют­ся.

В ме­тель (какую?) то­по­ли­ную, в – это пред­лог, над (каким?) боль­шим ого­ро­дом, над – это пред­лог, в (какой?) де­ре­вян­ный дом, в – это пред­лог, на (какую?) сол­неч­ную кухню, на – это пред­лог, над (какой?) синей чаш­кой, над – это пред­лог, с (каким?) ду­ши­стым мёдом, с – пред­лог.

Пра­виль­ный ответ:

В  то­по­ли­ную ме­тель

По­те­рял до­ро­гу шмель.

Про­мельк­нул над ого­ро­дом,

В дом на кухню за­ле­тел

И над синей чаш­кой с мёдом

По-хо­зяй­ски за­гу­дел.

 Узнаём приставки по предлогам

Узнай­те при­став­ки по пред­ло­гам.

При­став­ки: в-. вы-, до-.

____ пи­сать до точки                                 

____ пи­сать в текст

____ пи­сать из тек­ста

Пра­виль­ный ответ:

До­пи­сать до точки.

Впи­сать в текст.

Вы­пи­сать из тек­ста.

 Заключение

Чтобы от­ли­чить при­став­ку от пред­ло­га, по­про­буй в том месте, где воз­ник во­прос, вста­вить дру­гое слово. Можно вста­вить слово, зна­чит, это пред­лог. Пиши его раз­дель­но. Нель­зя вста­вить слово, это при­став­ка. Она пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=ico6UpbmD30

http://www.youtube.com/watch?v=QeUBxyTFiKs

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-predlogov-i-pristavok?seconds=0&chapter_id=2221

http://www.youtube.com/watch?v=rxsybZgUKqM - заставка

Файлы