4 класс. Русский язык. Дополнение.
4 класс. Русский язык. Дополнение.
Комментарии преподавателя
1. Основные сведения о дополнении
Мальчик пишет письмо карандашом.
Рис. 1. (Источник)
- Давайте понаблюдаем вместе:
На вопросы каких падежей отвечают второстепенные члены предложения? К какому члену предложения они относятся?
(Кто?) Мальчик – это подлежащие.
Мальчик (что делает?) пишет – это сказуемое.
Пишет (что?) письмо.
Пишет (чем?)карандашом.
Второстепенные члены предложения относятся к слову пишет.
Дополнение – это второстепенный член предложения, поясняющий слово со значением действия, предмета или признака и обозначающий объект в каком-либо отношении к действию или проявлению признака. Выполнять задание, защитник свободы, полный надежды.
В роли морфологизованного дополнения выступает имя существительное в косвенном падеже.
Дополнение может быть выражено также местоименными существительными (сообщить им, попросить кого-нибудь), количественными числительными (вычесть четыре), субъектным инфинитивом (просить встретиться, ср.; просить о встрече), объектным инфинитивом (предложить вернуться), субстантивированными словами (заниматься с отстающими, верить в прекрасное завтра), синтаксически неразложимыми словосочетаниями (написать несколько писем, выделить одного из лучших), фразеологическими сочетаниями (найти его ахиллесову пяту).
Дополнение приглагольное - дополнение, зависящее от глагола. Читать газету, рисовать карандашом. Дополнение при глаголе сильного управления является конструктивным элементом предложения. Проверить работу. Любоваться закатом.
Дополнение приименное - дополнение, зависящее от имени существительного (выбор профессии, забота о детях) или имени прилагательного (довольный результатами, способный к математике).
Дополнение при существительном, в отличие от несогласованного определения, выражается:
а) родительным объекта; защита Родины, завоеватель пустыни;
б) родительным отношения к производителю, владельцу, руководителю: автор повести, директор школы,
в) родительным содержания: цель исследования, проверка исполнения;
г) дательным адресата: ответ другу, помощь больному;
д) творительным содержания (отвлеченного и вещественного): занятия музыкой, портфель с бумагами, таз с водой;
е) творительным совместности: журнал с приложениями, чай с вареньем.
Дополнение прямое – дополнение, выраженное формой винительного падежа без предлога и зависящее:
а) от переходного глагола (написать изложение, дать совет);
б) от некоторых слов категории состояния (жалко девочку, больно руку).
Форма родительного падежа может выступать в функции прямого дополнения:
а) при переходных глаголах с отрицанием (не любить музыки, не замечать ошибок);
б) при некоторых словах категории состояния (жаль потерянного времени).
Дополнение косвенное – дополнение, выраженное формами косвенных падежей. Выпить воды, накупить тетрадей, желание свободы.
На письме дополнение обозначается пунктиром.
2. Тренировочные упражнения
1. Выделим основу и второстепенные члены предложения.
1.1. Лицо Алёши покрывали веснушки.
Рис. 2. (Источник)
(Что?) веснушки – это подлежащие.
Веснушки (что делали?) покрывали – это сказуемое.
Покрывали (что?) лицо – это дополнение выраженное существительным в винительном падеже
Лицо (кого?) Алёши – это дополнение (выраженное существительным в р.п.).
1.2. Девочка дёрнула его за пиджак.
(Кто?) девочка – это подлежащее.
Девочка (что сделала?) дёрнула – это сказуемое.
Дёрнула (кого?) его – это дополнение, выраженное местоимением в родительном падеже. Дёрнула (за что?) за пиджак – это дополнение, выраженное существительным в винительном падеже.
1.3. Филька протянул хлеб лошади.
(Кто?) Филька – это подлежащие.
Филька (что сделал?) протянул – это сказуемое.
Протянул (что?) хлеб – это дополнение, выраженное именем существительным в винительном падеже.
Протянул (кому?) лошади – это дополнение, выраженное существительным в дательном падеже.
2. Дописать начатые предложения дополнениями.
2.1. Стёпа получил (что?), (когда?) (от кого?)
Например: Стёпа получил (что?) книгу (когда?) вчера от (кого?) папы.
Рис. 3. (Источник)
Книгу от папы – это дополнение, выраженные именами существительными с предлогом.
2.2. Юннаты подготовили к весне (что?) (для чего?)
Например: Юннаты подготовили к весне (что?) саженцы (для чего?) для посадки.
(Кто?) юннаты – это подлежащее.
Юннаты (что сделали?) подготовили – это сказуемое.
Подготовили (к чему?) к весне – это дополнение, выраженное существительным.
Подготовили (что?) саженцы – это дополнение, выраженное существительным.
Саженцы (для чего?) для посадки – это дополнение, выраженное существительным с предлогом.
2.3. (К кому?) пришёл друг и рассказал (о чём?)
Рис. 4. (Источник)
Например: К Пете пришёл друг и рассказал о школе.
(Кто?) друг – это подлежащее.
Друг (что сделал?) пришёл и рассказал – это сказуемые.
Пришёл (к кому?) к Пете – это дополнение, выраженное существительным с предлогом.
Рассказал (о чём?) о школе – это дополнение, выраженное существительным с предлогом.
2.4. Ребята взяли (что?) (у кого?) и принялись (за что?)
Рис. 5. (Источник)
Например: Ребята взяли лопаты и учителя принялись за работу.
(Кто?) ребята – это подлежащее.
Ребята (что сделали?) взяли и принялись – это сказуемые.
Взяли (что?) лопаты – это дополнение, выраженное существительным.
Взяли (у кого?) у учителя – это дополнение, выраженное существительным.
Принялись (за что?) за работу – это дополнение, выраженное существительным с предлогом.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=o9FGY5-HFnw
http://www.youtube.com/watch?v=ZNhtRLKZmHE
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.