9 класс. Алгебра. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.
9 класс. Алгебра. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности.
Комментарии преподавателя
Случайное событие (продолжение), несовместимые и противоположные события
Два случайных события называются несовместимыми, если наступление одного из них исключает возможность наступление другого.
Например, при единичном подбрасывании монеты случайное событие «выпадение орла» полностью исключает случайное событие «выпадение решки», то есть эти события несовместны. Другой пример: при бросании игральной кости событие «выпадение одного очка» полностью исключает событие «выпадение шести очков», эти два события также несовместны. Противоположный пример: если бросают две игральные кости, то случайное событие, состоящее в следующем «выпадение трех очков на первой кости», и случайное событие «выпадение пяти очков на второй игральной кости», не исключают друг друга, такие события являются совместными.
Событие называют противоположным событию , если событие наступает тогда и только тогда, когде не наступает собятие .
Примеры практически те же: выпадение орла и решки – это противоположные события. При подбрасывании игральных кости выпадение четного и нечетного количества очков – также события противоположные. При стрельбе по мишеням попадание в цель и промах – противоположные события.
Обозначение: – событие, противоположное событию .
Задание для самостоятельного выполнения: доказать, что противоположные события являются частным случаем несовместных событий.
Вероятности противоположных событий связаны одним свойством. Оно позволяет вычислять вероятность события , если известна вероятность события , то есть противоположного событию .
Теорема 1, пример
Сумма вероятностей противоположных событий равна 1.
Эта теорема обладает хорошим практическим приложением, с ее помощью можно вычислять вероятности событий в том случае, когда вероятность противоположного события подсчитать гораздо легче, чем вероятность самого события.
Пример 1
Какова вероятность того, что при трёх последовательных бросках игральной кости хотя бы один раз выпадет 6 очков?
Решение
При одном бросании кубика равновозможно выпадение одного, двух, трёх, четырёх, пяти или шести очков. При втором бросании, вне зависимости от предыдущего броска, возможны те же результаты, для третьего броска – то же самое.
При каждом броске возможно выпадение одного из шести значений. По правилу умножения, общее количество возможных исходов события исходов.
Событие – выпадение хотя бы одной шестерки.
Противоположное событие – шестерка не выпадет ни одного раза. При этом на кубике при каждом броске выпадет два, три, четыре либо пять очков. Если еще раз применить правило умножения, то получаем: количество благоприятствующих исходов для противоположного события возможных элементарных исходов.
Таким образом, вероятность события , то есть вероятность того, что шестерка не выпадет ни разу, равна:
Сразу же можно найти вероятность исходного события , так как события и – противоположные.
Другой способ решения задачи
Рассмотрим решение этой же задачи напрямую, без применения теоремы о сложении вероятностей.
Применим тот же способ, который использовался в задаче о троекратном подбрасывании монеты. Разница состоит лишь в том, что число элементарных исходов на каждом шаге равно шести, а не двум.
На рисунке (Рис. 9) можно увидеть дерево вариантов для этой задачи. Из всех возможных 216 конечных исходов нужный исход появляется в 91 случае.
Рис. 9. Дерево вариантов для трех бросков кости
Сравнив данный способ решения с тем, который был приведен выше, ясно, что гораздо проще подсчитать вероятность противоположного события, то есть вероятность невыпадения шестерки, чем рисовать такую сложную древовидную схему.
Можно с уверенностью утверждать, что любой другой прямой способ подсчета вероятности выпадения шестерки все равно будет гораздо сложнее, чем подсчет вероятности невыпадения шестерки.
Ранее на уроке были рассмотрены самые распространенные, классические, примеры на подсчет вероятности, а далее мы рассмотрим менее распространенные, но не менее интересные примеры, в которых рассказывается о том, как подсчитывать так называемые геометрические вероятности.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/elementy-kombinatoriki-statistiki-i-teorii-veroyatnosti/prosteyshie-veroyatnostnye-zadachi?konspekt&chapter_id=2214
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=8na6RMlX6tw