9 класс. Алгебра. Четные и нечетные функции.

9 класс. Алгебра. Четные и нечетные функции.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы дадим строгие определения четных и нечетных функций, рассмотрим их свойства и решим некоторые задачи. Важным свойством четной функции является симметричность графика функции относительно оси у, важным свойством нечетной функции является симметричность графика относительно точки начала координат. Также на уроке мы выработаем методику исследования функции на четность и нечетность и решим ряд задач.

 

Тема: Чис­ло­вые функ­ции

Урок: Опре­де­ле­ния и свой­ства чет­ных и нечет­ных функ­ций

 1. Тема урока, введение

В этом уроке будут даны стро­гие опре­де­ле­ния чет­ных и нечет­ных функ­ций, рас­смот­ре­ны их свой­ства, ре­ше­ны неко­то­рые за­да­чи.

 2. Основные определения

Опре­де­ле­ние 1: Функ­ция  на­зы­ва­ет­ся чет­ной, если для лю­бо­го зна­че­ния x из мно­же­ства X вы­пол­ня­ет­ся ра­вен­ство: 

Опре­де­ле­ние 2: Функ­ция  на­зы­ва­ет­ся нечет­ной, если для лю­бо­го зна­че­ния x из мно­же­ства X вы­пол­ня­ет­ся ра­вен­ство: 

При­ме­ры:

1.  чет­ная, т.к. 

2.  нечет­ная, т.к. 

3.  чет­ная, 

4. нечет­ная, .

Дадим раз­вер­ну­тое опре­де­ле­ние чет­ной функ­ции.

Опре­де­ле­ние 3: Функ­цию  на­зы­ва­ют чет­ной, если вы­пол­не­ны два усло­вия для всех 

1. Об­ласть опре­де­ле­ния сим­мет­рич­на от­но­си­тель­но нуля, т.е.

2. 

Из опре­де­ле­ния вы­те­ка­ет важ­ное свой­ство чет­ной функ­ции:

Гра­фик чет­ной функ­ции сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но оси y (Рис. 1).

Дадим раз­вер­ну­тое опре­де­ле­ние нечет­ной функ­ции.

Опре­де­ле­ние 4: Функ­цию  на­зы­ва­ют нечет­ной, если вы­пол­не­ны два усло­вия для всех 

1. Об­ласть опре­де­ле­ния сим­мет­рич­на от­но­си­тель­но нуля,  т.е. 

2. 

Из опре­де­ле­ния нечет­ной функ­ции вы­те­ка­ет свой­ство: Гра­фик нечет­ной функ­ции сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но т. (0; 0) (Рис. 2).

Если функ­ция  не яв­ля­ет­ся ни чет­ной, ни нечет­ной, то ее на­зы­ва­ют функ­ци­ей об­ще­го вида.

 3. Примеры

При­ме­ры:

При­мер 1. Опре­де­ли­те вид функ­ции 

 чет­ная функ­ция, ее гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но оси y.

При­мер 2. Опре­де­ли­те вид функ­ции 

В точке  функ­ция не су­ще­ству­ет, а в точке  су­ще­ству­ет. Об­ласть опре­де­ле­ния несим­мет­рич­на от­но­си­тель­но нуля, зна­чит функ­ция об­ще­го вида.

При­мер 3.Опре­де­ли­те вид функ­ции 

Обе точки вы­ко­ло­тые, гра­фик и об­ласть опре­де­ле­ния сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат, функ­ция чет­ная.

При­мер 4. Опре­де­ли­те вид функ­ции 

рафик и об­ласть опре­де­ле­ния сим­мет­рич­ны от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат, функ­ция нечет­ная.

При­мер 5. Опре­де­ли­те вид функ­ции 

В точке с абс­цис­сой 2 функ­ция не су­ще­ству­ет, в точке с абс­цис­сой -2 су­ще­ству­ет. Об­ласть опре­де­ле­ния несим­мет­рич­на от­но­си­тель­но нуля, это функ­ция об­ще­го вида.

При­мер 6. Опре­де­ли­те вид функ­ции 

Об­ласть опре­де­ле­ния сим­мет­рич­на от­но­си­тель­но нуля, функ­ция нечет­ная.

 4. Примеры на исследование функции

Рас­смот­рим при­ме­ры на свой­ства чет­ных и нечет­ных функ­ций.

При­мер 7: Ис­сле­до­вать на чет­ность функ­цию 

Ре­ше­ние:

Пер­вый спо­соб:

 

 

,функ­ция чет­ная.

Вто­рой  спо­соб:

Воз­ве­дем в квад­рат обе части ра­вен­ства. Тогда вме­сто урав­не­ния по­лу­чим си­сте­му:

 

Вто­рое урав­не­ние по­лу­чен­ной си­сте­мы – урав­не­ние окруж­но­сти с цен­тром в т.(0; 0) ра­ди­у­сом 4. Но т.к.  , гра­фи­ком урав­не­ния яв­ля­ет­ся верх­няя по­лу­окруж­ность (Рис. 9).

Гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но оси y, по­это­му функ­ция чет­ная.

Ответ: Функ­ция чет­ная.

При­мер 8. Из­вест­но, что функ­ция  чет­ная и убы­ва­ет при  Опре­де­ли­те ха­рак­тер мо­но­тон­но­сти функ­ции при 

Ре­ше­ние:

Нам из­вест­но, что функ­ция убы­ва­ет на луче . Раз она опре­де­ле­на на луче  и яв­ля­ет­ся чет­ной, то она опре­де­ле­на и на луче 

Гра­фик чет­ной функ­ции сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но оси y, т.е. функ­ция воз­рас­та­ет на луче 

В ка­че­стве при­ме­ра изоб­ра­зим гра­фик функ­ции  (Рис. 10).

Ответ: Функ­ция воз­рас­та­ет при 

При­мер 9. Дана функ­ция , где 

За­дай­те  так, чтобы функ­ция  яв­ля­лась

а. чет­ной

б. нечет­ной.

Ре­ше­ние:

Если функ­ция чет­ная, ее гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но оси y, т.е.  (Рис. 11).

Если функ­ция нечет­ная, ее гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но т. (0; 0), т.е.  (Рис. 12).

Источник конспекта:http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/opredeleniya-i-svoystva-chetnyh-i-nechetnyh-funktsiy?konspekt&chapter_id=34

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=miS95DyEdwk

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.