3 класс. Русский язык. Правописание предлогов и приставок

3 класс. Русский язык. Правописание предлогов и приставок

Комментарии преподавателя

Ино­гда при­став­ки в гла­го­лах могут быть схожи с пред­ло­га­ми. Их нужно раз­ли­чать. При­став­ка – это часть слова, ко­то­рая слу­жит для об­ра­зо­ва­ния новых слов, она  пи­шет­ся со сло­вом слит­но, а пред­лог – это от­дель­ное слово, по­это­му пред­ло­ги пи­шут­ся  с дру­ги­ми сло­ва­ми раз­дель­но. Пред­ло­ги слу­жат для связи слов в сло­во­со­че­та­нии и в пред­ло­же­нии. Тема урока: «Пра­во­пи­са­ние пред­ло­гов и при­ста­вок».

 Сказка про написание предлогов и приставок

В одной сказ­ке жи­ли-бы­ли в стране Грам­ма­ти­ка пред­ло­ги и при­став­ки. У пред­ло­гов были свои до­ми­ки, в ко­то­рых они жили от­дель­но от дру­гих слов. Пред­ло­ги гор­ди­лись тем, что были са­мо­сто­я­тель­ны­ми.

Кроме того, пред­ло­ги все­гда ука­зы­ва­ли: где нужно на­хо­дить­ся (в, на, под, над, за, у) или куда нужно дви­гать­ся (из, в, через, по, к, от, до). (см. Рис. 1, 2, 3, 4 )

 

Рис. 1. Пред­ло­ги в, на  Рис. 2. Пред­ло­ги под, над
Рис. 3. Пред­ло­ги за, у  Рис. 4. Пред­ло­ги  из, в, через, по, к, от, до

А при­став­ки своих до­ми­ков не имели. Они об­ра­зо­вы­ва­ли новые слова (на­при­мер, на­пи­шу, под­пи­шу, вы­пи­шу, при­пи­шу).

Но мно­гие при­став­ки и пред­ло­ги были по­хо­жи друг на друга, как две капли воды. Стали уче­ни­ки их пу­тать. Ца­ри­ца Грам­ма­ти­ка пред­ло­жи­ла пред­ло­гам ото­дви­нуть­ся от слова, с ко­то­рым они стоят, а сло­ва-при­зна­ки долж­ны встать между ними. Сво­е­го зна­че­ния пред­ло­ги не по­те­ря­ют, а от при­ста­вок от­ли­чать­ся будут. Пред­ло­ги так и сде­ла­ли.

Чтобы от­ли­чить при­став­ку от пред­ло­га, по­про­буй в том месте, где воз­ник во­прос, вста­вить дру­гое слово. Можно вста­вить слово, зна­чит, это пред­лог, пи­шет­ся раз­дель­но. Нель­зя вста­вить слово, зна­чит, это при­став­ка, пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

Помни! При гла­го­лах пред­ло­гов не бы­ва­ет. Пред­ло­ги  упо­треб­ля­ют­ся с име­на­ми су­ще­стви­тель­ны­ми и ме­сто­име­ни­я­ми.

 Сравниваем слова

Срав­ни­те слова.

под бе­рё­зой – под­бе­рё­зо­вик

без ра­до­сти – без­ра­дост­ный

на бе­ре­гу – на­бе­реж­ная

на стене – на­стен­ный

Это од­но­ко­рен­ные слова с оди­на­ко­вы­ми пред­ло­га­ми и при­став­ка­ми. Зна­че­ние у них одно и то же. Между пред­ло­гом и су­ще­стви­тель­ным можно по­ста­вить во­прос или вста­вить слово.

под (какой?) куд­ря­вой бе­рё­зой

без (какой?) осо­бой ра­до­сти

на (каком?) мор­ском бе­ре­гу

на (какой?) вы­со­кой стене

 Подбираем однокоренные существительные с предлогом

Под­бе­рём к при­ла­га­тель­ным од­но­ко­рен­ные су­ще­стви­тель­ные с пред­ло­гом.

на­груд­ный (зна­чок)  – на груди (пред­лог на)

за­ра­бот­ная (плата) – за ра­бо­ту (пред­лог за)

до­во­ен­ные (годы) – до войны (пред­лог до)

под­вод­ные (камни) – под водой (пред­лог под)

 Применяем знания

Рас­крой­те скоб­ки в тек­сте сти­хо­тво­ре­ния.

Шмель.

(В) то­по­ли­ную ме­тель

(По) терял до­ро­гу шмель.

(Про) мельк­нул (над) ого­ро­дом,

(В) дом (на) кухню (за) летел

И (над) синей чаш­кой (с) мёдом

По-хо­зяй­ски (за) гудел.                  (Т. Бе­ло­зё­ров)

Най­дём гла­го­лы. Что сде­лал? По­те­рял, про­мельк­нул, за­ле­тел, за­гу­дел. Зна­чит, по-, про-, за – это при­став­ки, так как пред­ло­ги с гла­го­ла­ми не упо­треб­ля­ют­ся.

В ме­тель (какую?) то­по­ли­ную, в – это пред­лог, над (каким?) боль­шим ого­ро­дом, над – это пред­лог, в (какой?) де­ре­вян­ный дом, в – это пред­лог, на (какую?) сол­неч­ную кухню, на – это пред­лог, над (какой?) синей чаш­кой, над – это пред­лог, с (каким?) ду­ши­стым мёдом, с – пред­лог.

Пра­виль­ный ответ:

В  то­по­ли­ную ме­тель

По­те­рял до­ро­гу шмель.

Про­мельк­нул над ого­ро­дом,

В дом на кухню за­ле­тел

И над синей чаш­кой с мёдом

По-хо­зяй­ски за­гу­дел.

 Узнаём приставки по предлогам

Узнай­те при­став­ки по пред­ло­гам.

При­став­ки: в-. вы-, до-.

____ пи­сать до точки                                 

____ пи­сать в текст

____ пи­сать из тек­ста

Пра­виль­ный ответ:

До­пи­сать до точки.

Впи­сать в текст.

Вы­пи­сать из тек­ста.

 Секрет употребления предлогов

Чтобы не до­пу­стить оши­бок в вы­бо­ре пред­ло­гов, сна­ча­ла узнай о сек­ре­те их упо­треб­ле­ния. Нель­зя го­во­рить, на­при­мер: вер­нул­ся со школы, с ма­га­зи­на, с армии. Пра­виль­но: из школы, из ма­га­зи­на, из армии.

Если че­ло­век идёт (куда?) в школу, в театр, в ма­га­зин, в биб­лио­те­ку, в армию, если он едет в Крым, в Бе­ло­рус­сию, в Моск­ву, то он дол­жен воз­вра­тить­ся (от­ку­да?) из школы, из те­ат­ра, из ма­га­зи­на, из биб­лио­те­ки, из армии, из Крыма, из Бе­ло­рус­сии, из Моск­вы.

И на­про­тив, если че­ло­век ушел на ра­бо­ту, на речку, на каток или от­пра­вил­ся на ры­бал­ку, то он дол­жен воз­вра­тить­ся с ра­бо­ты, с речки, с катка, с ры­бал­ки.

Если при от­ве­те на во­прос куда? ис­поль­зу­ет­ся пред­лог В, то при от­ве­те на во­прос от­ку­да? нужен пред­лог ИЗ.

Если при от­ве­те на во­прос куда? ис­поль­зу­ет­ся пред­лог НА, от при от­ве­те на во­прос от­ку­да? нужен пред­лог С. (см. Рис. 5)

 

Рис. 5. За­пом­ни!

 Тренируемся

По­тре­ни­руй­тесь. Рас­крой­те  скоб­ки в за­гад­ке о ветре.

Бы­ва­ет он (в) холод, бы­ва­ет он (в) зной, бы­ва­ет он доб­рый, бы­ва­ет он злой. (В) от­кры­тые окна неждан­но (в) летит, то что-то (про) шеп­чет, то вдруг (за) гудит. (При) тих­нет, (у) мчит­ся, (при) мчит­ся опять, то (вз) ду­ма­ет волны (по) морю го­нять. (Н. Най­дё­но­ва)

Про­верь­те себя. В одном стол­би­ке слова с пред­ло­га­ми, в дру­гом – с при­став­ка­ми.

в (какой?) зим­ний холод              влетит

в (какой?) силь­ный зной              прошеп­чет

в (какие?) от­кры­тые окна            загудит

по (ка­ко­му?) си­не­му морю          притих­нет

                                                      умчит­ся

                                                      примчит­ся

                                                        взду­ма­ет

 Заключение

Чтобы от­ли­чить при­став­ку от пред­ло­га, по­про­буй в том месте, где воз­ник во­прос, вста­вить дру­гое слово. Можно вста­вить слово, зна­чит, это пред­лог. Пиши его раз­дель­но. Нель­зя вста­вить слово, это при­став­ка. Она пи­шет­ся со сло­вом слит­но.

ИСТОЧНИКИ

http://www.youtube.com/watch?v=ico6UpbmD30

http://www.youtube.com/watch?v=QeUBxyTFiKs

http://interneturok.ru/ru/school/russian/3-klass/pravopisanie/pravopisanie-predlogov-i-pristavok?seconds=0&chapter_id=2221

http://www.youtube.com/watch?v=5tn4Rw4ZbkY

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.