10 класс. Обществознание. Ав­тор­ское и на­след­ствен­ное право.

10 класс. Обществознание. Ав­тор­ское и на­след­ствен­ное право.

Комментарии преподавателя

Се­год­ня мы по­го­во­рим о двух спе­ци­фи­че­ских по­до­т­рас­лях граж­дан­ско­го права – ав­тор­ском и на­след­ствен­ном праве. Их по­ло­же­ние в си­сте­ме част­но­го права обу­слов­ле­но осо­бы­ми спо­со­ба­ми при­об­ре­те­ния права соб­ствен­но­сти.

Объ­ек­та­ми ав­тор­ско­го права яв­ля­ют­ся про­из­ве­де­ния науки, ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства. Од­на­ко офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты и офи­ци­аль­ные пе­ре­во­ды, го­су­дар­ствен­ные сим­во­лы и знаки, про­из­ве­де­ния на­род­но­го твор­че­ства и ин­фор­ма­ци­он­ные со­об­ще­ния о со­бы­ти­ях и фак­тах объ­ек­та­ми ав­тор­ско­го права не яв­ля­ют­ся.

В рос­сий­ском праве су­ще­ству­ет также по­ня­тие «смеж­ное право». Объ­ек­та­ми смеж­но­го права яв­ля­ют­ся по­ста­нов­ки, ис­пол­не­ния, фо­но­грам­мы, пе­ре­да­чи ор­га­ни­за­ций эфир­но­го или ка­бель­но­го ве­ща­ния. Так, ав­тор­ское право на песню при­над­ле­жит ком­по­зи­то­ру и ав­то­ру слов, а смеж­ное – певцу или пе­ви­це.

Ав­тор­ское право под­раз­де­ля­ет­ся на лич­ное неиму­ще­ствен­ное право и иму­ще­ствен­ное право. Лич­ное неиму­ще­ствен­ное право – это право при­зна­вать­ся ав­то­ром, ис­поль­зо­вать или раз­ре­шать ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния, право на об­на­ро­до­ва­ние и право на за­щи­ту про­из­ве­де­ния. Это право неот­чуж­да­е­мо; оно может быть пе­ре­да­но дру­го­му лицу толь­ко по ре­ше­нию суда, если в су­деб­ном по­ряд­ке будет до­ка­за­но, что лицо, ранее счи­тав­ше­е­ся ав­то­ром, та­ко­вым не яв­ля­ет­ся.

Много шума на­де­лал су­деб­ный про­цесс по во­про­су об ав­тор­стве «Ти­хо­го Дона». Неко­то­рые ли­те­ра­ту­ро­ве­ды (в том числе Алек­сандр Сол­же­ни­цын) счи­та­ли, что на­сто­я­щим ав­то­ром ро­ма­на был казак Федор Крю­ков (рис. 2), че­ло­век го­раз­до более об­ра­зо­ван­ный, чем Шо­ло­хов (рис. 1). В 1999 году очень кста­ти были об­на­ру­же­ны чер­но­ви­ки ро­ма­на, на­пи­сан­ные Шо­ло­хо­вым. Были про­ве­де­ны мно­го­чис­лен­ные экс­пер­ти­зы, ко­то­рые вроде бы до­ка­за­ли ав­тор­ство Шо­ло­хо­ва. Если бы со­сто­ял­ся суд, ко­то­рый при­нял сто­ро­ну про­тив­ни­ков Шо­ло­хо­ва, на всех по­сле­ду­ю­щих из­да­ни­ях «Ти­хо­го Дона» долж­на была бы сто­ять фа­ми­лия Фе­до­ра Крю­ко­ва.

Ми­ха­ил Шо­ло­хов - knigi.mirtesen.ru

Федор Крю­ков - krukov-fond.narod.ru

Даже в том слу­чае, если за­ве­до­мо ясно, что лицо, офи­ци­аль­но счи­та­ю­ще­е­ся ав­то­ром про­из­ве­де­ния, та­ко­вым не яв­ля­ет­ся – или во­об­ще не су­ще­ству­ет,- по­ме­нять субъ­ек­та ав­тор­ско­го права можно толь­ко в суде. Среди ис­то­ри­ков, к при­ме­ру, не пре­кра­ща­ют­ся споры о том, су­ще­ство­вал ли ко­гда-ни­будь Гомер, и если да, то как его звали на самом деле. Су­ще­ству­ет вер­сия, что ни­ка­ко­го Го­ме­ра на самом деле не было, а со­зда­те­ля­ми «Или­а­ды» и «Одис­сеи» были мно­го­чис­лен­ные певцы – аэды.

Но до тех пор, пока имя на­сто­я­ще­го ав­то­ра поэм не будет на­зва­но и при­зна­но в этом ка­че­стве судом, на об­лож­ках «Или­а­ды» и «Одис­сеи» будет сто­ять имя Го­ме­ра. Прак­ти­че­ски такая же спор­ная си­ту­а­ция су­ще­ству­ет и во­круг имени Шекс­пи­ра.

Бы­ва­ет и так, что автор ис­поль­зу­ет не свое соб­ствен­ное имя, а псев­до­ним. Но ав­тор­ский до­го­вор все равно за­клю­ча­ет­ся с об­ла­да­те­лем пас­пор­та, в ко­то­ром зна­чат­ся опре­де­лен­ные имя, от­че­ство и фа­ми­лия. Если кон­крет­ный че­ло­век офи­ци­аль­но за­ре­ги­стри­ро­вал свой псев­до­ним, он и яв­ля­ет­ся об­ла­да­те­лем ав­тор­ско­го неиму­ще­ствен­но­го права не толь­ко на книгу, кар­ти­ну или песню, но и на сам псев­до­ним.

Объ­ек­том ав­тор­ско­го права может быть даже сце­ни­че­ское имя. Мно­гие рос­сий­ские эст­рад­ные ар­ти­сты вы­сту­па­ют на сцене не под сво­и­ми име­на­ми, а под псев­до­ни­ма­ми. Слу­ча­ет­ся, что псев­до­ним при­над­ле­жит про­дю­се­ру, и он имеет право за­пре­тить певцу вы­сту­пать на сцене под этим име­нем. Несколь­ко лет про­дол­жал­ся спор между Димой Би­ла­ном и ком­па­ни­ей, ко­то­рая об­ла­да­ла пра­вом на ис­поль­зо­ва­ние его псев­до­ни­ма, но этот кон­фликт был уре­гу­ли­ро­ван.

По-дру­го­му по­лу­чи­лось с по­пу­ляр­ной в свое время поп-груп­пой «Пре­мьер-ми­нистр»). После того, как в 2005 году му­зы­кан­ты по­ссо­ри­лись со своим про­дю­се­ром и ушли от него, они не смог­ли ис­поль­зо­вать на­зва­ние груп­пы, так как оно было за­ре­ги­стри­ро­ва­но на их про­дю­се­ра. Через неко­то­рое время на эст­ра­де по­яви­лась дру­гая груп­па «Пре­мьер-ми­нистр» , со­здан­ная тем же про­дю­се­ром, но с новым со­ста­вом.

«Пре­мьер-ми­нистр» пер­вый со­став - old.nasha.lv

«Премьер-министр» второй состав

 «Пре­мьер-ми­нистр» вто­рой со­став

Вто­рая часть ав­тор­ско­го права – это иму­ще­ствен­ное право – ис­клю­чи­тель­ное право на ис­поль­зо­ва­ние про­из­ве­де­ния. Автор может усту­пить его дру­гим лицам по ав­тор­ско­му до­го­во­ру, на­при­мер, из­да­тель­ству при за­клю­че­нии до­го­во­ра о пуб­ли­ка­ции книги.

Если вы же­ла­е­те ис­поль­зо­вать чье-ли­бо про­из­ве­де­ние, вы долж­ны со­гла­со­вать это с ав­то­ром. Без со­гла­сия ав­то­ра и без вы­пла­ты воз­на­граж­де­ния можно ис­поль­зо­вать про­из­ве­де­ние толь­ко в лич­ных, на­уч­ных, учеб­ных или ин­фор­ма­ци­он­ных целях, но даже в этом слу­чае вы долж­ны ука­зать ав­то­ра и на­зва­ние его ра­бо­ты.

Так, в любом на­уч­ном из­да­нии вы най­де­те боль­шое ко­ли­че­ство сно­сок. Со­гла­со­вать со всеми ав­то­ра­ми ис­поль­зо­ва­ние их ма­те­ри­а­лов невоз­мож­но, но если уче­ный не ука­жет, от­ку­да он взял ту или иную ин­фор­ма­цию, он может быть об­ви­нен в пла­ги­а­те.

Срок дей­ствия иму­ще­ствен­но­го ав­тор­ско­го права равен всей про­дол­жи­тель­но­сти жизни ав­то­ра и до­пол­ни­тель­но 70 годам после его смер­ти. После смер­ти ав­то­ра ав­тор­ское право ис­поль­зу­ют его на­след­ни­ки. Неред­ко при из­да­нии книг уже умер­ших ав­то­ров ука­зы­ва­ет­ся фа­ми­лия на­след­ни­ка, а если они не смог­ли ре­шить, к кому из них от­хо­дит ав­тор­ское право,– ука­за­ние типа «На­след­ни­ки К. Си­мо­но­ва». Кста­ти, такое ав­тор­ское право есть и у изоб­ре­та­те­лей; им за­ни­ма­ет­ся спе­ци­аль­ная от­расль граж­дан­ско­го права – па­тент­ное право. Но по­сколь­ку изоб­ре­те­ния уста­ре­ва­ют го­раз­до быст­рее, чем про­из­ве­де­ния ли­те­ра­ту­ры и ис­кус­ства,- мак­си­маль­ный срок дей­ствия права на па­тент – 20 лет.

После ис­те­че­ния 70-лет­не­го срока про­из­ве­де­ние пе­ре­хо­дит в об­ще­ствен­ное до­сто­я­ние и может быть ис­поль­зо­ва­но любым лицом без вы­пла­ты ав­тор­ско­го воз­на­граж­де­ния. На­пом­ним, что право ав­тор­ства, право на имя и за­щи­ту ре­пу­та­ции ав­то­ра дей­ству­ют бес­сроч­но. Из­де­лия, про­из­ве­ден­ные с на­ру­ше­ни­ем ав­тор­ских и смеж­ных прав, на­зы­ва­ют­ся кон­тра­факт­ны­ми, кон­фис­ку­ют­ся и уни­что­жа­ют­ся или пе­ре­да­ют­ся ав­то­ру про­из­ве­де­ния по его прось­бе. По те­ле­ви­зо­ру все вы на­вер­ня­ка ви­де­ли, как трак­то­ра­ми или буль­до­зе­ра­ми давят кон­тра­факт­ные диски с филь­ма­ми или ви­део­иг­ра­ми.

Про­из­во­ди­те­лей кон­тра­факт­ной про­дук­ции стали срав­ни­вать с пи­ра­та­ми, чтобы вы­звать нега­тив­ные ас­со­ци­а­ции с ними. Од­на­ко неожи­дан­но на­зва­ние при­жи­лось, и на­ру­ши­те­ли ав­тор­ских прав сами стали так себя на­зы­вать.

Вто­рая осо­бая от­расль граж­дан­ско­го права – это на­след­ствен­ное право. На­сле­до­ва­ни­ем на­зы­ва­ет­ся пе­ре­ход иму­ще­ства умер­ше­го (на­сле­до­да­те­ля) к од­но­му или несколь­ким лицам (на­след­ни­кам). В нашей стране, как и во всем мире, на­сле­до­ва­ние осу­ществ­ля­ет­ся по за­ве­ща­нию и по за­ко­ну.

За­ве­ща­ние долж­но быть со­став­ле­но дее­спо­соб­ным че­ло­ве­ком и удо­сто­ве­ре­но но­та­ри­аль­но (в край­нем слу­чае, двумя сви­де­те­ля­ми). Воз­мож­но ли­ше­ние ка­ко­го-ли­бо на­след­ни­ка права на­сле­до­ва­ния (если все на­след­ни­ки ли­ше­ны та­ко­го права или от­сут­ству­ют, иму­ще­ство пе­ре­хо­дит го­су­дар­ству). Нетру­до­спо­соб­ные на­след­ни­ки (дети, су­пру­ги и про­чие ижди­вен­цы) по­лу­ча­ют обя­за­тель­ную на­след­ствен­ную долю. Воз­мож­но воз­ло­же­ние на­сле­до­да­те­лем на на­след­ни­ков обя­зан­но­сти со­вер­шить ка­кое-ли­бо дей­ствие (за­ве­ща­тель­ный отказ, воз­ло­же­ние). За­кры­тое за­ве­ща­ние пе­ре­да­ет­ся но­та­ри­усу при сви­де­те­лях в за­пе­ча­тан­ном кон­вер­те и вскры­ва­ет­ся в те­че­ние 15 дней после смер­ти на­сле­до­да­те­ля.

Если за­ве­ща­ния нет, если оно при­зна­но недей­стви­тель­ным или если на­след­ник по за­ве­ща­нию от­ка­зал­ся при­ни­мать на­след­ство, при­ме­ня­ет­ся на­сле­до­ва­ние по за­ко­ну. В Граж­дан­ском ко­дек­се РФ на­зва­ны на­след­ни­ки вось­ми оче­ре­дей. К на­след­ни­кам пер­вой оче­ре­ди от­но­сят­ся су­пруг или су­пру­га, ро­ди­те­ли и дети; к на­след­ни­кам вто­рой оче­ре­ди – бра­тья и сест­ры, де­душ­ки и ба­буш­ки; сле­дом идут даль­ние род­ствен­ни­ки. На­след­ни­ка­ми вось­мой оче­ре­ди яв­ля­ют­ся нетру­до­спо­соб­ные ижди­вен­цы, но они при­зы­ва­ют­ся к на­сле­до­ва­нию при от­сут­ствии род­ствен­ни­ков.

Закон пред­по­ла­га­ет от­вет­ствен­ность на­след­ни­ка по дол­гам на­сле­до­да­те­ля. По­это­му на­след­ни­ки ино­гда от­ка­зы­ва­ют­ся при­нять такое иму­ще­ство. Нель­зя при­нять толь­ко вещи и от­ка­зать­ся от дол­гов. Если все на­след­ни­ки – как по за­ве­ща­нию, так и по за­ко­ну – от­ка­жут­ся от на­след­ства, то оно до­ста­ет­ся го­су­дар­ству (такое иму­ще­ство на­зы­ва­ет­ся вы­мо­роч­ным), и го­су­дар­ство вы­пла­чи­ва­ет долги умер­ше­го, но толь­ко в пре­де­лах той суммы, в ко­то­рую оце­не­но на­след­ство.

На этом мы за­вер­ша­ем рас­смот­ре­ние столь дол­гой и труд­ной темы «Граж­дан­ское право».

Псев­до­ни­мы

Неред­ко на­сто­я­щие ав­то­ры вы­сту­па­ют в граж­дан­ских пра­во­от­но­ше­ни­ях под псев­до­ни­ма­ми. При­чи­ны по­яв­ле­ния псев­до­ни­мов могут быть раз­ны­ми: кто-то пы­та­ет­ся со­кра­тить свое слиш­ком длин­ное имя, кто-то пы­та­ет­ся скрыть свое про­ис­хож­де­ние, а ино­гда че­ло­век, уже из­вест­ный в своей про­фес­си­о­наль­ной сфере, берет псев­до­ним для того, чтобы за­ни­мать­ся чем-то еще. Так, про­фес­си­о­наль­ный во­сто­ко­вед, док­тор ис­то­ри­че­ских наук Игорь Все­во­ло­до­вич Мо­жей­ко стал пи­сать книги для детей под име­нем Кира Булы­че­ва.

Такой псев­до­ним также под­ле­жит офи­ци­аль­ной ре­ги­стра­ции в ка­че­стве тор­го­вой марки.

В про­тив­ном слу­чае автор может ли­шить­ся права на ис­поль­зо­ва­ние псев­до­ни­ма, если его на свое имя за­ре­ги­стри­ру­ет кто-то дру­гой. По­ка­за­тель­на ис­то­рия, про­изо­шед­шая с Мак­сом Фраем – это псев­до­ним пи­са­тель­ни­цы Свет­ла­ны Мар­тын­чик. Она за­ре­ги­стри­ро­ва­ла свое право на этот псев­до­ним толь­ко после того, как узна­ла, что из­да­тель­ство, с ко­то­рым она со­труд­ни­ча­ла, само пы­та­ет­ся сде­лать это. Если бы из­да­тель­ство опе­ре­ди­ло пи­са­тель­ни­цу, то оно имело бы право из­да­вать под этим име­нем тек­сты, на­пи­сан­ные лю­бы­ми ав­то­ра­ми, а Мар­тын­чик ис­поль­зо­вать этот псев­до­ним уже бы не смог­ла.

В ис­то­рии из­вест­ны мно­го­чис­лен­ные слу­чаи кол­лек­тив­ных псев­до­ни­мов. Так, бра­тья Жем­чуж­ни­ко­вы и Алек­сей Тол­стой на­пи­са­ли несколь­ко про­из­ве­де­ний под кол­лек­тив­ным име­нем Козь­ма Прут­ков, а три из­вест­ных со­вет­ских ху­дож­ни­ка тво­ри­ли под псев­до­ни­мом Кукры­ник­сы.

Кому при­над­ле­жит Гарри Пот­тер?

zagruzit81.dipoew.ru

Ра­зу­ме­ет­ся, об­ла­да­те­лем ав­тор­ских прав на Гарри Пот­те­ра яв­ля­ет­ся автор серии книг о нем Джоан Ро­линг. Она из­вест­на своей непри­ми­ри­мой по­зи­ци­ей по от­но­ше­нию ко всем, кто пы­та­ет­ся из­да­вать книги, сюжет или пер­со­на­жи ко­то­рых по­хо­жи на Гарри Пот­те­ра. Так, она неод­но­крат­но об­ра­ща­лась в суды с тре­бо­ва­ни­ем за­пре­тить пуб­ли­ка­ции по­доб­ных книг и, как пра­ви­ло, вы­иг­ры­ва­ла су­деб­ные про­цес­сы.

В 2008 году Ро­линг вы­иг­ра­ла в гол­ланд­ском суде дело про­тив рос­сий­ско­го пи­са­те­ля Дмит­рия Емца, ав­то­ра серии книг о Тане Грот­тер. Если в Рос­сии эти книги могут из­да­вать­ся бес­пре­пят­ствен­но, то во мно­гих ев­ро­пей­ских стран они счи­та­ют­ся пла­ги­а­том и из­да­нию не под­ле­жат.

Саму Ро­линг также неод­но­крат­но об­ви­ня­ли в пла­ги­а­те. Так, в 2009 году суд рас­смат­ри­вал дело о сю­же­те книги «Гарри Пот­тер и Кубок огня», ко­то­рый якобы пол­но­стью по­вто­ря­ет сюжет книги Эд­ри­а­на Джей­коб­са «При­клю­че­ния вол­шеб­ни­ка Вили», из­дан­ной еще в 1987 году. Неко­то­рые идеи – на­при­мер, боль­ни­ца для по­стра­дав­ших от ма­ги­че­ских за­кли­на­ний и тюрь­ма для вол­шеб­ни­ков – дей­стви­тель­но сов­па­да­ли, но книга Джей­коб­са имела всего 36 стра­ниц про­тив несколь­ких сотен стра­ниц книги Ро­линг.

Зна­чи­тель­ную часть средств Ро­линг по­лу­ча­ет от ав­тор­ских до­го­во­ров с об­ла­да­те­ля­ми смеж­ных прав. Так, экс­клю­зив­ное право на из­да­ние книги о Гарри Пот­те­ре в Ве­ли­ко­бри­та­нии имеет из­да­тель­ство «Блум­с­бе­ри», экс­клю­зив­ным пра­вом на экра­ни­за­цию об­ла­да­ет ком­па­ния «Уо­р­нер бра­зерс», ко­то­рая рас­по­ря­жа­ет­ся также и экран­ным об­ра­зом Гарри Пот­те­ра. В 2009 году в штате Фло­ри­да ком­па­ния «Уо­р­нер бра­зерс» от­кры­ла те­ма­ти­че­ский парк «Вол­шеб­ный мир Гарри Пот­те­ра».

Рус­ское из­да­ние «Гарри Пот­те­ра» несет сразу пять ко­пи­рай­тов – на ан­глий­ский текст, ил­лю­стра­ции, об­лож­ку, пер­со­на­жей и из­да­ние на рус­ском языке.

Ком­па­ния «Лего» ку­пи­ла права на пер­со­на­жей «Гарри Пот­те­ра», чтобы ре­кла­ми­ро­вать свои иг­руш­ки, а ком­па­ния «Ко­ка-Ко­ла» – за по­яв­ле­ние Гарри Пот­те­ра на ее бу­тыл­ках и в ре­кла­ме ее про­дук­ции.

Пи­ра­ты в пар­ла­мен­те.

Вто­рая по­ло­ви­на ХХ века про­шла в мире под зна­ме­нем борь­бы про­тив на­ру­ше­ния прав че­ло­ве­ка. Мно­го­чис­лен­ные пра­во­за­щит­ные ор­га­ни­за­ции от­ста­и­ва­ли право че­ло­ве­ка на сво­бо­ду слова, непри­кос­но­вен­ность лич­но­сти, част­ную соб­ствен­ность. Неуди­ви­тель­но, что воз­ник­ли ор­га­ни­за­ции, от­ста­и­ва­ю­щие право че­ло­ве­ка на по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции.

Такие ор­га­ни­за­ции в на­ча­ле XXI века стали на­зы­вать себя пи­рат­ски­ми пар­ти­я­ми. Самая круп­ная из них су­ще­ству­ет на се­го­дняш­ний день в Шве­ции и на­счи­ты­ва­ет около 50 тысяч чле­нов, а ее мо­ло­деж­ное крыло яв­ля­ет­ся самой круп­ной мо­ло­деж­ной ор­га­ни­за­ци­ей в стране. На экране – эм­бле­ма пар­тии. Несмот­ря на то, что в 2006 году пар­тии не уда­лось прой­ти в швед­ский пар­ла­мент (она по­лу­чи­ла менее 1% го­ло­сов), на вы­бо­рах в Ев­ро­пар­ла­мент она до­би­лась успе­ха, и на на­сто­я­щий мо­мент в Ев­ро­пей­ском пар­ла­мен­те за­се­да­ют 2 швед­ских «пи­ра­та».

По­доб­ные пи­рат­ские пар­тии за­ре­ги­стри­ро­ва­ны во мно­гих стра­нах Ев­ро­пы, а в 2009 году по­доб­ное со­об­ще­ство по­яви­лось и в Рос­сии. Пар­тия по­пы­та­лась по­лу­чить в Ми­ни­стер­стве юс­ти­ции офи­ци­аль­ную ре­ги­стра­цию, но ей в этом было от­ка­за­но.

источник лекции - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/10-klass/bchelovek-i-pravob/avtorskoe-i-nasledstvennoe-pravo?seconds=0&chapter_id=349

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=zcAKhcOfyHk

источник видео - 

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/avtorskoe-pravo.html

источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/nasledstvennoe-pravo-rossijjskojj-federacii.html

 

Файлы