9 класс. Обществознание. Форма государственного устройства
9 класс. Обществознание. Форма государственного устройства
Комментарии преподавателя
1. Введение
Под формой государственного устройства следует понимать политико-территориальное устройство государства, в том числе политико-правовой статус его составных частей и взаимоотношения центра и государственных органов в регионах государства.
На форму государственного устройства влияют национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Так, например, небольшие по территории государства обычно являются унитарными.
Принято различать две основные формы государственного устройства – унитарное государство и федеративное государство.
Унитарное государство – это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не имеющие политической самостоятельности, статуса государственных образований и суверенных прав.
Рис. 1. Унитарное государство – Япония
К признакам унитарного государства относятся:
1. единая конституция и единая правовая система;
2. единая система высших органов государственной власти;
3. единое гражданство;
4. единая судебная система и осуществление правосудия на базе единых норм права;
5. деление территории государства на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью;
6. подчинение местных органов государственной власти центральным органам государственной власти.
Унитарными являются большинство государств. Такие государства могут иметь мононациональный (Франция, Швеция, Норвегия) и многонациональный (Великобритания) состав населения.
Федеративное государство – это сложное союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, обладающих суверенитетом и собственной компетенцией в области осуществления государственной власти.
Федеративная форма государственного устройства имеет меньшее распространение в государствах мира. К федеративным государствам относятся, например, США, Канада, Швейцария, Россия, ФРГ, Австрия, Австралия, Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Малайзия, Индия и т.д.
Рис. 2. Федеративное деление Индии (Источник)
Для большинства федеративных государств характерно то, что федерацию составляют государственные образования, такие как, например, штаты, земли, кантоны, провинции и т.д. Они являются субъектами федерации и наделяются определенными полномочиями. Большинство субъектов федерации не имеют суверенитета, хотя иногда он закреплен в конституции федерации, и не обладают правом сецессии – правом выхода из состава федеративного государства по собственному желанию.
Федеративные государства обладают характерными для них признаками:
1. территория федеративного государства не представляет собой единого целого, а состоит из территорий субъектов федерации. Субъекты федерации в большинстве государств не являются государствами в собственном смысле слова, так как не обладают суверенитетом, который предполагает независимость государственной власти как внутри государства, так и во внешних сношениях;
2. субъекты федерации наделены учредительной властью в вопросе принятия собственной конституции. Союзные конституции обычно предписывают субъектам принимать свои конституции, не противоречащие положениям союзных конституций;
3. субъекты федерации наделены правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъектов;
4. субъекты, как правило, имеют собственную правовую и судебную системы;
5. субъекты имеют, как правило, собственное гражданство, то есть каждый гражданин субъекта обладает двухуровневым гражданством, одновременно являясь и гражданином федерации;
6. федеративному государству присуща двухпалатная структура союзного парламента (бикамерализм). Нижняя палата федерального парламента представляет собой орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов федерации;
7. субъекты имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы;
8. центральным вопросом в федеративном государстве является вопрос разграничения компетенции между федерацией и субъектами, который обязательно подробно регламентирован в федеральной конституции.
Среди федеративных государств выделяется РФ, которая является ассиметричной федерацией: ей присущ неодинаковый статус субъектов федерации. Так, например, республики имеют собственную конституцию и государственный язык, а край или область не имеют.
От федерации необходимо отличать конфедерацию. Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических). Конфедерация образуется на основе международного договора между государствами, которые, вступая в конфедерацию, в полном объеме сохраняют свой суверенитет. Конфедеративные органы только координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по вопросам, по которым они объединились. Следовательно, конфедерация в отличие от своих членов не обладает суверенитетом. Конфедерации имеют нестойкий, переходный характер. Они или распадаются, или преобразуются в федерации (США, Швейцария, ОАЭ).
Рис. 3. Заседание тагзатцунга в Бадене (Швейцария) (Источник)
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/9-klass/fb1714ee/forma-gosudarstvennogo-ustroystva
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=GUk5gZYpuZw
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=sMw8bNlwod4
источник презентации - http://prezentacii.com/obschestvoznanie/13858-nacionalno-gosudarstvennoe-ustroystvo-9-klass.html
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=iJdiS3MW1L4
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=2j-G5yBVeOw