9 класс. Алгебра. Определение числовой функции. Способы задания функций.

9 класс. Алгебра. Определение числовой функции. Способы задания функций.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы рассмотрим основные понятия и разъясняющие примеры по теме «Числовая функция». Здесь мы рассмотрим, что такое функция и ее область определения и область значений. Приведем примеры функций и решим некоторые задачи, в частности, прямую и обратную задачи для функции.

 

Тема: Чис­ло­вые функ­ции

Урок: Ос­нов­ные по­ня­тия; разъ­яс­ня­ю­щие при­ме­ры 

 1. Введение. Основные определения

Функ­ци­ей на­зы­ва­ет­ся закон , по ко­то­ро­му каж­до­му эле­мен­ту  ста­вит­ся в со­от­вет­ствие един­ствен­ный эле­мент .

Обо­зна­че­ния: 

При­ме­ры функ­ций:

1.  (гра­фик функ­ции – па­ра­бо­ла);

2.  (функ­ция об­рат­ная про­пор­ци­о­наль­ность, гра­фик функ­ции – ги­пер­бо­ла);

3.  (ли­ней­ная функ­ция, гра­фик функ­ции – пря­мая);

4.  (квад­ра­тич­ная функ­ция, гра­фик функ­ции – па­ра­бо­ла);

5.  (гра­фик функ­ции – ветвь па­ра­бо­лы);

6. .

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Гра­фик функ­ции .

Функ­ций много, но все за­да­ют­ся по пра­ви­лу: каж­до­му эле­мен­ту  ста­вит­ся в со­от­вет­ствие един­ствен­ный эле­мент .

На­при­мер, для функ­ции   при .

 2. Область определения функции

По­ня­тие функ­ции яв­ля­ет­ся важ­ней­шим в ма­те­ма­ти­ке. Важны все эле­мен­ты, за­да­ю­щие функ­цию.

Мно­же­ство всех до­пу­сти­мых зна­че­ний ар­гу­мен­та  на­зы­ва­ет­ся об­ла­стью опре­де­ле­ния функ­ции и обо­зна­ча­ет­ся .

В слу­чае, когда , функ­цию на­зы­ва­ют чис­ло­вой.

Рас­смот­рим несколь­ко при­ме­ров на на­хож­де­ние есте­ствен­ной об­ла­сти опре­де­ле­ния функ­ции (так го­во­рят, если мно­же­ство  не за­да­но).

1. .  Ответ: .

2. .  Ответ: , т.к. нель­зя де­лить на 0.

3. .  Ответ: , т.к. нель­зя из­вле­кать квад­рат­ный ко­рень из от­ри­ца­тель­ных чисел.

4. .  Ответ: .

5. .  Ответ: .

6. .  Ответ: .

Об­ласть опре­де­ле­ния функ­ции – важ­ней­ший эле­мент функ­ции. Если при за­да­нии функ­ции мно­же­ство   не за­да­но, то об­ласть опре­де­ле­ния счи­та­ет­ся есте­ствен­ной, т.е. сов­па­да­ю­щей с об­ла­стью опре­де­ле­ния вы­ра­же­ния .

При­ме­ры.

1. Найти об­ласть опре­де­ле­ния и по­стро­ить гра­фик функ­ции 

Ответ:  (есте­ствен­ная об­ласть опре­де­ле­ния).

Гра­фи­ком функ­ции яв­ля­ет­ся па­ра­бо­ла (см. Рис.1).

2. Найти об­ласть опре­де­ле­ния и по­стро­ить гра­фик функ­ции 

Ответ: .

Гра­фи­ком функ­ции яв­ля­ет­ся часть па­ра­бо­лы (см. Рис.2).

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Гра­фик функ­ции 

Об­ласть опре­де­ле­ния все­гда при­сут­ству­ет при за­да­нии функ­ции: то ли в явном виде, то ли счи­та­ет­ся есте­ствен­ной об­ла­стью опре­де­ле­ния.

 3. Область значений функции

При из­ме­не­нии ар­гу­мен­та из об­ла­сти опре­де­ле­ния функ­ции зна­че­ния функ­ции ме­ня­ют­ся на своем мно­же­стве.

Все зна­че­ния, ко­то­рые при­ни­ма­ет за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная, об­ра­зу­ют об­ласть зна­че­ний функ­ции, ко­то­рая обо­зна­ча­ет­ся .

Рас­смот­рим несколь­ко при­ме­ров на на­хож­де­ние об­ла­сти зна­че­ний функ­ции.

1. ,  . Ответ: . См. Рис. 1.

2. ,  . Ответ: . См. Рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.

 4. Разъяснение определения функции

Закон, ко­то­рый за­да­ет функ­цию, дол­жен удо­вле­тво­рять тре­бо­ва­нию од­но­знач­но­го со­от­вет­ствия  и . Объ­яс­ним это тре­бо­ва­ние на при­ме­ре.

1. Яв­ля­ет­ся ли окруж­ность  гра­фи­ком ка­кой-ли­бо функ­ции?

Объ­яс­не­ние: нет, т.к. не каж­до­му  со­от­вет­ству­ет един­ствен­ное зна­че­ние  (на­при­мер,  со­от­вет­ству­ют два раз­ных зна­че­ния ). См. Рис.4. Окруж­ность не яв­ля­ет­ся гра­фи­ком функ­ции, это гра­фик урав­не­ния.

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Гра­фик окруж­но­сти .

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Гра­фик функ­ции .

2. Яв­ля­ет­ся ли верх­няя по­лу­окруж­ность  гра­фи­ком ка­кой-ли­бо функ­ции?

Объ­яс­не­ние: да, т.к. каж­до­му зна­че­нию ар­гу­мен­та  со­от­вет­ству­ет един­ствен­ное зна­че­ние функ­ции  (на­при­мер,  со­от­вет­ству­ет един­ствен­ное зна­че­ние ). См. Рис.5. Закон, ко­то­рый опре­де­ля­ет дан­ную функ­цию, сле­ду­ю­щий: .

 5. Геометрический смысл области определения и области значений функции

См. Рис.6.

  – про­ек­ция гра­фи­ка функ­ции  на ось ОХ яв­ля­ет­ся об­ла­стью опре­де­ле­ния функ­ции.

  – про­ек­ция гра­фи­ка функ­ции  на ось ОY яв­ля­ет­ся об­ла­стью зна­че­ний функ­ции.

Для функ­ции ,

.

Гео­мет­ри­че­ский смысл об­ла­сти опре­де­ле­ния и об­ла­сти зна­че­ний функ­ции.

 

 

 

 

 

Рис. 6. Гра­фик функ­ции  

 6. Решение типовых задач

К ти­по­вым от­но­сят­ся сле­ду­ю­щие за­да­чи:

- на­хож­де­ние об­ла­сти опре­де­ле­ния функ­ции;

- на­хож­де­ние об­ла­сти зна­че­ний функ­ции;

- на­хож­де­ние зна­че­ния функ­ции по за­дан­но­му зна­че­нию ар­гу­мен­та (пря­мая за­да­ча);

- на­хож­де­ние зна­че­ния ар­гу­мен­та по за­дан­но­му зна­че­нию функ­ции (об­рат­ная за­да­ча).

1. Для за­дан­ной функ­ции   найти:

а. , если ; б. , если .

Ре­ше­ние. а.  т.к. .

б. , т.к. . См. Рис. 6.

   

 

 

 

 

Рис. 7. Об­ласть опре­де­ле­ния и об­ласть зна­че­ний функ­ции  

2. Для за­дан­ной функ­ции  найти об­ласть опре­де­ле­ния и об­ласть зна­че­ний.

Ре­ше­ние: , сле­до­ва­тель­но,  . Об­ласть опре­де­ле­ния за­да­на явно.

, сле­до­ва­тель­но,    (см. Рис.7).

вет: .

 5. Решение задач на нахождение области определения и области значений функции

1. Дана функ­ция . Най­ди­те об­ласть опре­де­ле­ния и об­ласть зна­че­ний за­дан­ной функ­ции.

Ре­ше­ние. По­сколь­ку вы­ра­же­ние  имеет смысл при всех зна­че­ни­ях пе­ре­мен­ной , то .

Т.к. , то . См. Рис. 4.

Ответ: .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Гра­фик функ­ции .

1. Дана функ­ция . Най­ди­те мно­же­ство всех зна­че­ний па­ра­мет­ра ,  

при каж­дом из ко­то­рых урав­не­ние  имеет

а. Хотя бы одно ре­ше­ние;

б. Одно ре­ше­ние;

в. Два раз­лич­ных ре­ше­ния.

Ре­ше­ние.

За­да­ча ре­ша­ет­ся гра­фи­че­ски  (см. Рис. 5) и учи­ты­ва­ет­ся усло­вие:   .

Ответ:а.  или ;

б. ;

в. .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Гра­фик функ­ции .

3. Дана функ­ция . Най­ди­те об­ласть опре­де­ле­ния и об­ласть зна­че­ний за­дан­ной функ­ции.

Ре­ше­ние. См. Рис. 6.

Рас­смот­рим функ­цию . Усло­вие су­ще­ство­ва­ния квад­рат­но­го корня: . Сле­до­ва­тель­но,

 .

С дру­гой сто­ро­ны, , от­ку­да сле­ду­ет, что .

Ответ: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Гра­фик функ­ции .

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/osnovnye-ponyatiya-raz-yasnyayuschie-primery?konspekt&chapter_id=34

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/nahozhdenie-oblasti-opredeleniya-i-oblasti-znacheniy-chislovoy-funktsii?trainers&chapter_id=34

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=gkgbYNiGVfM

Файлы