9 класс. Алгебра. Определение числовой функции. Способы задания функций.

9 класс. Алгебра. Определение числовой функции. Способы задания функций.

Комментарии преподавателя

 Урок: Гра­фи­че­ский и таб­лич­ный спо­со­бы за­да­ния функ­ции

 1. Вступление

Ран­нее рас­смат­ри­вал­ся ана­ли­ти­че­ский спо­соб за­да­ния функ­ции, то есть с по­мо­щью фор­му­лы. На этом уроке рас­смат­ри­ва­ют­ся иные спо­со­бы за­да­ния функ­ции, а имен­но гра­фи­че­ский и таб­лич­ный.

 2. Требование к кривой, которая графически задает функцию

Опре­де­ле­ние. Функ­ци­ей  на­зы­ва­ет­ся закон (пра­ви­ло), по ко­то­ро­му каж­до­му до­пу­сти­мо­му зна­че­нию ар­гу­мен­та  ста­вит­ся в со­от­вет­ствие един­ствен­ное зна­че­ние функ­ции .

Из опре­де­ле­ния функ­ции сле­ду­ет тре­бо­ва­ние к кри­вой (в ко­ор­ди­нат­ной плос­ко­сти), ко­то­рая за­да­ет гра­фи­че­ски функ­цию: любая вер­ти­каль­ная пря­мая  , где  – раз­ре­шен­ное зна­че­ние ар­гу­мен­та, долж­на пе­ре­се­кать кри­вую в един­ствен­ной точке.

По­яс­не­ние этого на при­ме­рах.

1. Какая кри­вая за­да­ет гра­фи­че­ски функ­цию?

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Гра­фик окруж­но­сти

а. Задан гра­фик окруж­но­сти (см. Рис. 1).

Вер­ти­каль­ная пря­мая   пе­ре­се­ка­ет кри­вую в двух точ­ках.Тре­бо­ва­ние на­ру­ша­ет­ся. Сле­до­ва­тель­но, дан­ная кри­вая не за­да­ет гра­фи­че­ски функ­цию.

 

 

 

 

 

Рис. 2. Гра­фик верх­ней по­лу­окруж­но­сти

 

 

 

 

Рис. 3. Гра­фик ниж­ней по­лу­окруж­но­сти

б. Задан гра­фик верх­ней по­лу­окруж­но­сти (см. Рис. 2).

Вер­ти­каль­ная пря­мая  пе­ре­се­ка­ет кри­вую в един­ствен­ной точке. Сле­до­ва­тель­но, кри­вая за­да­ет функ­цию.

в. Задан гра­фик ниж­ней по­лу­окруж­но­сти (см. Рис. 3).

Вер­ти­каль­ная пря­мая пе­ре­се­ка­ет кри­вую в един­ствен­ной точке. Сле­до­ва­тель­но, кри­вая за­да­ет функ­цию.

2. По гра­фи­че­ско­му за­да­нию функ­ций в слу­ча­ях б. (см. Рис. 2) и в. (см. Рис. 3) по­лу­чить их ана­ли­ти­че­ское за­да­ние, то есть за­да­ние фор­му­лой (для по­лу­окруж­но­стей это воз­мож­но).

а. гра­фик окруж­но­сти за­да­ет­ся урав­не­ни­ем

;

б. гра­фик функ­ции ;                                     

в. гра­фик функ­ции .

й .

 4. Обратная задача

По гра­фи­ку функ­ции за­дать функ­цию ана­ли­ти­че­ски.

 

 

 

 

 

 

Рис. 5.

1. Яв­ля­ет­ся ли гра­фи­че­ским за­да­ни­ем ка­кой-ли­бо функ­ции фи­гу­ра на Рис. 5? За­дай­те эту функ­цию ана­ли­ти­че­ски.

Ре­ше­ние.

Любая вер­ти­каль­ная пря­мая пе­ре­се­ка­ет ло­ма­ную в един­ствен­ной точке. От­сю­да можно сде­лать вывод, что каж­до­му зна­че­нию  со­от­вет­ству­ет един­ствен­ное зна­че­ние . Сле­до­ва­тель­но, фи­гу­ра на ри­сун­ке за­да­ет функ­цию.

Го­ри­зон­таль­ная пря­мая за­да­ет­ся урав­не­ни­ем , если . Со­ста­вим урав­не­ние пря­мой 

, где 

Ответ: ло­ма­ная яв­ля­ет­ся гра­фи­ком функ­ции .

2. Опи­ши­те ана­ли­ти­че­ски кри­вые на ри­сун­ках

а.

Рис. 6.

Рис. 7.

в.

Рис. 8.

За­ме­тим, что кри­вая на Рис. 6 не за­да­ет функ­цию, а кри­вые на Рис. 7, Рис. 8 яв­ля­ют­ся гра­фи­че­ским за­да­ни­ем функ­ций. Ре­ше­ние. Ис­поль­зу­ет­ся урав­не­ние окруж­но­сти. Урав­не­ние  за­да­ет окруж­ность на Рис. 9.

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Окруж­ность с цен­тром в точке  и ра­ди­у­са 

а. 

Из урав­не­ния окруж­но­сти в слу­чае а) вы­ра­зим :

.

Ответ: б) ; в) .

 5. Задача 1

Для функ­ции   найти , по­стро­ить гра­фик.

Ре­ше­ние. .

 

 

 

 

 

Рис. 10. Гра­фик функ­ции 

По­лу­чи­лось урав­не­ние по­лу­окруж­но­сти. Гра­фик изоб­ра­жен на Рис. 10.

Ответ: .

 6. Задача 2

Найти ко­эф­фи­ци­ент  для функ­ции  , если её гра­фик про­хо­дит через точку . По­стро­ить гра­фик, ука­зать об­ла­сти опре­де­ле­ния и зна­че­ний.

Ре­ше­ние. Точка  лежит на гра­фи­ке функ­ции, зна­чит её ко­ор­ди­на­ты удо­вле­тво­ря­ют урав­не­нию функ­ции:

 .

 

 

 

 

 

  

Рис. 11. Гра­фик функ­ции 

Гра­фик – ги­пер­бо­ла (см. Рис. 11).

Ответ: .

 7. Задача для квадратичной функции

Най­ди­те ко­эф­фи­ци­ент  для функ­ции , если её гра­фик про­хо­дит через точку. По­стро­ить её гра­фик, ука­зать и .

Ре­ше­ние. Точка  лежит на гра­фи­ке функ­ции, зна­чит её ко­ор­ди­на­ты удо­вле­тво­ря­ют урав­не­нию функ­ции:

 

 

 

 

 

Рис. 12. Гра­фик функ­ции .

. Гра­фик – па­ра­бо­ла (см. Рис. 12).

Ответ: 

 

 8. Задача на взаимосвязь графического и аналитического задания функции

Ре­шить гра­фи­че­ски урав­не­ние .

Ре­ше­ние. Рас­смот­рим си­сте­му

 

 

 

 

 

 

Рис. 13.

Две точки пе­ре­се­че­ния  (см. Рис. 13).

Про­вер­ка: ,   .

Ответ:.

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/graficheskiy-i-tablichnyy-sposoby?konspekt&chapter_id=34

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=r9R5m6fQDCc

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.