10 класс. Обществознание. Государственное право. Часть 2.

10 класс. Обществознание. Государственное право. Часть 2.

Комментарии преподавателя

Се­год­ня мы про­дол­жа­ем изу­че­ние темы «Го­су­дар­ствен­ное право Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции». На про­шлом уроке мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли общие во­про­сы го­су­дар­ствен­но­го права, а сей­час по­го­во­рим о кон­крет­ных субъ­ек­тах вла­сти.

Как вы уже зна­е­те, одним из важ­ней­ших прин­ци­пов пра­во­во­го го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся на­ли­чие си­сте­мы раз­де­ле­ния вла­стей. Такая си­сте­ма была пред­ло­же­на в XVII веке ан­глий­ским фи­ло­со­фом Джо­ном Лок­ком (рис. 1), ко­то­рый счи­тал, что един­ствен­ный спо­соб из­бе­жать ти­ра­нии – это раз­де­лить власт­ные пол­но­мо­чия между раз­ны­ми субъ­ек­та­ми.

Джон Локк

Рис. 1. Джон Локк

Когда эту идею стали ре­а­ли­зо­вы­вать на прак­ти­ке, вы­яс­ни­лось, что аб­со­лют­но неза­ви­си­мые друг от друга ветви вла­сти ведут себя как ле­бедь, щука и рак в из­вест­ной басне Кры­ло­ва – тянут каж­дый в свою сто­ро­ну. Де­мо­кра­ти­че­ский прин­цип вроде бы дей­ству­ет, но го­су­дар­ство ощу­ти­мо спол­за­ет к анар­хии.

Чтобы этого не про­ис­хо­ди­ло, уже в Кон­сти­ту­ции США 1787 года был преду­смот­рен спе­ци­аль­ный ме­ха­низм, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся си­сте­мой сдер­жек и про­ти­во­ве­сов. Он пред­по­ла­га­ет, что раз­лич­ные ветви вла­сти, со­хра­няя неза­ви­си­мость, будут вы­пол­нять друг по от­но­ше­нию к другу кон­троль­ные функ­ции. Таким об­ра­зом ветви вла­сти будут дей­ство­вать со­ли­дар­но, но воз­мож­ность уста­нов­ле­ния дик­та­ту­ры одной из них будет ис­клю­че­на.

Си­сте­ма сдер­жек и про­ти­во­ве­сов яв­ля­ет­ся прин­ци­пом кон­сти­ту­ци­он­но­го строя Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Рас­смот­рим ее на схеме (рис. 2).

Конституционный строй РФ

Рис. 2. Кон­сти­ту­ци­он­ный строй РФ

В цен­тре нашей схемы на­хо­дит­ся Пре­зи­дент РФ. Он яв­ля­ет­ся гла­вой го­су­дар­ства, но не воз­глав­ля­ет кон­крет­но ни одну из вет­вей вла­сти, яв­ля­ясь как бы по­сред­ни­ком между ними. Си­сте­му за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в Рос­сии воз­глав­ля­ет пар­ла­мент – Фе­де­раль­ное Со­бра­ние РФ. Он со­сто­ит из двух палат – Со­ве­та Фе­де­ра­ции и Го­су­дар­ствен­ной Думы. Ис­пол­ни­тель­ную власть воз­глав­ля­ет пра­ви­тель­ство. Выс­шая су­деб­ная власть пред­став­ле­на тремя выс­ши­ми су­да­ми – это Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд РФ, Вер­хов­ный Суд РФ и Выс­ший Ар­бит­раж­ный Суд РФ.

Кон­троль Пре­зи­ден­та над Фе­де­раль­ным Со­бра­ни­ем про­яв­ля­ет­ся, в част­но­сти, в том, что Пре­зи­дент на­зна­ча­ет вы­бо­ры Го­су­дар­ствен­ной Думы, а также при осо­бых об­сто­я­тель­ствах может рас­пу­стить Го­су­дар­ствен­ную Думу. Фе­де­раль­ное Со­бра­ние, в свою оче­редь, может объ­явить Пре­зи­ден­ту им­пич­мент (рис. 3).

Конституционный строй РФ

Рис. 3. Кон­сти­ту­ци­он­ный строй РФ (2)

Ра­зу­ме­ет­ся, Пре­зи­дент не может рас­пу­стить ниж­нюю па­ла­ту пар­ла­мен­та в любой мо­мент, когда ему за­хо­чет­ся; он дол­жен де­лать это ис­клю­чи­тель­но в со­от­вет­ствии с за­ко­ном. Но и Го­су­дар­ствен­ная Дума не имеет права ини­ци­и­ро­вать про­це­ду­ру им­пич­мен­та, если Пре­зи­дент не со­вер­шил ни­ка­ко­го тяж­ко­го пре­ступ­ле­ния.

Кон­троль­ные функ­ции пар­ла­мен­та над пра­ви­тель­ством вы­ра­жа­ют­ся в воз­мож­но­сти для Го­су­дар­ствен­ной Думы вы­не­сти вотум недо­ве­рия пра­ви­тель­ству. Пра­ви­тель­ство, в свою оче­редь, об­ла­да­ет пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы (об этом праве мы го­во­ри­ли в рам­ках преды­ду­щей темы), то есть может за­ста­вить ниж­нюю па­ла­ту пар­ла­мен­та рас­смот­реть про­ект необ­хо­ди­мо­го ему за­ко­на (рис. 4).

Конституционный строй РФ

Рис. 4. Кон­сти­ту­ци­он­ный строй РФ (3)

Кон­троль Пре­зи­ден­та над пра­ви­тель­ством огро­мен. До­ста­точ­но ска­зать, что имен­но Пре­зи­дент на­зна­ча­ет на свои долж­но­сти пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства, его за­ме­сти­те­лей и фе­де­раль­ных ми­ни­стров, а также может в любой мо­мент от­пра­вить в от­став­ку как од­но­го члена пра­ви­тель­ства, так и весь ка­би­нет. Но важно пом­нить, что кан­ди­да­ту­ра пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства долж­на быть со­гла­со­ва­на Пре­зи­ден­том с Го­су­дар­ствен­ной Думой, и это до­пол­ни­тель­ный рычаг вли­я­ния пар­ла­мен­та на главу го­су­дар­ства (рис. 5).

Конституционный строй РФ

Рис. 5. Кон­сти­ту­ци­он­ный строй РФ (3)

Рас­смот­рим те­перь функ­ции выс­ших ор­га­нов су­деб­ной вла­сти Рос­сии в си­сте­ме сдер­жек и про­ти­во­ве­сов (рис. 6). Ста­тья 128 Кон­сти­ту­ции гла­сит: «Судьи Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Вер­хов­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, Выс­ше­го Ар­бит­раж­но­го Суда Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на­зна­ча­ют­ся Со­ве­том Фе­де­ра­ции по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Конституционный строй РФ

Рис. 6. Кон­сти­ту­ци­он­ный строй РФ (4)

Это озна­ча­ет, что су­деб­ную власть кон­тро­ли­ру­ют сразу и глава го­су­дар­ства, и выс­ший орган за­ко­но­да­тель­ной вла­сти. Судьи, в свою оче­редь, кон­тро­ли­ру­ют всю си­сте­му. Так, Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд РФ раз­ре­ша­ет во­про­сы о со­от­вет­ствии Кон­сти­ту­ции РФ любых за­ко­нов, ука­зов Пре­зи­ден­та и по­ста­нов­ле­ний пра­ви­тель­ства; Вер­хов­ный Суд раз­би­ра­ет дела о пре­ступ­ле­ни­ях, со­вер­шен­ных выс­ши­ми долж­ност­ны­ми ли­ца­ми РФ; Выс­ший Ар­бит­раж­ный Суд раз­ре­ша­ет эко­но­ми­че­ские споры, воз­ник­шие с уча­сти­ем выс­ших ор­га­нов фе­де­раль­ной вла­сти (рис. 7).

Конституционный строй РФ

Рис. 7. Кон­сти­ту­ци­он­ный строй РФ (5)

Нетруд­но за­ме­тить, что на­ри­со­ван­ная нами схема по­лу­чи­лась не очень сим­мет­рич­ной. Пра­ви­тель­ство РФ – выс­ший орган ис­пол­ни­тель­ной вла­сти – об­ла­да­ет весь­ма уре­зан­ны­ми пра­ва­ми. Можно ли урав­нять пра­ви­тель­ство по по­ло­же­нию с дру­ги­ми фе­де­раль­ны­ми ор­га­на­ми?

Да, можно. Так, к при­ме­ру, сде­ла­но в США. Пре­зи­дент там яв­ля­ет­ся гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти и, есте­ствен­но, пе­ре­ме­ща­ет­ся в угол, ко­то­рый за­ни­ма­ет пра­ви­тель­ство, пе­ре­но­ся с собой все свои пол­но­мо­чия. В этом слу­чае си­сте­ма сдер­жек и про­ти­во­ве­сов будет со­вер­шен­но сим­мет­рич­ной, но это будет уже пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка, а не сме­шан­ная, как в Рос­сии (рис. 8).

Виды республик

Рис. 8. Виды рес­пуб­лик

Да­вай­те по­смот­рим на си­сте­му сдер­жек и про­ти­во­ве­сов в пар­ла­мент­ской рес­пуб­ли­ке. Как вы зна­е­те, пра­ви­тель­ство в таких стра­нах фор­ми­ру­ет­ся пар­ти­ей, по­лу­чив­шей боль­шин­ство на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах, то есть оно пол­но­стью за­ви­сит от пар­ла­мен­та. Пре­зи­дент в такой рес­пуб­ли­ке также из­би­ра­ет­ся пар­ла­мен­том и от­ве­ча­ет перед ним за свои дей­ствия. Суды фор­маль­но неза­ви­си­мы, од­на­ко за­ко­но­да­тель­ная власть может, опи­ра­ясь на мне­ние боль­шин­ства, про­ве­сти любую ре­фор­му су­деб­ной вла­сти. Так что цен­тром по­ли­ти­че­ской жизни в таком го­су­дар­стве будет толь­ко пар­ла­мент.

Об­ра­тим­ся к ин­сти­ту­ту Пре­зи­ден­та РФ. Ему по­свя­ще­на вся чет­вер­тая глава рос­сий­ской Кон­сти­ту­ции. Опи­са­ние пол­но­мо­чий Пре­зи­ден­та за­ни­ма­ет де­ся­ток ста­тей. Да­вай­те сум­ми­ру­ем, рас­пре­де­лив пре­зи­дент­ские пре­ро­га­ти­вы  по вет­вям вла­сти.

Во-пер­вых, Пре­зи­дент об­ла­да­ет функ­ци­я­ми как глава го­су­дар­ства. В этом ка­че­стве он пред­став­ля­ет Рос­сий­скую Фе­де­ра­цию внут­ри стра­ны и в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях; обес­пе­чи­ва­ет со­гла­со­ван­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние и вза­и­мо­дей­ствие ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти; объ­яв­ля­ет режим во­ен­но­го или чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния; яв­ля­ет­ся Вер­хов­ным Глав­но­ко­ман­ду­ю­щим, га­ран­том Кон­сти­ту­ции РФ, прав и сво­бод че­ло­ве­ка и граж­да­ни­на.

В си­сте­ме выс­шей за­ко­но­да­тель­ной вла­сти Пре­зи­дент об­ла­да­ет пра­вом за­ко­но­да­тель­ной ини­ци­а­ти­вы; под­пи­сы­ва­ет и пуб­ли­ку­ет за­ко­ны; на­зна­ча­ет вы­бо­ры де­пу­та­тов Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ; об­ла­да­ет пра­вом ро­спус­ка Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ.

В си­сте­ме выс­шей ис­пол­ни­тель­ной вла­сти Пре­зи­дент на­зна­ча­ет Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ, за­ме­сти­те­лей Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства РФ и фе­де­раль­ных ми­ни­стров; ру­ко­во­дит дей­стви­я­ми Пра­ви­тель­ства РФ; имеет право пред­се­да­тель­ство­вать на за­се­да­ни­ях Пра­ви­тель­ства РФ; от­прав­ля­ет Пра­ви­тель­ство РФ в от­став­ку.

На­ко­нец, в си­сте­ме выс­шей су­деб­ной вла­сти Пре­зи­дент при­ни­ма­ет уча­стие в на­зна­че­нии судей выс­ших фе­де­раль­ных судов и об­ла­да­ет пра­вом по­ми­ло­ва­ния.

Столь ши­ро­кие пол­но­мо­чия объ­яс­ня­ют, по­че­му к кан­ди­да­там на долж­ность Пре­зи­ден­та РФ предъ­яв­ля­ют­ся столь жест­кие тре­бо­ва­ния. Это воз­раст не менее 35 лет и по­сто­ян­ное про­жи­ва­ние в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в те­че­ние не менее 10 лет. Для кан­ди­да­тов на дру­гие долж­но­сти воз­раст­ной ценз  го­раз­до ниже, а ценз осед­ло­сти, то есть по­сто­ян­но­го про­жи­ва­ния в стране, во­об­ще от­сут­ству­ет.

Чест­но го­во­ря, в неко­то­рых стра­нах тре­бо­ва­ния к кан­ди­да­там на пост пре­зи­ден­та яв­ля­ют­ся еще более стро­ги­ми. Воз­раст­ной ценз может со­став­лять и 40 лет, а пре­зи­ден­том США может стать толь­ко че­ло­век, ро­див­ший­ся на тер­ри­то­рии Со­еди­нен­ных Шта­тов. Имен­но это тре­бо­ва­ние стало непре­одо­ли­мым для од­но­го из нефор­маль­ных ли­де­ров Рес­пуб­ли­кан­ской пар­тии США Ар­ноль­да Швар­це­негге­ра (рис. 9); он был готов вы­дви­нуть свою кан­ди­да­ту­ру на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах 2008 года, но, увы, ро­дил­ся в Ав­стрии и до 35-лет­не­го воз­рас­та не имел аме­ри­кан­ско­го граж­дан­ства.

А. Шварценеггер

Рис. 9. А. Швар­це­неггер

Выс­шая за­ко­но­да­тель­ная власть в Рос­сии пред­став­ле­на Фе­де­раль­ным Со­бра­ни­ем. Имен­но так на­зы­ва­ет­ся рос­сий­ский пар­ла­мент. По­жа­луй­ста, не на­зы­вай­те его Думой – это гру­бая ошиб­ка. Го­су­дар­ствен­ная Дума – это ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та, а Совет Фе­де­ра­ции – верх­няя.

Го­су­дар­ствен­ная Дума со­сто­ит из 450 де­пу­та­тов, ко­то­рые из­би­ра­ют­ся на пя­ти­лет­ний срок по пар­тий­ным спис­кам с за­гра­ди­тель­ным ба­рье­ром 7%. Это озна­ча­ет, что на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах граж­дане Рос­сии го­ло­су­ют не за кон­крет­ных де­пу­та­тов, а за ту или иную по­ли­ти­че­скую пар­тию. В Го­су­дар­ствен­ную Думу про­хо­дят пред­ста­ви­те­ли толь­ко тех пар­тий, ко­то­рые на­бра­ли не менее 7% го­ло­сов – имен­но это и на­зы­ва­ет­ся за­гра­ди­тель­ным ба­рье­ром. Пред­ста­ви­те­ли каж­дой пар­тии фор­ми­ру­ют в Го­су­дар­ствен­ной Думе соб­ствен­ную фрак­цию.

Верх­няя па­ла­та пар­ла­мен­та – Совет Фе­де­ра­ции – со­сто­ит из пред­ста­ви­те­лей субъ­ек­тов РФ. Такой прин­цип ком­плек­то­ва­ния ха­рак­те­рен для всех стран, в ко­то­рых су­ще­ству­ют двух­па­лат­ные пар­ла­мен­ты. В Со­еди­нен­ных Шта­тах Аме­ри­ки верх­няя па­ла­та вклю­ча­ет по 2 пред­ста­ви­те­ля от каж­до­го штата и носит на­зва­ние Сенат. По ана­ло­гии с США члены верх­ней па­ла­ты на­ше­го пар­ла­мен­та тоже неофи­ци­аль­но на­зы­ва­ют­ся се­на­то­ра­ми.

Каж­дый субъ­ект РФ пред­став­лен в верх­ней па­ла­те двумя пар­ла­мен­та­ри­я­ми. Од­но­го из­би­ра­ет выс­ший орган за­ко­но­да­тель­ной вла­сти субъ­ек­та РФ, дру­гой на­зна­ча­ет­ся гла­вой ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­та с со­гла­сия ор­га­на за­ко­но­да­тель­ной вла­сти.

Рас­смот­рим спо­соб фор­ми­ро­ва­ния Со­ве­та Фе­де­ра­ции на при­ме­ре Моск­вы. Выс­ший орган за­ко­но­да­тель­ной вла­сти в Москве – это Мос­ков­ская го­род­ская дума (рис. 10), глава ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в го­ро­де – Мэр (рис. 11), пре­мьер пра­ви­тель­ства Моск­вы. Один пред­ста­ви­тель Моск­вы в Со­ве­те Фе­де­ра­ции из­би­ра­ет­ся Мос­ков­ской го­род­ской думой, дру­гой на­зна­ча­ет­ся Мэром с со­гла­сия Мосгор­ду­мы (рис. 12).

Мосгордума

Рис. 10. Мосгор­ду­ма

Мэр Москвы А. Собянин

Рис. 11. Мэр Моск­вы А. Со­бя­нин

Формирование Совета Федерации в Москве

Рис. 12. Фор­ми­ро­ва­ние Со­ве­та Фе­де­ра­ции в Москве

В дру­гих субъ­ек­тах РФ при­ме­ня­ет­ся тот же по­ря­док. В Та­тар­стане од­но­го се­на­то­ра из­би­ра­ет пар­ла­мент этой рес­пуб­ли­ки, а дру­го­го на­зна­ча­ет пре­зи­дент Та­тар­ста­на с со­гла­сия пар­ла­мен­та. В Ива­нов­ской об­ла­сти од­но­го се­на­то­ра из­би­ра­ет Ива­нов­ская об­ласт­ная дума, а дру­го­го – на­зна­ча­ет гу­бер­на­тор Ива­нов­ской об­ла­сти с со­гла­сия Ива­нов­ской об­ласт­ной думы.

Выс­шим ор­га­ном ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в Рос­сии яв­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ство РФ. Его воз­глав­ля­ет Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства, ко­то­ро­го в про­сто­ре­чии часто на­зы­ва­ют пре­мьер-ми­ни­стром. Пред­се­да­тель Пра­ви­тель­ства – фак­ти­че­ски вто­рой че­ло­век в го­су­дар­стве; это под­твер­жда­ет­ся тем, что в слу­чае тя­же­лой бо­лез­ни или от­сут­ствия Пре­зи­ден­та по иным при­чи­нам имен­но он ис­пол­ня­ет обя­зан­но­сти главы го­су­дар­ства. В свою оче­редь Пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства на­зна­ча­ет Пре­зи­дент РФ с со­гла­сия Го­су­дар­ствен­ной Думы, а за­ме­сти­те­лей пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства и фе­де­раль­ных ми­ни­стров Пре­зи­дент на­зна­ча­ет еди­но­лич­но – прав­да, по пред­став­ле­нию пре­мьер-ми­ни­стра.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что Пре­зи­дент РФ об­ла­да­ет очень ши­ро­ки­ми пол­но­мо­чи­я­ми в сфере ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (рис. 13). Он не толь­ко фор­ми­ру­ет со­став пра­ви­тель­ства, но и сам ру­ко­во­дит несколь­ки­ми ми­ни­стер­ства­ми. В си­сте­ме ис­пол­ни­тель­ной вла­сти вы­де­ля­ют так на­зы­ва­е­мый «си­ло­вой блок», в ко­то­рый вхо­дят ми­ни­стер­ство внут­рен­них дел, ми­ни­стер­ство ино­стран­ных дел, ми­ни­стер­ство обо­ро­ны, МЧС и ми­ни­стер­ство юс­ти­ции, а также несколь­ко фе­де­раль­ных служб и управ­ле­ний. То, что Пре­зи­дент на­пря­мую ру­ко­во­дит «си­ло­вым бло­ком», объ­яс­ня­ет­ся его функ­ци­я­ми вер­хов­но­го глав­но­ко­ман­ду­ю­ще­го.

Исполнительная власть

Рис. 13. Ис­пол­ни­тель­ная власть

Важ­ность си­сте­мы ис­пол­ни­тель­ной вла­сти в стране под­чер­ки­ва­ет­ся тем, что об­ще­ствен­ные от­но­ше­ния, воз­ни­ка­ю­щие в сфере го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния, яв­ля­ют­ся пред­ме­том спе­ци­аль­ной от­рас­ли права – ад­ми­ни­стра­тив­но­го права. О нем мы по­го­во­рим на одном из сле­ду­ю­щих за­ня­тий.

Си­сте­му су­деб­ной вла­сти в Рос­сии воз­глав­ля­ют сразу три суда – Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд РФ, Вер­хов­ный Суд РФ и Выс­ший Ар­бит­раж­ный Суд РФ. Судьи выс­ших фе­де­раль­ных судов, как мы уже го­во­ри­ли, на­зна­ча­ют­ся Со­ве­том Фе­де­ра­ции по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та РФ. Срок пол­но­мо­чий чле­нов Кон­сти­ту­ци­он­но­го Суда со­став­ля­ет 15 лет, а срок пол­но­мо­чий судей дру­гих выс­ших судов не опре­де­лен. Впро­чем, судьи не могут за­ни­мать свои долж­но­сти после до­сти­же­ния 70-лет­не­го воз­рас­та.

В Рос­сии су­ще­ству­ет трой­ная су­деб­ная си­сте­ма. Кон­сти­ту­ци­он­ный Суд РФ раз­ре­ша­ет во­про­сы о со­от­вет­ствии нор­ма­тив­ных пра­во­вых актов Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и фе­де­раль­ным за­ко­нам. В неко­то­рых субъ­ек­тах РФ су­ще­ству­ют соб­ствен­ные кон­сти­ту­ци­он­ные или устав­ные суды, ко­то­рые ре­ша­ют те же во­про­сы на ре­ги­о­наль­ном уровне.

Вер­хов­ный Суд Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции воз­глав­ля­ет си­сте­му судов общей юрис­дик­ции. На ниж­нем уровне этой си­сте­мы на­хо­дят­ся рай­он­ные суды, в ко­то­рых су­ще­ству­ют кол­ле­гии по уго­лов­ным и по граж­дан­ским делам. Выше на­хо­дят­ся суды общей юрис­дик­ции субъ­ек­тов РФ, а еще выше – Вер­хов­ный Суд. Он рас­смат­ри­ва­ет особо важ­ные уго­лов­ные и граж­дан­ские дела, а по от­но­ше­нию к ни­же­сто­я­щим судам иг­ра­ет роль апел­ля­ци­он­ной и кас­са­ци­он­ной ин­стан­ции (рис. 14).

Верховный Суд РФ

Рис. 14. Вер­хов­ный Суд РФ

Выс­ший Ар­бит­раж­ный Суд РФ (рис. 15) воз­глав­ля­ет си­сте­му ар­бит­раж­ных судов субъ­ек­тов РФ и яв­ля­ет­ся выс­шим ор­га­ном по раз­ре­ше­нию эко­но­ми­че­ских спо­ров. В на­сто­я­щее время ар­бит­раж­ные суды су­ще­ству­ют в 81 субъ­ек­те РФ из 83. Кроме ар­бит­раж­ных судов субъ­ек­тов РФ в Рос­сии су­ще­ству­ют спе­ци­аль­ные ар­бит­раж­ные апел­ля­ци­он­ные суды.

Высший Арбитражный Суд РФ

Рис. 15. Выс­ший Ар­бит­раж­ный Суд РФ

Кроме выс­ших ор­га­нов фе­де­раль­ной вла­сти в Рос­сии су­ще­ству­ет си­сте­ма ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ. В субъ­ек­тах РФ она пред­став­ле­на, в част­но­сти, ре­ги­о­наль­ны­ми пар­ла­мен­та­ми. Почти везде ре­ги­о­наль­ные за­ко­но­да­тель­ные со­бра­ния од­но­па­лат­ные, а прин­цип их фор­ми­ро­ва­ния такой же, как у Го­су­дар­ствен­ной Думы РФ, то есть де­пу­та­ты из­би­ра­ют­ся не по од­но­ман­дат­ным окру­гам, а по пар­тий­ным спис­кам. Число чле­нов в ре­ги­о­наль­ных пар­ла­мен­тах также мень­ше, чем в Го­су­дар­ствен­ной Думе: в Мос­ков­ской го­род­ской думе их 35, в Мос­ков­ской об­ласт­ной думе – 50. В Яку­тии, Ка­бар­ди­но-Бал­ка­рии, Ка­ре­лии и Сверд­лов­ской об­ла­сти су­ще­ству­ют двух­па­лат­ные пар­ла­мен­ты.

Ис­пол­ни­тель­ную власть в субъ­ек­тах РФ осу­ществ­ля­ют пре­зи­ден­ты рес­пуб­лик, гу­бер­на­то­ры и главы ад­ми­ни­стра­ций краев, об­ла­стей, ав­то­ном­ной об­ла­сти и ав­то­ном­ных окру­гов, гу­бер­на­тор Санкт-Пе­тер­бур­га и мэр Моск­вы. Главы ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ в на­сто­я­щее время из­би­ра­ют­ся не на­се­ле­ни­ем, а ор­га­на­ми ре­ги­о­наль­ной за­ко­но­да­тель­ной вла­сти по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та РФ. Таким об­ра­зом, гу­бер­на­то­ры и главы ад­ми­ни­стра­ций за­ви­сят не толь­ко от Пре­зи­ден­та Рос­сии, но и от мест­но­го пар­ла­мен­та, а зна­чит, и от жи­те­лей субъ­ек­та, так как члены ре­ги­о­наль­ных пар­ла­мен­тов из­би­ра­ют­ся имен­но на­ро­дом.

На­ко­нец, в Рос­сии су­ще­ству­ет си­сте­ма мест­но­го са­мо­управ­ле­ния. В нее вхо­дят му­ни­ци­паль­ные об­ра­зо­ва­ния, или му­ни­ци­па­ли­те­ты. В нашей стране более 10 тысяч му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний. На­се­ле­ние при­ни­ма­ет уча­стие в их ра­бо­те по­сред­ством уча­стия в му­ни­ци­паль­ных вы­бо­рах и ре­фе­рен­ду­мах, из­би­ра­ет со­вет­ни­ков му­ни­ци­паль­ных об­ра­зо­ва­ний.

Итак, мы с вами рас­смот­ре­ли си­сте­му выс­шей го­су­дар­ствен­ной вла­сти РФ. Это пер­вая из от­рас­лей права, ко­то­рую мы про­ана­ли­зи­ро­ва­ли. На сле­ду­ю­щем за­ня­тии мы об­су­дим ин­сти­ту­ты ад­ми­ни­стра­тив­но­го права. А наш урок на этом окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Пре­зи­дент­ская власть в стра­нах мира

В эпоху Но­во­го вре­ме­ни, когда в Ев­ро­пе стали про­ис­хо­дить ре­во­лю­ции, на­зы­ва­е­мые неко­то­ры­ми ис­то­ри­ка­ми бур­жу­аз­ны­ми, воз­ник во­прос, кто же будет управ­лять го­су­дар­ством после лик­ви­да­ции мо­нар­хии. Опыт сред­не­ве­ко­вых рес­пуб­лик (Ве­не­ции или Лукки) здесь не го­дил­ся, так как эти го­су­дар­ства были очень неболь­ши­ми и могли управ­лять­ся непо­сред­ствен­но на­род­ным со­бра­ни­ем – ор­га­ном непо­сред­ствен­ной де­мо­кра­тии.

На­се­ле­ние (точ­нее, та его часть, ко­то­рая об­ла­да­ла из­би­ра­тель­ны­ми пра­ва­ми) стало са­мо­сто­я­тель­но ре­шать во­прос о главе го­су­дар­ства. После осво­бож­де­ния Ни­дер­лан­дов от ис­пан­ско­го вла­ды­че­ства со­здан­ное го­су­дар­ство воз­гла­ви­ли статха­уде­ры, то есть «дер­жа­те­ли го­су­дар­ства» (это слово по­нят­но даже че­ло­ве­ку, ко­то­рый не знает гол­ланд­ско­го, но знает ан­глий­ский, – the state (го­су­дар­ство) и to hold (дер­жать). Статха­удер Виль­гельм Оран­ский (рис. 16) был на­столь­ко по­пу­ля­рен в своей стране, что его ди­на­стия – ди­на­стия Оран­ских – пра­вит Ни­дер­лан­да­ми до наших дней, а еще од­но­го пред­ста­ви­те­ля этой ди­на­стии ан­гли­чане после Слав­ной ре­во­лю­ции даже при­гла­си­ли пра­вить своей стра­ной.

Вильгельм Оранский

Рис. 16. Виль­гельм Оран­ский

Во время Ан­глий­ской ре­во­лю­ции был каз­нен ко­роль Карл I. Лидер ре­во­лю­ции Оли­вер Кром­вель (рис. 17) также занял пост главы го­су­дар­ства с ти­ту­лом лор­да-про­тек­то­ра (то есть лор­да-за­щит­ни­ка). Од­на­ко его власть прак­ти­че­ски ничем не была огра­ни­че­на. Это был тот же мо­нарх, но по­лу­чив­ший пол­но­мо­чия от на­ро­да. Необ­хо­ди­мо было раз­ра­бо­тать си­сте­му кон­тро­ля над его дей­стви­я­ми и опре­де­лить срок, в те­че­ние ко­то­ро­го он будет за­ни­мать свой пост.

Оливер Кромвель

Рис. 17. Оли­вер Кром­вель

Впер­вые это было сде­ла­но в США. Имен­но там по­яви­лась долж­ность пре­зи­ден­та (от ла­тин­ско­го pre – впе­ре­ди и sitio – си­деть), то есть пред­се­да­те­ля. Пер­вым пре­зи­ден­том США стал Джордж Ва­шинг­тон (рис. 18). Он ис­пол­нял пре­зи­дент­ские пол­но­мо­чия два срока под­ряд и ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся бал­ло­ти­ро­вать­ся в тре­тий раз. С тех пор толь­ко один аме­ри­кан­ский пре­зи­дент ре­шил­ся вы­ста­вить свою кан­ди­да­ту­ру на вы­бо­рах по ис­те­че­нии двух сро­ков. Это был Фран­клин Ру­звельт (рис. 19). Он по­беж­дал на вы­бо­рах че­ты­ре­жды – в 1932, 1936, 1940 и 1944 годах, но после его смер­ти в Кон­сти­ту­цию США была вне­се­на по­прав­ка, офи­ци­аль­но за­пре­ща­ю­щая бал­ло­ти­ро­вать­ся на пре­зи­дент­ских вы­бо­рах в тре­тий раз.

Джордж Вашингтон

Рис. 18. Джордж Ва­шинг­тон

Франклин Рузвельт

Рис. 19. Фран­клин Ру­звельт

В XX веке США про­де­мон­стри­ро­ва­ли миру при­мер от­стра­не­ния пре­зи­ден­та от ис­пол­не­ния его пол­но­мо­чий. Кон­гресс США рас­смат­ри­вал дело, из­вест­ное как «Уо­тер­гейт­ский скан­дал»: пре­зи­дент Ник­сон об­ви­нял­ся в слеж­ке за сво­и­ми по­ли­ти­че­ски­ми про­тив­ни­ка­ми. Когда пар­ла­мент в 1974 году начал про­це­ду­ру им­пич­мен­та, Ник­сон пред­по­чел сам по­ки­нуть пре­зи­дент­ский пост.

Неко­то­рым дру­гим пре­зи­ден­там по­вез­ло еще мень­ше. В ре­зуль­та­те им­пич­мен­та ли­ши­лись своих по­стов пре­зи­дент Бра­зи­лии Фер­нан­ду Колор и пре­зи­дент Литвы Ро­лан­дас Пак­сас. В 1990-е годы Го­су­дар­ствен­ная Дума РФ ини­ци­и­ро­ва­ла про­це­ду­ру им­пич­мен­та пре­зи­ден­та Ель­ци­на, од­на­ко не со­бра­ла необ­хо­ди­мо­го ко­ли­че­ства го­ло­сов.

В нашей стране ин­сти­тут пре­зи­ден­та по­явил­ся в 1990 году, когда М. С. Гор­ба­чев ввел долж­ность Пре­зи­ден­та СССР и сам занял ее. Но с рас­па­дом Со­вет­ско­го Союза пре­кра­ти­ла свое су­ще­ство­ва­ние и долж­ность его главы. Пер­вые пре­зи­дент­ские вы­бо­ры в Рос­сии про­шли 12 июня 1991 года, и по­бе­ду на них одер­жал Б. Н. Ель­цин. 31 де­каб­ря 1999 года он офи­ци­аль­но объ­явил о своей до­сроч­ной от­став­ке.

Вре­мен­но ис­пол­ня­ю­щим обя­зан­но­сти, а с мая 2000 года – Пре­зи­ден­том РФ стал Вла­ди­мир Путин (рис. 20), ко­то­рый в 2004 году был пе­ре­из­бран на этот пост. В 2008 году в со­от­вет­ствии с пунк­том 3 ста­тьи 81 Кон­сти­ту­ции Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции он не мог вы­став­лять свою кан­ди­да­ту­ру в тре­тий раз под­ряд, и на оче­ред­ных пре­зи­дент­ских вы­бо­рах одер­жал по­бе­ду Дмит­рий Ана­то­лье­вич Мед­ве­дев (рис. 21).

В. Путин

Рис. 20. В. Путин

Д. Медведев

Рис. 21. Д. Мед­ве­дев

Пред­се­да­те­ли Пра­ви­тель­ства Рос­сии

Крайне слож­но ска­зать, сколь­ко че­ло­век за всю ис­то­рию нашей стра­ны ис­пол­ня­ли обя­зан­но­сти пред­се­да­те­ля рос­сий­ско­го пра­ви­тель­ства. Но если счи­тать пред­се­да­те­лей вре­мен­ных ка­би­не­тов ми­ни­стров, их на­бе­рет­ся не менее 40 че­ло­век. Толь­ко до ре­во­лю­ции эту долж­ность по­сле­до­ва­тель­но за­ни­ма­ли 26 че­ло­век.

Мно­гие ис­то­ри­ки счи­та­ют, что пра­ви­тель­ство как от­дель­ный орган – под на­зва­ни­ем «Ко­ми­тет ми­ни­стров» – по­яви­лось в Рос­сии при Алек­сан­дре I. Его воз­гла­вил Алек­сандр Ро­ма­но­вич Во­рон­цов (рис. 22), на­зна­чен­ный на долж­ность го­су­дар­ствен­но­го канц­ле­ра. Впро­чем, у то­гдаш­не­го пре­мьер-ми­ни­стра было весь­ма немно­го пол­но­мо­чий. Си­сте­ма раз­де­ле­ния вла­стей в Рос­сий­ской им­пе­рии от­сут­ство­ва­ла, и все ос­нов­ные ре­ше­ния при­ни­мал им­пе­ра­тор. Роль пред­се­да­те­лей пра­ви­тель­ства вы­рос­ла лишь в на­ча­ле XX века, когда пра­ви­тель­ство воз­глав­ля­ли Сер­гей Юлье­вич Витте (рис. 23) (с 1903 по 1906 год) и Петр Ар­ка­дье­вич Сто­лы­пин (рис. 24) (с 1906 по 1911 год).

А. Воронцов

Рис. 22. А. Во­рон­цов

С. Ю. Витте

Рис. 23. С. Ю. Витте

П. А. Столыпин

Рис. 24. П. А. Сто­лы­пин

Когда им­пе­ра­тор по­чув­ство­вал сла­бость своей вла­сти, от­вет­ствен­ность за это в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни была воз­ло­же­на на ка­би­нет. В 1916 году в Рос­сии про­ис­хо­ди­ло то, что со­вре­мен­ни­ки на­зва­ли «че­хар­дой ми­ни­стров»: за год в долж­но­сти главы пра­ви­тель­ства по­бы­ва­ли че­ты­ре че­ло­ве­ка – Го­ре­мы­кин, Штюр­мер, Тре­пов и Го­ли­цын. Го­ли­цын стал по­след­ним пред­се­да­те­лем цар­ско­го пра­ви­тель­ства, а уже через день после его от­став­ки в стране было сфор­ми­ро­ва­но вре­мен­ное пра­ви­тель­ство – под пред­се­да­тель­ством сна­ча­ла Льво­ва, а потом Ке­рен­ско­го.

В ок­тяб­ре 1917 года было сфор­ми­ро­ва­но пер­вое Со­вет­ское пра­ви­тель­ство. Его воз­гла­вил В. И. Ленин (рис. 25). Когда в 1922 году был об­ра­зо­ван Со­вет­ский Союз, Рос­сия ли­ши­лась са­мо­сто­я­тель­но­го пра­ви­тель­ства, и оно было вос­ста­нов­ле­но толь­ко в 1956 году.

В. И. Ленин

Рис. 25. В. И. Ленин

После об­ра­зо­ва­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на посту главы пра­ви­тель­ства по­бы­ва­ло более де­ся­ти че­ло­век. Пер­вым из них был сам Ель­цин, ко­то­рый в те­че­ние пер­вой по­ло­ви­ны 1992 года сов­ме­щал обя­зан­но­сти главы го­су­дар­ства и главы ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Доль­ше всех долж­ность пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства за­ни­мал Вик­тор Чер­но­мыр­дин (рис. 26), ис­пол­няв­ший свои обя­зан­но­сти с 1992 по 1998 год.

В. Черномырдин

Рис. 26. В. Чер­но­мыр­дин

В 1998 году, когда Рос­сия пе­ре­жи­ва­ла оче­ред­ной эко­но­ми­че­ский кри­зис, вновь воз­ник­ла «че­хар­да ми­ни­стров». Чуть более чем за год в этой долж­но­сти по­бы­ва­ло пять че­ло­век. После от­став­ки Вик­то­ра Чер­но­мыр­ди­на пре­зи­дент Ель­цин внес в Го­су­дар­ствен­ную Думу кан­ди­да­ту­ру Сер­гея Ки­ри­ен­ко. Де­пу­та­ты от­ка­за­лись дать свое со­гла­сие на его на­зна­че­ние; в первую оче­редь это было свя­за­но с мо­ло­до­стью Ки­ри­ен­ко, ко­то­ро­му было тогда всего 35 лет. Ель­цин по­втор­но внес кан­ди­да­ту­ру Ки­ри­ен­ко; де­пу­та­ты вновь от­ве­ти­ли от­ка­зом. Ель­цин внес эту же кан­ди­да­ту­ру в тре­тий раз. Со­глас­но Кон­сти­ту­ции, если Го­су­дар­ствен­ная Дума три­жды от­ка­зы­ва­ет­ся утвер­дить вне­сен­ную пре­зи­ден­том кан­ди­да­ту­ру, ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та под­ле­жит ро­спус­ку. Тогда де­пу­та­ты все-та­ки утвер­ди­ли Ки­ри­ен­ко в долж­но­сти.

Менее чем через пол­го­да си­ту­а­ция по­вто­ри­лась. Ки­ри­ен­ко был от­прав­лен Ель­ци­ным в от­став­ку, а в пар­ла­мент вновь была вне­се­на кан­ди­да­ту­ра Чер­но­мыр­ди­на. На этот раз де­пу­та­ты были более ре­ши­тель­ны. Они от­кло­ни­ли эту кан­ди­да­ту­ру и в пер­вый, и во вто­рой раз, и были го­то­вы сде­лать это в тре­тий раз, пойдя на ро­спуск Думы и до­сроч­ные вы­бо­ры. Тогда пре­зи­дент сдал­ся и в тре­тий раз пред­ло­жил вме­сто Чер­но­мыр­ди­на кан­ди­да­ту­ру быв­ше­го ми­ни­стра ино­стран­ных дел Ев­ге­ния При­ма­ко­ва, ко­то­рую де­пу­та­ты тут же утвер­ди­ли.

Таким об­ра­зом, хотя ста­тус главы пра­ви­тель­ства явно ниже ста­ту­са главы го­су­дар­ства, во­круг него также могут воз­ни­кать се­рьез­ные по­ли­ти­че­ские ба­та­лии.

Когда по­яви­лась си­сте­ма мест­но­го са­мо­управ­ле­ния?

Си­сте­ма мест­но­го са­мо­управ­ле­ния также по­яви­лась в эпоху ре­во­лю­ций Но­во­го вре­ме­ни. Люди стали вос­при­ни­мать­ся как субъ­ек­ты права, а зна­чит, тре­бо­ва­ли воз­мож­но­сти са­мо­сто­я­тель­но ока­зы­вать вли­я­ние на власть.

При­ня­то счи­тать, что си­сте­ма мест­но­го са­мо­управ­ле­ния впер­вые по­яви­лась в шта­тах, ко­то­рые впо­след­ствии вошли в со­став США. При осво­е­нии аме­ри­кан­ски­ми ко­ло­ни­ста­ми за­пад­ных рай­о­нов дей­ство­ва­ло пра­ви­ло, со­глас­но ко­то­ро­му, если на некой тер­ри­то­рии на­счи­ты­ва­лось 5 тысяч сво­бод­но­го муж­ско­го на­се­ле­ния дее­спо­соб­но­го воз­рас­та, со­от­вет­ству­ю­щая тер­ри­то­рия долж­на была со­звать «ге­не­раль­ную ас­сам­блею», чтобы по­мо­гать на­зна­чен­но­му гу­бер­на­то­ру управ­лять де­ла­ми. Когда на­се­ле­ние до­сти­га­ло 60 тысяч сво­бод­ных че­ло­век, Кон­гресс дол­жен был при­нять тер­ри­то­рию в со­став США на пра­вах от­дель­но­го штата. Имен­но по­это­му в во­сточ­ной части США су­ще­ству­ют очень неболь­шие по тер­ри­то­рии штаты. Впо­след­ствии это пра­ви­ло было от­ме­не­но; ведь если бы оно со­хра­ня­лось, в со­ста­ве США сей­час были бы ты­ся­чи шта­тов.

В Рос­сии си­сте­ма мест­но­го са­мо­управ­ле­ния была со­зда­на в 1864 году в ре­зуль­та­те зем­ской ре­фор­мы Алек­сандра II. В уез­дах и гу­бер­ни­ях со­зда­ва­лись зем­ские со­бра­ния, чле­нов ко­то­рых вы­би­ра­ло на­се­ле­ние и ко­то­рое ре­ша­ло во­про­сы о вы­де­ле­нии средств на мест­ные нужды – до­ро­ги, мосты, школы, боль­ни­цы. Экс­пе­ри­мент при­зна­ли удач­ным, и в 1870 году такие же ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния были со­зда­ны в 509 го­ро­дах Рос­сии. Так, Мос­ков­ская го­род­ская Дума была со­зда­на в 1872 году, а воз­глав­лял ее го­род­ской го­ло­ва (сей­час эта долж­ность на­зы­ва­ет­ся «мэр»). Фор­маль­но ше­сти­глас­ные думы были со­зда­ны в рос­сий­ских го­ро­дах еще по Жа­ло­ван­ной гра­мо­те Ека­те­ри­ны II в 1785 году, но те­перь эти ор­га­ны стали все­со­слов­ны­ми.

Ин­те­рес­но, что на вы­бо­рах в ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния в цар­ской Рос­сии могли го­ло­со­вать и жен­щи­ны. Но де­ла­ли они это не са­мо­сто­я­тель­но, а пе­ре­до­ве­ря­ли свой голос отцу, мужу или брату. Ко­неч­но, это нель­зя счи­тать пол­но­цен­ным из­би­ра­тель­ным пра­вом, но в Ев­ро­пе в эту эпоху жен­щи­ны не об­ла­да­ли даже та­ки­ми воз­мож­но­стя­ми.

 

Ли­те­ра­ту­ра к уроку

Учеб­ник: Об­ще­ст­во­зна­ние. Учеб­ник для уча­щих­ся 10 клас­са об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний. Ба­зо­вый уро­вень. Под ред. Л. Н. Бо­го­лю­бо­ва. М.: ОАО «Мос­ков­ские учеб­ни­ки», 2008.

 

Тек­сто­вые снос­ки

Им­пич­мент – про­це­ду­ра до­сроч­ной от­став­ки пар­ла­мен­том вы­со­ко­по­став­лен­но­го го­су­дар­ствен­но­го чи­нов­ни­ка (в том числе пре­зи­ден­та).

Пре­ро­га­ти­ва – пре­иму­ще­ствен­ное право ко­го-ли­бо на опре­де­лен­ные дей­ствия.

Ценз – огра­ни­че­ние из­би­ра­тель­но­го права опре­де­лен­ным воз­рас­том, полом, иму­ще­ствен­ным по­ло­же­ни­ем.

Фрак­ция – пар­ла­мент­ская груп­па де­пу­та­тов от одной по­ли­ти­че­ской пар­тии или блока пар­тий.

Од­но­ман­дат­ные окру­га – тер­ри­то­рии, жи­те­ли ко­то­рых из­би­ра­ют од­но­го де­пу­та­та в пар­ла­мент или дру­гой орган управ­ле­ния.

Ре­фе­рен­дум – опрос на­се­ле­ния по во­про­су, име­ю­ще­му важ­ное го­су­дар­ствен­ное зна­че­ние.

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovek-i-pravob/gosudarstvennoe-pravo-ch-2?seconds=0&chapter_id=349

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=0mSdJyaz6uQ

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=OwtqrCLiigw

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/princip-razdelenija-vlastejj.html

Файлы