10 класс. Обществознание. Административное право.

10 класс. Обществознание. Административное право.

Комментарии преподавателя

Права и обя­зан­но­сти сто­рон ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­от­но­ше­ний все­гда свя­за­ны с де­я­тель­но­стью ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Одной из сто­рон этих от­но­ше­ний все­гда яв­ля­ет­ся орган или долж­ност­ное лицо, на­де­лен­ное го­су­дар­ствен­но-власт­ны­ми пол­но­мо­чи­я­ми, что пред­по­ла­га­ет нера­вен­ство сто­рон. Имен­но по­это­му ад­ми­ни­стра­тив­ное право от­но­сит­ся к си­сте­ме пуб­лич­но­го права.

Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­от­но­ше­ния в за­ви­си­мо­сти от усло­вий воз­ник­но­ве­ния можно раз­де­лить на че­ты­ре груп­пы. Они воз­ни­ка­ют:

1) в связи с ре­а­ли­за­ци­ей граж­да­на­ми их за­кон­ных прав (право на ме­ди­цин­скую по­мощь и т.п.) или вы­пол­не­ни­ем граж­дан­ских обя­зан­но­стей (пла­тить за­кон­но уста­нов­лен­ные на­ло­ги и сборы и т.п.);

2) в связи с на­ру­ше­ни­ем ор­га­на­ми ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, их долж­ност­ны­ми ли­ца­ми прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов граж­дан (от­но­ше­ние по жа­ло­бе);

3) в связи с на­ру­ше­ни­ем граж­да­на­ми их ад­ми­ни­стра­тив­но-пра­во­вых обя­зан­но­стей (от­вет­ствен­ность за ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние).

Пер­вые две груп­пы ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­от­но­ше­ний свя­за­ны с по­ня­ти­ем го­су­дар­ствен­ной служ­бы. Го­су­дар­ствен­ная служ­ба – это про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность по обес­пе­че­нию ис­пол­не­ния пол­но­мо­чий ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти [над­пись]. В ор­га­нах го­су­дар­ствен­ной вла­сти уста­нав­ли­ва­ют­ся го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти с опре­де­лен­ным кру­гом обя­зан­но­стей и от­вет­ствен­но­стью за их ис­пол­не­ние.

Ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти де­лят­ся на груп­пы.

В за­ви­си­мо­сти от го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства вы­де­ля­ют­ся фе­де­раль­ные ор­га­ны вла­сти и ор­га­ны ис­пол­ни­тель­ной вла­сти субъ­ек­тов РФ . В со­став фе­де­раль­ных ор­га­нов ис­пол­ни­тель­ной вла­сти вхо­дят Пра­ви­тель­ство РФ, фе­де­раль­ные ми­ни­стер­ства, го­су­дар­ствен­ные ко­ми­те­ты РФ, ко­ми­те­ты РФ, фе­де­раль­ные агент­ства и фе­де­раль­ные над­зо­ры.

topref.ru

По ха­рак­те­ру ком­пе­тен­ции вы­де­ля­ют­ся ор­га­ны общей, от­рас­ле­вой и меж­от­рас­ле­вой ком­пе­тен­ции . Ор­га­ном от­рас­ле­вой ком­пе­тен­ции яв­ля­ет­ся, к при­ме­ру, Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Нет в стране таких во­про­сов, ко­то­рые не могли бы стать пред­ме­том рас­смот­ре­ния пра­ви­тель­ства, од­на­ко для ре­ше­ния ряда из них даже пре­мьер-ми­ни­стру при­дет­ся об­ра­тить­ся к пре­зи­ден­ту, в пар­ла­мент или в суд. Ор­га­на­ми от­рас­ле­вой ком­пе­тен­ции яв­ля­ют­ся ми­ни­стер­ства, каж­дое из ко­то­рых от­ве­ча­ет за свое на­прав­ле­ние по­ли­ти­ки го­су­дар­ства.

На­ко­нец, по по­ряд­ку раз­ре­ше­ния под­ве­дом­ствен­ных во­про­сов: кол­ле­ги­аль­ные, когда ре­ше­ния при­ни­ма­ют­ся боль­шин­ством го­ло­сов, и еди­но­на­чаль­ные . Кол­ле­ги­аль­ный прин­цип ре­ше­ния во­про­сов су­ще­ство­вал в Рос­сии давно; на­вер­ное, пер­вым таким ор­га­ном была су­ще­ство­вав­шая еще в XV веке Бо­яр­ская Дума, а в XVIII веке с по­да­чи Петра I все от­рас­ле­вые ор­га­ны управ­ле­ния на­зы­ва­лись кол­ле­ги­я­ми, и ре­ше­ния члены кол­ле­гий при­ни­ма­ли со­об­ща. В на­сто­я­щее время кол­ле­гии су­ще­ству­ют во мно­гих ор­га­нах управ­ле­ния, на­при­мер, кол­ле­гии ми­ни­стерств, в со­став ко­то­рых вхо­дит не толь­ко ми­нистр, но и дру­гие члены ап­па­ра­та.

Слу­жа­щим во­об­ще на­зы­ва­ют граж­да­ни­на, ко­то­рый за­ни­ма­ет долж­ность в ка­кой-ли­бо ор­га­ни­за­ции и осу­ществ­ля­ет управ­лен­че­скую де­я­тель­ность или со­ци­аль­но-куль­тур­ное об­слу­жи­ва­ние за воз­на­граж­де­ние; слу­жа­щим яв­ля­ет­ся пре­по­да­ва­тель или врач, но даже если он ра­бо­та­ет в го­су­дар­ствен­ной школе или боль­ни­це, го­су­дар­ствен­ным слу­жа­щим он не счи­та­ет­ся.

В за­коне под го­су­дар­ствен­ной служ­бой по­ни­ма­ет­ся про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность по обес­пе­че­нию ис­пол­не­ния пол­но­мо­чий го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов. Слу­жа­щих, за­ни­ма­ю­щих долж­но­сти в го­су­дар­ствен­ных ор­га­ни­за­ци­ях, по ха­рак­те­ру пол­но­мо­чий делят на долж­ност­ных лиц, опе­ра­тив­ный, тех­ни­че­ский и вспо­мо­га­тель­но-об­слу­жи­ва­ю­щий со­ста­вы. Долж­ност­ны­ми ли­ца­ми яв­ля­ют­ся го­су­дар­ствен­ные слу­жа­щие, име­ю­щие право в пре­де­лах своей ком­пе­тен­ции со­вер­шать власт­ные дей­ствия с юри­ди­че­ски­ми по­след­стви­я­ми (из­да­вать пра­во­вые акты управ­ле­ния, под­пи­сы­вать де­неж­ные до­ку­мен­ты и т.п.).

Не сле­ду­ет пу­тать го­су­дар­ствен­ную служ­бу и го­су­дар­ствен­ные долж­но­сти Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. К го­су­дар­ствен­ным долж­но­стям ка­те­го­рии «А» от­но­сят долж­но­сти, уста­нов­лен­ные Кон­сти­ту­ци­ей РФ, – такие, как долж­но­сти Пре­зи­ден­та, пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ства, де­пу­та­тов Го­су­дар­ствен­ной Думы, чле­нов Со­ве­та Фе­де­ра­ции и дру­гие. Эти лица не яв­ля­ют­ся го­су­дар­ствен­ным слу­жа­щи­ми. Несмот­ря на то, что си­сте­ма ис­пол­ни­тель­ной вла­сти, как мы го­во­ри­ли рань­ше, на­хо­дит­ся под кон­тро­лем Пре­зи­ден­та РФ, он яв­ля­ет­ся не го­су­дар­ствен­ным слу­жа­щим, а лицом, за­ни­ма­ю­щим го­су­дар­ствен­ную долж­ность Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ка­те­го­рии «А».

К го­су­дар­ствен­ным слу­жа­щим не от­но­сят­ся также долж­но­сти млад­ше­го об­слу­жи­ва­ю­ще­го пер­со­на­ла, такие, как во­ди­те­ли, убор­щи­цы, вах­те­ры. Не яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ной служ­бой также про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность на го­су­дар­ствен­ных пред­при­я­ти­ях, не име­ю­щих власт­ных функ­ций, таких, как, на­при­мер, школы. Неод­но­крат­но об­суж­дал­ся во­прос о при­да­нии учи­те­лям и вра­чам ста­ту­са го­су­дар­ствен­ных слу­жа­щих – по­го­ва­ри­ва­ли даже о вве­де­нии формы для учи­те­лей, – но это по­тре­бу­ет до­пол­ни­тель­ных го­су­дар­ствен­ных га­ран­тий и до­ро­го обой­дет­ся го­су­дар­ству.

В Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции на про­тя­же­нии по­след­них 10 лет про­дол­жа­ет­ся ад­ми­ни­стра­тив­ная ре­фор­ма. Было объ­яв­ле­но, что глав­ной ее целью яв­ля­ет­ся со­кра­ще­ние ап­па­ра­та чи­нов­ни­ков, то есть го­су­дар­ствен­ных слу­жа­щих.

Од­на­ко ста­ти­сти­че­ские дан­ные сви­де­тель­ству­ют об об­рат­ном. По дан­ным Рос­ста­та, чис­лен­ность гос­слу­жа­щих в Рос­сии в 1999-2008 гг. уве­ли­чи­лась в 1,74 раза и со­ста­ви­ла почти 900 тысяч че­ло­век, а вме­сте с чи­нов­ни­ка­ми ор­га­нов мест­но­го управ­ле­ния – почти 1 мил­ли­он 700 тысяч че­ло­век

forum.na-svyazi.ru

Вто­рую груп­пу ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­от­но­ше­ний со­став­ля­ют от­но­ше­ния по жа­ло­бе. Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, граж­да­нин впра­ве об­ра­тить­ся в го­су­дар­ствен­ные ор­га­ны и ор­га­ны мест­но­го са­мо­управ­ле­ния с пред­ло­же­ни­я­ми, за­яв­ле­ни­я­ми и жа­ло­ба­ми, а также за по­лу­че­ни­ем ин­фор­ма­ции, спра­вок и дру­гих до­ку­мен­тов.

Жа­ло­ба – это об­ра­ще­ние в го­су­дар­ствен­ные и иные офи­ци­аль­ные ор­га­ны к долж­ност­ным лицам в связи с на­ру­ше­ни­ем прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов граж­да­ни­на. Общее право жа­ло­бы имеют все граж­дане; оно под­раз­де­ля­ет­ся на право на ад­ми­ни­стра­тив­ное об­жа­ло­ва­ние и право на су­деб­ное об­жа­ло­ва­ние.

Жа­ло­ба может быть по­да­на в вы­ше­сто­я­щий орган с ука­за­ни­ем фа­ми­лии, имени, от­че­ства и ад­ре­са жа­лоб­щи­ка (ано­ним­ные жа­ло­бы не рас­смат­ри­ва­ют­ся). Она долж­на быть рас­смот­ре­на в те­че­ние од­но­го ме­ся­ца. Не рас­смат­ри­ва­ют­ся ано­ним­ные об­ра­ще­ния, об­ра­ще­ния, не под­да­ю­щи­е­ся про­чте­нию, со­дер­жа­щие нецен­зур­ные вы­ра­же­ния, а также по­вто­ря­ю­щие текст преды­ду­ще­го об­ра­ще­ния, на ко­то­рое уже дан ответ. После этого граж­да­нин впра­ве об­ра­тить­ся в суд, но не позже чем через 3 ме­ся­ца после того,  как он узнал о на­ру­ше­нии сво­е­го права и не позже чем через 1 месяц после от­ка­за вы­ше­сто­я­ще­го ор­га­на в удо­вле­тво­ре­нии жа­ло­бы.

Тре­тья груп­па ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­от­но­ше­ний – это со­вер­ше­ние ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния и воз­ло­же­ние ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти. Ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность фи­зи­че­ских лиц уста­нов­ле­на Ко­дек­сом РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях (КоАП РФ), при­ня­тым 20 де­каб­ря 2001 года. За­ко­но­да­тель­ство, ре­гу­ли­ру­ю­щее ад­ми­ни­стра­тив­ную от­вет­ствен­ность ор­га­ни­за­ций, не ко­ди­фи­ци­ро­ва­но.

Ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем, со­глас­но опре­де­ле­нию Ко­дек­са, при­зна­ет­ся про­ти­во­прав­ное, ви­нов­ное дей­ствие (без­дей­ствие) фи­зи­че­ско­го или юри­ди­че­ско­го лица, за ко­то­рое за­ко­но­да­тель­ством преду­смот­ре­на ад­ми­ни­стра­тив­ная от­вет­ствен­ность.

На­пом­ним, что фак­ти­че­ски ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком яв­ля­ет­ся на­ру­ше­ние спе­ци­аль­ных пра­вил. Спи­сок таких пра­во­на­ру­ше­ний при­ве­ден в Ко­дек­се. На­зо­вем неко­то­рые виды ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний:

1. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, по­ся­га­ю­щие на права граж­дан (такие, как неза­кон­ная аги­та­ция, пре­пят­ствие про­ве­де­нию ре­фе­рен­ду­ма, уволь­не­ние ра­бот­ни­ков в связи с уча­сти­ем в за­ба­стов­ке, неис­пол­не­ние ро­ди­тель­ских обя­зан­но­стей).

2. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, по­ся­га­ю­щие на здо­ро­вье, са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ское бла­го­по­лу­чие на­се­ле­ния и об­ще­ствен­ную нрав­ствен­ность (сюда от­но­сят­ся на­ру­ше­ние са­ни­тар­но-эпи­де­мио­ло­ги­че­ских тре­бо­ва­ний, по­треб­ле­ние нар­ко­ти­че­ских средств или пси­хо­троп­ных ве­ществ без на­зна­че­ния врача, за­ня­тие про­сти­ту­ци­ей).

3. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния в об­ла­сти охра­ны соб­ствен­но­сти (са­мо­воль­ное за­ня­тие зе­мель­но­го, лес­но­го участ­ка или вод­но­го объ­ек­та, неза­кон­ная охота и рыб­ная ловля, ве­де­ние ар­хео­ло­ги­че­ских рас­ко­пок без раз­ре­ше­ния, на­ру­ше­ние пра­вил поль­зо­ва­ния жи­лы­ми по­ме­ще­ни­я­ми, в част­но­сти, на­не­се­ние граф­фи­ти).

4. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния в об­ла­сти охра­ны окру­жа­ю­щей среды и при­ро­до­поль­зо­ва­ния (это порча зе­мель, на­ру­ше­ние пра­вил во­до­поль­зо­ва­ния, неза­кон­ная рубка, на­ру­ше­ние пра­вил са­ни­тар­ной и по­жар­ной без­опас­но­сти в лесах).

5. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния на транс­пор­те (в част­но­сти, без­би­лет­ный про­езд и на­ру­ше­ние пра­вил пе­ре­воз­ки опас­ных ве­ществ).

1. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния в об­ла­сти до­рож­но­го дви­же­ния (на­при­мер, управ­ле­ние транс­порт­ным сред­ством без прав или в со­сто­я­нии ал­ко­голь­но­го опья­не­ния, пре­вы­ше­ние ско­ро­сти, по­вре­жде­ние дорог).

2.    Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния в об­ла­сти пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти (неза­кон­ная про­да­жа то­ва­ров, на­ру­ше­ние за­ко­но­да­тель­ства о ре­кла­ме, обман по­тре­би­те­лей, неза­кон­ное ис­поль­зо­ва­ние то­вар­но­го знака).

3. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния в об­ла­сти за­щи­ты го­су­дар­ствен­ной гра­ни­цы РФ (на­ру­ше­ние по­гра­нич­но­го ре­жи­ма, неза­кон­ное пе­ре­се­че­ние гра­ни­цы, на­ру­ше­ние им­ми­гра­ци­он­ных пра­вил).

4. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния про­тив по­ряд­ка управ­ле­ния (такие, как са­мо­управ­ство, непо­ви­но­ве­ние за­кон­но­му рас­по­ря­же­нию со­труд­ни­ка пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов или во­ен­но­слу­жа­ще­го, за­ве­до­мо лож­ный вызов спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных служб, про­жи­ва­ние без пас­пор­та).

5. Ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния, по­ся­га­ю­щие на об­ще­ствен­ный по­ря­док и об­ще­ствен­ную без­опас­ность (к ним от­но­сят­ся мел­кое ху­ли­ган­ство (в част­но­сти, нецен­зур­ная брань в об­ще­ствен­ных ме­стах), про­па­ган­да и пуб­лич­ное де­мон­стри­ро­ва­ние на­цист­ской ат­ри­бу­ти­ки или сим­во­ли­ки, на­ру­ше­ние тре­бо­ва­ний по­жар­ной без­опас­но­сти, по­яв­ле­ние в об­ще­ствен­ных ме­стах в со­сто­я­нии опья­не­ния).

Ко­неч­но, мы на­зва­ли не все ад­ми­ни­стра­тив­ные пра­во­на­ру­ше­ния; их общее число со­став­ля­ет несколь­ко сотен. Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что воз­ло­же­ние ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти не озна­ча­ет, что лицо не будет при­вле­че­но к уго­лов­ной от­вет­ствен­но­сти.

Кроме того, грань между ад­ми­ни­стра­тив­ным про­ступ­ком и уго­лов­ным пре­ступ­ле­ни­ем до­воль­но тон­кая. За­ве­до­мо лож­ный вызов ми­ли­ции или «Ско­рой по­мо­щи» - это ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние и обой­дет­ся на­ру­ши­те­лю в сумму от ты­ся­чи до 1,5 тысяч руб­лей. А вот за­ве­до­мо лож­ное со­об­ще­ние о тер­ак­те – это уго­лов­ное пре­ступ­ле­ние и на­ка­зы­ва­ет­ся ли­ше­ни­ем сво­бо­ды на срок до трех лет. Мел­кое ху­ли­ган­ство или стрель­ба вне от­ве­ден­ных для этого мест – ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, а вот про­сто ху­ли­ган­ство – это уго­лов­ное и за него можно даже по­пасть в тюрь­му. Если же ху­ли­ган­ство со­вер­ша­ет­ся с при­ме­не­ни­ем ору­жия, за это преду­смот­ре­но на­ка­за­ние толь­ко в виде ли­ше­ния сво­бо­ды на срок от 4 до 7 лет – и ни­ка­кой воз­мож­но­сти за­ме­нить его штра­фом или ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты.

Воз­раст на­ступ­ле­ния ад­ми­ни­стра­тив­ной от­вет­ствен­но­сти – 16 лет. На­чи­ная с этого воз­рас­та лицо может быть под­верг­ну­то при­во­ду – при­ну­ди­тель­но­му до­став­ле­нию к месту рас­смот­ре­ния дела об ад­ми­ни­стра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии, – а также ад­ми­ни­стра­тив­но­му за­дер­жа­нию на срок до трех часов. Могут при­ме­нять­ся и дру­гие меры обес­пе­че­ния про­из­вод­ства по таким делам – лич­ный до­смотр, до­смотр вещей, транс­порт­но­го сред­ства, до­ку­мен­тов, а в неко­то­рых слу­ча­ях – ме­ди­цин­ское осви­де­тель­ство­ва­ние. При про­из­ве­де­нии всех дей­ствий оформ­ля­ет­ся про­то­кол.

В от­ли­чие от дел о граж­дан­ских и уго­лов­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях, дела об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях могут рас­смат­ри­вать не толь­ко суды. К пол­но­моч­ным ор­га­нам от­но­сят­ся также ор­га­ны МВД (в част­но­сти, Го­су­дар­ствен­ная ин­спек­ция без­опас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния), рай­он­ные ко­мис­сии по делам несо­вер­шен­но­лет­них, ад­ми­ни­стра­тив­ные ко­мис­сии, на­ло­го­вые, по­жар­ные, са­ни­тар­ные и дру­гие ин­спек­ции, ор­га­ны ры­бо­охра­ны, ор­га­ны ве­домств, управ­ля­ю­щих вод­ным, воз­душ­ным и иным транс­пор­том. Чаще всего такие дела рас­смат­ри­ва­ет по­ли­ция.

Дела об ад­ми­ни­стра­тив­ном пра­во­на­ру­ше­нии долж­ны быть рас­смот­ре­ны в те­че­ние 15 дней, тогда как су­деб­ное раз­би­ра­тель­ство по уго­лов­но­му делу может тя­нуть­ся го­да­ми. Вы­не­сен­ное по­ста­нов­ле­ние под­ле­жит при­ну­ди­тель­но­му ис­пол­не­нию в те­че­ние 15 суток. Если же ви­нов­ный не ис­пол­нит свои обя­зан­но­сти (на­при­мер, не за­пла­тит в уста­нов­лен­ные сроки штраф), то это будет са­мо­сто­я­тель­ным ад­ми­ни­стра­тив­ным пра­во­на­ру­ше­ни­ем и за него будет воз­ло­жен до­пол­ни­тель­ный штраф.

Ко­декс РФ об ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ни­ях уста­нав­ли­ва­ет несколь­ко видов ад­ми­ни­стра­тив­ных взыс­ка­ний. Это пре­ду­пре­жде­ние, ад­ми­ни­стра­тив­ный штраф, воз­мезд­ное изъ­я­тие или кон­фис­ка­ция пред­ме­та, явив­ше­го­ся ору­ди­ем со­вер­ше­ния или непо­сред­ствен­ным объ­ек­том ад­ми­ни­стра­тив­но­го пра­во­на­ру­ше­ния; ли­ше­ние спе­ци­аль­но­го права (на­при­мер, права управ­ле­ния транс­порт­ны­ми сред­ства­ми или права охоты – на срок от 1 ме­ся­ца до 2 лет); ад­ми­ни­стра­тив­ный арест на срок до 15 суток, а в усло­ви­ях чрез­вы­чай­но­го по­ло­же­ния – до 30 суток; ад­ми­ни­стра­тив­ное вы­дво­ре­ние за пре­де­лы РФ ино­стран­но­го граж­да­ни­на или лица без граж­дан­ства; дис­ква­ли­фи­ка­ция (то есть ли­ше­ние права за­ни­мать ру­ко­во­дя­щие долж­но­сти или управ­лять юри­ди­че­ским лицом на срок от 6 ме­ся­цев до 3 лет); ис­пра­ви­тель­ные ра­бо­ты.

Все эти меры при­ме­ня­ют­ся в том слу­чае, если в ре­зуль­та­те со­вер­ше­ния про­ступ­ка ма­те­ри­аль­но­го ущер­ба либо не было во­об­ще, либо он был незна­чи­тель­ным. Более се­рьез­ное при­чи­не­ние ущер­ба будет ква­ли­фи­ци­ро­вать­ся ско­рее всего как граж­дан­ское пра­во­на­ру­ше­ние. Об этом мы по­го­во­рим на сле­ду­ю­щем уроке. А наш се­го­дняш­ний урок окон­чен. Спа­си­бо за вни­ма­ние.

Чем опас­но ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние?

Из при­ве­ден­но­го нами боль­шо­го пе­реч­ня ад­ми­ни­стра­тив­ных пра­во­на­ру­ше­ний сле­ду­ет, что со­вер­ше­ние ад­ми­ни­стра­тив­но­го про­ступ­ка не пред­став­ля­ет боль­шой опас­но­сти. На самом деле это не так. Вид пра­во­на­ру­ше­ния в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни опре­де­ля­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от его по­след­ствий.

Рас­смот­рим такой при­мер. На­вер­ное, нет че­ло­ве­ка, ко­то­рый хотя бы раз в жизни не пе­ре­хо­дил улицу на крас­ный свет. Если это тихий пе­ре­кре­сток, если нет машин, если очень то­ро­пишь­ся – по­че­му не пе­рей­ти? Если че­ло­век со­вер­шил такое на­ру­ше­ние пра­вил до­рож­но­го дви­же­ния и ни­ка­ких по­след­ствий не было – это и есть ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние. Ста­тья 12.29 КоАП преду­смат­ри­ва­ет на­ка­за­ние за это в раз­ме­ре 200 руб­лей – и то, толь­ко если на­ру­ши­те­ля уви­дит со­труд­ник ГИБДД.

Пред­ставь­те себе дру­гую си­ту­а­цию. Пе­ше­ход пе­ре­хо­дит улицу на крас­ный свет. Неожи­дан­но по­яв­ля­ет­ся ав­то­мо­биль; во­ди­тель за­ме­ча­ет пе­ше­хо­да, вы­во­ра­чи­ва­ет руль и вре­за­ет­ся в дру­гой ав­то­мо­биль или в де­ре­во. Если во­ди­тель или дру­гой участ­ник до­рож­но­го дви­же­ния по­лу­чи­ли те­лес­ные по­вре­жде­ния неболь­шой или сред­ней тя­же­сти, ад­ми­ни­стра­тив­ный штраф воз­рас­та­ет до 1500 руб­лей. Кроме этого, при­дет­ся воз­ме­щать ма­те­ри­аль­ный ущерб вла­дель­цу транс­порт­но­го сред­ства (это от­но­сит­ся к сфере граж­дан­ско­го права).

Тре­тья си­ту­а­ция. Во­ди­тель ав­то­мо­би­ля за­ме­ча­ет пе­ше­хо­да слиш­ком позд­но, вре­за­ет­ся в де­ре­во и по­лу­ча­ет тяж­кие те­лес­ные по­вре­жде­ния и по­ги­ба­ет. Это уже не ад­ми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние, а уго­лов­ное. В Уго­лов­ном ко­дек­се чи­та­ем:

Уго­лов­ный ко­декс РФ. Ста­тья 268. На­ру­ше­ние пра­вил, обес­пе­чи­ва­ю­щих без­опас­ную ра­бо­ту транс­пор­та.

1. На­ру­ше­ние пас­са­жи­ром, пе­ше­хо­дом или дру­гим участ­ни­ком дви­же­ния (кроме лиц, ука­зан­ных в ста­тьях 263 и 264 на­сто­я­ще­го Ко­дек­са) пра­вил без­опас­но­сти дви­же­ния или экс­плу­а­та­ции транс­порт­ных средств, если это де­я­ние по­влек­ло по неосто­рож­но­сти при­чи­не­ние тяж­ко­го вреда здо­ро­вью че­ло­ве­ка,- на­ка­зы­ва­ет­ся огра­ни­че­ни­ем сво­бо­ды на срок до трех лет, либо аре­стом на срок от двух до че­ты­рех ме­ся­цев, либо ли­ше­ни­ем сво­бо­ды на срок до двух лет.

2. То же де­я­ние, по­влек­шее по неосто­рож­но­сти смерть че­ло­ве­ка,- на­ка­зы­ва­ет­ся огра­ни­че­ни­ем сво­бо­ды на срок до че­ты­рех лет или ли­ше­ни­ем сво­бо­ды на тот же срок.

3. Де­я­ние, преду­смот­рен­ное ча­стью пер­вой на­сто­я­щей ста­тьи, по­влек­шее по неосто­рож­но­сти смерть двух или более лиц,- на­ка­зы­ва­ет­ся ли­ше­ни­ем сво­бо­ды на срок до семи лет.

Вот так. Семь лет. А ведь ка­за­лось, – про­сто пе­ре­шел улицу…

Ми­ли­ция или по­ли­ция?

1 марта 2011 года всту­пил в силу Фе­де­раль­ный закон «О по­ли­ции», ко­то­рый, в част­но­сти, за­ме­нил из­вест­ное всем с дет­ства слово «ми­ли­ция» на слово «по­ли­ция» (ка­жет­ся, это един­ствен­ный пункт ука­зан­но­го за­ко­на, ко­то­рый из­ве­стен всем). Пра­виль­но ли такое пе­ре­име­но­ва­ние?

Стро­го го­во­ря, ми­ли­ция, су­ще­ство­вав­шая в нашей стране с 1917 по 2011 год, все­гда яв­ля­лась по­ли­ци­ей. В ми­ро­вой прак­ти­ке по­ли­ци­ей на­зы­ва­ют про­фес­си­о­наль­ные ор­га­ны по охране об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка (это слово про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го «полис» - го­су­дар­ство). Ми­ли­ция – это опол­че­ние самих граж­дан, то есть нере­гу­ляр­ные от­ря­ды. В неко­то­рых об­ла­стях Рос­сий­ской им­пе­рии в XIX веке на­ря­ду с по­ли­ци­ей су­ще­ство­ва­ли от­ря­ды ми­ли­ции, когда сами жи­те­ли вы­пол­ня­ли функ­ции по охране об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка.

Такие ор­га­ны су­ще­ство­ва­ли и в со­вет­ское время. Их члены на­зы­ва­лись на­род­ны­ми дру­жин­ни­ка­ми. Они хо­ди­ли по ули­цам со спе­ци­аль­ны­ми по­вяз­ка­ми на ру­ка­ве и сле­ди­ли за со­блю­де­ни­ем об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка, осо­бен­но в ве­чер­нее время. Как их де­я­тель­ность вы­гля­де­ла на прак­ти­ке, по­ка­за­но, на­при­мер, в из­вест­ном филь­ме «Самая оба­я­тель­ная и при­вле­ка­тель­ная».

vstrg.info

Так что с точки зре­ния права наша ми­ли­ция дей­стви­тель­но всё это время яв­ля­лась по­ли­ци­ей. Но все равно жалко от­ка­зы­вать­ся от слова, ко­то­рым мы поль­зо­ва­лись почти сто лет.

Тек­сто­вые снос­ки

Пра­во­от­но­ше­ние – об­ще­ствен­ное от­но­ше­ние, уре­гу­ли­ро­ван­ное пра­во­вой нор­мой.

Ком­пе­тен­ция – си­сте­ма юри­ди­че­ски уста­нов­лен­ных пол­но­мо­чий, прав и обя­зан­но­стей кон­крет­но­го ор­га­на или долж­ност­но­го лица, опре­де­ля­ю­щая его место в си­сте­ме го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов.

Кол­ле­гия ми­ни­стер­ства – ко­ор­ди­на­ци­он­ный орган, рас­смат­ри­ва­ю­щий важ­ней­шие во­про­сы де­я­тель­но­сти ми­ни­стер­ства.

Про­то­кол – вы­пол­нен­ная в уста­нов­лен­ном за­ко­ном или под­за­кон­ным актом по­ряд­ке за­пись, фик­си­ру­ю­щая некие про­изо­шед­шие или про­ис­хо­дя­щие со­бы­тия.

ГИБДД – го­су­дар­ствен­ные ин­спек­ции без­опас­но­сти до­рож­но­го дви­же­ния. До 1990-х гг. на­зы­ва­лись ГАИ – Го­су­дар­ствен­ная ав­то­мо­биль­ная ин­спек­ция.

 

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovek-i-pravob/administrativnoe-pravo?seconds=0&chapter_id=349

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=mYhW3_w1xNY

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/administrativnoe-pravo.html

http://www.youtube.com/watch?v=ueD69jP6Duw

Файлы