10 класс. География. Характеристика научно-технической революции.

10 класс. География. Характеристика научно-технической революции.

Комментарии преподавателя

 1. Введение

Всё раз­ви­тие об­ще­ства свя­за­но с тех­ни­че­ским про­грес­сом. На­уч­но-тех­ни­че­ский про­гресс обес­пе­чи­ва­ет по­сту­па­тель­ное раз­ви­тие про­из­во­ди­тель­ных сил об­ще­ства.

 

 2. Начало НТР

На­уч­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция (НТР) – ко­рен­ное, ка­че­ствен­ное пре­об­ра­зо­ва­ние про­из­во­ди­тель­ных сил на ос­но­ве пре­вра­ще­ния науки в ве­ду­щий фак­тор раз­ви­тия об­ще­ствен­но­го про­из­вод­ства. Со­вре­мен­ная эпоха НТР на­сту­пи­ла в 40 – 50-е годы. Имен­но тогда за­ро­ди­лись и по­лу­чи­ли раз­ви­тие ее глав­ные на­прав­ле­ния: ав­то­ма­ти­за­ция про­из­вод­ства, кон­троль и управ­ле­ние им на базе элек­тро­ни­ки; со­зда­ние и при­ме­не­ние новых кон­струк­ци­он­ных ма­те­ри­а­лов, за­пуск энер­го­бло­ка на Об­нин­ской АЭС и др. С по­яв­ле­ни­ем ра­кет­но-кос­ми­че­ской тех­ни­ки на­ча­лось осво­е­ние лю­дь­ми око­ло­зем­но­го кос­ми­че­ско­го про­стран­ства.

 

 3. Основные черты НТР

Для НТР ха­рак­тер­ны сле­ду­ю­щие черты:

1.     Уни­вер­саль­ность и все­о­хват­ность. НТР за­тро­ну­ла все стра­ны мира и все сферы гео­гра­фи­че­ской обо­лоч­ки. НТР пре­об­ра­зу­ет все от­рас­ли, на­чи­ная от про­из­вод­ства и за­кан­чи­вая пси­хо­ло­ги­ей людей. Для со­вре­мен­ной НТР сим­во­ла­ми яв­ля­ют­ся Ин­тер­нет, ре­ак­тив­ные са­мо­ле­ты, ком­пью­те­ры и т.д.

2.     Уско­ре­ние на­уч­но-тех­ни­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний. В част­но­сти, в на­сто­я­щее время су­ще­ствен­но со­кра­ти­лось время между на­уч­ны­ми раз­ра­бот­ка­ми, от­кры­ти­я­ми и их внед­ре­ни­ем в про­из­вод­ство. Мо­биль­ность, по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние, со­вер­шен­ство­ва­ние про­дук­ции стали одним из глав­ных усло­вий раз­ви­тия боль­шин­ства от­рас­лей про­из­вод­ства. Кроме того, по­сто­ян­но по­яв­ля­ют­ся тех­ни­че­ские но­вин­ки, ко­то­рые че­ло­век ак­тив­но ис­поль­зу­ет в быту и для сво­е­го удоб­ства.

3.     НТР резко по­вы­си­ла тре­бо­ва­ния к уров­ню ква­ли­фи­ка­ции тру­до­вых ре­сур­сов. В со­вре­мен­ном об­ще­стве ме­ня­ет­ся ха­рак­тер труда, про­ис­хо­дит его ин­тел­лек­ту­а­ли­за­ция, т.е. уве­ли­чи­ва­ет­ся доля и зна­че­ние ум­ствен­но­го труда. Уже сей­час мно­гие от­рас­ли хо­зяй­ства тя­го­те­ют к на­уч­но-ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным кад­рам.

4.     Во­ен­но-тех­ни­че­ская ре­во­лю­ция. Боль­шин­ство самых новых и со­вре­мен­ных раз­ра­бо­ток ис­поль­зу­ет­ся в во­ен­ном на­зна­че­нии, по­это­му за­про­сы во­ен­ных ве­домств за­ча­стую ока­зы­ва­ют су­ще­ствен­ное вли­я­ние на раз­ви­тие науки и тех­ни­ки.

 Атомный взрыв

Рис. 1. Атом­ный взрыв

 

 4. Наука

В эпоху НТР наука – слож­ный ком­плекс зна­ний. В на­сто­я­щее время на­блю­да­ет­ся рост на­у­ко­ем­ко­сти. В на­уч­ную де­я­тель­ность во­вле­че­но более 10 млн чел., рас­тут за­тра­ты на науку, рас­тет число на­уч­ных ра­бот­ни­ков. На­при­мер, пер­вое место по числу уче­ных и ин­же­не­ров за­ни­ма­ют США, Япо­ния, Гер­ма­ния, рас­тет ко­ли­че­ство уче­ных в стра­нах Азии.

На­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ские и опыт­но-кон­струк­тор­ские ра­бо­ты (ак­ро­ним НИОКР) – со­во­куп­ность работ, на­прав­лен­ных на по­лу­че­ние новых зна­ний и их прак­ти­че­ское при­ме­не­ние при со­зда­нии но­во­го из­де­лия или тех­но­ло­гии.Со­глас­но дан­ным ис­сле­до­ва­тель­ско­го ин­сти­ту­та Battelle Memorial Institute, в 2011 году ми­ро­вые рас­хо­ды на НИОКР вы­рас­тут на 3,6% и со­ста­вят 1,2 трлн дол­ла­ров США.

Пер­вое место по объ­е­му НИОКР за­ни­ма­ют США (382,6 млрд; 2,7% от объ­е­ма соб­ствен­но­го ВВП).

Вто­рое место за­ни­ма­ет Китай (153,7 млрд; 1,4% ВВП).

Тре­тье место при­над­ле­жит Япо­нии (144,1 млрд; 3,3% ВВП).

Рос­сия за­мы­ка­ет де­сят­ку ми­ро­вых ли­де­ров (23,1 млрд; 1% ВВП).

Для срав­не­ния, в СССР объем внут­рен­них рас­хо­дов на НИОКР со­став­лял 5% ВВП.

На­у­ко­ем­кость ВВП – доля рас­хо­дов на НИОКР в ВВП. 1) Из­ра­иль – 4,9% ВВП. 2) Шве­ция – 4,3% ВВП. 3) Фин­лян­дия – 3,5% ВВП. 4) Япо­ния – 3,3% ВВП. 5) Ис­лан­дия – 3,1% ВВП. 6) США – 2,7% ВВП.

В усло­ви­ях НТР раз­ви­тие тех­ни­ки и тех­но­ло­гии про­ис­хо­дит двумя пу­тя­ми:

1.     Эво­лю­ци­он­ный путь.

2.     Ре­во­лю­ци­он­ный путь.

Более быст­рый, ре­во­лю­ци­он­ный путь раз­ви­тия – глав­ный путь в раз­ви­тии науки и тех­но­ло­гии в эпоху НТР.

Тех­но­ло­гии и тех­ни­ка по­мо­га­ют эко­но­мить время, пе­ре­ра­ба­ты­вать втор­сы­рье, эко­но­мить ре­сур­сы, уве­ли­чи­ва­ют про­из­во­ди­тель­ность труда и несут дру­гие блага.

Научная лаборатория

Рис. 2. На­уч­ная ла­бо­ра­то­рия

 

 5. Главные направления развития

В эпоху НТР про­из­вод­ство раз­ви­ва­ет­ся по 6 ос­нов­ным на­прав­ле­ни­ям:

1.     Элек­тро­ни­за­ция ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ак­тив­ным внед­ре­ни­ем ком­пью­те­ров. Наи­боль­шим ко­ли­че­ством ком­пью­те­ров об­ла­да­ют США, Гер­ма­ния, Япо­ния, Китай, Рес­пуб­ли­ка Корея.

2.     Ком­плекс­ная ав­то­ма­ти­за­ция. Наи­боль­шим чис­лом про­мыш­лен­ных ро­бо­тов об­ла­да­ют Япо­ния, США, Гер­ма­ния.

Робот

Рис. 3. Робот

3.     Пе­ре­строй­ка энер­ге­ти­че­ско­го хо­зяй­ства. Глав­ные цели: энер­го­сбе­ре­же­ние, ис­поль­зо­ва­ние аль­тер­на­тив­ных и новых ис­точ­ни­ков энер­гии. Стра­ны-ли­де­ры: США, Япо­ния, Фран­ция.

4.     Про­из­вод­ство новых ма­те­ри­а­лов.

5.     Раз­ви­тие био­тех­но­ло­гий. Это на­прав­ле­ние воз­ник­ло еще в конце 1960 – на­ча­ле 1970 гг. Осо­бен­но успеш­но дан­ное на­прав­ле­ние раз­ви­ва­ет­ся в США, Фран­ции, Ни­дер­лан­дах, Бель­гии, Из­ра­и­ле, Япо­нии.

6.     Кос­ми­за­ция: раз­ви­тие кос­мо­нав­ти­ки, аэро­кос­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти, ис­сле­до­ва­ние кос­ми­че­ско­го про­стран­ства.

 6. Управление

По мере раз­ви­тия НТР все боль­шую роль иг­ра­ет управ­ле­ние. Ки­бер­не­ти­ка – наука об общих за­ко­но­мер­но­стях про­цес­сов управ­ле­ния и пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции в раз­лич­ных си­сте­мах, будь то ма­ши­ны, живые ор­га­низ­мы или об­ще­ство.Кроме того, раз­ви­ва­ет­ся гео­ин­фор­ма­ти­ка и гео­ин­фор­ма­ци­он­ные си­сте­мы.

ИСТОЧНИК

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/10-klass/bnauchnotehnicheskaya-revolyuciya-i-mirovoe-hozyajstvob/harakteristika-nauchno-tehnicheskoy-revolyutsii?seconds=0&chapter_id=236

http://www.youtube.com/watch?v=Qy6cadjbAFE

http://natursciences.area7.ru/?m=7262

http://www.newreferat.com/images/referats/23745/image002.gif

http://схемо.рф/upload/sx/198/preview/176.jpg

 

Файлы