Италия и Германия во второй половине XX в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс.
Италия и Германия во второй половине XX в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс.
Комментарии преподавателя
Германия во второй половине XX в.
В 1949 году на базе оккупационных зон стран западного мира – США, Великобритании и Франции было создано государство, получившее название Федеративная республика Германия (ФРГ), которое являлось демократическим государством с республиканской формой правления.
ФРГ явилось форпостом западного мира против дальнейшего проникновения социализма в Европу. В начавшейся с 1946 года Холодной войне (противостояние СССР и США) ФРГ представляла собой заслон от коммунизма. Многие фашисты, агенты тайной полиции (гестапо), немецкие военачальники, откровенные палачи и каратели, боясь расправы за свои злодеяния от СССР, бежали в Западную Германию еще в апреле 1945 года и продолжали тайно туда переправляться. Многие члены фашисткой партии НСДАП стали впоследствии руководителями в государственной системе управления ФРГ.
Рис. 1. Германия в руинах
Экономическая помощь взамен на фактическую потерю суверенитета (план Маршалла), привела ФРГ в американскую орбиту, но позволила довольно быстро восстановиться после поражения в войне. В 1951 году возникло Европейское объединение угля и стали, положившее начало европейской интеграции и созданию Европейского Союза (ЕС). ФРГ также вошла в это объединение.
Помощь капиталистического мира во главе с США помогла ФРГ в скором времени оправиться от тяжелейшего поражения и снова стать одной из ведущих стран Европы, опираясь как на свои силы, так и на приток мигрантов, в основном из Турции. До сих пор одной из самых многочисленных диаспор в Германии является турецкая. Подъем экономики, продолжавшийся до середины 1960-х гг., получил название «Западногерманское экономическое чудо».
В ФРГ основными политическими силами являлись Христианско-демократический союз (ХДС), выступавший с консервативных позиций, и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая являлась сторонницей социального упора в политике и экономике. На послевоенных выборах канцлером ФРГ стал Конрад Аденауэр (ХДС), который стал проводить политику, направленную на скорейший выход Германии из кризиса. В 1955 году, несмотря на протесты СССР, ФРГ вступила в НАТО, чем вызвало обоснованное опасение в Москве.
Рис. 2. Берлинский кризис 1961 г.
В 1961 году разразился «Берлинский кризис». Еще со времени окончания Второй мировой войны Берлин был поделен между союзниками на оккупационные зоны. В итоге наподобие двух Германий образовались два Берлина – советский на востоке и западный (проамериканский) на западе. По инициативе советского лидера Н.С. Хрущева СССР отводит свои войска из оккупационной зоны и передает управление городом ГДР. Такой же шаг должны были сделать страны Запада, но боясь передачи Западного Берлина ГДР, американцы не спешили с отводом войск. Кризис становился все более явным и завершился тем, что к границе, делящей Берлин с двух сторон, подошли советские и натовские танки. Перспектива Третьей мировой войны становилась очевидной. Любой неосторожный выстрел мог спровоцировать войну. Многие жители Восточного Берлина массово переселялись в западную часть города. Чтобы остановить поток переселенцев, 13 августа 1961 года в Берлине была возведена система укреплений, получившая название Берлинская стена, ставшая ещ одним символом «холодной войны» и второй половины ХХ века.
Рис. 3. Крушение Берлинской стены
В 1960-70-х гг. ФРГ, как и весь западный мир, переживала экономический спад, становление «общества потребления», появление массовой культуры и проч. В этот период времени ХДС и СДПГ менялись местами и вели в целом похожую политику. Канцлер Вилли Брандт (СДПГ) и его преемник Гельмут Шмидт стали существенно налаживать отношения с СССР, заключив в 1970 году договор о нерушимости послевоенных границ, отказались от претензий на Восточную Пруссию (Калининградская область РСФСР) и настаивали на решении германского вопроса (объединение). В 1980 –1990 гг. у власти находился лидер ХДС Гельмут Коль, при котором был осуществлён резкий подъем в экономике ФРГ. В 1989 году в связи с крушением социалистической системы была снесена Берлинская стена, а в 1990 году произошло объединение Германии при непосредственном участии лидера СССР М. Горбачева. Вслед за этим последовал вывод самой мощной группировки советских (российских) войск с территории Германии и экономический подъем восточных территорий.
В советской зоне оккупации в 1949 году была создана социалистическая Германия – Германская Демократическая республика (ГДР) во главе с правящей партией СЕПГ (Социалистическая единая партия Германии), провозгласившая своей целью строительство социализма. На территории ГДР размещалась советская армейская группировка, обеспечивающая недопустимость проникновения НАТО и являвшаяся ударной силой Организации Варшавского договора (ОВД).
События послевоенного времени, когда США своим «планом Маршалла» смогли бы вытянуть ГДР из советской орбиты, заставили СССР отказаться взимать с ГДР огромные репарации за нанесённый вред и самому помогать восстанавливать германскую промышленность. В 1955 году ГДР вступила в ОВД.
На протяжении 1950-1970-х гг.главами ГДР – Вильгельмом Пиком, Вальтером Ульбрихтом и Вилли Штофом осуществлялась просоветская политика, но в тоже время стали нормализовываться отношения с ФРГ. Уровень жизни Восточной Германии был ниже уровня жизни Германии западной, поэтому руководители ГДР смогли добиться некоторых послаблений в экономике и социальной жизни.
При Эрихе Хонеккере в ГДР, как и во всем социалистическом лагере, стали все более проявляться экономические трудности, которые в итоге привели к ликвидации ГДР и объединению Германии.
Рис. 4. Берлин. ГДР
На протяжении конца ХХ – первого десятилетия XXI века у власти находились Герхард Шредер (СДПГ) и Ангела Меркель (ХДС). Германия является экономическим «локомотивом» Еврозоны, участницей блока НАТО и одной из ведущих экономик мира.
Италия во второй половине XX — начале XXI века
Одновременно с выборами в Учредительное собрание 2 июня 1946 года состоялся референдум, по результатам которого Италия была объявлена республикой 13 июня (это решение поддержали 54,3 % голосовавших). Учредительное собрание в течение полутора лет работало над республиканской конституцией. 27 декабря 1947 года она была одобрена 453 голосами против 62 и вступила в силу 1 января 1948 года.
Итальянская внутренняя политика в значительной мере зависела от противостояния между СССР и США. Политические партии, за исключением коммунистов, представляли собой объединения более мелких групп, каждая из которых в свою очередь имела своего руководителя, аппарат, идеологическую базу, собственные источники финансирования и прессу. В рамках каждой партии группы боролись между собой за власть, а также за обеспечение финансирования и создания рабочих мест для своих членов, за симпатии крупных компаний. Именно поэтому большинство итальянских правительств были недолговечными: средняя продолжительность пребывания у власти составила 11 месяцев. В условиях пропорциональной избирательной системы правительства «перетряхивались», чтобы предоставить посты представителям различных противоборствующих группировок.
Во внешней политике итальянские кабинеты проявляли большую инициативу, параллельно придерживаясь линий европеизма и атлантизма. Италия участвовала в создании НАТО и стала членом альянса со дня его основания — 4 апреля 1949 года. В 1951 году Италия участвовала в учреждении Европейского объединения угля и стали, в 1957 году правительство во главе с Антонио Сеньи активно участвовало в переговорах о создании Европейского общего рынка, которые привели к подписанию соответствующих договоров 25 марта в Риме.
В 1970-х годах в Италии были сильная инфляция и высокий уровень безработицы, главной причиной чего послужило резкое повышение цен на нефть. Ситуация осложнялась тем, что в конце 1960-х годов профсоюзам в результате массовых волнений были сделаны существенные уступки. Кабинеты министров сменяли друг друга, однако были не в состоянии преодолеть экономический кризис, коррупцию и преступность.
В стране активизировались правые и левые экстремисты: так, группировка «Красные бригады» в 1978 году похитила и убила христианско-демократического лидера Альдо Моро (по официальной версии). В 1978–1979 годах правительство приняло жёсткие законы против терроризма и предоставило особые полномочия спецслужбам. «Красные бригады» оказались в изоляции, их террористическая сеть была обнаружена и ликвидирована. Одновременно была раскрыта тайная организация правых экстремистов «П-2» (связанная с секретными службами Италии). Парламентские расследования не установили целей этой организации, однако не вызывал сомнений подрывной и антидемократический характер её деятельности. В целом в 1981–1982 годах террористическая угроза была устранена.
Для 1980-х годов были характерны высокие темпы экономического роста Италии, сокращение инфляции и снижение дефицита государственного бюджета. Однако положение на юге страны было значительно хуже, чем на севере: безработица на юге к 1990 году составляла около 20 %, при этом сохранялась масштабная коррупция. Мафия занималась рэкетом частных компаний, обладала значительным влиянием на власти всех уровней, а также контролировала большую часть мирового рынка героина. Именно потоки «нарколир» в итальянские банки и на рынок государственных облигаций способствовали сокращению дефицита госбюджета.
Распад СССР имел для Италии серьёзные внутриполитические последствия: на протяжении всего послевоенного периода в Италии действовала крупнейшая компартия Западной Европы. В 1991 году Итальянская коммунистическая партия была переименована в Демократическую партию левых сил, однако политическое влияние бывшие коммунисты окончательно утратили. На противоположном, правом фланге образовалась Лига Севера, отстаивавшая идеи сепаратизма, в частности отделения богатого севера страны.
Мафия продолжала действовать безнаказанно: в 1992 году были убиты христианский демократ Сальваторе Лима, известный борец с мафией судья Джованни Фальконе, а также прокурор Паоло Борселлино. Правительство и парламент предприняли серию контрмер, направленных на усиление борьбы с организованной преступностью. Расследование преступлений мафии было поручено специально созданному центральному ведомству со штатом более 3 тысяч сотрудников, также был назначен прокурор с особыми полномочиями. В конце 1992 — начале 1993 года удалось арестовать некоторых лидеров преступных организаций (мафии, каморры), включая главного руководителя сицилийской мафии Сальваторе Риина, которого суд позднее приговорил к 15 пожизненным срокам тюремного заключения. Всего по уголовным делам, связанным с деятельностью мафии, проходило около 22 тысяч человек. На аресты мафия пыталась отвечать терактами: в мае и июле 1993 года прогремели взрывы во Флоренции, Милане и Риме.
В 1993 году в рамках операции «Чистые руки» под следствием оказались несколько тысяч представителей высших эшелонов власти, финансовых и промышленных кругов. Дела были заведены против двух бывших премьер-министров Джулио Андреотти и Беттино Кракси, семи экс-министров, более 400 бывших парламентариев, глав полиции, мэров шести крупных городов. В результате коррупционных скандалов существенно упало доверие населения к политической элите. Активно звучали требования введения мажоритарной системы для парламентских выборов и прямого избрания мэров на местном уровне. По итогам референдума, проведённого в апреле 1993 года, избиратели высказались за мажоритарную систему на выборах в сенат (граждане надеялись взять под контроль партийные аппараты, голосуя за конкретного кандидата) и другие реформы. В августе 1993 году парламентом был утверждён новый порядок выборов, согласно которому 75 % мест в обеих палатах парламента должны были распределяться на основе мажоритарного принципа, остальные 25 % — в результате голосования по партийным спискам. Реформа избирательной системы и коррупционные скандалы изменили политический ландшафт Италии.
Перегруппировка политических сил продолжалась вплоть до 1996 года, когда выделились два блока — правый «Полюс свободы» и левоцентристский «Оливковое дерево». По итогам выборов, прошедших в том же году, коалиция была сформирована на базе «Оливкового дерева». Лига Севера после успеха на местных выборах в Северной Италии взяла курс на отделение северных областей. Однако действия Лиги не получили массовой поддержки. Центральные власти предостерегли сепаратистов от непродуманных шагов, предложив вместе с тем собственный проект конституционной реформы: он предполагал усиление исполнительной власти, децентрализацию государства и введение «полупрезидентской» системы, при которой глава государства избирается напрямую населением, имеет право распустить парламент, а также располагает дополнительными полномочиями в сфере внешней и оборонной политики. Кроме того, предлагалось расширить компетенции местных, провинциальных и региональных органов. Однако в конституционных референдумах 1999 и 2000 годов приняло участие менее 50 % избирателей, и они были объявлены недействительными.
Популярность «Оливкового дерева» падала. Парламент по настоянию правых партий был распущен, состоялись досрочные выборы. Однако Карло Адзелио Чампи, занявший пост президента Италии в мае 1999 года, поручил сформировать правительство левоцентристскому кандидату Джулиано Амато. Правительство Амато не достигло значимых результатов, в том числе из-за провала референдума 2000 года. Неявку населения на плебисцит спровоцировали призывы партии «Вперёд, Италия» Сильвио Берлускони и других партий правого толка бойкотировать голосование. В случае если бы референдум удался, они лишились бы всех шансов на успех при окончательном отказе от пропорциональной системы и изменении системы финансирования партий.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Ссылка:
http://www.youtube.com/watch?v=20twdpoP3wE