Международные отношения во второй половине XX в. и в начале XXI в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс.
Международные отношения во второй половине XX в. и в начале XXI в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс.
Комментарии преподавателя
Международные отношения в конце 20 — начале 21 века
Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие международных отношений на рубеже 20-21 веков стал процесс расширения НАТО. Военно-политический блок, созданный когда-то для противостояния СССР и его союзникам, не прекратил своего существования после окончания «холодной войны», как ожидали многие. Оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР и советского блока, США стали доминировать во многих вопросах мировой политики. Одним из ключевых направлений американской политики стала идея расширения своей зоны влияния. Ведомая ими организация НАТО начала уверенное продвижение на восток, в бывшую советскую «зону влияния». Блок включил в свой состав многих прежних участников Организации Варшавского Договора, а также страны Прибалтики, ведёт переговоры о присоединении Украины и Грузии.
Временно оказавшаяся в руках США ведущая роль в международных отношениях пришлась не по нраву многим государствам. В начале XXI столетия мир начал возвращаться к многополярности. Окончание «холодной войны», распад бывшего советского блока, увеличение количества государств третьего мира и усиление их влияния сделали неизбежной дискуссию вокруг будущего развития Организации Объединённых Наций, созданной по окончании Второй мировой войны. Первоначально прекращение межблоковой конфронтации привело к росту влияния ООН, стремившейся играть активную роль в разрешении ряда конфликтов. В какой-то момент казалось, что Совет Безопасности ООН приобретает функции «мирового правительства», решая вопрос о санкциях, учреждая временные администрации на различных территориях и т. п. Но довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно. Многие страны не видят возможности повлиять на решения ООН и требуют реформы. В то же время постоянные члены Совета Безопасности, пользуясь правом вето, регулярно блокируют принятие решений по ключевым вопросам, по которым им не удалось договориться. Это даёт многим экономически влиятельным государствам — Японии, Германии, Индии, Бразилии, Мексике, Италии и др. — новые аргументы в пользу идеи расширения Совета Безопасности за счёт «новичков».
Миротворческие силы ООН
Прежнее соревнование между двумя супердержавами (СССР и США) ушло в прошлое, ему на смену пришло стремление единственной оставшейся сверхдержавы — США — «навести порядок» в мире, ставшем более сложным и хаотичным. Исчезла страшная угроза глобальных кризисов типа Карибского, но один за другим следуют локальные кризисы в Персидском заливе, Сомали, Гаити, Руанде, Боснии, Тайване, Косово.
Усилился конфликт «Север — Юг», где друг другу фактически противостоят блок развитых государств Запада, с одной стороны, и бедные страны третьего мира — с другой. Страдающие от огромного числа экономических проблем и политических неурядиц жители африканских, азиатских и латиноамериканских государств нередко винят «цивилизованный капитализм» в своих бедах, указывают на неоднократное вмешательство в их внутренние дела. Открытых военных столкновений между странами в этом конфликте нет, но он не избавляет от растущей неприязни к США, европейским государствам. В странах «Юга» немалым влиянием пользуются экстремистски настроенные силы, нередко прибегающие к террористическим методам. Среди стран третьего мира появились новые лидеры, в частности Иран и Венесуэла, публично критикующие «американский империализм». Особую роль в этом конфликте может сыграть Россия, оказавшаяся в сложной позиции: часть государств «Юга» рассчитывает на её помощь в борьбе с «Севером», другие же считают её одним из представителей враждебной цивилизации.
На рубеже тысячелетий серьёзно возросло число миротворческих операций, осуществляющихся ООН. Особенно активную роль в них играют Пакистан, Бангладеш, Индия, Иордания и Гана. Участвуют в деятельности миротворцев и ряд основателей ООН, в том числе Россия и Франция. «Голубые каски» помогли частично восстановить мир на Восточном Тиморе и в Ливане. Не всегда миротворцам сопутствует успех. В 1993 г. полным провалом завершилась миссия ООН в Сомали, не сумевшая остановить гражданскую войну, в 1994 г. миротворцы оказались не в состоянии предотвратить геноцид в Руанде, они не справились с вооружённым конфликтом на Балканах и в Конго. Главная слабость миротворцев — их чрезмерная неповоротливость (они обязаны дожидаться решений ООН и не могут активно применять оружие) и излишняя зависимость от политических соображений. В то же время ряд стран, прежде всего США и их союзники по НАТО, не раз демонстрировали готовность действовать в обход ООН (например, в Ираке и в Косово). Это вызвало недовольство как многих стран третьего мира, так и России.
К занятию прикреплен файл «Это интересно!». Вы можете скачать файл в любое удобное для вас время.
Использованные источники:
http://www.youtube.com/watch?v=HpmEkN5GFNU