9 класс. Алгебра. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.
9 класс. Алгебра. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.
Комментарии преподавателя
Тема урока: «Комбинаторные задачи». Человеку часто приходится сталкиваться с задачами, когда ему нужно посчитать число способов реализации некоторого действия. Например: вы забыли пароль на вашем компьютере, сколько вариантов вам придется перебрать, прежде чем вы сможете восстановить доступ? На данном уроке рассматривается раздел математики, который позволяет ответить на вопросы: сколькими способами, сколько вариантов и так далее. Этот раздел носит имя «комбинаторика».
Пример об автомобильных номерах
Для начала рассмотрим простой пример. Пусть в некотором регионе решили ввести формат номера автомобиля в виде числа. Вопрос: какое количество автомобилей мы сможем снабдить различными номерами? Внимательный учащийся сразу заметит неполноту формулировки задачи, не правда ли? И действительно, во-первых, не указано, какое количество знаков должно находиться в номере автомобиля, во-вторых, какие значения могут принимать отдельные цифры такого номера. Ну и конечно, как принято при решении подобных задач, начнем мы решение с рассмотрения самых простых случаев.
Пусть приняты только трехзначные номера, причем формируются они только цифрами 1, 2 и 3. Также вводится несколько нестандартное требование: пусть одна и та же цифра в номере будет встречаться не более одного раза. Это нужно для упрощения решения. В этом случае ответить на вопрос задачи совсем просто. Нужно перечислить все возможные комбинации из трех цифр. Вот они: , , , , , .
Всего 6 штук. Согласитесь, маловато для автомобильных номеров. Давайте теперь будем нумеровать машины четырехзначными числами. Причем каждая цифра числа будет меняться в диапазоне от одного до четырех. Также сохраним требование к однократному присутствию каждой цифры в номере. Здесь перебирать номера вручную уже заметно тяжелее, если не верите, убедитесь самостоятельно. А пока воспользуемся следующим приемом:
первая цифра номера – 4 значения;
вторая – 3 значения;
третья – 2 значения.
У последней цифры остается только одна возможность. Тогда общее количество вариантов равно произведению . Этот перебор можно проиллюстрировать при помощи так называемого дерева возможных вариантов (Рис. 1.). Номера машин можно получить, если прочитать каждую ветку данной схемы сверху вниз.
Рис. 1. Дерево вариантов автомобильных номеров
24 – это уже значительно лучше, чем 6, однако все равно нам этого мало. В предыдущем примере мы воспользовались так называемым правилом умножения.
Правило умножения
Если, независимо друг от друга, элемент можно выбрать способами, элемент – способами и так далее, то комбинацию можно выбрать способами.
б.
Задача
У мастера есть 4 полоски ткани: красная, синяя, зеленая и белая. Мастер хочет сшить трехполосный флаг (полосы – горизонтальные). Сколько у него есть способов это сделать (предполагается, что красный – синий – белый и белый – синий – красный – разные флаги)?
Решение
В качестве первой полоски – 4 варианта. Для каждого из них выбрать вторую полоску – 3 варианта. Третья полоска – 2 варианта.
Итого 24.
Задача
Сколько существует трехзначных чисел, которые составлены из четных различных цифр?
Решение
Всего четных цифр 5 – 0, 2, 4, 6, 8.
На первое место 4 варианта (кроме 0). На второе – также 4 (подойдет любая цифра, кроме первой). На третье – уже три (все, кроме первой и второй). Итого:
Ответ: 48 чисел.
Задача
Сколько диагоналей у выпуклого двадцатиугольника?
Решение
Напомним: диагональ – это отрезок, соединяющий две несоседние вершины многоугольника.
Рассмотрим произвольную вершину. Сколько диагоналей можно провести из нее?
Очевидно, 17: во все вершины, кроме самой себя и двух соседних. Всего вершин 20, значит, диагоналей будет . Все? Увы, нет.
Заметим, что каждую диагональ мы посчитали два раза! Если рассмотреть диагональ, то мы ее считаем два раза, когда рассматривали каждую из точек. Значит, надо поделить найденное количество на 2. Итого, ответ:
Эту формулу можно обобщить и для произвольного -угольника: .
Ответ: 170 диагоналей.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/elementy-kombinatoriki-statistiki-i-teorii-veroyatnosti/kombinatornye-zadachi?konspekt&chapter_id=2214
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/elementy-kombinatoriki-statistiki-i-teorii-veroyatnosti/reshenie-razlichnyh-zadach-po-kombinatorike?konspekt&chapter_id=2214
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=ZbU69bku16U