9 класс. Обществознание. Теория происхождения государства

9 класс. Обществознание. Теория происхождения государства

Комментарии преподавателя

 1. Теория

За всю ис­то­рию че­ло­ве­че­ства было много уче­ных, ко­то­рые пы­та­лись дать ответ на во­прос о про­ис­хож­де­нии го­су­дар­ства. Наи­бо­лее ста­рой тео­ри­ей яв­ля­ет­ся тео­ло­ги­че­ская.

Теология

Рис. 1. Тео­ло­гия (Ис­точ­ник)

Суть ее сво­дит­ся к тому, что го­су­дар­ство – это про­дукт бо­же­ствен­но­го тво­ре­ния. Вы­да­ю­щим­ся сто­рон­ни­ком этой тео­рии был ве­ли­кий фи­ло­соф Фома Ак­вин­ский.

Фома Аквинский

Рис. 2. Фома Ак­вин­ский (Ис­точ­ник)

В своей ра­бо­те «О граде Бо­жьем» он опи­сал ме­ха­низм воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ства. Автор утвер­жда­ет, что го­су­дар­ство, как и все на земле, – это про­дукт тво­ре­ния Бо­жье­го, и да­ро­ва­но оно было людям для того, чтобы упо­ря­до­чить зем­ные про­цес­сы. Таким об­ра­зом, воз­ни­ка­ет це­лост­ная кон­цеп­ция со­зда­ния мира – есть мир, ко­то­рым управ­ля­ет Гос­подь. Де­ла­ет он это по сред­ствам го­су­дар­ства и ста­вит во главе го­су­дарств царей. Цари, в свою оче­редь, яв­ля­ют­ся слу­га­ми церк­ви, то есть Бога, хотя и об­ла­да­ют всей зем­ной вла­стью. На этом ре­ли­ги­оз­ный мир за­мкнул­ся, а мы с вами шаг­ну­ли даль­ше. Ре­ли­гия по-преж­не­му яв­ля­ет­ся важ­ной ча­стью нашей жизни, но она усту­пи­ла место дру­гим взгля­дам и кон­цеп­ци­ям.

 2. Патриархальная теория

После этого воз­ник­ла пат­ри­ар­халь­ная тео­рия.

Патриархат

Рис. 3. Пат­ри­ар­хат (Ис­точ­ник)

Ее ро­до­на­чаль­ни­ком был вы­да­ю­щий­ся гре­че­ский фи­ло­соф Ари­сто­тель,

Аристотель

Рис. 4. Ари­сто­тель (Ис­точ­ник)

а несколь­ко позд­нее ан­гли­ча­нин Филь­мер раз­ви­вал эту тео­рию, хотя он был не един­ствен­ным, кого ин­те­ре­со­ва­ла эта идея.

Суть этой кон­цеп­ции в том, что го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся про­об­ра­зом семьи. Опи­сы­ва­лась такая сцена: семья транс­фор­ми­ро­ва­лась в род, род пе­ре­шел в племя, а племя, в силу раз­лич­ных фак­то­ров, пре­вра­ти­лось в го­су­дар­ство. Эта тео­рия был очень удоб­ной для пра­вя­щих мо­нар­хов того вре­ме­ни, по­сколь­ку во главе семьи дол­жен сто­ять отец, сле­до­ва­тель­но, во главе го­су­дар­ства дол­жен сто­ять мо­нарх. И, тем не менее, в этой тео­рии есть боль­шой изъян. Уче­ны­ми было до­ка­за­но, что не из семьи по­лу­чил­ся род, а про­цесс был прямо про­ти­во­по­лож­ный. Это яв­ля­ет­ся ос­нов­ной про­бле­мой пат­ри­ар­халь­ной тео­рии.

 3. Договорная теория

Также су­ще­ство­ва­ла до­го­вор­ная тео­рия.

Договор

Рис. 5. До­го­вор (Ис­точ­ник)

Ее ав­то­ра­ми были ан­гли­чане Локк

Джон Локк

Рис. 6. Джон Локк (Ис­точ­ник)

и Гоббс,

Томас Гоббс

Рис. 7. Томас Гоббс (Ис­точ­ник)

фран­цу­зы Руссо

Жан-Жак Руссо

Рис. 8. Жан-Жак Руссо (Ис­точ­ник)

и Голь­бах.

Поль Гольбах

Рис. 9. Поль Голь­бах (Ис­точ­ник)

В Рос­сии сто­рон­ни­ком этой тео­рии был вы­да­ю­щий­ся уче­ный Ра­ди­щев.

Александр Радищев

Рис. 10. Алек­сандр Ра­ди­щев (Ис­точ­ник)

Со­глас­но этой тео­рии, го­су­дар­ство пред­став­ля­ет собой об­ще­ствен­ный до­го­вор. Под до­го­во­ром име­ет­ся в виду не под­пи­сан­ный до­ку­мент, а ско­рее си­сте­ма свя­зей между от­дель­ны­ми чле­на­ми об­ще­ства, ко­то­рые услов­но до­го­ва­ри­ва­ют­ся о том, что они будут вы­пол­нять опре­де­лен­ные функ­ции для под­дер­жа­ния ра­бо­ты всей си­сте­мы. Фи­ло­со­фы, ко­то­рые от­ста­и­ва­ли эту точку зре­ния воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ства, утвер­жда­ли, что в пер­во­быт­ном об­ще­стве не было и не могло быть го­су­дар­ства, по­сколь­ку оно не было нужно, каж­дый был сам за себя, каж­дый от­ста­и­вал свои лич­ные ин­те­ре­сы при по­мо­щи фи­зи­че­ской силы. Те­перь, когда люди на­учи­лись кон­так­ти­ро­вать между собой, они го­то­вы были по­сту­пить­ся соб­ствен­ной неза­ви­си­мо­стью и сво­бо­дой ради без­опас­но­сти. Го­су­дар­ство пред­став­ля­ет собой опре­де­лен­ные сдер­жи­ва­ю­щие рамки, по­это­му мы и го­во­рим о том, что жерт­ву­ет­ся опре­де­лен­ная часть сво­бо­ды, но, ко­неч­но же, не вся. Мы со­блю­да­ем уста­нов­лен­ные за­ко­ны, таким об­ра­зом, огра­ни­чи­вая себя в чем-то, но в то же время по­ни­ма­ем, что это необ­хо­ди­мо для об­ще­ствен­но­го бытия.

Важно от­ме­тить, что до­го­вор­ная тео­рия воз­ник­ла в пе­ри­од очень бур­но­го роста бур­жу­а­зии в Ев­ро­пе, что по­рож­да­ло собой очень се­рьез­ную по­ли­ти­че­скую борь­бу между тре­тьим со­сло­ви­ем (бур­жу­а­зи­ей) и мо­нар­хи­ей. По­это­му обос­но­ва­те­ли этой тео­рии го­во­ри­ли, что го­су­дар­ство – это до­го­вор, а мо­нарх, ви­ди­мо, – неиз­беж­ный фак­тор, но и у мо­нар­ха, и у на­ро­да долж­ны быть опре­де­лен­ные права, ко­то­ры­ми они могут поль­зо­вать­ся. Мо­нарх, или го­су­дар­ство, имеет право на­ка­зы­вать своих граж­дан за на­ру­ше­ние за­ко­на, а народ, в свою оче­редь, имеет право на во­ору­жен­ное вос­ста­ние, в слу­чае если мо­нарх или го­су­дар­ство ущем­ля­ет их права. Эта идея лежит в ос­но­ве всех ев­ро­пей­ских ре­во­лю­ций, в том числе аме­ри­кан­ской, хотя в Аме­ри­ке как раз про­изо­шла ре­во­лю­ция ев­ро­пей­ско­го типа.

 4. Насильственная теория

Очень по­пу­ляр­ной была так на­зы­ва­е­мая тео­рия на­си­лия в си­сте­ме тео­рий про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства.

Насилие

Рис. 11. На­си­лие (Ис­точ­ник)

Суть ее сво­дит­ся к тому, что го­су­дар­ство – это сво­е­го рода ответ за­во­е­ва­те­ля на то, каким об­ра­зом управ­лять за­во­е­ван­ным на­ро­дом. Пред­ста­вим себе, что все люди живут в мире и со­гла­сии, то есть пред­став­ля­ют собой еди­ный ор­га­низм (на­при­мер, от­дель­но взя­тый народ), то го­су­дар­ство им во­об­ще не нужно, они до­го­ва­ри­ва­ют­ся между собой дру­ги­ми ме­то­да­ми. В ка­че­стве при­ме­ра можно при­ве­сти непи­са­ный свод за­ко­нов гор­цев Кав­ка­за – Адат. Он не был даже за­креп­лен на бу­ма­ге, но все их со­блю­да­ли. Таким об­ра­зом, рас­смат­ри­вая со­об­ще­ство близ­ких между собой людей, мы по­ни­ма­ем, что го­су­дар­ство им во­об­ще не нужно.

Го­су­дар­ство как та­ко­вое нужно по­ра­бо­ти­те­лю. При­шел чуж­дый народ, за­хва­тил тер­ри­то­рию, по­ра­бо­тил мест­ное на­се­ле­ние, те­перь им нужно управ­лять. Для этих целей со­зда­ет­ся некая си­сте­ма – ап­па­рат чи­нов­ни­ков, на­ла­га­ет­ся дань, или налог, пи­шут­ся спе­ци­аль­ные за­ко­ны об управ­ле­нии лю­дь­ми. Вроде бы тео­рия под­твер­жда­ет­ся, но ис­то­рии из­вест­ны слу­чаи, когда го­су­дар­ства воз­ни­ка­ли без ка­ко­го-ли­бо внеш­не­го воз­дей­ствия. Как же это объ­яс­нить? Вы­хо­дит, что эта тео­рия ра­бо­та­ет не все­гда.

 5. Психологическая теория

Су­ще­ству­ет также пси­хо­ло­ги­че­ская тео­рия про­ис­хож­де­ния го­су­дар­ства.

Психология

Рис. 12. Пси­хо­ло­гия (Ис­точ­ник)

Ее сто­рон­ни­ка­ми были фран­цуз Тард

Габриель Тард

Рис. 13. Га­б­ри­ель Тард (Ис­точ­ник)

и рус­ский юрист Пет­ра­жиц­кий.

Лев Петражицкий

Рис. 14. Лев Пет­ра­жиц­кий (Ис­точ­ник)

Эта кон­цеп­ция ос­но­вы­ва­ет­ся на том, что внут­ри че­ло­ве­ка су­ще­ству­ет очень бо­га­тый пси­хо­ло­ги­че­ский мир. Как бы ни была раз­но­об­раз­на пси­хи­ка людей, все они де­лят­ся на две ка­те­го­рии: ве­до­мых и ве­ду­щих. Таким об­ра­зом, со­глас­но этой кон­цеп­ции го­су­дар­ство воз­ни­ка­ет как пси­хо­ло­ги­че­ский позыв людей, ко­то­рые хотят управ­лять, и это ста­но­вит­ся воз­мож­ным, по­то­му что су­ще­ству­ет боль­шое ко­ли­че­ство людей, го­то­вых под­чи­нять­ся, более того, они даже хотят, чтобы ими управ­ля­ли. И все бы хо­ро­шо, если бы не со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти пси­хо­ло­гии. Уче­ны­ми было до­ка­за­но, что пси­хи­ка че­ло­ве­ка не пер­вич­на по от­но­ше­нию к со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти, а как раз на­о­бо­рот. Ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что это внеш­няя среда вли­я­ет на со­зна­ние и пси­хи­ку че­ло­ве­ка. Проще го­во­ря, усло­вия жизни че­ло­ве­ка дик­ту­ют­ся его усло­ви­я­ми жизни. Если зна­ме­ни­тая по­сло­ви­ца: «с вол­ка­ми жить – по-вол­чьи выть».

Волчья стая

Рис. 15. Вол­чья стая (Ис­точ­ник)

Че­ло­век не может жить от­дель­но от со­ци­аль­но­го ми­ро­воз­зре­ния, так как яв­ля­ет­ся ча­стью этого са­мо­го со­ци­у­ма. Этот со­ци­ум и на­ла­га­ет на него некие пси­хо­ло­ги­че­ские черты.

 6. Расовая теория

Су­ще­ству­ет также ра­со­вая тео­рия воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ства.

Проявление расизма

Рис. 16. Про­яв­ле­ние ра­сиз­ма (Ис­точ­ник)

Ее ос­но­во­по­лож­ни­ком был фран­цуз Го­би­но.

Артур Жозеф де Гобино

Рис. 17. Артур Жозеф де Го­би­но

Несколь­ко позд­нее эта тео­рия была от­кор­рек­ти­ро­ва­на и до­пол­не­на вы­да­ю­щим­ся немец­ким уче­ным и фи­ло­со­фом Ницше.

Фридрих Ницше

Рис. 18. Фри­дрих Ницше (Ис­точ­ник)

Суть кон­цеп­ции та­ко­ва: все расы на земле де­лят­ся на две – расу гос­под и расу рабов. При этом под расой гос­под под­ра­зу­ме­ва­ет­ся так на­зы­ва­е­мая белая, арий­ская раса, все осталь­ные счи­та­ют­ся «недо­че­ло­ве­ка­ми», или лю­дь­ми вто­ро­го сорта. В рам­ках этой кон­цеп­ции в ис­то­рии была очень пе­чаль­ная прак­ти­ка. Речь идет о на­цист­ском го­су­дар­стве, и вы все, на­вер­ное, зна­е­те, чем обер­ну­лась для всего мира эта по­пыт­ка во­пло­тить в жизнь ра­со­вую кон­цеп­цию го­су­дар­ства. Эту кон­цеп­цию от­верг­ла сама ис­то­рия, и до сих пор в немец­ком пар­ла­мен­те (Бун­дес­рат) стены несут на себе над­пи­си со­вет­ских сол­дат-осво­бо­ди­те­лей.

Советский солдат-освободитель у колонны Рейхстага

Рис. 19. Со­вет­ский сол­дат-осво­бо­ди­тель у ко­лон­ны Рейхс­та­га (Ис­точ­ник)

Немцы спе­ци­аль­но не сти­ра­ют эти над­пи­си как сим­вол по­бе­ды над на­циз­мом, чтобы не за­бы­вать, что люди ни­ко­гда не будут де­лить­ся на людей с пра­виль­ны­ми и на людей с непра­виль­ны­ми че­ре­па­ми. Био­ло­гия позд­нее до­ка­за­ла, что такой раз­ни­цы между лю­дь­ми нет, мы все про­ис­хо­дим от од­но­го че­ло­ве­ка.

 7. Классовая теория

По­след­няя тео­рия, ко­то­рую мы рас­смот­рим, – клас­со­вая. Со­зда­те­ли этой тео­рии, Маркс

Карл Маркс

Рис. 20. Карл Маркс (Ис­точ­ник)

и Эн­гельс,

Фридрих Энгельс

Рис. 21. Фри­дрих Эн­гельс (Ис­точ­ник)

раз­ра­бо­та­ли очень строй­ную тео­рию, ко­то­рая боль­ше 70 лет гос­под­ство­ва­ла на тер­ри­то­рии на­ше­го го­су­дар­ства, точ­нее в Со­вет­ском Союзе.

Со­глас­но Марк­су, об­ще­ство рас­ко­ло­лось на непри­ми­ри­мые клас­сы – управ­ля­ю­щих и управ­ля­е­мых. Про­изо­шло это по эко­но­ми­че­ским при­чи­нам: объ­еди­не­ния общин, раз­ви­тия про­из­вод­ства. Люди стали по­лу­чать при­ба­воч­ный про­дукт и, таким об­ра­зом, на­ча­ла вы­де­лять­ся опре­де­лен­ная вер­хуш­ка пра­вя­щих клас­сов, ко­то­рая смог­ла со­сре­до­то­чить в своих руках боль­шой при­ба­воч­ный про­дукт. При­ба­воч­ный про­дукт – это неко­то­рый из­ли­шек в про­из­вод­стве. Люди, ко­то­рые об­ла­да­ют боль­шим ко­ли­че­ством из­лиш­ков, воз­вы­ша­ют­ся над об­ще­ством, и от­сю­да воз­ни­ка­ет про­ти­во­сто­я­ние между лю­дь­ми, ко­то­рые ра­бо­та­ют и по­лу­ча­ют неболь­шую при­быль, и теми, кто ра­бо­та­ет мало, или не ра­бо­та­ет во­об­ще, но имеет зна­чи­тель­ную при­быль. По­след­ние – это пра­вя­щие клас­сы. На этом про­ти­во­сто­я­нии и была по­стро­е­на клас­со­вая тео­рия го­су­дар­ства. Это сво­е­го рода борь­ба между угне­та­е­мы­ми и угне­та­те­ля­ми.

Угне­та­те­ля­ми вы­сту­па­ли ста­рей­ши­ны, на­чаль­ни­ки или про­сто фи­зи­че­ски силь­ные люди, ко­то­рые могли отобрать у дру­гих этот при­ба­воч­ный про­дукт. Таким об­ра­зом, по­сте­пен­но воз­ни­ка­ет пра­вя­щая элита. Угне­тен­ны­ми были про­стые тру­дя­щи­е­ся кре­стьяне. Несмот­ря на всю склад­ность этой тео­рии, в ней тоже есть свои про­бле­мы. Не все­гда и не везде об­ще­ства фор­ми­ро­ва­лись так, как пи­са­ли Маркс и Эн­гельс, ведь по­ми­мо самой тео­рии, эта кон­цеп­ция раз­ви­ва­лась на ос­но­ве так на­зы­ва­е­мой об­ще­ствен­но-эко­но­ми­че­ской фор­ма­ции, о ко­то­рой мы по­го­во­рим немно­го позже. Со­глас­но Марк­су, эти фор­ма­ции шли, че­ре­ду­ясь одна за дру­гой. Эта идея че­ре­до­ва­ния ра­бо­та­ла для ев­ро­пей­ских стран, но не ра­бо­та­ла для неев­ро­пей­ских.

Су­ще­ству­ет много ва­ри­ан­тов воз­ник­но­ве­ния го­су­дар­ства, и тем не мене ни один из них не дает пол­но­цен­но­го от­ве­та. В чем же сек­рет? А сек­рет скрыт в по­ис­ке, по­то­му что го­су­дар­ство как ме­ха­низм управ­ле­ния лю­дь­ми яв­ля­ет­ся до­ста­точ­но слож­ным ме­ха­низ­мом, и ско­рее всего не су­ще­ству­ет еди­но­го от­ве­та на по­став­лен­ный нами во­прос. Каж­дая из дан­ных кон­цеп­ций имеет свое ра­ци­о­наль­ное зерно, и что-то ра­зум­ное со­дер­жит­ся в каж­дой из них, но ис­ти­на, как все­гда, недо­сти­жи­ма.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/teoriya-proishozhdeniya-gosudarstva

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=EyB6I91tWME

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=9pbK7LYWk1s

источник видео - https://vimeo.com/97573283

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы