9 класс. Алгебра. Степенная функция.
9 класс. Алгебра. Степенная функция.
Комментарии преподавателя
На этом уроке мы продолжим изучение степенной функции путем решения конкретных задач.
Вначале вспомним свойства функции и рассмотрим ее график. Вспомним свойства функции и проиллюстрируем их на графике. И будем решать типовые и сопутствующие задачи на степенную функцию с натуральным показателем.
Тема: Функции натуральные числа, их свойства и графики
Урок: Задачи на степенные функции
1. Введение
На этом уроке мы вспомним свойства степенных функций, т. е. функций вида , где – натуральное число, и решим серию типовых задач.
2. Функция
Рассмотрим степенную функцию с четным показателем степени (рис. 1).
3.Функция четная, т.е.
4. Всё семейство функций проходит через три фиксированные точки:
5. Функция не монотонна на всей области определения: функция убывает при ; функция возрастает при
3. Примеры
1. Отметим интервалы знакопостоянства функции на примере функции (рис. 2).
2. Рассмотрим функцию и ее интервалы знакопостоянства (рис. 3).
Рассмотрим задачу с параметром:
Найти число корней уравнения
Решение:
Метод решения подобных задач следующий:
1. Изобразить график функции.
2. Пересечь график семейством прямых
3. Определить число точек пересечения и выписать ответ (рис. 4).
При корней нет;
при уравнение имеет один корень;
при уравнение имеет два корня. Заметим, что сумма этих корней равна нулю.
4. Функция
Теперь кратко повторим график и свойства степенной функции с нечетным показателем.
Функция (рис. 5).
1.
2.
3. Функция нечетная, т.е. График симметричен относительно точки (0; 0).
4. Любая из функций проходит через три фиксированные характерные точки:
5. Функция монотонно возрастает.
5. Решение задач с использованием свойств степенных функций
Рассмотрим примеры.
1. Найти область значений функции и прочитать её график.
Решение:
При y убывает,
При y возрастает,
Ответ:
При функция возрастает,
Ответ:
2. Найдите точки пересечения графиков функций:
Решение:
Графики функций пересекаются в точках
Ответ:
Графики функций пересекаются в точках
Ответ:
3. Постройте и прочитайте график функции
Решение:
Еслито yубывает,
Если то yвозрастает,
Если то у убывает,
На примере предыдущей функции рассмотрим важную сопутствующую задачу.
Найти число корней уравнения с параметром:
Решение:
Решить уравнение с параметром означает перебрать все возможные значения параметра и для каждого указать ответ.
Методика решения таких задач нам известна:
1. Построить график функции .
2. Пересечь его семейством прямых.
3. Найти точки пересечения и выписать ответ (рис. 11).
Нет корней при .
Один корень при.
Два корня при.
Три корня при
На этом уроке мы продолжим изучение степенной функции с отрицательным показателем путем решения конкретных задач.
Вначале вспомним свойства функции с четным отрицательным показателем и рассмотрим ее график. Вспомним свойства функции с нечетным отрицательным показателем и проиллюстрируем их на графике. И будем решать типовые и сопутствующие задачи на степенную функцию с отрицательным показателем.
Тема: Числовые функции
Урок: Задачи на степенные функции
1. Тема урока, введение
Мы вспомним свойства степенных функций с целым отрицательным показателем и используем их при решении задач на степенную функцию.
2. Напоминание: график и свойства функции
Функция
Основные свойства:
1.
2.
3. Функция четная.
4. Две характерные фиксированные точки для всех кривых:
5. Асимптоты: прямые
6. Если то y возрастает,
Если то y убывает,
3. Напоминание: график и свойства функции
Функция
Основные свойства:
1.
2.
3. Функция нечетная.
4. Две фиксированные характерные точки для всех кривых:
5. Асимптоты: прямые
6. Если то y убывает,
Если то y убывает,
4. Решение задач
Рассмотрим типовые задачи:
1. Какая из точек – А или В – принадлежит графику функции если
Решение:
т. А:
т. А принадлежит графику.
т. В:
т. В не принадлежит графику.
Ответ: т. А.
2. Какая из точек А, В, С принадлежит графику функции если
Решение:
т. А:
т. В:
т. С:
Ответ: т. В принадлежит графику.
3. Постройте график функции и прочтите его.
Решение:
Построим график функции (Рис. 5). Его асимптоты – прямые и .
Чтобы получить график функции необходимо график сдвинуть на 1 вверх по оси yи на 1 единицу влево по оси x (Рис. 6).
Асимптоты полученного графика – прямые и , характерные точки
Если то y возрастает,
Если то y убывает,
4. Найдите все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Решение:
Нам необходимо построить график функции , пересечь его семейством прямых , найти точки пересечения и записать ответ (Рис. 7).
Ответ:
5. Найти все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
1. Не имеет решений.
2. Имеет только отрицательные решения.
3. Имеет два корня разных знаков.
Решение:
Ответ:
1.
2.
3.
6. Постройте график функции и прочитайте его.
Решение:
Построим график функции (Рис. 8).
Теперь чтобы получить график функции сдвинем кривую на 2 вправо вдоль оси x, и на 3 вверх по оси y(Рис. 9).
Прямые и являются асимптотами.
Характерные точки –
Если то y убывает,
Если то y убывает,
7. Найти все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
имеет решения
1. На луче
2. На луче
Решение:
Изобразим график функции и пересечем его семейством прямых (Рис. 10).
Ответ:
1.
2.
8. Решите графически неравенство
Решение:
Построим в одной системе координат график функции и график функции (Рис. 11).
Графики пересекаются в точке
Чтобы выполнялось неравенство кривая должна располагаться выше прямой
Ответ:
9. Даны две функции, и , где
Докажите, что
Доказательство:
Тождество доказано.
Источник конспекта: http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/zadachi-na-stepennye-funktsii-y-x-sup-n-sup-gde-n-prinadlezhit-n-2?konspekt&chapter_id=34
http://interneturok.ru/ru/school/algebra/9-klass/chislovye-funktsii/zadachi-na-stepennye-funktsii-y-x-sup-n-sup-gde-n-prinadlezhit-n?konspekt&chapter_id=34
Источник видео: http://www.youtube.com/watch?v=V2Vk6DqELpk