4 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
4 класс. Русский язык. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство
Комментарии преподавателя
1. Определение понятия
Сравните предложения:
1. Дети вернулись домой.
2. Дети вернулись домой из похода.
3. Дети вернулись домой из похода вечером.
Можно ли сказать, что в третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?
(Да, можно. Есть уточнение – вернулись ИЗ ПОХОДА ВЕЧЕРОМ.)
Прочитаем текст. Заменим вопросами, подходящими по смыслу словами.
Слова для справок: неподвижно, с охоты, по алее, из гнезда, медленно, на дорожку.
1. Я возвращался (откуда?) и шёл(где?)сада.
2. Собака бежала (где?)
3. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
4. Он упал (откуда?) и сидел (как?).
5. Моя собака (как?) приближалась к нему.
Правильный ответ:
1. Я возвращался(откуда?) с охоты и шёл(где?)по аллее сада.
2. Собака бежала впереди меня.
Рис. 1. (Источник)
3. Я взглянул(куда?) на дорожку и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове.
Рис. 2. (Источник)
4. Он упал (откуда?) из гнезда и сидел (как?) неподвижно.
5. Моя собака (как?) медленно приближалась к нему.
Рис. 3. (Источник)
Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже – к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:
1. наречие:
Глядишь вокруг - и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)
2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него: Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);
3. инфинитив (со значением цели): Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);
4. сравнительный оборот: Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);
5. деепричастие (деепричастный оборот): Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);
6. цельное словосочетание: Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);
7. фразеологический оборот: ...спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).
Основные виды обстоятельств
По значению обстоятельства делятся на следующие группы:
1. Обстоятельства места. Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др. Примеры:Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам... (А. Грибоедов).
2. Обстоятельства времени. Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др. Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).
3. Обстоятельства образа действия и степени. Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др. Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).
4. Обстоятельства причины. Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросыпочему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др. Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).
5. Обстоятельства условия. Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае? Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая(Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).
6. Обстоятельства уступки. Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросынесмотря на что? вопреки чему? Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).
7. Обстоятельства цели. Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели?Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).
8. Обстоятельства сравнения. Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему? Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).
Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?
2. Тренировочные занятия
1. Прочитаем записанные парами вопросы и ответы. Определим, к какому члену предложения они заданы. Найдём лишнюю пару. Объясним, почему она лишняя.
1. Проливной дождь шёл (когда?) Проливной дождь шёл ночью.
Рис. 4 (Источник)
2. (Где?) набухли почки? На тополях набухли почки.
3. Дети поедут (когда? куда?) Дети поедут завтра за город.
4. Сухой камыш шуршит (почему? по какой причине?) Сухой камыш шуршит от ветра.
5. Дорожкашла к аллее (откуда?) Дорожка шла к аллее от беседки.
6. Вера любит (какое?) мороженое? Вера любит шоколадное мороженое.
Рис. 5. (Источник)
7. Охотники грелись (где?) Охотники грелись у костра.
Рис. 6. (Источник)
8. Мальчик читает (как?) Мальчик читает выразительно.
Вопросы: где? когда? по какой причине? как? откуда? заданы к обстоятельствам.
А лишняя пара – это предложение про Веру, потому что шоколадное отвечает на вопрос какое? (является определением).
2. Давайте сделаем разбор предложений:
1. Вечером у озера громко квакали лягушки.
(Кто? ) лягушки – это подлежащие.
(Что делали?) квакали – это сказуемое.
Квакали (где?) у озера – это обстоятельство места.
Квакали (как?) громко – это обстоятельство образа действия.
Квакали (когда?) вечером – это обстоятельство времени.
2. Сова вылетает на охоту ночью.
(Кто?) сова – это подлежащие.
Сова (что делает?) вылетает – это сказуемое.
Вылетает (куда?) на охоту – это обстоятельство места.
Вылетает (когда?) ночью – это обстоятельство времени.
3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.
(Кто?) Дятел – это подлежащие.
Дятел (что делает?) барабанит – это сказуемое.
Барабанит (как?) громко – это обстоятельство образа действия.
Барабанит (где?) в тиши – это обстоятельство места.
В тиши (какой?) лесной – это определение.
4. За рекой раздавались голоса.
(Что?) голоса – это подлежащие.
Голоса (что делали?) раздавались – это сказуемое.
Раздавались (где?) за рекой – это обстоятельства места.
ИСТОЧНИКИ
http://www.youtube.com/watch?v=7eA5tuEgpw4
http://www.youtube.com/watch?v=MzSSLt46JP8