9 класс. Алгебра. Степенная функция.

9 класс. Алгебра. Степенная функция.

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы рассмотрим степенную функцию с четным показателем, ее свойства и график.
Начнем исследование данных функций с рассмотрения конкретной функции у=х4. Построим график и исследуем ее свойства. При построении графика будем пользоваться важным свойством степенной функции с четным показателем – ее четностью, а точнее, симметричностью ее графика относительно оси у. Также проанализируем взаимное расположение графиков кривых с различным значением четного показателя степени. Далее решим ряд примеров на построение и чтение графика степенной функции с четным показателем и сопутствующие задачи.

 

 

Тема: Чис­ло­вые функ­ции

Урок: Сте­пен­ная функ­ция с чет­ным по­ка­за­те­лем сте­пе­ни  её свой­ства и гра­фик

 1. Тема урока, введение

Мы уже зна­ко­мы с функ­ци­ей  На этом уроке мы по­зна­ко­мим­ся со сте­пен­ной функ­ци­ей вида  изу­чим свой­ства и гра­фи­ки таких функ­ций.

 2. Изучение свойств функции

Рас­смот­рим функ­цию 

 чет­ная функ­ция

Гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но оси y.

Рас­смот­рим гра­фик функ­ции  при  По­стро­им гра­фик по таб­ли­це зна­че­ний функ­ции (Рис. 1).

  x  

  0  

  1  

    

2

y

0

1

    

  16  

    

Сим­мет­рич­но отоб­ра­зим гра­фик от­но­си­тель­но оси y, и по­лу­чим гра­фик функ­ции   (Рис. 2).

Про­чтем по­лу­чен­ный гра­фик.

1. 

2. Функ­ция чет­ная.

3. Убы­ва­ет при  воз­рас­та­ет при 

4. Функ­ция огра­ни­че­на снизу и не огра­ни­че­на свер­ху.

5. не су­ще­ству­ет.

6. Функ­ция непре­рыв­на.

7. Об­ласть зна­че­ний: 

8. Функ­ция вы­пук­ла вниз. Это зна­чит, что если мы со­еди­ним от­рез­ком  две точки на гра­фи­ке, то гра­фик будет рас­по­ло­жен под этим от­рез­ком.

 3. Изучение свойств функции

Рас­смот­рим функ­цию  На­при­мер, 

Это чет­ная функ­ция. Гра­фи­ки всех таких функ­ций про­хо­дят через три фик­си­ро­ван­ные точки (0; 0); (1; 1); (-1; 1).

Кри­вая  ка­са­ет­ся оси x в точке (0; 0) и по­хо­жа на кри­вую но круче при 

Рас­смот­рим вза­им­ное рас­по­ло­же­ние кри­вых 

0

2

0

4

    

   0   

      

   6   

 

 

 

Данный видеоурок освещает тему «Степенная функция с нечетным показателем степени y=x2n+1, ее свойства и график». На этом занятии учащиеся получат представление о свойствах степенной функции с нечетным показателем степени y=x2n+1, научатся строить и анализировать графики этой функции. Для первоначального ознакомления будут приведены виды этой функции y=x3 и y=x5. Далее будет дано решение наиболее характерных задач по данной теме.

 

 

Тема: Чис­ло­вые функ­ции

Урок: Сте­пен­ная функ­ция с нечет­ным по­ка­за­те­лем сте­пе­ни её свой­ства и гра­фик

 1. Введение

Мы рас­смот­рим свой­ства и гра­фик сте­пен­ной функ­ции с нечет­ным по­ка­за­те­лем сте­пе­ни т.е. функ­ции вида 

 2. Функция и её свойства

Рас­смот­рим функ­цию  (рис. 1).

Гра­фик про­хо­дит через три фик­си­ро­ван­ные ха­рак­тер­ные точки: 

Про­чтем гра­фик и сфор­му­ли­ру­ем свой­ства функ­ции.

2. Функ­ция нечет­ная, Гра­фик сим­мет­ри­чен от­но­си­тель­но на­ча­ла ко­ор­ди­нат.

3. Функ­ция воз­рас­та­ет.

4. Не огра­ни­че­на ни свер­ху, ни снизу.

5 .Не имеет ни наи­боль­ше­го, ни наи­мень­ше­го зна­че­ния.

6. Функ­ция непре­рыв­на. Это зна­чит, что кри­вую можно изоб­ра­зить, не от­ры­вая ка­ран­да­ша от бу­ма­ги.

7. 

8. Вы­пук­ла вверх при вы­пук­ла вниз при .

 3. Функция и её свойства

Рас­смот­рим свой­ства иных сте­пен­ных функ­ций с нечет­ным по­ка­за­те­лем сте­пе­ни.

Функ­ция 

1. 

2. Функ­ция нечет­ная, 

3. Гра­фик про­хо­дит через три фик­си­ро­ван­ные точки: 

4. Функ­ция воз­рас­та­ет.

5. Не огра­ни­че­на ни свер­ху, ни снизу.

6. Нет ни наи­боль­ше­го, ни наи­мень­ше­го зна­че­ния.

7. Функ­ция непре­рыв­на.

8. 

9. Вы­пук­ла вверх при вы­пук­ла вниз при 

 4. Примеры

Рас­смот­рим вза­им­ное рас­по­ло­же­ние кри­вых на при­ме­ре функ­ций  (рис. 2).

На­при­мер, 

Рас­смот­рен­ное свой­ство яв­ля­ет­ся клю­чом к ре­ше­нию ряда задач.

1. Най­ди­теи по­строй­те гра­фик функ­ции.

Ре­ше­ние:

Гра­фик по­лу­чим из из­вест­но­го нам гра­фи­ка  путем сдви­га на две еди­ни­цы впра­во (рис. 3).

 

От­ме­тим точки пе­ре­се­че­ния с осями.

Ответ: 

2.  Гра­фик дан­ной функ­ции по­лу­ча­ем из гра­фи­ка функ­ции  сдви­гом на одну еди­ни­цу вверх (рис. 4).

 

Ответ: 

 5. Свойство функции с нечетным показателем

Мы изу­ча­ем сте­пен­ные функ­ции с нечет­ным по­ка­за­те­лем сте­пе­ни. Все они мо­но­тон­но воз­рас­та­ют на всей об­ла­сти опре­де­ле­ния. От­ме­тим важ­ное свой­ство:

Если функ­ция воз­рас­та­ет, а функ­ция  убы­ва­ет, и если урав­не­ние имеет ко­рень, то этот ко­рень – един­ствен­ный (рис. 5).

 

Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/stepennaya-funktsiya-s-chetnym-pokazatelem-stepeni-y-x-sup-2n-sup-ee-svoystva-i-grafik?konspekt&chapter_id=34

http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/stepennaya-funktsiya-s-nechetnym-pokazatelem-stepeni-y-x-sup-2n-1-sup-ee-svoystva-i-grafik?konspekt&chapter_id=34

 

Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=d9cbKQ6Eh_s

Файлы