10 класс. Обществознание. Практическая деятельность. Труд.
10 класс. Обществознание. Практическая деятельность. Труд.
Комментарии преподавателя
§1. Виды деятельности. Практическая деятельность и ее особенности
Современный мир, окружающий человека, существует только благодаря его преобразовательной активности. Одежда, техника, возделанные поля, города и государства - все это дело рук человека, последствия его деятельности.
Деятельность – это процесс сознательного и целесообразного изменения человеком мира и самого себя.
В деятельности реализуются силы и способности человека.
Ученые выделяют разные виды деятельности. Согласно наиболее распространенной классификации (по способу осуществления) деятельность бывает
- духовная и
- практическая.
Духовная деятельность формирует сознание человека, к ее подвидам относят
- познание (результатом которого являются знания),
- ценностное ориентирование (результатом которого является мировоззрение человека) и
- прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
В практической деятельности объектом преобразования являются природа и общество. Поэтому выделяют
- материально-производственную деятельность (объектом которой является природа, а результатом - материальные блага) и
- социально-преобразовательную (ее объектом является общество, а результатом - изменение общественных отношений).
Необходимо отметить, что материальное производство является основой экономической деятельности, а следовательно, и основой всего человеческого существования, так как оно удовлетворяет важные потребности человека.
§2. Труд как вид деятельности
Удовлетворение потребностей и интересов человека является целью трудовой деятельности.
Труд - взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на производство общественно-полезного продукта.
Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство.
Трудовая деятельность имеет свои особенности.
Во-первых, она осуществляется по необходимости, так как удовлетворяет потребности человека. К примеру, сбор урожая на приусадебном участке - это необходимость, а выращивание цветов на подоконнике (если они не предназначены для продажи) - это хобби, которое ближе не к трудовой, а к творческой деятельности.
Во-вторых, труд направлен на получение практически полезного результата. То есть главное в труде - не процесс, а результат. Этим труд отличается от таких видов деятельности, как игра, общение и творчество, где само действие играет важную роль. В-третьих, труд преобразует окружающий мир. Строительство городов, дорог, разбивка парков – это только один из примеров активного преобразования человеком окружающей среды.
В структуру трудовой деятельности входит
- процесс труда - целенаправленное воздействие субъекта на предмет труда,
- орудия труда - то, с помощью чего осуществляется труд,
- предмет труда - его объект,
- технология - метод воздействия на предмет труда и
- результат - конечный продукт деятельности.
§3. Особенности трудовой деятельности в современном обществе
В современном мире трудовая деятельность - этоважнейшее поле самореализации любого человека. Именно в этой сфере личность раскрывает и реализует свои способности. Научно-технический прогресс изменил соотношение между физическим и умственным трудом. Если раньше превалировал физический труд, то сейчас в любом труде очень важной составляющей становятся творческие способности человека. В настоящее время возрастают квалификационные требования к современным профессиям. Работник в наше время должен повышать свою квалификацию, совершенствоваться в течение всей жизни.
§4. Краткие итоги по теме урока
Итак, деятельность является важнейшей составляющей жизни человека.
Ученые выделяют духовную и практическую деятельность.
В практической деятельности выделяют материально-производственную и социально-преобразовательную деятельность.
Наиболее важным видом практической деятельности является труд, который осуществляется по необходимости, направлен на получение практически полезного результата и при этом преобразует окружающий мир.
В структуру трудовой деятельности входит процесс труда, орудия труда, предмет труда, технология и результат.
В современном обществе повышается творческая составляющая труда, изменяются требования к работнику: он должен повышать свою квалификацию и совершенствоваться в течение всей жизни.
ИСТОЧНИКИ
http://znaika.ru/catalog/10-klass/obshestvoznanie/Prakticheskaya-deyatelnost.-Trud
https://vimeo.com/121223895
http://www.youtube.com/watch?v=hEYv_kjKMRU
http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2012/11/24/10-klass-obshchestvoznanie-test-po-teme-deyatelnost
http://mypresentation.ru/presentation/89137_mnogoobrazie_deyatelnosti
http://thebestartt.com/vidy-deyatelnosti-cheloveka
http://900igr.net/prezentatsii/obschestvoznanie/chelovek/dejatelnost-cheloveka.html